Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Нагиев А. Г.
докторант Санкт-Петербургского
государственного университета
экономики и финансов,
кандидат экономических наук


СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

В экономической литературе стратегия развития предприятий производственной сферы характеризуется в рамках теории стратегического планирования, предусматривающего целый комплекс действий и регламентацию планомерного развития для достижения устанавливаемых целей в перспективном периоде под воздействием факторов внешней и внутренней среды в неопределенном времени. Стратегия выступает доминирующим звеном, соединяющим технологические этапы и структурные составляющие процесса планирования развития предприятия.
В трактовку "стратегии" ряд авторов, однако, вкладывает различное содержание. Так, например, по мнению Минсберга, она предполагает: план, прием как тактический ход, поведенческую модель, позицию по отношению к другим, перспективу [1]. При этом план рассматриваются как намечаемые действия, ход которых постоянно контролируется, прием - как краткосрочная стратегия, характеризуемая ограниченными целями; поведенческая модель (pattern behavior) - в виде стратегии предстоящих изменений на основе принятой формы поведения, позиция по отношению к другим - как отношение хозяйствующего субъекта к конкурентам, перспектива - как курс, нацеленный на изменение культуры персонала и организационно-правовой структуры.
С такой точкой зрения трудно согласиться. Во-первых, содержательная часть определения "стратегии" не имеет обобщающей логико-вербальной формы. "Стратегия" безосновательно включает набор таких достаточно самостоятельных понятий, как план, тактический прием, поведенческая модель, отношение к участникам рынка, перспектива курса. Оценка плана как намечаемых и постоянно контролируемых действий, на наш взгляд, не является правомерной, поскольку в одном понятии совмещаются такие различные дефиниции, как план и стратегия. Если устанавливаемую субъектом управления стратегию считать планом, то что же тогда вообще присуще стратегии и ее целевой направленности? То же относится к определению плана как намечаемых действий, контролируемых субъектом управления, поскольку планирование - это процесс совершаемых субъектом управления социально-экономической системой (предприятием, народным хозяйством, регионом) не только "действий", но и разработки мер различного характера (экономического, социального, инновационного, маркетингового, структурно-организационного, финансово-инвестиционного) для достижения конкретной цели, стоящей перед данной системой, например, для достижения предприятием определенного размера балансовой прибыли.
Не коррелируются в рамках анализируемой трактовки "стратегии" и такие понятия, как "прием" и "поведенческая модель" [1]. Если составной частью намечаемой на перспективный период стратегии развития социально-экономической системы выступает некий прием как тактический ход, то тогда что же собой представляет, казалось бы, взаимосвязанный с ним "план действий". При этом в содержание понятия "прием" входит, оказывается, и "форма краткосрочной стратегии". Выходит, что стратегия - это соединение хода контролируемых действий с краткосрочной стратегией (тавтология очевидна!). Соединяемая с данными дефинициями стратегии поведенческая модель тоже рассматривается как "стратегия предстоящих изменений", что совсем обессмысливает понятие стратегии выступающей как "стратегическая стратегия".
Другие авторы считают, что стратегия должна рассматриваться как определение основных долгосрочный целей и задач социально-экономической системы, курса действий, размещения ресурсов, необходимых для достижения этих целей [2]. Таким образом, акцент делается на определении стратегии как понятия основной цели в соответствии с намеченными действиями и имеющимися ресурсами. Однако сама дефиниция (в данном случае "стратегии") не может что-либо определять. Сущностные представления о том или ином понятии ("стратегии" в том числе), на наш взгляд, могут лишь отражать целенаправленность процедур, технологическую последовательность предпринимаемых действий в процессе текущей деятельности и перспективном развитии.
Ряд экономистов, характеризуя стратегический менеджмент как искусство разработки и реализации стратегии, считают стратегию обобщающей моделью действий для достижения целей хозяйствующего субъекта за счет распределения его ресурсов [3]. По нашему мнению, и данное определение стратегии является неточным. Оно применимо лишь к инновационному и иному проектному инвестированию и не дает обобщающего представления о стратегии действий, предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленной цели.
В связи с этим и стратегия развития инновационных процессов, направленная на повышение технического уровня основных производственных фондов, эффективности их использования, может быть представлена только как форма целевой ориентации объекта стратегического планирования посредством реализации действий, которые в наибольшей степени способствуют достижению необходимых экономических и социальных результатов. В процессе же своей реализации стратегия в конечном итоге должна представлять комплекс ресурсообеспеченных действий и мер, направленных на достижение поставленной цели в условиях нестабильности внешней и внутренней среды.
Стратегическое ориентирование социально-экономического и инновационного развития промышленного предприятия, отрасли, народного хозяйства должно предусматривать соблюдение принципов перспективного и стратегического планирования. При этом в основу целевого стратегического планирования может быть положено развитие инновационных процессов в рамках хозяйствующего субъекта, направленных на повышение технического уровня и эффективности использования основных фондов.
Целевое стратегическое ориентирование инновационных процессов на промышленном предприятии предполагает обеспечение непрерывности процесса создания, приобретения и внедрения новшеств для повышения технического уровня основных производственных фондов, фондоотдачи, качества, конкурентоспособности, объемов выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Такая стратегическая ориентация на достижение необходимых или установленных уровней фондоотдачи, в соответствии с нашими представлениями, должна идентифицироваться с направленностью ресурсопотребления, характеризующей получение максимально возможных экономических результатов с минимальными затратами с учетом тенденций научно-инновационного, технического, технологического, экономико-организационного характера и нестабильности внешней среды.
Достижение максимально возможной фондоотдачи за счет внедрения технических и технологических новшеств предполагает:
- рационализацию структуры основных фондов и принятие мер для своевременного решения проблем, связанных с физическим износом и моральным старением активной части основных производственных фондов;
- повышение коэффициентов сменности работы и в целом интенсивности использования машин и оборудования;
- сокращение простоя машин и оборудования по причинам организационного и технического характера;
- своевременную оценку изменяющейся стоимости основных фондов и организацию учета выбытия и ввода в действие разных элементов основных фондов;
- ускоренную амортизацию как средство оперативной замены изношенных основных производственных фондов.
Стратегическая целевая ориентация инновационных процессов на повышение уровня эффективности использования основных производственных фондов промышленного предприятия должна интегрироваться со стратегической направленностью повышения технического и технологического уровней производства в отрасли, в которую входит объект стратегического планирования. При этом отраслевая стратегическая ориентация на модернизацию активных и пассивных элементов основных фондов должна: предусматривать принятие и осуществление обоснованного комплекса мер со стороны субъекта управления в течение всего временного периода стратегического планирования; дополнять и расширять сферу стратегической ориентации хозяйствующих субъектов; содействовать за счет инновационной деятельности повышению технического и технологического уровней производства; развивать конкуренцию на конкретных сегментах товарного рынка и рынка услуг независимо от форм собственности на средства производства у конкурирующих хозяйствующих субъектов; быть направлена на повышение уровня инвестиционной привлекательности отрасли, увеличение объемов средств для инвестирования, приведение в равновесное состояние спроса и предложения капитала на финансовом рынке; выступать в качестве средства идентификации ресурсных возможностей отрасли, учитывающей условия ее развития, нестабильность факторов влияния внешней среды.
Стратегической ориентации на инновационное развитие и эффективное использование основных производственных фондов промышленного предприятия могут содействовать:
- не используемый на предприятии ресурсный потенциал, включение которого в производственный процесс позволяет повысить объемы производства и сократить темпы роста общих затрат;
- повышение интеллектуального уровня менеджеров;
- совершенствование системы управления текущей деятельностью предприятия и его перспективным развитием;
- приоритетные решения в области модернизации и обновления активной части основных фондов;
- использование результатов маркетинговых исследований для создания новых видов продукции, диверсификации производства.
Начальный этап процесса достижения поставленной стратегической цели делает необходимыми планово-расчетные обоснования экономической целесообразности создания, приобретения и внедрения технических, технологических новшеств, способствующих не только повышению технического уровня основных производственных фондов и качества выпускаемой продукции, но и экономическому росту в перспективном периоде с учетом сложившихся организационно-экономических условий деятельности промышленного предприятия и состояния внешней среды, а также ожидаемых ее изменений.
Второй этап стратегической ориентации промышленного предприятия предполагает:
- формулирование стратегической цели социально-экономического развития предприятия на основе эффективного использования основных производственных фондов;
- экономический анализ проблем воспроизводства активных и пассивных элементов основных производственных фондов, основных факторов влияния внешней среды на инновационный и инвестиционный процессы модернизации, реконструкции и обновления основных производственных фондов;
- разработку и реализацию базовой и функциональных (частных) стратегий экономического, структурно-организационного, социального, финансово-инвестиционного и маркетингового характера, направленных на достижение необходимых уровней эффективности использования основных фондов, материальных элементов оборотных фондов, труда персонала предприятия.
К завершающему этапу стратегической ориентации на инновационное и инвестиционное обновление, реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов промышленного предприятия можно отнести:
- определение действенности стратегий, реализуемых промышленным предприятием;
- их корректировку и замену ряда функциональных (частных) стратегий в связи с изменением условий в макро-, микросреде экономики;
- анализ дальнейших возможностей достижения необходимых экономических и социальных результатов за счет внедренных технических и технологических новшеств, финансирования модернизации, реконструкции и обновления основных производственных фондов.
Инновационный процесс в результате поэтапно идет от выполнения фундаментальных исследований к созданию научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок и их внедрению в производство в виде инноваций.
При этом новшества технического, технологического характера могут быть реализованы и на предприятии, финансировавшем научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и в ряде других организационно-правовых структур производственной и социальной сфер, тем самым сокращая сроки окупаемости средств, вкладываемых в создание новшеств и повышая конкурентоспособность экономики.
Взаимодействие инновационного и инвестиционного процессов в рамках модернизации и обновления основных производственных фондов обеспечивает достижение предприятием основной цели - максимизации объема прибыли при минимизации затрат на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ. Вместе с тем оно является главным рычагом интенсификации социально-экономического развития хозяйствующих субъектов и в целом народного хозяйства.
Естественно, взаимодействие инновационного и инвестиционного процесса на предприятии и в национальной экономике прямо зависит от степени соединения результатов научно-инновационной деятельности с производством - от увеличения объемов научных исследований и прикладных разработок, ориентированных на удовлетворение рыночного спроса на инновации, и от степени экономической заинтересованности производства в скорейшем внедрении созданных новшеств.


Литература
1. Кэмпбел Д., Стоун Хаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник: Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. М.: Проспект, 2003.
2. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М. и др. Основы стратегического планирования. СПб.: Знание, 1998.
3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия