Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (73), 2020
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кроливецкий Э. Н.
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
доктор экономических наук

Сажнева Л. П.
доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента
Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики,
кандидат экономических наук


Обеспечение целевой ориентации системы стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг
В статье раскрывается влияние внешних и внутренних факторов на изменение уровня инновационности организаций сферы услуг в системе стратегического управления их развитием. Излагаются процессный и технологический подходы к обеспечению целевой ориентации системы стратегического управления на достижение устойчивого роста эффективности текущей деятельности и перспективного развития организаций сферы услуг
Ключевые слова: сетевая структура, стратегическое управление, процессный подход, инновационное развитие, сфера услуг, организации сферы услуг
УДК 338.467   Стр: 181 - 183

Повышение уровней инновационности и конкурентоспособности национальной экономики в существенной степени зависит от наличия и успешного функционирования сектора крупных многоотраслевых корпораций, в рамках которых обеспечивается рост, концентрация капитала и инвестиционных ресурсов совместно с современными наукоёмкими технологиями и высоким уровнем квалификации работников. Основной составляющей такого корпоративного сектора являются сетевые организационно-правовые формирования (сеть территориально удалённых предприятий, холдинги, группы предприятий), получившие распространение, как в производственной сфере, так и в сфере услуг Российской Федерации [2].
Представляя собой разветвлённый состав субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере услуг, выступающих интеграционным соединением нескольких зависимых и/или экономически самостоятельных предпринимательских структур с одинаковой и/или разной производственной программой, сетевая организация представляет собой состав объединенных единой формальной (или неформальной) централизованной (или децентрализованной) предпринимательской структурой с долговременными устойчивыми организационно-экономическими, производственно-хозяйственными и информационными связями.
Обладание организациями интегрированным организационно-правовым статусом повышает зависимость системы их стратегического управления средне-, долгосрочным развитием от организационного, ресурсного, конкурентного и интеллектуального потенциалов, являющихся доминантами их инновационного развития. В этих условиях в совместной деятельности сетевых организаций сферы услуг получает своё развитие синергизм знаний в процессе осуществления стратегии передачи (трансферта) знаний и практического опыта.
Синергия стратегии трансферта знаний и практического опыта состоит во вторичном использовании знаний сети и передаче её участникам практических приёмов деятельности с целью использования этого знания для совершенствования и повышения качества оказываемых услуг. При этом разноуровневые отраслевые стратегии, включая и стратегии трансферта знаний, поддерживаются целевой ориентацией на расширение диффузии инноваций для организаций сферы услуг, которые входят в сетевую структуру.
В свою очередь, вторичное использование знаний и практического опыта в процессе целевой ориентации системы стратегического управления инновационным развитием должно быть положено в основу для разработки других функциональных стратегий организаций сферы услуг, повышающих свой уровень инновационности. Наряду с этим, в инновационном средне-, долгосрочном развитии организаций сферы услуг особое значение имеет управление трудовыми ресурсами, организационным и интеллектуальным потенциалами [1].
В этой связи необходимо учитывать то, что устойчивое позиционирование организаций сферы услуг на рынке, повышение их финансового состояния возможно при одновременной целевой ориентации на одновременный рост экономической и социальной эффективности деятельности, использования ресурсного и конкурентного потенциалов организации сферы услуг.
Целевая ориентация организаций сферы услуг в системе стратегического управления их инновационным развитием на достижение планируемых социальных результатов, обеспечение эффективной деятельности, привнесение социальных характеристик в обобщающий показатель их экономических результатов, является одной из актуальных задач в подходах к повышению эффективности функционирования системы стратегического управления, как трудовыми ресурсами, так и инновационным развитием организаций сферы услуг. Это связано с тем, что обеспечение роста интеллектуального и организационного потенциалов выступает доминантой системы управления персоналом, повышением уровня человеческого капитала, так как квалифицированный труд является двигателем инновационного развития [4].
Отметим, что целевая ориентация отечественных организаций сферы услуг по достижению в перспективном периоде времени высоких уровней конкурентного потенциала, конкурентоспособности и на этой основе стремление конкурировать на равных с организациями сферы услуг развитых стран, создавать системы стратегического управления повышением социальных результатов является одним из ключевых направлений социально-экономического и инновационного развития организаций сферы услуг.
С соблюдением целевой ориентации национальной экономики по достижению ею высокого уровня инновационности коррелирует понятие «инновация» при необходимой степени обеспечения и поддержания конкурентоспособности, усиления конкурентных преимуществ, как на национальном уровне, так и на уровне хозяйствующих субъектов. С позиции международного опыта, для формирования конкурентоспособной экономики, её структурных составляющих необходимо обеспечение их способности достигать планируемых экономических результатов, эффективности используемых ресурсов, выявлять и реализовывать различные инновационные инициативы [3].
Наряду с этим, целевая ориентация системы стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг выражается в достижении высокого уровня качества предоставляемых потребителю услуг, что позволяет усиливать конкурентные преимущества организации. При этом традиционные методы и способы управления процессом предоставления потребителю услуг могут не дать желаемых экономических и социальных результатов, а, следовательно, и расширения состава конкурентных преимуществ. Процесс управления инновационным развитием структурных составляющих сферы услуг должен быть нацелен на поиск новых направлений и способов стабилизации, повышения конкурентоспособности [2, 6].
Обеспечение роста уровня адекватности процесса стратегического управления социально-экономическим развитием организаций сферы услуг расширению состава конкурентных преимуществ в наибольшей степени, по нашему мнению, возможно на основе применения процессного подхода, представляющего собой наиболее приемлемую основу теоретических положений системы стратегического управления, в рамках которой управление рассматривается как единый процесс, в целевом отношении ориентирующий организации сферы услуг на достижение планируемых экономических результатов посредством поддержания на должном уровне своего ресурсного обеспечения, удовлетворения запросов потребителей.
Успешной реализации процессного подхода к повышению экономической результативности, уровня технологичности системы стратегического управления содействует формулирование и осуществление функциональных стратегий для различных подразделений организации сферы услуг. Процессный подход также включает проведение мониторинга отдельных компонентов процесса производства и структурных подразделений организации сферы услуг. Результаты мониторинга в этом случае предоставляют целостное видение процессов оказания услуги и управления деятельностью организации.
Результативность процессного подхода к стратегическому управлению инновационным развитием организаций сферы услуг может выражаться совокупным экономическим эффектом, включающего долевое участие в нём отдельных результатов всех внутренних процессов управления созданием и оказанием услуг, инновационным развитием.
Основными комплексными мерами по достижению планируемых экономических результатов в системе стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг при использовании процессного подхода, на наш взгляд, выступают:
● оптимальное распределение и эффективное использование трудовых и материально-технических ресурсов, необходимых для оказания вновь созданной или модифицированной услуги;
● обеспечение согласованности целевых ориентаций научно-исследовательских, производственно-хозяйственных и вспомогательных процессов деятельности каждой инновационной организации сферы услуг;
● мониторинг и контроль достижения необходимых характеристик процессов создания новых и модифицированных услуг, микропроцессов;
● проведение маркетинговых исследований по выявлению потребительских свойств и степени удовлетворенности потребителей создаваемых новых и модифицированных видов услуг.
Использование процессного подхода к целевой ориентации системы стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг, на наш взгляд, должно учитывать соблюдение таких условий и требований, как:
● инновационная деятельность, направленная на повышение экономических и социальных результатов, должна в целом и определять конкурентный потенциал процессов организации сферы услуг;
● успешное протекание процесса реализации технологии стратегического управления инновационным развитием должно соответствовать располагаемому ресурсному потенциалу, что содействует достижению планируемых экономических результатов, уровня инновационного развития организаций сферы услуг;
● качество функционирования системы стратегического управления инновационным развитием организаций может повышаться посредством согласованной реализации, как совместных, так и отдельных её элементов, ориентированных на противодействие и нейтрализацию негативных влияний факторов внешней среды;
● основным условием успешного осуществления технологического процесса стратегического управления должна выступать стабильность достижения планируемых экономических и социальных результатов во времени, что позволяет вносить коррективы в стратегический план и состав обобщающей и функциональных стратегий инновационного развития организаций сферы услуг;
● корректировка протекания процесса стратегического управления в отсутствии результатов стратегического анализа может негативно повлиять на последовательность реализации технологии стратегического управления, что, в свою очередь, приведёт к снижению уровня управляемости инновационного развития организаций сферы услуг;
● условием эффективного функционирования системы стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг выступает обеспечение среднеотраслевого уровня конкурентоспособности как организации в целом, так и каждой из её основных услуг.
Исходя из изложенных выше условий и требований, предъявляемых к осуществлению технологии стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг, можно сделать вывод о том, что процесс стратегического управления достигает своих целевых ориентиров в рамках их соответствия ресурсному и конкурентному потенциалам, приведения к адекватности управленческих воздействий на инновационное развитие организаций сферы услуг с инновационными и экономическими изменениями состояния внешней среды [5].
Повышению эффективности функционирования системы стратегического управления инновационным развитием организаций сферы услуг также способствует решение проблемы рационализации управленческих воздействий на рост уровня знаний участников процесса создания и внедрения новшеств. При этом в состав активов приобретаемых знаний, на наш взгляд, следует включать такие составляющие, как:
● общеорганизационная, выражаемая увеличением организационного потенциала менеджеров организации сферы услуг, способствующая росту её ценности в рамках усиливаемого конкурентного преимущества;
● персональная, воплощающая в себе рост интеллектуального уровня каждого из участников процесса долгосрочного инновационного развития организации сферы услуг, обусловленная тем, что снижение объёма знаний может привести к дополнительным расходам на его восполнение.
В целом в процессе стратегического управления инновационным развитием, поддержанием и увеличением объёма знаний работников инновационной организации сферы услуг в целях достижения планируемых экономических, социальных результатов и повышения качества оказываемых услуг потребителям возможно применение таких подходов, как:
● процессный, в соответствии с которым управление знаниями работников и инновационным развитием структурных составляющих сферы услуг представляет собой, с одной стороны, процесс создания и внедрения технологических, продуктовых, маркетинговых и иных новшеств, которые способствуют росту прибыли, с другой стороны, — это процесс улучшения организационных технологий в субъектах хозяйствования сферы услуг, охватывающий создаваемые новшества на основе использования располагаемого объёма знаний;
● технологический, трактующий управление знаниями, инновационным развитием как последовательность создания технологий, процесс их структурирования, применения и агрегирования различных видов полученных знаний организации сферы услуг, что влияет на принятие управленческих решений не с позиции динамики изменений ёмкости рынка, а в силу возросшего уровня компетентности работников инновационной организации.
Таким образом, стратегическое управление процессом получения знаний, инновационным развитием организации сферы услуг следует рассматривать как многоуровневый процесс, посредством которого формируется дополнительная стоимость субъекта хозяйствования благодаря усилению взаимосвязи, согласованности и взаимодействия между его функциональными и линейными подразделениями, обеспечению устойчивости парадигмы, воплощённой в технологических и продуктовых изменениях инновационного развития организаций сферы услуг.


Литература
1. Громов В.В., Сажнева Л.П., Черемисина А.А. Особенности функционирования системы стратегического планирования организации для достижения её экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 125–129.
2. Колобова Е.Ю. Особенности управления конкурентным потенциалом хозяйствующих субъектов кинематографии // Вестник Орловского государственного университета. — 2014. — № 4(39). — С. 263–266.
3. Кроливецкий Э.Н., Смирнов К.Б. Факторы и комплексные меры влияния на повышение качества и эффективности кинопроизводства // Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 103–108.
4. Лосев К.В. Целеполагание стратегического планирования развития образовательных некоммерческих организаций // Петербургский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С.42–47.
5. Мельниченко А.М. Управление формированием и развитием инновационной среды: теория, методология и механизм моделирования: Монография. — СПб.: Издательство «Art-Xpress», 2018. — 148 с.
6. Панарин А.А. Управление экономическими и инновационными изменениями в деятельности учреждений профессионального образования: теоретические и концептуальные положения: Монография. — СПб.: Издательство «Студия «НП-Принт», 2013. — 110 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия