Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Соколова С. В.
профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


«Умный дом» как витрина общества массового индивидуализированного потребления
Статья посвящена выявлению социально-экономических причин разработки технологий, составляющих «умный дом». Дана всесторонняя характеристика объектов домашнего комфорта, составляющих умный дом. Рассчитаны оценки стоимости умных домов для отдельных регионов России
Ключевые слова: умный дом, smart-технологии, социально аварийное жильё, оценка стоимости умного дома, общество массового индивидуализированного потребления
УДК 330.47; ББК У052.9(2)20–149.3   Стр: 169 - 173

Вводные замечания. Промышленная революция, начавшаяся в XVIII веке с изобретения механической прялки «Дженни», к началу XX века логически дошла до такой стадии, когда машины стали носителями технологий потребления. Разделение труда не только в промышленности, но и в быту приводит к выделению однообразных примитивно простых действий, которые не требуют творчества, следовательно, способна выполнить машина. В результате механизации быта индивидуальные домашние услуги стали замещаться универсальными, массовыми, создаваемыми на промышленной основе [12, с. 108; 13, с. 136–137]. Примерами могут служить:
● в питании — фабрики-кухни, столовые и рестораны быстрого питания;
● в передвижении — общественный транспорт (авиа- и железнодорожный транспорт, метро, автобусы, трамваи и т.п.);
● в производстве и чистке одежды и обуви — фабрики по пошиву одежды и обуви, химчистки;
● в сфере развлечений — кинотеатры, массовый курортный туризм, различные формы массовой культуры;
● в домашнем обиходе — газовые и электрические плиты, пылесосы, кухонные комбайны, посудомоечные машины, холодильники;
● в жилых помещениях — электроосвещение, радио и телевидение, централизованные водоснабжение, канализация и паровое отопление, лифты и т.д.
Механизация сферы потребления решила проблему насыщения потребительского рынка типовыми товарами и услугами, создала общество массового потребления.
В XX веке механизация производства и потребления перерастает в автоматизацию и соединяется с информационной революцией. В свою очередь, информационная революция и порожденная ею цифровизация, первоначально захватившая торговлю, финансовую сферу и стремительно распространяющаяся в производстве, в настоящее время приводит к ломке старых жизненных устоев, ускорению ритма жизни и формированию нового быта на основе цифровых технологий.
Самые значительные инновации затрагивают жилищно-коммунальное хозяйство, приводят к формированию, как справедливо отмечают Н.В. Комлева, Ж.Б. Мусатова, Л.А. Данченок, новой модели потребительского поведения [5], одним из самых ярких проявлений которого является создание «умных» домов. К сожалению, в чем именно состоит новизна модели потребления в условиях автоматизации, авторы не смогли сформулировать.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы раскрыть понятие «умный» дом не с точки зрения технической. Такие публикации (обычно не оригинальные, имеющие массу некорректных заимствований) наводнили отечественные журналы и сайты. При всей важности информированности граждан о технических возможностях, открываемых информатизацией и цифровизацией, необходимо выявить социально-экономические причины и закономерности создания «умных» домов.
Всё ли, к чему прицеплен ярлык «умный», следует признавать «умным» в условиях автоматизации и цифровизации?
Всякое модное направление в науке и экономике, а мода на исследование умных домов, умных кварталов и умных городов поддерживается маркетинговыми стратегиями по продвижению продаж жилья, сопровождается нарастающим информационным шумом.
Так, одной из определяющих характеристик «умного» квартала называют то, что «в центре смарт-квартала обязательно расположена школа» [2]. А если в центре квартала отделение полиции или районный психоневрологический диспансер? Один из авторов статьи в детстве жил в доме, окна которого выходили на мастерскую, изготавливавшую похоронные принадлежности. Даже страшно подумать, как такой квартал могут определить маркетологи с чрезмерно разыгравшейся фантазией.
Жонглирование словом «умный» происходит по поводу и без повода. Уже объявлено о появлении умных «лежачих полицейских», «умных чайников».
«На российских дорогах могут появиться «умные» искусственные дорожные неровности. Высота таких «лежачих полицейских» зависит от скорости приближающегося автомобиля. Если она не превышает установленный лимит — препятствие не появится, а перед лихачом неровность выдвинется из асфальта» [18]. Для того, чтобы искусственная «неровность», названная «умным полицейским», выдвинулась из асфальта, сам асфальт должен быть естественно ровным. Зачем дополнительно создавать искусственные неровности, если отнюдь не решена проблема с дорожными ямами, колейностью, колдобинами и выбоинами? В конце концов без всяких затрат можно просто перестать ремонтировать дороги, и неровности заставят многих автомобилистов стать умными пешеходами.
«Уникальность умного чайника Mie в том, что он способен поддерживать необходимую вам температуру воды в течение заданного времени. Благодаря своему стильному дизайну и великолепному цвету этот чайник будет прекрасным украшением на любой кухне» [21]. Подобные броские маркетинговые уловки для малограмотных потребителей — «чайников» направлены лишь на то, чтобы попытаться привлечь их внимание к товарам с неуместными техническими решениями и неоправданно завышенными ценами. Поддерживать высокую температуру воды способен обычный жаровой самовар, используемый без указания на его умность. И уж, безусловно, самовар превосходит любой самый умный чайник по дизайну, украшая кухню.
Сколь много ненужных вещей!
Чтобы понять в вещном мире, какой смысл адекватен термину «умный» в применении к потребительским товарам, следует вспомнить об управленческих smart-технологиях.
Управленческие smart-технологии. Smart — это сложносокращенное слово, облегчающее характеристики информации, используемой в менеджменте при постановке задачи. Следующие значения букв:
● S — Specific (конкретность) — требуется объяснить, в чем именно состоит задача;
● M — Measurable (измеримость) — требуется объяснить, как станет измеряться результат;
● A — Attainable (достижимость) — требуется объяснить, за счет чего планируется достичь цели;
● R — Relevant (значимость) — требуется объяснить важность выполнения данной задачи в достижении цели;
● T — Time-bound (срочность) — требуется установить временные рамки для выполнения задачи.
Всё это складываются в слово smart, по-английски умный.
Соответственно, smart home — умный дом, т.е. дом, в котором применяемые технологии управления позволяют ставить и решать задачи, связанные с комфортным проживанием конкретного человека именно в этом доме.
В этом исходном простом определении умного дома заложены два момента, требующие конкретизации.
Один — представление об объектах домашнего комфорта — достаточно стабильный.
Второй — в связи с ускоренными инновациями, происходящими в средствах управления объектами, обеспечивающими комфорт, — за сравнительно короткий период времени, последние полвека, претерпел многоэтапные качественные изменения.
Объекты домашнего комфорта. Во множестве публикаций по-разному оценивается комплектность объектов домашнего комфорта. При этом можно обоснованно предположить, что их авторы за редким исключением, в глаза не видели умного дома и заимствуют сведения о нем, насмотревшись телевизионных сериалов или начитавшись публикаций, на которые впоследствии не ссылаются.
Выделим следующие основные направления в комплектации системы «умный дом» объектами комфорта:
1. Домашняя инфраструктура:
● электроснабжение;
● климат-контроль: отопление (нагреватели, теплые полы), вентиляция, кондиционирование);
● водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение;
● газоснабжение;
● освещение (жалюзи, шторы, осветительные приборы);
● «зеленая» энергетика (солнечные батареи, ветряки и др.);
2. Безопасность:
● охранная сигнализация;
● пожарная сигнализация;
● видеонаблюдение (видеокамеры, видеодомофоны);
3. Спальные места;
4. Рабочее пространство:
● рабочее место (преимущественно связанное с информационными технологиями или предоставлением услуг дистанционно);
● переговорная комната;
5. Жизненные удобства (туалетные и ванные комнаты, подсобные помещения и др.);
6. Домашние развлечения:
● аудиовизуальные;
● спортивный уголок с тренажером;
7. Бытовая техника:
● лифт;
● помогающая в приготовлении пищи (электрическая и/или газовая, микроволновая плиты, холодильник, кофе-машина, чайник и др.);
● обеспечивающая уборку (пылесос, посудомоечная машина, стиральная машина и др.);
8. Информация и связь (телефон, интернет);
9. Охраняемые парковочные места (наземный / подземный паркинг из расчета одно машино-место на одну комнату);
10. Здравоохранение (телемедицина, помощь на дому);
11. Жизненное пространство домашних животных (например, оборудование террариума для содержания рептилий, аквариума для домашних рыбок, клеток для птиц, место отдыха кошки или собаки и др.);
12. Компоненты комфорта на придомовой территории:
● освещение;
● полив;
● видеонаблюдение;
● свободный подъезд к дому, как для проживающих в нем, так для аварийных служб.
13. Приборы, обеспечивающие smart-управление объектами комфорта (регулирование, учет и контроль):
● датчики (движения и присутствия; расхода ресурсов — воды, электроэнергии; состояния среды — сенсоры задымленности, утечек газа и др.);
● технические управляющие устройства;
● исполнительные устройства.
Только на основе целостного учета объектов комфорта можно судить о том, какой дом в принципе может превратиться в умный.
Понятно, что не все названные элементы комфорта являются обязательными в системе умный дом. Факультативно жизненное пространство домашних животных (многие вообще не держат никаких домашних животных); вариативны масштабы рабочего места (у кого-то просто нет возможности в работе на дому), применяемой бытовой техники и др. Тем не менее, следует дать общую оценку площади умного дома. Дом, системно насыщенный объектами комфорта, может представлять собой как квартиру в современном благоустроенном 4–5-этажном здании (тогда общая площадь, например, 1-комнатной квартиры должна составлять 60–80 м2, 2-комнатной — от 100 до 120 м2), так и отдельный коттедж.
В принципе такие параметры жилья закладывались в несостоявшуюся «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где обещалось, что «средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью)» [6, c. 8].
Отметим, что в августе 2019 года на юго-востоке Москвы в ЖК «MySpace на Дегунинской» предлагались квартиры микростудии площадью от 11,6 м2, которые были раскуплены моментально [4]. Несмотря на то, что в этот объем жизненного пространства могут быть встроены отдельные элементы умного дома, такое жилье не может обеспечить комфортное проживание.
Применительно к основным средствам производства давным-давно утвердились представления об их физическом и моральном износе. В отношении такого объекта потребления как жилое помещение сформировано лишь суждение о его физическом износе. Так, в Разделе III Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» определены лишь технические (в т.ч. экологические) основания для признания обычного жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным [9].
Переход к массовому строительству умных домов потребует пересмотра данной нормы, введения понятия морального старения жилого помещения. Если отдельные элементы комфорта в жилом помещении не обеспечены, например, к дому ни подойти, ни подъехать, а в случае пожара пожарная машина не может пробраться к дому, то такой дом следует считать социально аварийным, непригодным для проживания вследствие применения морально устаревших проектных решений, даже если он только что сдан в эксплуатацию и технически вполне приемлем.
Общая оценка площади умного дома позволяет выйти на крайне приблизительную оценку базовых инвестиционных вложений в его строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилья в конкретном регионе.
Например, на начало 2020 года в Москве стоимость 1 м2 вторичного жилья колебалась от 384749 руб. до 113808 руб. [17], в новостройках Санкт-Петербурга средняя цена равнялась — 116418 руб. [19].
Правда, по Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 декабря 2019 г. № 827/ пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года» показатели средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года (в рублях) составляли: по России в среднем — 46013 руб., для Москвы — 105043 руб., для Санкт-Петербурга — 76429 руб. [10]. В Санкт-Петербурге данный показатель учитывается при определении размеров социальных выплат для всех категорий граждан-участников жилищных программ: «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге»; «Предоставление социальных выплат для строительства или приобретения жилья»; «Предоставление социальных выплат в форме сертификата для многодетных семей».
Данные значения могут быть положены в основу для расчета ориентировочной стоимости умного дома и оценки потенциального покупательского спроса.
При указанных ценах средняя цена однокомнатной квартиры площадью 60 м2 на вторичном рынке в Москве составит около 15 млн руб., в Санкт-Петербурге (в новостройках) — около 7 млн руб.
Причины и предпосылки строительства умного жилья. Механизация и автоматизация массового производства потребительских товаров и услуг провоцирует уничтожение человеческой индивидуальности в сфере потребления. Классическим результатом такого глобалистского подхода является фабричный пошив типовой одежды в стиле унисекс (unisex). Данный стиль появился отнюдь не вследствие изменения мужской и женской роли в обществе. Это итог погони компаний, выпускающих одежду, за максимальной прибылью, и ничего более. Яркий пример навязанной глобальными маркетинговыми службами крупнейших компаний по производству «бесполой» одежды — джинсы, кепки, мешковатые футболки и свитеры.
Несмотря на типовую одежду, люди индивидуальны в своих бытовых привычках, особенно сильно проявляющихся в домашней обстановке. Эти привычки часто неустранимы никакой глобальной рекламной акцией, обусловлены не только субъективными предпочтениями, но и объективными обстоятельствами, природной средой, климатом. Да, в Италии и Греции легко пропагандировать коротенькие шубки и брючки-шорты, но даже в условиях глобального потепления в них не удастся выйти на улицу в зимнее время на севере России.
Появление средств управления объектами домашнего комфорта позволяет индивидуализировать быт, создать умный дом. Умный дом становится витриной общества массового индивидуализированного потребления.
Средства управления объектами домашнего комфорта. До эпохи механизации ручным было не только производство, но и быт. Примитивные потребности в пище, одежде, отоплении и освещении обеспечивались за счет ручного труда. Вручную зажигали лучину и свечи для освещения, вручную заготавливали дрова для отопления, носили воду в дом ведрами для приготовления пищи в печи, топившейся дровами, и т.д.
Как отмечал К. Маркс, «потребности рождаются прямо из производства или из положения вещей, основанного на производстве», «производство идет впереди спроса, предложение силой берет спрос» [7, с. 80, 101].
Автоматизация и цифровизация пробуждают не только стремление к проявлению индивидуальности, но и создают возможность технических решений, позволяющих внедрить систему smart-управления жилищно-коммунальным хозяйством. Не просто напичкать дом приборами, но и осуществить их использование с учетом конкретных обстоятельств, интересов и потребностей.
Тонкая настройка жилищно-коммунального хозяйства под субъективные личные потребности вызывает стремление создать персонифицированный уют в доме. Автоматизация и цифровизация позволяют перенести большую часть управления домашним хозяйством на компьютеры, которые, как известно, не устают, высвобождают свободное время и интенсифицируют процесс его использования.
Тонкая настройка элементов комфорта осуществляется системой управления, которая включает различные датчики, управляющие устройства и исполнительные устройства. Роль управляющего устройства выполнять собственный голос или хлопок ладони, выключатели, Touch-панели, клавиатуры, пульты, iPad или iPhone, мобильный телефон, SMS и звонки на голосовое меню [11].
Приборы, обеспечивающие управление объектами комфорта (датчики, счетчики, сенсоры и др.), позволяют применять управленческие smart-технологии.
Системы smart-управления домашним хозяйством постоянно совершенствуются. При этом всё большее предпочтение отдается устройствам, обеспечивающим удаленное управление. Удаленное управление умным домом означает отсутствие непосредственного контакта с объектом управления как внутри жилища, так и снаружи жилища [20]. Тенденция в развитии smart-управления состоит в том, чтобы человека, проживающего в умном доме, заменить автоматизированной системой, роботом.
Вследствие того, что постоянно появляются новые приборы для системы управления, основой для расчета ориентировочной стоимости их установки берется базовая стоимость самого дома на вторичном рынке.
Приведем несколько оценок стоимости установки системы умный дом.
Дж. Векслер отмечает, что она составляет от 1 до 6% от стоимости имущества. «Конечно, на самом деле нет верхнего предела того, сколько вы можете потратить, и если ваш дом особенно велик, или вы ищете индивидуальные функции, ваши расходы могут быть выше» [22].
Российское коммерческое предложение установки системы «Умный дом» под ключ по Москве составляет от 1086000, по регионам — от 294314 до 736569 руб. [8]. Еще одно: «средняя цена на систему «умного дома» составляет 400 тысяч рублей, однако максимальная стоимость может быть значительно больше. Люксовые комплекты технологии могут обойтись в миллионы» [3].
Добавим стоимость места на охраняемой парковке, расположенной в доме: для Москвы — 1 млн руб., для Санкт-Петербурга — 0,5 млн руб.
При указанных ценах совокупная средняя цена однокомнатной квартиры (для молодой семьи) площадью 60 м2 на вторичном рынке в Москве составит более 17 млн руб., в Санкт-Петербурге (в новостройках) — более 8,0 млн руб.
Тогда при средней заработной плате в регионе (согласно данным официальной статистики, после вычета НДФЛ) москвичу надо отдать за такой умный дом 20 годовых зарплат, петербуржцу — 13.
Эти расчеты показывают, что грёзы об умном доме остаются мечтой о воздушном замке даже в достаточно богатых российских регионах с высококвалифицированной рабочей силой. «Необходимый уровень обеспеченности жильем» [6, c. 8] сводится к квартире в 11,6 м2 для очень одинокого человека. Тогда как ставится задача «не только выбраться из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны» [1].
Выводы.
Цифровизация и информатизация, осуществляемая в настоящее время, затрагивает все сферы потребления, в том числе подводит к созданию роботов, осуществляющих регулирование, учет и контроль за уровнем комфорта в отдельно взятом жилом помещении. В результате общество массового типового индустриального потребления трансформируется в общество автоматизированного массового индивидуализированного потребления. Особенно наглядно данный процесс проявляется в развитии комфортабельности жилья, создании умного дома.
Цифровизация, информатизация и интернет показывают не только новые социально-экономические возможности, но и делают людей намного более осведомленными в том, чего они лишены не только в производстве, но и в потреблении, насколько затронуто общество новыми формами непреодолимого неравенства в XXI веке.
Умный дом — это жилое помещение (отдельный дом, квартира, номер в гостинице), оснащенное приборами с управленческими технологиями (smart-технологиями) и автоматизированными устройствами, которые обеспечивают удаленную внутреннюю и внешнюю связь между субъектом управления (человеком, роботом) и компонентами жилищно-коммунального хозяйства, составляющими индивидуализированный домашний комфорт.
«Сегодня в нашем обществе чётко обозначился запрос на перемены. Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперёд в профессии, знаниях, в достижении благополучия...», — отметил В.В. Путин, выступая с Посланием Федеральному Собранию 15 января 2020 г. Именно переход к массовому строительству умных домов, обеспечивающее мультипликационный рост производства, а с ним и ускорение роста доходов, прорыв в важнейшей области потребления, на наш взгляд, позволит «решить историческую задачу — гарантировать развитие России как большой и успешной страны» [1]. Умный дом в недалеком будущем сформирует новый тип работника и потребителя, гражданина информационного общества.
Переход от механизации потребления к его автоматизации означает не отказ от механизации, не её отрицание, а прямое продолжение, надстройку над индустриальным потреблением. Автоматизация потребления позволяет осуществлять индивидуализацию массовых типовых машин, обеспечивающих и управляющих комфортом в отдельно взятом жилом помещении.
Между социально-экономическими законами типового индустриального потребления и социально-экономическими законами индивидуализированного потребления в условиях его автоматизации нет конфликта. Все социально-экономические законы индустриального потребления полностью сохраняют своё значение при переходе к потреблению автоматизированному, поскольку: а) производство приборов, обеспечивающих настройку под индивидуальные представления о комфорте, подчинено законам глобализации; 2) социально-экономические законы производства имеют примат перед социально-экономическими законами потребления.
Потребление — удивительно важная сфера, именно в ней фокусируется та практика, которая подтверждает (опровергает) истинность результатов производства, проводимых реформ. Какими были реформы: рыночными или не рыночными? Сформирована в стране рыночная экономика или сложилось нечто непонятное для самих реформаторов, и они боятся об этом заявить во всеуслышание? — ответы на эти и иные макроэкономические вопросы можно найти только в сфере потребления. Если составляются экономические программы, в которых говорится о том, что человек — главная ценность страны, общества, что возрастает роль человеческого капитала как основного фактора экономического развития и т.д. и т.п., но умалчивается о результатах её реализации в сфере потребления этого самого человека, значит программа забалтывает самое важное — её реальных выгодоприобретателей.
Однобокое представление об экономическом росте, как росте объемов производства, опровергается современной российской действительностью. Только тот экономический рост является истинным, который охватывает не только производство, но и переходит в сферу обращения и потребления. Рост доходов населения, вызывающий рост потребления, доказывает, что произошел рост производства.
Вначале 1990-х много и часто рассуждали о том, что низкая стоимость рабочей силы в стране является её конкурентным преимуществом. Ошибочные плоды такого мнения, нашедшего отражение в так называемых рыночных реформах 1990-х годов, Россия пожинает сегодня, когда не может добиться повышения темпов экономического роста. Основной целью развития рыночной экономики должно стать ускоренное развитие массового потребления за счет государственного инвестиционно-финансового кредитования [14], которое создаст предпосылки для роста стоимости человеческого капитала [13] и модернизации российского предпринимательства [12].


Литература
1. Послание Президента Федеральному Собранию. Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. 15 января 2020 года. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 25.05.2019).
2. В Москве строят «умный» жилой квартал. Там уже можно купить квартиру. — URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c863c0b07f8ae00b319e1df/v-moskve-stroiat-umnyi-jiloi-kvartal-tam-uje-mojno-kupit-kvartiru-5d1363fcab979000a83ec9df (дата обращения: 25.05.2019).
3. Датчики для «умного дома»: виды и назначение. — URL: https://fb.ru/article/460596/datchiki-dlya-umnogo-doma-vidyi-i-naznachenie (дата обращения: 25.05.2019).
4. ЖК «MySpace на Дегунинской». — URL: https://www.novostroy-m.ru/baza/jk_myspace_na_deguninskoy (дата обращения: 25.05.2019).
5. Комлева Н.В., Мусатова Ж.Б., Данченок Л.А. Smart-технологии в инновационном преобразовании общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Изд-во «Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o.» (Прага). 2016. № 39. С.78–82.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 25.05.2019).
7. Маркс К. Нищета философии, ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2–е изд. Т.4. — С. 65–185.
8. Обзор стоимости готовых систем «Умный Дом» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — URL: http://umnodom.net/telekommunikatsii/obzor-stoimosti-gotovyh-sistem-umnyj-dom.html#laquo_raquonbspmdash__nbsp (дата обращения: 25.05.2019).
9. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/ (дата обращения: 25.05.2019).
10. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 декабря 2019 г. №  827/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340999/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения: 25.05.2019).
11. Симонов И.А. Система «умный дом» как незаменимый помощник человека // Современные проблемы радиоэлектроники и телекоммуникаций «РТ–2016». Материалы 12-й международной молодежной научно-технической конференции. — Севастополь, 2016. — С. 218.
12. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — № 3(53). — С. 93–95.
13. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4(36). — С. 53–56.
14. Соколов Б.И. Инвестиционно-финансовое кредитование и создание долговой экономики // Проблемы современной экономики. — 2008. — № 2 (26). — С. 361–368.
15. Соколов Б.И. Экономика: учеб. пособие. — М.: Экономистъ, 2006. — 560 с.
16. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика. Учебник для гуманитариев. — Санкт-Петербург, 2002. — 480 с.
17. Стоимость квадратного метра жилья в Москве по районам. — URL: https://www.realtor-pro.ru/stoimost-kvadratnogo-metra-zhilya-v-moskve-po-rayonam01/11/2020 (дата обращения: 25.05.2019).
18. Умный «лежачий полицейский». — URL: https://auto.mail.ru/article/74710-v_rossii_pridumali_po-novomu_borotsya_s_prevysheniem_skorosti/?fromnews=1&frommail=1 (дата обращения: 25.05.2019).
19. Цены на квартиры в новостройках Санкт-Петербурга. — URL: — https://www.realtymag.ru/sankt-peterburg/novostroyka/prodazha/prices (дата обращения: 25.05.2019).
20. Nicola King. Smart home — a definition. — URL: https://manualzz.com/doc/33143080/smart-home-%E2%80%93-a-definition (дата обращения: 25.05.2019).
21. Mie Smart Kettle — «умный чайник». — https://spb.mie-luxe.ru/catalog/umnye-chayniki/umnyy-chaynik-mie-smart-kettle/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=rsya_brand_spb&utm_content=7454306722|test3&utm_term=мия%20чайник&roistat=direct6_context_7454306722_мия%20чайник&roistat_referrer=news.yandex.ru&roistat_pos=none_0&yclid=3730646302072017548 (дата обращения: 25.05.2019).
22. John Wechsler. How Much Does A Smart Home Cost? — URL: https://www.loxone.com/enus/blog/smart-home-cost/ 26.10.2017 (дата обращения: 25.05.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия