Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
АГРОЭКОНОМИКА
Евдокимов А. И.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Некрасова У. К.
магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Проблемы и перспективы обеспечения продовольственной безопасности России в сфере производства и потребления молочной продукции
Статья посвящена рассмотрению проблем обеспечения продовольственной безопасности России в сфере производства и потребления молочной продукции в условиях введения санкций и ответных экономических мер России по отношению к западным странам. Рассматриваются проблемы производства продукции, а также целесообразность внедрения в России системы оптово-распределительных центров
Ключевые слова: АПК, продовольственная безопасность, производство и потребление молочной продукции, государственная поддержка АПК, оптово-распределительный центр
ББК У9(2)-982(2Р)   Стр: 259 - 262

Необходимость выявления проблем производства и потребления молочной продукции является особенно важной в контексте обеспечения продовольственной безопасности России в целом. Кроме того, в настоящее время сфера молочного производства является практически единственной, где не выполняются так называемые пороговые значения Доктрины о продовольственной безопасности России.
В соответствии с Указом Президента России от 21.01.2020 № 20 [2], была утверждена новая Доктрина о продовольственной безопасности России, в которой, как и в Доктрине от 2010 года, пороговое значение продовольственной независимости России по молоку и молочным продуктам установлено на уровне 90%. В 2019 году уровень самообеспеченности России молочными продуктами установился на 82,9%, то есть показатели по самообеспечению не выполняются.
В связи с тем, что сфера молочного производства в России, на сегодняшний день, находится в затруднительном положении, особенно с учетом современной экономической ситуации, катализируемой распространение коронавирусной инфекции, необходимо выявить основные проблемы, препятствующие развитию отрасли, а также рассмотреть перспективы и основные направления ее развития.
На деятельность предприятий как по производству, так и по переработке молока влияет целый ряд факторов. Во-первых, это зависимость перерабатывающих компаний от поставщиков молока-сырья. Отметим, что при осуществлении переработки молока, фирмам, прежде всего, особенно важна стабильность и качество получаемого сырья. Однако, на сегодняшний день в данной области существует ряд проблем, связанных с недостаточной численностью поголовья молочного скота, которые обусловлены недостатком инвестиций в молочное животноводство. При этом надо учитывать специфику развития сельского хозяйства, которая подразумевает долгую окупаемость инвестиций в связи с длительным воспроизводственным циклом. Также немаловажным фактом является и современное состояние транспортной и логистической инфраструктуры в сфере производства молока и молочных продуктов.
Среди особенностей молочного производства в России, не вызванных политическими и экономическими изменениями последних лет, можно выделить такую немаловажную проблему как недостаток квалифицированных специалистов. Сегодня данная сфера является крайне непривлекательной и для молодых специалистов, причем даже тех, кто получил высшее или среднее профессиональное образование, связанное с деятельностью в агропромышленном комплексе. Причиной тому является, в первую очередь, низкий уровень заработной платы как в сфере сельского хозяйства, так и молочного производства. Средний уровень заработной платы работников сельского хозяйства в 2019 году составил 31,6 тыс. рублей при среднем уровне заработной платы в России за 2019 год в 47,5 тыс. рублей [7].
Отсутствие специалистов также не способствует развитию высокотехнологичного производства, поскольку усложняется внедрение в молочное производство результатов НИОКР и нового как отечественного, так и зарубежного оборудования. При этом, возникает еще одна актуальная проблема, а именно прекращение обслуживания иностранного оборудования, которое уже внедрено в российское производство, в связи с введенными санкциями западными странами к Российской Федерации. На фоне экономического спада, наблюдаемого в последние годы в России и отражающегося, в частности, в виде низкого уровня инвестирования в аграрный сектор экономики в результате недостаточности кредитных ресурсов, дальнейший прогресс молочного производства становится сомнительным.
Также хотелось бы отметить тот факт, что, ввиду высокой зависимости сферы АПК от кредитных ресурсов, ситуация с «кредитными каникулами» (которые предполагают отсрочку платежа, но с увеличением процентных выплат), введенными на период сложной эпидемиологической обстановки, вызванной вирусной инфекцией COVID-19 в марте-апреле 2020 года, может еще больше усугубить финансовое состояние как в сфере АПК в целом, так и в сфере производства молочной продукции.
Очевидно, что общая экономическая ситуация в стране также влияет и на себестоимость производства продукции. Как отмечает аналитический центр MilkNews, за последние годы общая динамика индекса RMCI (индекс себестоимости производства сырого молока) растет. При этом рост себестоимости в 2019 году был выше роста цены на молочные продукты [3].
Следует отметить, что рост себестоимости производства молочной продукции наблюдался и в прошлые годы. По данным аналитического центра MilkNews [3, С. 23], за 2014–2016 годы себестоимость производства молока выросла на 45%, но при этом цены на молоко увеличились лишь на 21%. С учетом того, что на фоне разнообразных политических и общемировых тенденций, таких как отрицательная динамика цен на нефть, утрачивание позиций российского рубля, говорить о снижении себестоимости молочной продукции на фоне современной экономической ситуации пока не приходится.
Также отметим высокую степень зависимости сферы производства и переработки молока от спроса населения на молочные продукты. Так, повышение цен при стагнации доходов в 2019 г. привело к сокращению общих объемов потребления молочной продукции на 0,5%, до 33,6 млн т (потребление товарной молочной продукции также сократилось на 0,5%, до 27,4 млн т), среднедушевого показателя — на 0,4%, до 229 кг/чел./год [4].
На основании выявленных проблем, необходимо отметить, что модернизацию и поддержку молочной отрасли России необходимо проводить на качественно новом уровне. При этом предлагается использовать меры государственной поддержки, которые, в значительной мере, относятся к так называемой «зеленой» корзине, то есть к мерам, которые направлены на развитие инфраструктуры отрасли, а не на прямое или косвенное субсидирование производителей и переработчиков молока.
Наиболее перспективным для развития инфраструктуры не только молочной отрасли, но и всего АПК России является создание сети так называемых ОРЦ (оптово-распределительных центров). Основные преимущества, которые даст полноценное развитие сети ОРЦ в России, отмечено в приведенной таблице.

Таблица
Преимущества развития сети ОРЦ для государства и производителей молока и молочной продукции [6]
Для производителейДля государства
Рост конкурентоспособностиСтабилизация цен на продукцию
Рост доли отечественной продукции на российском рынкеЭффективность перераспределения продукции
Возможности для экспорта продукцииИмпортозамещение молочной продукции
Улучшение финансового состоянияРост эффективности мер государственной поддержки
 Рост числа занятых
 Легализация теневого оборота сельхозпродукции
 Создание и развитие новых технологий, оборудования по хранению и переработке продукции
 Рост налоговых отчислений
 Развитие сельской местности
 Эффективная борьба с фальсификацией

При этом, несмотря на то, что на данный момент полноценно функционирующих ОРЦ или ОПР (оптово-продовольственных рынков) в России нет, государство заострило внимание на обеспечении необходимой инфраструктуры в области сельского хозяйства. Так, Минсельхоз России еще в конце 2014 года дополнило государственную программу развития сельского хозяйства: была добавлена подпрограмма «Развитие ОРЦ и инфраструктуры системы социального питания» [5]. При этом, концепция развития ОРЦ предполагает комплексное размещение ОРЦ по всей территории России, причем центры будут 2-х уровней: межрегиональные и региональные. Региональные ОРЦ будут осуществлять деятельность по оптовой торговле в примерном радиусе от 200 до 300 км, а межрегиональные — 300–500 км. Эти многоуровневые центры предлагается объединить в целую сеть фактически по всей стране. При этом она должна обеспечивать должную систему хранения, транспортировки и реализации сельхоз продукции.
Кроме того, помимо создания региональных и межрегиональных ОРЦ, в рамках Подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» [1] планируется создание ПЛЦ (производственно-логистических центров), которые будут осуществлять производство и хранение продукции. При этом ориентировочный радиус их функционирования предполагается в пределах от 100 до 150 км, т.е. данный вид малых центров будет максимально приближен к производителям.
Несмотря на то, что в настоящее время концепция развития в России сети ОРЦ практически не развита, хотелось бы отметить, что сеть ОРЦ позволит малым и средним предприятиям реализовывать свою продукцию через сети крупных ритейлеров, поскольку самостоятельно малые и средние предприятия не могут доставить свою продукцию до полок магазинов по той причине, что торговым сетям нужны весьма крупные и стабильные объемы поставок, которые могут быть обеспечены только в условиях крупного, стабильно работающего предприятия. Однако, если предприниматели будут реализовывать свою молочную продукцию через сети ОРЦ, то они смогут получить стабильную и гарантированную реализацию продукта в центре переработки, а ОРЦ, в свою очередь, сможет формировать продукцию, полученную от производителей, в крупные партии, которые нужны торговым сетям для реализации.
Кроме того, хотелось бы отметить, что некоторые особенности работы крупных производителей молочных продуктов в России позволяют фермам и небольшим частным предприятиям работать с крупными производителями молочных продуктов, а также с переработчиками молока. Как уже было указано выше, крупным производителям молочной продукции необходимы большие и стабильные по временным рамкам партии товара, поэтому большинство производителей работают не напрямую с фермерами, а с компаниями-поставщиками, которые организовывают логистическую инфраструктуру, налаживают стабильные поставки (большинство из компаний-поставщиков или компаний-подрядчиков используют собственный транспорт для доставки грузов). То есть компании, которые доставляют молоко на переработку, зачастую оказывают посреднические услуги: осуществляют поиск фермерских хозяйств, производящих продукцию в достаточных объемах, организовывают оборудованный транспорт для доставки продукции на производство, осуществляют поиск компаний, которые могут оказывать другие услуги.
Например, компания ООО Торговый Дом «Талосто», осуществляющая производство молочных продуктов, таких как мороженое, в большинстве своем пользуется услугами компаний-поставщиков сырья (питьевых сливок, сливочного масла, молочного жира, молока-сырья, сгущенного молока и проч.), которые не производят продукцию самостоятельно, а занимаются доставкой продукции из других регионов и стран. Так, одним из основных поставщиков сладкосливочного масла 72,5% жирности выступает компании ООО «Аутспан Интернешнл» [8], являющаяся российским филиалом международной компании Olam International Ltd, центральный офис которой расположен в Сингапуре. Компания является ведущей глобальной сетью поставок сельскохозяйственной продукции и пищевых ингредиентов и имеет представительства в более чем 60 странах, с общим числом сотрудников более 3000 человек. Olam International организовывает интегрированную цепь поставок: фермерские хозяйства — первичная переработка — морская логистика — маркетинг — доставка клиентам.
Другим основным поставщиком для «Талосто» сладкосливочного масла 72,5% жирности, а также обезвоженного молочного жира. является Корпорация «Империал» [9]. Компания специализируется на доставке молочным предприятиям сухого молока и молочной сыворотки, сливочного масла, то есть в основном специализируется на продуктах, которые, в большинстве своем, фермерскими хозяйствами не производятся, но используются компаниями-производителями при производстве молочной продукции.
Что касается закупок сырого молока, то «Талосто», в настоящее время, напрямую взаимодействует практически с одной фермой, являющийся поставщиком сырого молока — ООО «Ферма» [10], располагающийся в Волхове, Ленинградская область. Данное взаимодействие обусловлено тем, что ферма-производитель располагается в непосредственной близости от завода «Талосто» по производству мороженого, вследствие чего практически не возникает необходимости в организации логистических поставок, использовании услуг подрядчиков. Также ООО «Ферма» является разводчиком и поставщиком крупного рогатого скота (КРС) для откорма, в том числе выполняла государственный заказ по поставке поголовья КРС молодых бычков для нужд ПАО «Рассвет».
На основании некоторых примеров деятельности ООО ТД «Талосто» с поставщиками сырья, следует обратить внимание, что функции, которые предлагается предоставить оптово-распределительным центрам (то есть организация доставки, хранения и переработка продукции ферм-производителей молока-сырья) на данный момент осуществляются через частные компании, деятельность которых зачастую несет не сетевой характер, а охватывает только отдельные территории. Представляется, что если создать логистическую инфраструктуру так, чтобы функции поставщика для крупных производителей молочных продуктов могли выполнять и ОРЦ, то это позволило бы фермам наладить стабильный и крупный сбыт продукции, поскольку многие фермерские хозяйства не могут взаимодействовать с крупными производителями по причине невозможности организовать собственную логистику продукции к производителю, прежде всего, из-за ее финансовой нерентабельности. Если же государство будет осуществлять субсидирование ОРЦ в виде компенсации затрат на доставку продукции от фермера в ОРЦ, а затем из ОРЦ в какую-либо перерабатывающую компанию, это позволит фермам получать стабильный доход и перспективы к расширению деятельности. В результате, ОРЦ смогут не только получать прибыль, но и расширять региональную логистическую инфраструктуру, а производители молочной продукции получат стабильные поставки сырья, которое будет проверено на предмет фальсификации. Также, ввиду того, что ОРЦ смогут составлять конкуренцию фирмам-посредникам, сможет возникнуть дополнительная ценовая конкуренция, которая также будет в интересах производителей.
Следует отметить, что многие фирмы-поставщики молочного сырья взаимодействуют не с российскими фермерами, а с белорусскими. Это связано, прежде всего, с отпускной ценой молока-сырья в Республики Беларусь, которая формируется на низком уровне с учетом государственной поддержки. Кроме того, компании-производители продукции отмечают, что поставляемое сырье хорошего качества, поэтому, с учетом цены, оно более конкурентоспособно по сравнению с российским. При использовании в России системы ОРЦ, компании-производители продукции смогут получать поставки от российских фермеров по ценам, сравнимым с белорусскими поставщиками, так как ОРЦ позволят снизить цену за счет экономии на логистических издержках (на начальном этапе, с учетом субсидирования государства).
Кроме того, в связи с текущей эпидемиологической обстановкой, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19 и ухудшением обстановки в марте 2020 года, выявились некоторые особенности логистики грузов. Например, компания «Талосто», как упоминалось выше, в большинстве своем пользуется услугами компаний-посредников по поставке молочной продукции (либо напрямую связывается с производителями, например с «Минским молочным заводом №1»), которые поставляют молочную продукцию из Республики Беларусь. Ввиду того, что контроль как условий перевозки, так и контроль водителей на предмет наличия инфекции ужесточен, увеличивается срок пребывания фур в очередях на контрольно-пропускных пунктах при таможенном контроле. Из-за этого задерживаются сроки поставки сырья для производства молочной продукции, вследствие этого предприятие периодически испытывает трудности в своевременном производстве продукции. Также усложнились поставки сопутствующих товаров, например ароматизаторов и красителей, поставляемых из Ирана. В результате, у «Талосто», в некоторых случаях, возникают затруднения по выполнению сроков поставок продукции в розничные сети, такие как «Лента», «Магнит» (ООО «Тандер»), «Пятерочка» («Х5 Retail Group») и другие.
При этом хотелось бы отметить, что у компаний-производителей также есть свои регламентированные сроки поставок продукции. Например, срок перевозки продукции в фуре с рефрижератором не должен превышать срока более 5 дней с соблюдением условий хранения продукции (для замороженной продукции температура хранения и перевозки не должна превышать -18°C). При этом ответственность за перевозку груза несет водитель, поэтому, по правилам перевозки, он должен присутствовать при вскрытии пломбы с фуры и при замере температуры специалистом. Но, в условиях текущей эпидемиологической обстановки, водителям не разрешают покидать кабину фуры даже при приемке товара (во избежание случаев заражения). В итоге весьма часто возникают спорные ситуации, при которых у водителя, несущего ответственность за груз, нет возможности убедиться в правильности замеров, вскрытии пломб и подписании актов приема-передачи товара. Данные спорные ситуации решаются локально, то есть водитель связывается с менеджером по логистике из компании, который связывается с представителем заказчика груза и в индивидуальном порядке решает данную проблему. В результате этого увеличиваются сроки поставок грузов, а также накладывается дополнительная нагрузка на логистические отделы компаний. При этом, как было отмечено выше, возникают проблемы, связанные не только со сроками доставки грузов, но и с производством самой продукции, так как сырье часто не поступает в установленные сроки.
В контексте развития системы ОРЦ в России хотелось бы отметить, что наличие развитой логистической инфраструктуры позволило бы несколько нивелировать негативный эффект даже от ряда таких форс-мажорных обстоятельств. Во-первых, при поставке отечественного сырья, сократились бы сроки доставки груза, например, ввиду отсутствия необходимости проходить таможенный контроль. Во-вторых, в связи с тем, что формирование страховых запасов проходило бы не только в рамках складской логистики одного предприятия, но еще и в рамках ОРЦ, их использование позволило бы избежать резких срывов сроков поставки сырья и дало бы время на адаптацию к новым условиям и компаниям-производителям, и компаниям-перевозчикам.
Таким образом, совокупность отрицательных взаимовлияющих факторов, действующих на сферу переработки и производства молока усугубляет проблемы, существующие в отрасли. Совокупность таких проблем, как недостаток квалифицированных специалистов, труднодоступность кредитных ресурсов, влияние общей экономической ситуации в стране, низкий спрос на молочную продукцию, вызванный снижением платежеспособности населения и одновременным ростом себестоимости производства, наличие фальсифицированной продукции на рынке, а также несовершенство действующей системы государственной поддержки производителей и переработчиков молока, отягчает развитие молочного рынка, однако, при активном внедрении в России систем оптово-распределительных центров, негативное влияние большинства перечисленных проблем можно нивелировать.


Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — 2020. — URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/post717–2012.pdf (Дата обращения: 05.04.2020)
2. Указ Президента РФ от 21 января 2020 года № 20»Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» [Электронный ресурс] // Информационное-правовое обеспечение «Грант». — 2020. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (Дата обращения: 05.04.2020)
3. Итоги: 10 главных тенденций молочного рынка 2016 года [Электронный ресурс] // Milknews — новости и аналитика молочного рынка. — 2017. — URL: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/rinok-moloka-v-Rossii_8419.html (Дата обращения: 25.03.2020)
4. Молоко и молочные продукты Российской Федерации: внутренне производство, внешняя торговля, ценовая конъюнктура. Предварительные итоги 2019 года. [Электронный ресурс] // Milknews — новости и аналитика молочного рынка. — 2020. — URL: http://www.souzmoloko.ru/materiali/Predvaritelnye-itogi-2019.pdf (Дата обращения: 01.04.2020)
5. Молочная отрасль — 2017: [справочник] /сост.: А.С. Белов [и др.] — Москва: национальный союз производителей молока, 2017. — 380 с.
6. Рыкова И.Н. Концепция развития сети ОРЦ для сбыта сельскохозйственной продукции: от идеи до реализации. [Электронный ресурс] // НИФИ Минфина России. — 2017. — URL: http://naorc.ru/templates/naorc/doc/Rikova_23112017.pdf (Дата обращения: 05.04.2020)
7. Рынок труда, занятость, заработная плата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — 2020. — URL: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries?print=1 (Дата обращения: 05.04.2020)
8. URL: http://outspan.ru/.
9. URL: https://imperialmilk.ru/about/
10. URL: https://www.rusprofile.ru/id/2132444

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия