Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Белекова А. Т.
советник Министерства иностранных дел России,
член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (г. Москва),
кандидат политических наук


Возрастание роли ЮНЕСКО как партнёра в евразийском сотрудничестве
В статье исследуется ряд аспектов деятельности ЮНЕСКО в современных условиях. Особое внимание уделено востребованности её потенциала, как уникальной международной организации в рамках своей компетенции; стратегии взаимодействия и ответственного партнёрства, инновационных форм и перспективных векторов сотрудничества ЮНЕСКО в цивилизационном пространстве Евразии. Автором предложен ряд новых концептуальных идей для осмысления их научным сообществом
Ключевые слова: ЮНЕСКО, ООН, образование, наука, культура, коммуникации, сотрудничество, укрепление мира и безопасности, уникальность мандата
ББК Ч114(0)л51   Стр: 222 - 225

В современную эпоху, когда качественно возрастает роль гуманитарного сотрудничества, государствам входящим в различные союзы, блоки, структуры и объединения, следует более чётко и однозначно определить основных партнёров сотрудничества в глобальном развитии. Таким партнёром, безусловно, является специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
ЮНЕСКО в условиях современности следует предпринять дополнительные незамедлительные квалитативные усилия с тем, чтобы обрести характер подлинной гуманитарной опоры в формировании глобальной культуры. В этой связи, требуется концептуальное обновление ЮНЕСКО, её безусловная адаптация к геополитическим вызовам современности. В основу этой адаптации должны быть положены культурные ценности цивилизации. В сложных условиях возрастания мировой нестабильности одна из ключевых задач Организации заключается в том, чтобы не только сохранить, но и развить духовно-культурное наследие современного общества, способствовать его передаче будущим поколениям как части глобального диалога цивилизаций и культур.
Следует в полной мере учитывать то качественно новое обстоятельство, что особенностями геополитики XXI века становятся межцивилизационные проблемы и межцивилизационный диалог, как способ их разрешения. В этой связи динамично повышается не только роль, но и ответственность ЮНЕСКО.
Краеугольное значение приобретает в современных условиях необходимость и даже острая потребность возрастания взаимодействия ЮНЕСКО с Российской Федерацией, как опорным государством ООН, подлинно евразийской державой.
Вследствие своего геополитического положения Россия является единственной в мире страной, которая обладает глубокими, исторически сложившимися научно-культурными традициями евразийства. Вместе с тем, в последнее время заметно укрепилось и расширилось экономическое пространство стран евразийского региона, сбалансированное развитие которого невозможно без укрепления межкультурных и межэтнических связей.
Как свидетельствует сложившаяся практика, обычно ЮНЕСКО, в рамках своих программ и проектов, предпочитает работать с государствами на двусторонней основе. Однако обновлённые концептуальные подходы XXI века значительно усиливают возможности Организации во взаимодействии с надгосударственными или иными образованиями. Одним из подобных партнёров ЮНЕСКО может выступать Содружество Независимых Государств. Международная организация, призванная регулировать отношения между государствами, ранее входившими в СССР, СНГ не является надгосударственным образованием, не обладает наднациональными полномочиями и функционирует на добровольной основе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников и поэтому во взаимоотношениях с ЮНЕСКО они являются самостоятельными субъектами международного права. Вместе с тем, кроме сотрудничества в политической и экономической сферах, основными заявленными целями этой организации являются экологическая, гуманитарная, культурная области; обеспечение прав и свобод человека, а также сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, что в полной мере выводит её на потребность в контактах с ЮНЕСКО и более успешной реализации ряда своих задач совместно или через ЮНЕСКО. В этой связи вполне правомерным будет подчеркнуть, что на базе некой аморфной структуры размежевания, созданной в своё время для «цивилизационного развода» постсоветских стран, СНГ постепенно превращается в реально работающую, относительно влиятельную структуру «сцеплённого» геополитического пространства. В последнее время СНГ активно сосредотачивается на взаимодействии в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах. Авторитетным форумом зарекомендовала себя Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ.
В рабочих контактах с государствами Евразийского экономического союза ЮНЕСКО вполне правомерно может использовать свой высокий цивилизационный авторитет в задаче обращения данного объединения к гуманитарной сфере, в настоящее время упускаемой (и даже изъятой) из сферы прямых совместных интересов, входящих в этот экономический союз государств.
Вполне допустимо предположить, сколь важного партнёра может представлять для ЮНЕСКО Союзное государство России и Белоруссии, как декларируемая надгосударственность с постепенно организуемым единым не только политическим, экономическим, таможенным, валютным, юридическим, но и гуманитарным и культурным пространством. В современных условиях представляется важным налаживание первых контактов ЮНЕСКО даже со странами постсоветского пространства со спорным статусом.
Вне сомнения, что на пространстве Евразии у ЮНЕСКО, в первую очередь, качественно возрастают возможности расширять диалоговое партнёрство и механизмы взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества. Особый вес здесь приобретает, наряду с экономическим, географическим, демографическим, и гуманитарно-цивилизационный фактор, поскольку на государства-члены ШОС приходится значительная часть мирового населения, территории, природных ресурсов и экономического потенциала. Краеугольным выступает для ЮНЕСКО в данном случае тот факт, что ШОС не является военным блоком или открытым регулярным совещанием по безопасности: главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющее государства-участники. Наряду со сферами экономического сотрудничества, энергетического партнёрства, основополагающими заявлены задачи научного и культурного взаимодействия. К этому важно заметить, что ШОС, куда в настоящий момент вместе с Россией и рядом стран постсоветского пространства входят Китай, Индия и Пакистан — выступает обладателем глобальных интеллектуальных ресурсов. Вне сомнения, ЮНЕСКО следует в полной мере учитывать и то обстоятельство, что данная организация становится одной из «несущих конструкций» будущего миропорядка.
Важным практическим ресурсом могло бы стать более инициативное со стороны ЮНЕСКО взаимодействие со странами группы БРИКС в части, касающейся евразийского вектора. Тем более, что входящие в эту группу государства, занимая четверть всей суши планеты и около половины её населения, становятся доминирующими глобальными поставщиками не только сырья и товаров промышленного назначения, но и услуг. К тому же, после вхождения Индии в ШОС, эта структура в полной мере воспроизводит собой глобальный «евразийский треугольник» БРИКСа.
Несомненный потенциал сотрудничества представляет для ЮНЕСКО Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Эта политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран Юго-Восточной Азии, которая, наряду с рядом других общецивилизационных целей, декларирует установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН; ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; поддержание взаимовыгодного сотрудничества.
Неоспоримые достижения в институциональном развитии этих ключевых организаций на цивилизационном пространстве Евразии, подтверждённая жизнедеятельность данных структур (даже если допустить предположение, что некоторые из них пока ещё не вполне состоялись как зрелые международные институты), открывает для ЮНЕСКО новые бесспорные возможности. По мнению автора, все эти структуры в совокупности могут стать площадками, на которых, при инициативном содействии ЮНЕСКО, можно было бы договариваться о базовых принципах взаимоотношений в гуманитарной сфере, при наличии расходящихся или сталкивающихся интересов. Со своей стороны, и вышеприведённые наднациональные и иные евразийские структуры должны проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве с ЮНЕСКО, придав ей ёмкий и чётко выраженный инициативный характер.
В этой связи правомерно констатировать, что традиционная популярность и идеологически нейтральный имидж ЮНЕСКО в России дают возможность привлекать к участию в реализации её проектов в нашей стране широкие интеллектуальные и общественные силы, объединяя их вокруг благородных идеалов и ценностей Организации. Сотканные ЮНЕСКО международные сети сотрудничества открывают для России не только, по существу, неограниченный доступ к новым партнерским связям и источникам научной информации, но и широкие возможности влияния на мировой интеллектуальный климат. В непростых условиях динамично меняющегося мира равноправный межкультурный диалог, сохранение и развитие культурного разнообразия — путь, не имеющий альтернативы. Россия и ЮНЕСКО нуждаются друг в друге. Россия хотела бы видеть ЮНЕСКО организацией международного гуманитарного сотрудничества на деполитизированной основе, как не раз подчёркивало российское руководство. В этой связи со стороны структур ЮНЕСКО необходимо новое (не обремененное прежними идеологемами и «протокольными рамками») осмысление России как органического «стыка цивилизационных миров», культур многих евразийских народов, первоосновы Русского мира. Со своей стороны, и народы России нуждаются в ней как в державе, не только выступающей как один из центров силы, который будет определять миропорядок в XXI веке, но и как социально-ориентированном государстве, где главенствует социальная солидарность и где геополитика не перевешивает каждодневные заботы и нужды простого человека.
Между тем, ЮНЕСКО современности стоит перед необходимостью квалитативного обновления, сохранив при этом свою миссию генератора идей развития и прогресса, надёжной гуманитарной опоры глобальной архитектуры, общепризнанного форума по защите духовного и культурного наследия и продвижению непреходящих нравственных ценностей. Речь идёт о стратегическом преобразовании организации с тем, чтобы в рамках своего мандата она более эффективно использовала свой уникальный потенциал.
ЮНЕСКО присущи отдельные «врождённые недостатки». К тому же, её структурам навязывается неприемлемая повестка, они подвергаются, а порой вынужденно поддаются, неприкрытому и даже агрессивному давлению. Действия ряда стран носят крайне политизированный и односторонний характер. В целом политизация наносит невосполнимый ущерб авторитету и практической деятельности ЮНЕСКО, поскольку этот гуманитарный форум создавался для диалога и сотрудничества, а не для обсуждения политических проблем, которые противоречат мандату Организации.
В силу обострившихся политических разногласий, в последнее время не удается реализовывать многие решения, которые Организация принимает. Ряд стран, не сумев обеспечить себе рычаги давления на ЮНЕСКО в навязывании своей повестки дня и сугубо своего ракурса решений Организации, демонстративно вышли из ЮНЕСКО, осознанно и преднамеренно ослабив единство Объединённых Наций. Между тем, любая политизация гуманитарных связей неприемлема.
Финансовые ресурсы ЮНЕСКО не безграничны, поэтому крайне важна оптимизация программ, над которыми работают сотрудники ЮНЕСКО. Назрела потребность усовершенствовать планирование; наметить наиболее перспективные и, главное, реально достижимые стратегические цели. Важное значение в этой связи имеет тесное взаимодействие ЮНЕСКО с другими учреждениями системы ООН, неправительственными организациями и частными фондами. Надёжная опора — инициатива самих государств и гражданского общества.
Внешне складывался вывод, что в конце XX — самом начале XXI вв. внутри ЮНЕСКО начали формироваться философия и стиль международного сотрудничества, которые в высокой степени отвечали и концептуальным установкам российской внешней политики. С определёнными допусками ЮНЕСКО можно было рассматривать как прообраз желаемой модели миропорядка, составными элементами которого являются равноправие государств, уважение многообразия культур, предпочтение решать проблемы пусть сложным, но оправдывающим себя путём диалога. В условиях бурно развивающихся процессов глобализации международной жизни Организация стремилась воплощать в себе прообраз взаимосвязанного и взаимозависимого мира.
Однако, на рубеже начала третьего тысячелетия современный мир вступил в период затяжной турбулентности. Геополитические отношения переживают исключительно сложный исторический период, многие прежние механизмы взаимного баланса не работают. Преднамеренные и сознательные действия влиятельных иррациональных сил мирового масштаба, по сути, подвели его к стадии полураспада. В концентрированном виде это являет собой начало кризиса глобальной политической системы как таковой и скатывание человечества к новой конфронтации.
В своём выступлении «Мир будущего — через столкновение к гармонии» на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», являющего собой экспертно-аналитический центр, в 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин особо отмечал обостряющуюся конкуренцию за место в мировой иерархии. При том, что «многие прежние рецепты глобального управления, преодоления конфликтов и естественных противоречий уже не годятся, часто не срабатывают, а новые пока ещё не выработаны» [1]. Вполне естественно и нормально несовпадение интересов государств, их геополитических стратегий, видения мира. Но когда под сомнение ставится само понятие баланса взаимодействия и отвергается сама необходимость учёта взаимных интересов, появляется непредсказуемость международных отношений. Более того, они деградируют до крайне опасной черты. Политико-правовая и гуманитарно-культурная палитра современного мира — тому доказательный пример.
В начале третьего тысячелетия экспертное сообщество правомерно выдвинуло концепт: «Вопрос, возможно, заключается не в том, «какое будущее для ЮНЕСКО», а «какая ЮНЕСКО для будущего». В условиях крайне сложного, быстро меняющегося мира и острой конкурентной среды, ЮНЕСКО, безусловно, необходимо развить свою способность к реагированию, гибкость и адаптируемость, свою информационно-разъяснительную работу, способность создавать коалиции с участием многих заинтересованных сторон, а также способность мобилизовывать и использовать внебюджетное финансирование.
Следует особо подчеркнуть, что в основных сферах своей компетенции ЮНЕСКО обладает рядом чётких преимуществ, на основе которых она может строить свои будущие стратегические планы и действия:
• бесспорная роль глобального специализированного учреждения в области образования, естественных наук, гуманитарных наук, культуры и коммуникации, обеспечивающего необходимую связь между нормативными и техническими/оперативными функциями;
• определение и признание в качестве лидирующего учреждения в отношении сложных долгосрочных задач, решаемых с участием многих заинтересованных сторон (например, в связи с ОДВ через её Глобальный план действий и Программу оценки водных ресурсов мира, в отношении различных десятилетий, для которых ЮНЕСКО определена Генеральной Ассамблеей ООН в качестве ведущего учреждения, а также в отношении поощрения свободы выражения мнений, развития информации и средств информации);
• способность разрабатывать политику на основе фактических данных, опираясь на работу Статистического института ЮНЕСКО (СИЮ) и ряд флагманских публикаций, таких как Всемирный доклад по мониторингу образования для всех (ОДВ) и Доклад об освоении водных ресурсов мира;
• роль ведущего учреждения, организатора и хранителя в отношении глобальных списков объектов, составленных по просьбе государств-членов, например, для всемирного наследия, биосферных заповедников или нематериального культурного наследия.
Безусловно, определение основных сфер компетенции должно найти выражение в конкретных видах деятельности, в которых ЮНЕСКО должна приобрести, сохранить или усилить высокое мастерство в сконцентрированных и в концептуальном отношении чётко определённых ключевых областях как в ближайшей, так и долгосрочной перспективе, наряду с определением тех видов деятельности, которые следует прекратить, если другие могут делать подобное лучше. Это, соответственно, требует определения областей совместной компетенции (де-факто и де-юре) со многими другими многосторонними учреждениями, где ЮНЕСКО может проводить свою работу только совместно с другими участниками и где она должна заявить о своих отличительных особенностях.
В этой связи ЮНЕСКО крайне полезно было бы концептуально осмыслить колоссальный потенциал современных цифровых технологий (продемонстрированный, в частности, в усилиях международного сообщества по преодолению глобальной планетарной угрозы, спровоцированной пандемией коронавируса). В то же время ЮНЕСКО следует нацелить особые усилия на поиск и соблюдение баланса между своими традиционными (не переведёнными в цифру образовательными программами) и всевозрастающими цифровыми потоками.
Вместе с тем, повсеместный переход на «цифру» таит в себе много подводных камней, «здесь есть свои вызовы, поскольку цифровые технологии могут придать импульс не только для развития, но и породить новое неравенство» [2]. ЮНЕСКО на протяжении многих лет ведет комплексную работу по направлению информационных технологий и изучению сфер их применения. Так, еще в 1997 году в Москве был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям (ИИТО) в образовании, являющийся единственным Институтом ЮНЕСКО категории I, специализирующимся в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании [3]. Основная задача ИИТО как раз заключается в продвижении инновационного использования ИКТ и содействие достижению целей устойчивого развития с помощью передовых практик, основанных на использовании ИКТ. Как представляется, накопленный более чем за 20 лет опыт ИИТО, в настоящее время является крайне актуальным.
Анализируя сценарии развития международных отношений, правомерно согласиться со всё настойчивее высказываемой в мировом сообществе идеей о возможности формирования архитектуры нового полицентричного мира, основанного на динамичном международном сотрудничестве внутри группы стран (блоков), но сравнительно слабым между ними. Последний период ярко продемонстрировал острую необходимость объединения усилий и поиска совместных подходов к выстраиванию международных отношений. В этой связи трудно переоценить роль системы ООН, и, в частности, ЮНЕСКО в вопросах, касающихся гуманитарной сферы. В свою очередь, культура и искусство играют важнейшую роль в обеспечении психологической стабильности общества, которая в будущем будет только усиливаться. Высокая востребованность гуманитарной составляющей евразийского пространства современности, равно как и мирового сообщества в целом, как представляется, будет только укрепляться. Именно в этом контексте нельзя переоценить миссию ЮНЕСКО.
ЮНЕСКО необходимо усилить свой потенциал реагирования на ближайшие проблемы, включая ситуации, возникающие после конфликтов и стихийных бедствий, особенно с учетом сегодняшних реалий. Как справедливо отметил С.В. Лавров, «в геополитическом разрезе эта ситуация проверяет на прочность способность государств и их объединений к коллективным действиям в кризисных условиях» [4].
В целях безусловного сохранения уникальности своего мандата и в свете квалитативно возрастающих задач современности, ЮНЕСКО следует предпринять глубокую системную адаптацию к геополитическим вызовам XXI века. Нарастающая глобальная турбулентность и непредсказуемый характер процессов, запущенных в ЮНЕСКО с выходом США, требуют от российской дипломатии адекватного ответа и выработки новых стратегических рамок действий. Следует твёрдо отстаивать международный характер учреждения, противодействуя стремлениям иностранных НКО оказывать влияние на его руководящие органы. Необходимо сохранять признанный авторитет и компетенцию Организации в плане многостороннего сотрудничества в области образования, науки, культуры, информации и спорта, отводя попытки перенести обсуждение этих вопросов на «конкурирующие» международные площадки. Перспективным представляется продолжение, как уже отмечалось выше, работы с традиционными партнерами России по СНГ, ЕврАзЭС, БРИКС и ШОС, направленной на развитие взаимоуважительного и взаимообогащающего интеллектуального диалога.
В противодействии наднациональным трансграничным угрозам (частично, а порой даже полностью выходящим из-под контроля национальных государств), ЮНЕСКО следует более смело брать на себя инициативу и ответственность, направляя свои действия на объединение усилий и поиск коллективных подходов к выстраиванию международных отношений, в максимальных пределах компетенции Организации. Не вторгаясь в сферу компетенции других органов миропорядка, охватывать ключевые проблемы современного мира, прежде всего с точки зрения стратегической стабильности и глобальной безопасности.
В современных условиях проходят проверку на прочность не только международные структуры, но и миропорядок в целом. В этой связи ЮНЕСКО, как международной Организации, обладающей уникальным потенциалом в рамках своей компетенции, следует в полной мере обрести понимание и глубокое осознание того обстоятельства, что мир не будет статичен. Правомерно также заключить, что направляя свои усилия на геополитическое единение культурно-цивилизационного пространства современности, ЮНЕСКО, учитывая кардинальные многовекторные изменения международной среды, должна выступить не только катализатором процессов, однако, вполне возможно, и замедлителем ряда из них.
ЮНЕСКО следует значительно смелее и целенаправленнее продвигать совместные инициативы государств, направленные на более активное вовлечение молодёжи в гуманитарные проекты в целях повышения культуры толерантности и гуманизма, нравственности, укрепления гражданского согласия и взаимопонимания между народами, деятельно и направленно содействовать генерированию оптимистического образа будущего и его совместного созидания. Вне сомнения, Организация способна воплотить в себе высокоответственную объединительную роль, стать подлинной ведущей силой Просвещённого лидерства человеческой цивилизации третьего тысячелетия.


Литература
1. Из выступления Президента РФ В.В. Путина на итоговой пленарной сессии XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 октября 2017 г. [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55882
2. Есть четыре сценария развития событий после пандемии. Интервью А.В. Торкунова ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://mgimo.ru/about/news/main/intervyu-torkunova-tass-19–05–20/
3. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании [Электронный ресурс]URL:https://iite.unesco.org/ru/
4. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников Содружества Независимых Государств в формате видеоконференции, Москва, 12 мая 2020 года [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/4120428

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия