Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Зотиков Н. З.
доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности
Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары),
кандидат экономических наук,


Вопросы налогового администрирования в контексте поступательного развития бизнеса в регионах России
В статье рассматриваются роль и значение предприятий, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании доходов бюджетов, социально-экономических показателей регионов, а также вопросы налогового регулирования для стимулирования экономического развития
Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая нагрузка, предприятия, малые предприятия, налоговая база, специальные налоговые режимы, налоговое администрирование
ББК У26(2)141.3в612   Стр: 203 - 207

Введение. Под налоговым потенциалом понимается стоимость реально имеющейся на данной территории совокупности объектов налогообложения, определяемой по каждому конкретному налогу законодательством о налогах и сборах. Иными словами, налоговый потенциал — это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов на данной территории за определенный период времени в условиях действующего налогового законодательства.
Величина налогового потенциала (исходя из трех факторов производства: земля, труд, капитал) зависит от следующих факторов: сырьевые ресурсы; вещественные факторы производства (количество предприятий, основные производственные фонды, производственные запасы); численность активного населения, число рабочих мест, показатели безработицы, динамика фонда оплаты труда; факторы организационного и управленческого характера.
«Понятие «налоговый потенциал» является базовым по отношению к понятию «налоговая нагрузка». Исчисление совокупной налоговой нагрузки в каждом конкретном случае базируется на величинах налогового потенциала, определяемых в разрезе государства, его регионов, отраслей и отдельных групп налогоплательщиков. В основе расчета этих величин всегда должен находиться реальный объем экономического и финансового потенциалов» [1].
Налоговая нагрузка — это совокупность всех налогов, выплачиваемых плательщиком за определенный период хозяйственной деятельности.
В качестве объектов исследования выбраны: РФ в целом; Сибирский федеральный округ (занимающий 6-е место из 8 округов в рейтинге по итогам 2018 г., проводимом рейтинговым агентством РИА-Рейтинг); Чувашская республика (аутсайдер в рейтинге регионов Приволжского федерального округа).
Количество предприятий в 2018 г. по сравнению с 2016 г. уменьшилось по РФ на 481816 ед., или на 9,6%. При этом снижение предприятий наблюдается во всех федеральных округах, в том числе в УФО на 51108 ед. или на 12,6%, в ЦФО — на 216280 ед. или на 11,2%.
Из данных табл.1 следует, что территориально предприятия размещены крайне неравномерно: в двух округах из 8-и сосредоточено боле половины всех предприятий (ЦФО — 37,6%, СЗФО — 12,9%), на оставшиеся 6 округов приходится менее половины всех предприятий. Меньше всего предприятий размещены в СКФО (2,7%), ДФО (4,2%).
Из всех занятых в экономике около половины работников имеют два округа: ЦФО (28,0%) и ПФО (20,0%). Меньше всего доля занятых в ДФО (4,4%), СКФО (6,0%).
При средней численности занятых на одном предприятии по РФ в количестве 16 человек лидирует по данному показателю СКФО (36 чел.), предприятия ЦФО имеют среднюю численность работников в количестве 12 человек, СЗФО — 13 человек.
Рассмотрим далее отраслевую структуру предприятий.

Таблица 1
Количество предприятий и численность занятых на 1.01.2018 г.
ОкругаКоличество
предприятий, ед.
Численность занятых,
тыс. чел.
Всего%Всего%на одном
предприятии
РФ4 561 737100,076 109100,016
ЦФО1 714 65437,621 28228,012
СЗФО590 79312,97 5579,913
ЮФО348 7157,68 17810,723
СКФО125 8022,74 5596,036
ПФО746 11616,415 18520,020
в т. ч. по ЧР24 60362625
УФО355 9427,86 3858,418
СФО492 58210,89 62112,619
ДФО187 1334,23 3404,418
Составлено на основании р. 3.1 Сборника Регионы России. Социально-экономические показатели.2018: Стат. сб. / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.

Согласно данным табл.2, около половины всех предприятий как в РФ, так и в СФО и ЧР осуществляют деятельность в трех отраслях: торговля и ремонт транспортных средств, строительство, обрабатывающие производства. Низка доля предприятий в добыче полезных ископаемых, в сфере водоснабжения, утилизации отходов (0,6%), в сельском, лесном хозяйстве (3,7%), здравоохранении (2,1%). В РФ, СФО и ЧР отраслевая структура предприятий по количеству занятых в отраслях предприятий примерно одинаковая, за следующим исключением: в ЧР превышает доля предприятий, занятых в обрабатывающих производствах (10,1%), меньше предприятий, занятых в торговле (26,4%).
Численность работников на одном предприятии по РФ составляет 15 чел., в СФО — 17 чел., ЧР — 21 чел. Наибольшее количество работников занято в РФ в сфере обеспечения электроэнергией (68 чел.), добыче полезных ископаемых (64 чел.), меньше всех работников на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (5 чел.), в торговле (9 чел.). В СФО на предприятии, занятом добычей полезных ископаемых, трудятся 87 чел., в обеспечении электроэнергией (66 чел.). В ЧР наиболее крупные предприятия осуществляют деятельность в сельском хозяйстве (82 чел.), здравоохранении (69 чел.), меньше всех — в операциях с недвижимым имуществом (7 чел.), торговле (13 чел.).
Налоговая база по администрируемым налогам. Налоговую базу по администрируемым ФНС России налогам рассмотрим по налогам, уплачиваемым при применении общей (традиционной) системы налогообложения и специальных налоговых режимов (СНР), применяемых субъектами МСП.
Как следует из данных табл.3, в 2018 г. по сравнению с 2016 г. сумма всех налогов, администрируемых ФНС России, увеличилась по РФ на 43,5%, по СФО –на 47,6%, по ЧР — на 13,2%.

Таблица 2
Распределение числа предприятий и среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности в 2017 году
Виды деятельностиКоличество предприятий, ед.Численность занятых, тыс. чел.
РФСФОЧРВсего, тыс. чел.в том числе
на одном предприятии,
чел.
РФСФОЧРРФСФОЧР
Всего45617374925822460371 842,78715,7527,9151721
с/х, лесное хозяйство, охота129360184727495074,5668,661,7393582
добыча полезных ископаемых176412720361126,8237,50,5648713
обрабатывающие производства33158835789249410173,21085,7105,5303042
обеспечение эл.энергией, газом, паром2393138111591632,5251,09,5686660
водоснабжение, утилизация отходов282212978144746,080,44,1262728
строительство4931524940829386318,9629,457,7121320
торговля, ремонт транспортных средств1465129148733648913685,71572,283,191013
транспортировка и хранение2564953094510965240,4663,422,8202121
гостиницы, общепит10287896766211661,6173,410,1161816
информация, связь134911119445651446,5160,07,7101313
операции с недвижимым имуществом3482263974319551933,9236,214,8567
образование1368201986310915525,1816,441,2404138
здравоохранение, социальные услуги82808101954854450,3640,433,4536369
прочие услуги19362222644134012827,31501,175,8666656

Таблица составлена автором на основании р.13.2 (стр. 556–559) и р.3.6 (стр. 120–123) Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.

Таблица 3
Основные показатели налоговой базы по администрируемым ФНС России налогам (млн руб.)
 2016 год2018 год2018 г. к 2016 г., %
РФСФОЧРРФСФОЧРРФСФОЧР
Налог на прибыль2592269,3182873,45064,33468974,2304433,95638,2133,8166,5111,3
Льгота892995,845102,2369,4316756,029770,7342,535,566,092,7
То же, в %34,424,77,39,19,86,126,539,783,6
НДС2705830,1227503,412300,43526980,2336375,214667,9130,3147,8119,2
НДФЛ2824925,4297423,512044,93197385,6295971,813035,6113,299,5108,2
в т. ч. по ставке 13%2799524,0295908,011967,43172231,9294465,712979,1113,399,5108,4
НДПИ3058482,1274268,117,66082387,8555437,419,9198,9202,5113,1
Налог на имущество организаций         
Количество налогоплательщиков, ед.605932687364221712155657134101117,595,697,2
Налог к уплате786302,978721,12740,771042209,891385,43126,6132,5116,1114,1
Льгота по налогу398374,830555,31246,76367571,513283,41021,292,343.581,9
То же, %50,738,845,535,314,532,769,637,471,9
Земельный налог193766,619368,4646,29185716,117120,2637,795,888,498,7
в т. ч. физлица50053,04655,1232,1847312,63725,2214,394,580,092,3
Льгота58980,65301,21201,1762281,95373,0207,3105,6101.3103,0
% льготы30,427,431,133,531,432,5110,2114,6104,5
Транспортный налог164957,715466,83913,3179625,715993,51057,4108,9103,4115,8
Количество налогоплательщиков, ед.347305004551322242243370959844309001255799106,894,7105,6
в т. ч. физлица137237,212696,05757,92150131,413110,2914,9109,4103.3120,7
Льгота14296,3779,4554,9016895,5991.983,9118,2127,3152,8
% льготы8,75,06,09,46,27,9108,0124,0131,4
Всего налогов12326534,11095624,733727,617683279,41616717,438183,3143,5147,6113,2
Льготы1364647,581738,21872,2763504,949419,01654,955,960,588,4
% льгот11,17,55,64,33,04,338,740,076,8
Специальные налоговые режимы342893,638519,42236,0469689,845728,42700,5137,0118,7120,8
УСН259003,327178,01505,0389672,536642,22085,0150,5134,8138,5
в т. ч. объект «доходы»196167,320175,91023,9293881,627264,81445,7149,8135,1141,2
минимальный налог26079,42781,4204,835819,03561,0280,2137,3128,0136,8
ЕНВД72522,810629,1707,064652,88441,5582,989,179,482,4
ЕСХН11367,5712,324,015364,5644,732,6135,290,5135,8
Количество патентов по ПСН (ед.)32160615846740439088167921199136,5106,0162,0
Количество налогоплательщиков СНР, ед.525170867233649687573706364167551977109,295,4104,6
УСН287481735550025916324168735788628633112,8100,7110,5
ЕНВД203350429036521778207271125909221108101,989,296,9
ЕСХН997161425513859703511837128997,383,093,1
ПСН2436711221660832563012860947133,6105,3155,8
Источник: Сводный налоговый паспорт РФ за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Сибирского федерального округа за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Чувашской Республики за 2016, 2018 г.

Доля налога на прибыль в федеральном бюджете с 21,0% уменьшилась до 19,6% (на 6,7%), в бюджете ЧР — с 15,0 до 14,8% (на 1,3%), в бюджете СФО увеличилась с 16,7% до 18,8% (на 12,6%).
НДС, собираемый во всех регионах РФ, в размере 100% зачисляется в федеральный бюджет. Из данных таблицы следует, что при увеличении НДС в 2018 г. в ФБ на 30,3% его доля в бюджете уменьшилась с 22,0% до 19,9%.
Следует иметь ввиду, что доля НДС в бюджете в дальнейшем будет возрастать, что связано с повышением ставки налога с 18% до 20% с 1 января 2019 г. Определенный интерес представляет сравнение с Китаем, где с 1 апреля 2019 г. ставка НДС, в отличие от России, наоборот, снизилась с 16% до 13% «Увеличение ставки НДС в РФ до 20% направлено на удержание ненефтегазового дефицита страны на приемлемом уровне. По оценке Правительства РФ, повышение НДС даст федеральному бюджету 620 млрд руб. дохода ежегодно, начиная с 2019 года. Для Китая же характерно использование стимулирующей функции НДС для снижения себестоимости китайских товаров и повышения их ценовой конкурентоспособности, в том числе — на мировом рынке, что особенно актуально в связи с торговой войной США — КНР, сокращающей экспортные возможности китайской экономики (потенциальные убытки китайской стороны оцениваются в 200 млрд долл.» [2].
Как следует из приведенного сравнения, цель косвенных налогов в России, прежде всего, заключается в пополнении и снижении дефицита бюджета.
Сумма НДФЛ за рассматриваемый период увеличилась по РФ на 13,2%, ЧР — на 8,2%, по СФО — уменьшилась на 0,5%. При этом доля налога уменьшилась во всех бюджетах: по РФ — с 22,9% до 18,1% (на 21,0%), СФО — с 27,1% до 18,3% (на 32,5%), ЧР — с 35,7% до 34,1% (на 4,5%).
Величина НДПИ увеличилась по РФ и СФО в 2 раза, доля налога в бюджетах соответственно увеличилась на 38,7% и 37,2%.
Количество налогоплательщиков налога на имущество организаций увеличилось по РФ на 17,5%, по СФО и ЧР уменьшилось соответственно на 4,4% и 2,8%. При увеличении суммы налога по РФ на 32,5%, СФО — на 16,1%, ЧР — на 14,1% доля налога на имущество организаций за рассматриваемый период уменьшилась по РФ на 7,8%, СФО — на 22,2%, по ЧР увеличилась на 1,2%.
Поступления земельного налога за рассматриваемый период уменьшились во все уровни бюджетов: в бюджет РФ –на 4,2%, СФО — на 11,6%, ЧР — на 1,3%, что привело к уменьшению доли налога во все бюджеты: РФ — с 1,6% до 1,0% (снижение на 37,5%), СФО — с 1,8% до 1,0% (снижение на 44,4%), ЧР — с 1,9 до 1,7% (снижение на 10,5%).
При увеличении суммы транспортного налога во все бюджеты его доля в бюджетах остается незначительной (РФ и СФО — 1,0%, ЧР — 2,8% в 2018 г.).
Наблюдается резкое снижение в абсолютных суммах льгот по налогам: по ФБ — на 44,1%, СФО — на 39,5%, ЧР — на 11,6%, что привело к уменьшению доли льгот по РФ с 11,1% до 4,3%, СФО — с 7,5% до 3,0%, ЧР — с 5,6% до 4,3%. При этом доля льготы по налогу на прибыль уменьшилась: в ФБ — с 34,4% до 9,1%, СФО — с 24,7% до 9,8%, ЧР — с 7,3% до 6,1%, по налогу на имущество организаций (по РФ — с 50,75 до 35,3%, СФО — с 38,8% до 14,5%, ЧР — с 45,5% до 32,7%). Аналогично снижение льготы наблюдается по земельному и транспортному налогам.
Анализируя данные по специальным налоговым режимам, уплачиваемым малым бизнесом, следует отметить следующее.
Из числа налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (СНР), в 2018 г. как по РФ, так и в СФО и ЧР, более 55,0 % являются плательщиками УСН, причем доля УСН в 2018 г. увеличивается. Величина налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, увеличилась по РФ на 50,5%, в СФО — на 34,8%, ЧР — на 38,5%. При этом доля налога, исчисляемого с объекта «доходы», в РФ и СФО составляет 74–75%, в ЧР — 70%.
Количество плательщиков ЕНВД имеет тенденцию к уменьшению. Доля налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, в общей сумме СНР, в 2018 г. уменьшилась по РФ с 21,2% до 13,8%, СФО — с 27,6% до 18,5%, ЧР — с 31,6% до 21,6%.
Незначительна доля ЕСХН (по РФ — около 3,0%). Количество выданных патентов в связи с применением ПСН в целом по стране составляет 439 088 ед., а количество плательщиков ПСН — 325 630 ИП, что составляет 5,7% от общего числа лиц, применяющих СНР.
Далее рассмотрим сводные социально-экономические показатели по рассматриваемым бюджетам за 2016 и 2018 годы.
Данные таблицы 4 свидетельствуют о следующем.
В 2018 г. по сравнению с 2016 г. ВВП РФ увеличился на 59,8%, ВРП СФО — на 11,6%, ЧР — на 8,1%. При этом доля ВРП СФО в ВВП уменьшилась с 10,0% до 7,0%, ЧР — с 0,38% до 0,26%. ВВП в расчете на одного жителя за указанный период увеличился по РФ на 59,9%, СФО — на 25,6%, ЧР — на 9,2%. В 2018 г. величина ВРП на одного жителя СФО составляет 422,5 тыс. руб. (59,7% от показателя по РФ), по ЧР — 221,2 (31,2% от показателя по РФ).

Таблица 4
Социально-экономические показатели по РФ, СФО и ЧР за 2016 и 2018 г.
Показатель2016 год2018 год2018 г. к 2016 г., %
РФСФОЧРРФСФОЧРРФСФОЧР
ВВП, ВРП (млрд руб.)64997,06503,1250,4103875,87255,4270,6159,8111,6108,1
% к РФ10,00,38-7,00,2670,068,4
то же, на 1 жителя, тыс. руб.442,7336,5202,6707,7422,5221,2159,9125,61–9,2
Инвестиции (млрд руб.)14639,81405,349,617595,31574,251,3120,2112,0103,4
то же, % к ВВП, ВРП22,521,619,816,921,718,975,1100,595,5
то же, на 1 жителя, тыс. руб.99,772,740,1119,991,741,9120,3126,1104,4
Занято в экономике, тыс. чел.72390,09003,5611,872354,48061,6587,399,989,596,0
% к РФ12,40,8411,10,8189,596,4
Количество юрлиц, ед.45538184972332503940693754506652315789,490,692,5
% к РФ10,90,5511,10,57101,8103,6
Кол-во субъектов МСП, ед.554278265081644674604119564281146134109,098,8103,3
% к РФ11,70,8010,60,7690,695,0
Численность населения, тыс.чел.146804,419326,21235,9146780,717173,31223,4100,088,999,0
Налоги по администрируемым доходам, млн руб.12326534,11095624,733727,617683279,41616717,438183,3143,5147,6113,2
Налоги по СНР, млн руб.342893,638519,42236,0469689,845728,42700,5137,0118,7120,8
Доля в ВВП (ВРП), %         
всех налогов19,016,813,517,022,314,189,5132,7104,4
СНР0,530,590,890,450,631,084,9106,8112,3

Инвестиции в основной капитал за рассматриваемый период увеличились по РФ на 20,2%, СФО — на 12,0%, ЧР — на 3,4%, в процентах от ВВП в 2018 г. по РФ — 16,9%, СФО — 21,7%, ЧР — 18,9%. Инвестиции в расчете на одного жителя увеличились и составили в 2018 г. по РФ — 119,9 тыс. руб., СФО — 91,7 тыс. руб., ЧР — 41,9 тыс. руб.
Число занятых в экономике за рассматриваемый период уменьшилось по РФ на 0,1%, СФО — 10,5%, ЧР — на 4,0%. Количество юридических лиц уменьшилось по РФ на 10,6%, СФО — на 9,4%, ЧР- на 7,5%. При этом количество субъектов МСП увеличилось по РФ на 9,0%, ЧР — на 3,3%, по СФО уменьшилось на 1,2%.
Данные таблицы показывают, что налоговая нагрузка на рубль объема ВВП (ВРП) по РФ уменьшилась с 19,0% до 17,0% (на 10,5%), по СФО — увеличилась с 16,8% до 22,3% (увеличение на 32,7%), по ЧР — увеличилась с 13,5% до 14,1% (рост на 4,4%).
Очень незначительна в ВВП (ВРП) доля СНР, уплачиваемого малым бизнесом (в 2018 г. по РФ — 0,45%, СФО — 0,63%, ЧР-1,0%).
На рост доходов бюджетов и формирование показателей, приведенных в табл.4, безусловно, влияет уровень налогового администрирования (табл.5).

Таблица 5
Показатели контрольной работы налоговых органов
Показатель2016 год2018 год2018 г. к 2016 г., %
РФСФОЧРРФСФОЧРРФСФОЧР
Количество ВНП, ед.26043321829914152150712354,346,841,1
Дополнительно начислено по ВНП, млн руб.352056,927314,11537,4307568,221057,5796,787,477,151,8
в т. ч. на 1 ВНП (тыс. руб.)13647,78611,05141,822226,314295,66530,7162,8166,0127,0
То же, в % к РФ63,137,764,329,4
Из них на 1 ВНП организаций15217,39950,56092,924446,315832,68746,2160,6159,1143,5
То же, в % к РФ65,440,064,835,8
Количество КНП (ед.)399779554951145306265678891967742615523029169,8156,4170,8
То же, в % к РФ12,40,7711,40,77
Из них выявлены нарушения, ед.225443028063819788353103744616434732156,6159,0175,5
То же, в %5,645,676,465,205,766,6492,2
Дополнительно начислено по КНП, млн руб.99748,34566,7298,655659,65218,8209,455,8114,370,1
То же, в % к РФ4,580,309,380,37
в т. ч. на 1 КНП (тыс. руб.)44,216,315,115,811,76,035,771,839,7
то же, в % к РФ36,934,274,038,0
Налоговая нагрузка по администрируемым доходам на:         
консолидированный бюджет РФ22,320,5 20,527,1 91,9132,2 
ФБ10,77,8 11,513,9 107,5178,2 
консолидированный бюджет субъектов РФ11,612,6 9,113,2 78,4104,8 
Источник: Сводный налоговый паспорт РФ за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Сибирского федерального округа за 2016, 2018 г.
Налоговый паспорт Чувашской Республики за 2016, 2018 г.

Особенности налогового администрирования. Под налоговым администрированием понимается: деятельность государства по контролю за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства; совершенствование механизма исчисления налогов и форм налогового контроля.
В настоящее время в налоговом администрировании значительное внимание уделяется совершенствованию методов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков (действует личный кабинет налогоплательщика, принят Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, снят режим налоговой тайны с части сведений о налогоплательщике (о численности работников, выручке), введен налоговый мониторинг, разработаны контрольные соотношения показателей налоговых деклараций по налогам, введен досудебный порядок урегулирования налоговых споров, введен риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности субъектов МСП, что уменьшит число проводимых проверок (в области пожарного и др. видов надзора); административный штраф заменен на предупреждение за впервые совершенное правонарушение и др.).
Кроме того, расширен доступ МСП к государственным закупкам; действуют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг для бизнеса (МФЦ); риск ориентированный подход применяется и налоговыми органами при проведении налоговых проверок деклараций по НДС, в которых заявлен налог к возмещению, по программе АСК НДС-2; внедрена и действует целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
Несмотря на принимаемые меры, Россия отстает от многих стран мира по важнейшим показателям, характеризующим эффективность ведения предпринимательской деятельности: по доле малого бизнеса в ВВП; по числу малых предприятий на 100 чел. населения; по уровню производительности труда; по доле малого бизнеса в сумме налоговых доходов бюджетов и др.
«Система налогообложения, установленная для малого бизнеса в виде специальных налоговых режимов, нуждается в дальнейшем совершенствовании, она не стимулирует развитие и укрупнение малого бизнеса, не обеспечивает соответствующий вклад МСП в налоговые доходы бюджета. Налоговая нагрузка на малый бизнес, применяющая специальные налоговые режимы, намного меньше налоговой нагрузки на бизнес, применяющей общий режим налогообложения» [3].
При этом совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства «должно базироваться на сочетании интересов как малого бизнеса, так и государства в целом» [4].
Налоговыми органами налоговое администрирование осуществляется в основном при проведении налоговых проверок налогоплательщиков за соблюдением ими положений налогового законодательства.
Согласно данным табл.5, количество ВНП в 2018 г. по сравнению с 2016 г. уменьшилось по РФ на 45,7%, СФО — на 53,2%, ЧР — на 58,9%, сумма дополнительных доначислений также уменьшилась: по РФ на 12,6%, СФО — на 22,9%, ЧР — на 48,2%. Сумма доначислений в расчете на 1 ВНП увеличилась: по РФ на 62,8%, СФО –на 66,0%, ЧР — на 27,0%. При этом сумма доначислений на 1 ВНП по СФО составила в 2018 г. 64,8% от среднероссийского показателя, по ЧР — лишь 35,8%.
Количество КНП увеличилось по РФ на 69,8%, СФО на 56,4%, ЧР на 70,8%. Сумма дополнительных доначислений по КНП по РФ уменьшилась на 44,2%, ЧР — 29,9%, по СФО увеличилась на 14,3%. Между тем, сумма доначислений на 1 КНП уменьшилась в большем размере: по РФ на 64,3%, СФО — 28,2%, ЧР — на 60,3%. Сумма доначислений на 1 КНП в 2018 г. по СФО составила 74,0% от среднероссийского уровня, ЧР — лишь 38, 0%. По приведенным данным контрольной работы налоговых органов на местах в их сравнении со среднероссийскими показателями можно судить об эффективности деятельности местных налоговых органов. Из сравнения полученных данных следует, что налоговые органы ЧР по показателям контрольной работы намного уступают налоговым органам СФО, в большей степени, — среднероссийским показателям.
Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На уровень социально-экономического положения субъектов РФ первостепенное влияние оказывает использование имеющегося в регионах налогового потенциала, величина которого напрямую зависит от наличия и степени использования производственного, трудового и других видов потенциала, в том числе от степени размещения по территориям количества предприятий, производственного персонала, вклада в экономику субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как показывают многочисленные исследования, в экономике развитых стран велика доля субъектов МСП. Россия по показателям деятельности субъектов малого бизнеса намного отстает от других стран.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года» реализуется Национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Целевые показатели и задачи Нацпроекта МСП предусматривают:
– увеличение численности занятых в сфере МСП, включая ИП до 25 млн чел.;
– увеличение доли МСП в ВВП до 32,5%;
– увеличение доли экспорта субъектов МСП, включая ИП, в общем объеме несырьевого экспорта до 10%.
«Увеличение доли, а также изменение структуры МСП благоприятно скажется на стабилизации всех социально — экономических процессов, а значит на развитии российского общества и достойной жизни граждан» [5].
«Большая проблема заключается в том, что микробизнес не хочет капитализироваться, расширяться и становиться малым бизнесом, а затем — средним. Необходимо принять меры, которые бы стимулировали микропредприятия в расширении своей деятельности путем вложения в инвестиции, предоставить микробизнесу, развивающемуся до малого бизнеса, налоговые и другие льготы. Не менее важной задачей является перераспределение занятых в пользу производственных видов деятельности» [6].
Большое значение для повышения эффективности производства имеет его налоговое стимулирование, налоговое администрирование.
Проведенное исследование показывает, что повсеместно резко снижается количество проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок, повышается количество проводимых камеральных налоговых проверок. При этом эффективность выездных налоговых проверок выше, чем камеральных проверок.
По нашему мнению, в целях повышения эффективности налогового администрирования необходимо решить следующие вопросы.
1. Совершенствовать действующие специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства. Доля налогов, уплачиваемых малым бизнесом, в связи с применением СНР, в налоговых доходах бюджетов незначительна.
2. Сроки проведения камеральной налоговой проверки (3 месяца со дня получения деклараций по налогам), выездной налоговой проверки (2 месяца), продления ВНП до 4-х месяцев, приостановления до 6 месяцев не обоснованы.
В настоящее время в составе МСП преобладают малые предприятия (средняя численность работников в них составляет не более 30 чел.) и микропредприятия, в которых численность работников не превышает 2-х чел. и ИП, и тратить на их проверку 2 месяца нет никакой необходимости.
Считаем необходимым указанные сроки проведения налоговых проверок установить в зависимости от статуса налогоплательщика, ОПФ, применяемой системы налогообложения. Установление реальных сроков проведения налоговых проверок (КНП и ВНП) имеет большое значение при составлении на очередной год графика проведения проверок, определения нагрузки на инспектора, в конечном итоге это повысит эффективность работы налоговых органов.
3. Основания для продления выездной налоговой проверки установлены не НК РФ, а в приказе ФНС РФ от 8.05.2015 № ММВ-7–2/189(а), содержащем шесть оснований для продления, в том числе «по иным обстоятельствам», под которые можно приспособить что угодно.
4. Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу раньше вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение налогового органа по итогам проверки вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения решения проверяемому лицу (п.9 ст. 101.2 НК РФ). Налоговый орган, заинтересованный во взыскании доначисленных проверкой сумм, после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде:
1) запрета на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (только на разницу между суммой недоимки и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению).
В силу п.2 ст. 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке принимается в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, которое по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу решения.
По нашему убеждению, решение о принятии обеспечительных мер не может быть принято ранее даты вступления в силу решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.


Работа выполнена в рамках Гранта РФФИ №18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018–2020 гг.

Литература
1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. — М., 2008. -240 с.
2. Колесникова Т.В. Возможности применения в Евразийском экономическом союзе опыта Китая в сфере налогового стимулирования конкурентоспособности национальной экономики // Проблемы современной экономики. — 2019. — №4(72). — С.25–29.
3. Зотиков Н.З. Малый бизнес: его роль и место в экономике страны // Финансовая экономика. — 2019. — №9. — Ч.4. С.344–349.
4. Сероштанов Д.А. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // Молодой ученый. -2018. — № 20 (206). — С. 263–265.
5. Чеботарев В.С., Ионов В.А. Текущие тенденции в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Финансовая экономика. — 2019. — №9. — Ч.4. С.413–416.
6. Зотиков Н.З. Предприятия как фактор роста налогового потенциала // Стратегические направления развития отраслей российской экономики и ее интеграция в мировую экономическую систему: Материалы междунар. науч.–практ. конференции. 2017. — С.55–61.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия