Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Куршакова Н. Б.
заместитель генерального директора Научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта (г.Омск),
доктор экономических наук


РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ РФ)
В статье обобщаются и анализируются итоги и перспективы развития малого бизнеса в одном из индустриальных центров Сибири.
Автор подчеркивает, что крупный региональный банк, объединяя финансовый, промышленный, торгово-коммерческий, страховой и интеллектуальный капитал, может существенно ускорить развитие малого предпринимательства в России.
С этой целью приводятся основные положения Концепции государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области и оцениваются возможности регионального банка ОАО "Омскпромстройбанк" в реализации данной концепции.

Региональные банки в экономике России занимают особое место. Они обеспечивают своевременные расчеты между предприятиями, выдачу денежных средств для выплаты заработной платы, в том числе посредством пластиковых карт, создают инфраструктуру для безналичных расчетов, вкладывают кредитные ресурсы в реальный сектор экономики, разрабатывая при этом стратегию своего развития с учетом специфики отдельных регионов. В клиентской базе региональных банков субъекты малого предпринимательства составляют значительную ее часть.
Например, в ОАО "Омскпромстройбанк" - опорном банке Омской области, входящем в число ста крупнейших банков России, обслуживается 3226 частных предпринимателей - более 30% от всей клиентской базы банка. Годовой денежный оборот предпринимателей, проходящий через банк - 11,6 млрд.руб., объем кредитов - 180 млн.руб., среднемесячные остатки на счетах - 47 млн.руб. Политика банка, ориентированная на обслуживание стабильных и развивающихся предприятий среднего и малого бизнеса исходит из их интересов и потребностей в расчетно-кассовых, кредитных, консалтинговых, юридических и иных услугах.
Для более полного представления о конкретных параметрах этих интересов и потребностей "Омскпромстройбанк" в 1999 году вступил в областной Союз предпринимателей и на протяжении четырех лет принимает активное участие во всех его мероприятиях.
Банк активно участвовал и в экспертизе проекта концепции дальнейшего развития малого предпринимательства в Омской области, принятой в июле 2002 года.
Об успешном развитии такого предпринимательства в Омской области уже в предыдущий период свидетельствует положительная динамика ряда показателей, приведенных в табл. 1.
Таблица 1. Динамика развития малого предпринимательства в Омской области 1998-2000 гг.

В сфере малого бизнеса в настоящее время занято свыше 200 тыс. человек - 18% экономически активного населения области. На 1 тыс. населения в среднем приходится 5 малых предприятий. В среднем каждый работник малых предприятий в 2000 году производил товаров и услуг на 40тыс.руб., на 85% больше, чем в 1998 году. Валовой сбор зерна в расчете на одно крестьянско-фермерское хозяйство увеличился в 2000 году по сравнению с 1998 годом на 69%. Доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции в 2000 году в общем объеме ее товарного выпуска составила 5,1%, увеличившись по сравнению с 1998 годом почти в два раза. Доля налогов от малого бизнеса в общем объеме их поступлений увеличилась с 5,1% в 1998 году до 8,9% в 2000 году. Малыми предприятиями в 2002 году получена прибыль в размере 440,2млн.руб. 32,7% прибыли приходится на долю промышленных предприятий, 31,3% на долю организаций, осуществляющих общую коммерческую деятельность, 18,7% - на долю предприятий торговли и общественного питания. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2000 году составили 223,6 млн.руб., на 64% превысив уровень 1998 года.
На долю субъектов малого предпринимательства приходится свыше 80% оборота розничной торговли. Доля же их в сфере промышленного производства пока невелика - около 4%. Но в производстве отдельных видов промышленной продукции они занимают лидирующие позиции. Так, в химической и нефтехимической промышленности области 94% неформовых резинотехнических изделий, практически все лакокрасочные материалы, разовую посуду из пластика, упаковку для пищевых продуктов производят малые предприятия.
Таблица 2. Распределение малых предприятий области по отраслям экономики в 2000 году

В машиностроении и металлообработке организации малого бизнеса оказывают услуги по ремонту машин и оборудования, производят нестандартное оборудование и запасные части. Только малыми предприятиями выпускаются центробежные насосы и тракторные косилки. В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности ими изготавливается 68% металлопластиковых окон и дверей, 38% деревянных дверных и оконных блоков, 27% мебели, в легкой промышленности - 98% чулочно-носочных и 20% швейных изделий, в пищевой - 97% рыбной продукции, 38% майонеза, 11% мясных полуфабрикатов, 10% хлеба и хлебобулочных изделий, 6% цельномолочной продукции.
Анализ распределения малого предпринимательства в Омской области по формам собственности показывает, что (по данным за 2002 г.) на долю частной собственности приходится 96,2%, на долю смешанной (без иностранного участия) - 3,3%, иностранной - 0,2%, смешанной с российским и иностранным участием - 0,3% малых предприятий.
В принятой Концепции методы государственной поддержки развития малого предпринимательства представлены механизмами, обеспечивающими, с одной стороны, непосредственное воздействие на деятельность субъектов малого предпринимательства, с другой - создание благоприятных условий для их развития.
К первому механизму относятся: совершенствование областного налогового законодательства; финансово-кредитная поддержка, в том числе прямое финансирование из бюджета; предоставление государственных гарантий; кредитование субъектов малого предпринимательства из внебюджетных источников; государственный и муниципальный заказа; областные целевые программы; предоставление государственного и муниципального имущества; содействие межотраслевой интеграции предпринимательских структур различного уровня (крупного, среднего, малого бизнеса).
Второй механизм предусматривает, прежде всего, развитие системы информационной поддержки, системы подготовки кадров, меры антимонопольной политики, меры, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров, координацию деятельности органов государственной власти, субъектов малого предпринимательства, общественных организаций и профессиональных объединений предпринимателей.
Государственная поддержка имеет функциональный, отраслевой, территориальный и социальный аспекты. Функциональный обеспечивает создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства, отраслевой - координацию деятельности всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях экономики, территориальный - поддержку малого предпринимательства в экономически отсталых и депрессивных районах Омской области, социальный - систему поддержки отдельных социальных групп населения.
Итоги реализации Концепции будут оцениваться по увеличению экономического потенциала малого бизнеса, его размерам, уровню капитализации малого бизнеса, качеству трудовых и предпринимательских ресурсов, внедрению передового управленческого опыта, росту производительности труда, организации выпуска продукции, основанной на передовых научных разработках, показателям конкурентоспособности, по продвижению товаров и услуг за пределы области, количеству создаваемых рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, увеличению налоговых поступлений.
С принятием Концепции внимание коммерческих банков, к субъектам малого предпринимательства возрастает.
В частности, "Омскпромстройбанк" имеет заинтересованность в реализации комплексных программ финансовой поддержки приоритетных направлений развития малого предпринимательства в качестве уполномоченного банка. С этой целью в 2002 году им разрабатываются комплексная программа кредитования малого бизнеса, рассчитанная на развитие микрокредитования, компенсацию части процентной ставки за счет специального фонда, тарифная политика в отношениях с малым бизнесом, меры по созданию системы информации об эффективно работающих субъектах малого предпринимательства и анализу их деятельности, меры по привлечению на обслуживание новых малых предприятий, по организации рекламных кампаний для информирования об услугах банка по расчетно-кассовому обслуживанию, об опыте работы банка с субъектами малого предпринимательства, о кредитовании и микрокредитовании, лизинговых операциях, консалтинговых услугах.
Можно уверенно говорить, что эти действия банка, в том числе предпринимаемые совместно с Областным союзом предпринимателей, Комитетом по развитию предпринимательства Администрации Омской области, другими организациями, будут способствовать дальнейшему развитию малого предпринимательства и увеличению его инвестиционного потенциала.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия