Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Буров В. Ю.
заведующий кафедрой экономической теории и мировой экономики,
директор НИИ «Высшая школа экономики, управления и предпринимательства» Забайкальского государственного университета (г. Чита),
доктор экономических наук, доцент

Кайбалина Н. Б.
Управляющий ООО «Тасеевское»,
аспирант Забайкальского государственного университета (г. Чита)

Ортыков А. У.
генеральный директор ООО «Забайкальская краевая лаборатория судебных экспертиз»,
консультант НИИ «Высшая школа экономики, управления и предпринимательства» Забайкальского государственного университета (г. Чита)


Анализ приоритетного Проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и особенности его реализации в регионах (на примере Забайкальского края)
В статье проведен анализ состояния малого предпринимательства (МП) в Забайкальском крае и приоритетного Проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Выявлен значительный невостребованный потенциал МП и его главная ориентация на сферу услуг. Показано основное противоречие — несовпадение целей, которые определяются национальными интересами (интересами государства) и интересами хозяйствующих субъектов сектора малого предпринимательства
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, Забайкальский край
УДК 338.242; ББК 65. (2)09   Стр: 135 - 139

Значение малого предпринимательства для развития экономики конкретной территории во многом связано с эффективностью его функционирования. Сосредоточение основной массы представителей малого бизнеса наблюдается в сфере торговли и бытовых услуг и этот сектор обеспечивает значительное количество рабочих мест для населения территории. Эффективность развития экономики территории во многом обусловлена способностью малых предприятий не только создавать рабочие места, но и их умением быстро реагировать на спрос, возникший в регионе на услуги и продукцию, вкладом в ВРП региона и в увеличение бюджетных поступлений.
«В связи с этим особую роль малый бизнес призван сыграть в малых и средних городах России, градообразующие предприятия которых обанкротились или значительно сократили масштабы своей производственной деятельности» [1]. И это в полной мере относится к периферийным, самонедостаточным регионам.
Развитие сектора малого предпринимательства (МП) во многом зависит от федеральных и региональных программ по поддержке субъектов МП, которые являются механизмом повышения эффективности их экономической деятельности и позитивно влияют на уровень конкурентоспособности.
Авторы неоднократно говорили в своих исследованиях о декларативности заявленных программ по поддержке сектора МП государством [2; 3; 4; 5], что полностью совпадает с мнением отечественных ученых. Так, Л.В. Санина утверждает, что в условиях российской действительности в работах ученых неоднократно на фактических примерах было показано, что имеют место постоянные расхождения декларируемых положений управляющей системы с ее фактическими действиями [6; 7; 8; 9; 10; 11], что также характерно для «управленческой» неопределенности (Цит. по [12]).
Этой позиции поддерживается и Г.Н. Макарова: «управленческой» неопределенности характерны такие варианты действий, которые усиливают зависимость управляемых субъектов и управляющей системы от подвижных и неуправляемых внешних факторов: недостаточная информационная прозрачность; нечеткость официально установленных правил и норм, позволяющих делать разные выводы относительно допущенных нарушений; непредсказуемость действий управляющей системы по отношению к управляемым субъектам и др. [13]. Данный вид неопределенности оказывает значительное влияние на многие процессы, в том числе и на развитие сектора малого предпринимательства.
Можно сделать вывод, что деятельность, осуществляемая в условиях неэффективной государственной поддержки сектора малого предпринимательства, приобретает специфические аспекты, выраженные в повышенном риске и увеличении его значимости для роста прибыли, что явилось основополагающим моментом в ориентации деятельности субъектов МП на теневой сектор экономики с целью снижения риска и одновременного повышения роста прибыли [20].
Исследования сектора российского современного МП позволяют выявить две основные тенденции в его развитии:
• ориентация на сферу услуг, то есть занимают те рыночные ниши, которые менее развиты в технологическом оснащении, требуют меньшей величины стартового капитала для начала нового бизнеса, менее подвержены монополизации, имеют меньше входных барьеров, обеспечивают более быстрый оборот капитала и пользуются устойчивым спросом со стороны местного населения;
• значительный невостребованный потенциал, что подтверждается его вкладом в ВВП, количеством рабочих мест, не реализованной способностью оказывать серьезное влияние на экономический рост в условиях глобального экономического кризиса.
Что же предлагает руководство нашей страны, чтобы обеспечить развитие сектора МП на более высоком и качественном уровне?
Это напрямую связано с определением приоритетов социально-экономического развития страны и реализации национальных проектов России до 2024 г., которые были определены Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14]. Здесь можно полностью согласиться с мнением Е.М Бухвальда и А.В. Виленского о сути Указа: «Заключается в серьезной попытке взаимоувязывания проектов МСП и прочих проектов, базовых для всего социально-экономического развития России. Каждое мероприятие, каждый шаг реализации проектов должен быть увязан друг с другом. Иначе пропадает весь смысл всего этого общенационального стратегического проекта. Поможет этому намеченная цифровизация, как экономики страны, так и государственного управления» [15].

Приоритетный Проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Приоритетный Проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее Проект), включает в себя пять отдельных федеральных проектов [17]. В целом в приоритетном Проекте, представлен набор задач, ставший уже традиционным для такого рода проектов (табл. 1).
Цели и целевые задачи Проекта (к концу 2024 года):
• Увеличение численности занятых в секторе МП, включая индивидуальных предпринимателей до 25 млн чел.
• Увеличение доли МП в ВВП до 32,5%.
• Увеличение доли экспорта субъектов МП, включая индивидуальных предпринимателей, в общем объеме несырьевого экспорта до 10%.
Основные ожидаемые результаты (к концу 2024 года):
• Обучение основам предпринимательской деятельности — более 450 тыс. чел.
• Число самозанятых — 2400.00 тыс. чел.
• Объем финансовой поддержки и льготных кредитов для субъектов МП — 10 трлн руб.
• Сумма микрозаймов ежегодно — 20 млрд руб.
• Объем закупок у субъектов МП — 5 трлн руб.
• Открытие центров «Мой Бизнес» — 100 ед.
Одно из центральных мест в финансовой поддержке субъектов МСП должна будет занять Национальная гарантийная система с ее финансовыми организациями гарантийной инфраструктуры (при участии Корпорации МСП и Банк МСП с его кредитно-гарантийной поддержкой). Федеральным проектом намечается субсидирование убытков от невозвратных кредитов субъектам МСП, гарантированных Корпорацией МСП. Определено, что льготное кредитование должно будет осуществляться по ставкам, рассчитываемым как сумма 2% плюс ключевая ставка Банка России, но не более 8,5% годовых [15].

Таблица 1
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Федеральные проекты (финансирование)Состояние дел в аспекте федеральных проектов до Указа (май 2018 г.) [15]Основные задачи федеральных проектов
Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» (2.5 млрд руб.)Аналогичный по названию и смыслу раздел присутствовал в российской Программе развития и поддержки малого предпринимательства 1994 г., в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88- ФЗ– Разработка закона о социальном предпринимательстве; определение понятий: «социальное предпринимательство», «социальное предприятие».
– Трансформация делового климата. 17 января 2019 года запущен механизм управления системой изменениями предпринимательской среды: 140 инициатив по 12-ти направлениям в основных сферах экономической деятельности.
– Пилотный проект по самозанятым. Запущен с 2019 года в Москве, Московской области, Калужской области, Республике Татарстан.
– Разработка стратегии развития туризма.
– Доступ субъектов МСП к льготному имуществу.
– Переходный налоговый режим для субъектов МСП.
Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию (261.8 млрд руб.)– Аналогичный раздел содержался и во всех предыдущих федеральных и региональных программах развития и поддержки МСП.
– В 2017 году Правительством России была принята программа по финансовой и имущественной поддержке, предусматривающая компенсацию кредитов, ранее полученных на развитие МСП. По своему содержанию и структуре новый федеральный проект не слишком сильно отличается от этой программы
– Программы льготного кредитования субъектов МСП.
– Докапитализация региональных лизинговых компаний.
– Реализация специальных кредитных продуктов.
– Разработка механизмов доступа субъектов МСП к Фондовому рынку.
– Снижение стоимости лизинга субъектам МСП.
– Повышение доступности финансов микро- и малым предприятиям за счет МФО и краудфандинга.
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации (40.8 млрд руб.)О поддержке фермеров на официальном уровне говорится с начала 1990 гг. На поддержку сельского хозяйства, включая фермерство, в нашей стране выделяется гораздо больше бюджетных средств, чем на малое и среднее предпринимательство. Уже традиционной стала проблема перекрестного субсидирования фермерства и по линии субсидирования сельского хозяйства, и по линии поддержки МСП– Регулирование программ сельскохозяйственной кооперации.
– Определение центров компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации.
– Совершенствование мер поддержки сельскохозяйственных коопераций и фермеров.
– Проведение мероприятий по повышению информационной открытости закупок субъектов МСП.
– Организация обучения.
– Вовлечение 126, 7 тыс. человек в субъекты МСП, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства.
Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства (167.9 млрд руб.)– Действующие, до Указа (май 2018 г.), инфраструктурные организации системы поддержки МСП, институты развития были в своей деятельности не едины (разобщены).
– Субсидирование российских регионов с целью развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий было недостаточным.
– Была введена обязательная доля участия малых предприятий в выполнение заказов для нужд государства, муниципалитетов, но по факту это положение не было реализовано в полном объеме
– Оцифровка и размещение на едином ресурсе всех услуг и сервисов организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и мер поддержки.
– Совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих систему закупок у МСП.
– Льготный доступ субъектов МСП к производственным площадям и помещениям.
– Оказание комплексных услуг для бизнеса в центрах «Мой бизнес».
– Разработка образовательных программ обучения региональных команд-организаций инфраструктуры поддержки МСП.
Популяризация предпринима-тельства (8.5 млрд руб.)Аналогичный проект присутствовал практически во всех предыдущих федеральных, региональных и даже муниципальных программах развития и поддержки МСП– Проведение социологических исследований и глубинных интервью.
– Проведение информационной кампании.
– Проведение Года предпринимательства — 2020.
– Реализация комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность в 85 субъектах Российской Федерации.
– Реализация образовательных программ.
– Обучение 3900 тренеров к 2024 году.
– Обучение 450 тыс. человек к 2024 году.
* https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/

Состояние сектора МП в Забайкальском Крае.
Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (далее МП), на 10 января 2020 года в Забайкальском крае было зарегистрировано 25 350 субъектов МП и 65 490 рабочих мест. На аналогичную дату 2019 года этот показатель составлял 26037 субъектов МП, в которых трудились 70 718 человек. То есть количество субъектов МП в Забайкалье с 2018 по 2019 года уменьшилось по всем категориям на 687 единиц, а среднесписочная численность работников сократилась на 5228 человек (рис. 1) [16]. Это подтверждает негативные экономические и социальные тенденции в Забайкальском крае.
Важно также уточнить, что в России и, в частности, в Забайкальском крае, достаточно высоко число предпринимателей, которые работают без государственной регистрации, то есть в теневом секторе экономики и их деятельность официальной статистикой не учитывается.
Развитие малого предпринимательства остается одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Забайкальского края, что обусловлено высокой его значимостью в решении социальных и экономических задач.
Рис. 1. Статистика субъектов МП
В 2019–2020 гг. авторами было проведено анкетирование (опрошено 483 респондента) с целью выяснения отношения населения к институту малого бизнеса. Анкета в т.ч. содержала следующие вопросы:
• «Как вы считаете, кто должен регулировать деятельность местных предпринимателей?».
• «Согласны ли вы с утверждением, что частный бизнес лучше и эффективнее удовлетворяет потребности населения, чем муниципальные и государственные предприятия?»
• «Как вы считаете, кто должен регулировать деятельность местных предпринимателей?».
В частности, были получены следующие результаты:
• «Хотели бы вы сами стать предпринимателем?». Ответ на вопрос показал снижение интереса у молодежи к стремлению открыть свой бизнес, при этом отмечена роль малого бизнеса как необходимой и важной частью местной экономики (63% опрошенных), также отмечено, что существующие условия для предпринимателей в нашей стране подталкивают к нечестному бизнесу (43%).
• «По вашему мнению, платежи в местный бюджет зависят от числа и эффективности предприятий малого и среднего бизнеса на территории населенного пункта?». Для этой переменной выявлена корреляционная зависимость с вопросами «По вашему мнению, платежи в местный бюджет зависят от числа и эффективности предприятий малого и среднего бизнеса на территории населенного пункта?» (R Пирсона = 0,166, p=0,005) и «Согласны ли вы с утверждением, что местный бизнес должен нести социальную ответственность — работать не только для себя, но и на благо местного сообщества?» (R Пирсона = 0,341, p=0,000). С ростом понимания, что социальная ответственность бизнеса это — дополнительные «необязательные» обязательства и отсутствие зависимости поступлений в бюджет от эффективности малого предпринимательства, вполне понятным становится выбор респондентов местных властей для регулирования этой сферы, так как они лучше понимают «свою» местную специфику (42,8% респондентов) и специфику совместной работы органов государственного и муниципального управления для разработки мер регулирования и поддержки (37,8% респондентов).
Становление и развитие предпринимательства в нашей стране, в том числе среднего и малого бизнеса актуализируют вопросы дифференциации населения по отношению к институту малого бизнеса. Изучение динамики происходящих социальных процессов, определение важных явных и латентных зависимостей, характеризующих эти изменения, позволят, с учетом полученного знания, разрабатывать и реализовывать адекватные экономические и политические решения.

Реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы в Забайкальском Крае.
В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Забайкальский край участвует во всех 5 региональных проектах. Ключевой целью является увеличение численности занятых в секторе МП, включая индивидуальных предпринимателей в 2024 году до 113 тыс. человек (базовое значение 89300 единиц на 01.07.2018 года). Объем финансирования региональных составляющих национального проекта составляет в 2019–2024 гг. 1,2 млрд рублей, в том числе в 2019 году 256,2 млн рублей [17].
Бюджетные средства будут направлены на основные мероприятия, такие как: предоставление субсидий на развитие микрофинансовых организаций; региональных гарантийных организаций; на создание и развитие центра «Мой бизнес» (центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, региональный центр инжиниринга, центр молодежного инновационного творчества); на создание и развитие регионального экспортного центра; поддержка субъектов МП в моногородах и предоставление грантовой поддержки фермерским хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
В результате реализации мероприятий могут быть достигнуты следующие результаты:
– количество выдаваемых микрозаймов микрофинансовыми организациями увеличится к 2024 году до 1239 единиц при базовом значении 1105 единиц. Сегодня в среднем в год предоставляется 230 микрозаймов, при реализации национального проекта — около 260 микрозаймов;
– доля субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных услугами центра «Мой бизнес» составит 10% от действующих субъектов предпринимательства. В 2018 году услугами было охвачено 2% субъектов МСП или 520 субъектов МСП;
– количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности составит нарастающим итогом 3482 человека (базовое — 0).
Для выполнения поручения Президента России по показателю «Увеличение занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» к 2024 году — 117 тыс. человек, рост должен составить 31%. Для реализации мероприятий проекта Забайкальскому краю необходимо 3,9 млрд руб., в том числе федеральные средства 3,8 млрд руб. Продолжается работа с Министерством экономического развития России по согласованию необходимого объема финансирования для увеличения собственных средств институтов развития Забайкальского края, в целях достижения значений показателей социально-экономического развития выше среднероссийского уровня по каждому субъекту Российской Федерации, входящему в состав Дальневосточного федерального округа. С учетом этого, на территории реализуется государственная программа Забайкальского края «Экономическое развитие». В рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» предусмотрены следующие формы поддержки:
– информационно-аналитическая и организационная поддержка;
– финансовая поддержка;
– поддержка молодежного предпринимательства;
– поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который в Забайкальском крае реализует, в том числе, Центр развития бизнеса, признан самым успешным. Это единственный нацпроект, который был исполнен на 100%.
В результате реализации национального проекта предприниматели смогут воспользоваться поддержкой в виде микрозаймов по льготной процентной ставке и различными услугами центра поддержки предпринимательства, а также центра инноваций.
Заключение
Проведенный в более ранних работах [2, с. 200; 4; 19] анализ развития и становления малого предпринимательства в России, а также представленные результаты анкетирования по состоянию сектора МП на региональном уровне, позволяют заявить об основном противоречии — несовпадении целей, которые определяются национальными интересами (интересами государства) и интересами хозяйствующих субъектов сектора малого предпринимательства.
Данное противоречие вызвано тем, что становление и развитие сектора МП происходит в условиях укрепления Российской государственности, но нереализованной структурной перестройки экономики, доминирующей роли государственного предпринимательства, а также отсутствия взаимоувязывания заявленных целей и задач в ранее действующих программах по поддержке малого бизнеса и теми возможностями, которые эти программы предоставляли малым предприятиям. Этот факт необходимо учитывать при реализации федеральных проектов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Нужно отметить, что несомненная перспективность сектора малого предпринимательства в современной российской экономике и, следовательно, большое внимание к нему нельзя рассматривать лишь как очередную кампанию в системе государственного регулирования и поддержки, но как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающее реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного периода.
Именно малые предприятия, особенно в случае реализации заявленных федеральных проектов, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и, тем самым, соединить процессы структурной политики и формирование эффективной экономики в т.ч. с применением цифровых технологий.


Литература
1. Головко М.В. К вопросу об эффективности институциональной среды малого предпринимательства // Экономические исследования. — 2011. — Вып.7.
2. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в России и Байкальском регионе. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. — 357 с.
3. Буров В.Ю. Теневая экономика и малое предпринимательство: теоретические и методологические основы исследования / Забайкал. гос. ун-т — Чита: ЗабГУ, 2014. — 204 с.
4. Малое предпринимательство и цифровая экономика: перспективы и проблемы / В.Ю. Буров, Г.Л. Багиев, Е.Б. Дондокова [и др.]; под науч. ред. В.Ю. Бурова, Г.Л. Багиева; Забайкал. гос. ун-т. — Чита: ЗабГУ, 2018. — 221 с.
5. Багиев Г.Л., Буров В.Ю. К вопросу формирования концепции государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства // Проблемы современной экономики. — 2015. — №1 (53).
6. Киреенко А.П. Трансформация налоговой системы в условиях усиления взаимодействия с предпринимательской средой: теория и практика: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.10. — Иркутск, 2005.
7. Новикова Н. Г. Анализ рыночных возможностей: проблемы, методология и опыт. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.
8. Самаруха А.В. Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2 (70).
9. Самаруха В.И. Региональная экономика: территориальные аспекты развития Сибирского федерального округа / В.И. Самаруха., Т.Г. Краснова, Т.Н. Плотникова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
10. Туренко Б.Г. Комплексная стратегия развития предприятий малого и среднего бизнеса / Б.Г. Туренко, Т.А. Туренко. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.
11. Последствия вступления России во Всемирную торговую организацию для региональной экономики / С.В. Чупров, А.П. Киреенко, Д.Ю. Федотов [и др.]; науч. ред. А.П. Киреенко, Д.Ю. Федотов, Л.В. Санина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013.
12. Санина Л.В. Опыт оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в регионах России // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). — 2014. — № 3.
13. Макарова Г.Н. «Управленческая» неопределенность в российской экономике. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010.
14. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Май 2018 года
15. Бухвальд Е.М., Виленский А.В., Лылова О.В. Поиск новизны в приоритетном национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы 2024 г.» // Вестник Владимирского гос. ун-та им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Экономические науки. — 2019. — №1(19).
16. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html (Дата обращения 10.02.2020 г.)
17. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/72185938/ (Дата обращения 10.02.2020 г.)
18. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в Забайкальском крае / В.Ю. Буров, Н.А. Кручинина; Забайкал. гос. ун-т. — Чита: ЗабГУ, 2011. — С. 200.
19. Теория и методология развития системы государственной поддержки малого предпринимательства / В.Ю. Буров [и др.]; науч. ред. В.Ю. Буров; Забайкал. гос. ун-т. — Чита: ЗабГУ, 2016. — 242 с.
20. Буров В.Ю. Сущность и содержание малого предпринимательства: теоретические аспекты // Вестник Бурятского государственного университета. Сер.: Экономика и право. — 2013. — №2. — С. 31–34.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия