Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (74), 2020
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Тищенко Е. С.
доцент кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук

Клейменова Ю. А.
старший преподаватель кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)

Дуденко А. Ю.
студентка института экономики, управления и бизнеса
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)


Налог на самозанятых: инструмент стимулирования или обременения?
В статье рассмотрены перспективы введения налога на профессиональный доход для самозанятого населения. Исследуется зарубежный опыт: сравнительная характеристика налога с некоторыми зарубежными странами и численность самозанятых в зарубежных странах. Выделяются позитивные и негативные последствия от введения данного налога для российской экономики
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, самозанятость, государственное регулирование самозанятости, бюджет
УДК 331.5.024.5; ББК 65.240   Стр: 281 - 283

В современной России значительная доля населения имеет дополнительный заработок, получаемый от оказания различного рода услуг (косметологические, фото и видео съемка, проведение мероприятий, уборка помещений и др.), а также от реализации товаров собственного производства. До 2019 года самозанятые использовали достаточно невыгодные налоговые режимы, такие как: УСН, ЕНВД и патентную систему налогообложения, либо скрывали полученные доходы от налоговых органов. Таким образом, проблема налогообложения самозанятого населения, количество которого стремительно растет, очень серьезная.
С 1 января 2019 года Законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [1] был введен новый добровольный специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход или налог на самозанятых. Задачей налога является легализация доходов малого предпринимательства и различного вида «подработок», уменьшение налоговой нагрузки на физических лиц и обеспечение уплаты налогов с полученного заработка. Таким образом, целью статьи является определение статуса нововведенного налога, представляющего одновременно и льготный режим налогообложения, и добровольно-принудительный фактор законного функционирования отдельных групп физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Сегодня многие ученые-экономисты занимаются изучением весомости внедрения данного закона, выявлением основных преимуществ и недостатков, а также его эффективности и результативности. Например, О. Комолов считает, что самозанятые не заинтересованы узаконивать свою деятельность, так как считают, что налог — это уменьшение их личного дохода, а Н. Кричевский оценил введенный закон как одно из немногих по-настоящему социально ориентированных начинаний Министерства Финансов и ФНС, главной задачей которого является не дополнительный сбор налогов в региональные бюджеты, а прививание гражданам страны налоговой культуры [2].
Данный налоговый режим могут использовать физические лица и ИП, которые ведут деятельность в регионах, у которых отсутствуют наемные работники с трудовыми договорами, кроме гражданско-правовых; а также лица, оказывающие услуги самостоятельно или продающие что-либо сделанное своими руками, и доход которых за год не превышает 2,4 млн руб. Причем, согласно ФЗ, уплачивать налог на профессиональный доход вправе те самозанятые, у кого местом ведения деятельности является территория любого из субъектов Российской Федерации, так как для самозанятых важна не регистрация по месту жительства, а именно ведение деятельности. Таким образом, лицо, признанное самозанятым, ежемесячно уплачивает налог по ставке 4% от доходов, полученных от реализации товаров или услуг и 6% — в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП и юридическим лицам [3].
Главный вопрос, который по сути является важной проблемой введения данного закона — это контроль за его исполнением. Несмотря на то, что законом предусмотрено использование налогоплательщиками приложения «Мой налог», которое позволяет упростить многие процедуры, в том числе подача различного рода заявлений на регистрацию, получение уведомлений и требований об исчисленных суммах налога и т.д. Все это упрощает и ускоряет процедуры обмена информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками, с одной стороны, но, с другой, ничто не гарантирует добросовестного поведения налогоплательщика, предполагающего установку данного приложения [4].
Введение закона на профессиональный доход было обосновано международной практикой. В зарубежных странах деятельность самозанятых регулируется достаточно долгое время. К категориям профессиональной деятельности самозанятого населения относят артистов, музыкантов, бухгалтеров, врачей, агентов по недвижимости, юристов, разработчиков программного обеспечения, работников сельского хозяйства, строительства и др. Они могут работать как самостоятельно, так и в составе партнерств. В таблице 1 представлены сведения по данным нескольких стран.
Из данных таблицы 1 можно сделать вывод, что в большинстве стран суммы уплачиваемого налога генерируется прогрессивно, в зависимости от размера доходов, а ставки налогов для самозанятого населения развитых стран в разы выше, чем введенный специальный налоговый режим в РФ, что делает его более привлекательным. Также для регистрации в качестве самозанятого в большинстве стран необходимо посещение налоговой службы, что в России не требуется.
А.Н. Покида, Н.В. Зыбуновская в статье «Самозанятость на современном рынке труда» приводят, на наш взгляд, интересные результаты исследования, проведенные Глобальным институтом McKinsey (McKinsey Global Institute (MGI)). Исследование проводилось в Европе и США. Целевой аудиторией являлись физические лица, которые получали доход любыми способами, отличными от дохода, получаемого в качестве наемного работника в 2016 году. Результаты исследования приведены в таблице 2 [5].

Таблица 1
Сравнительная характеристика налога на самозанятых в некоторых странах
СтранаХарактеристика налога
СШАSelf-employment tax («налог на самозанятость»).
15,3% от прибыли из них 12,4% приходится на платежи в социальные фонды, а 2,9% — на платежи в систему медицинского страхования. Ставки подоходных налогов для самозанятого населения в США прогрессивные и зависят от размера прибыли.
ЛатвияСамозанятые могут выбрать один из трёх способов уплаты налога:
– оплата патента;
– оплата обязательных взносов государственного соцстрахования (ОВГСС- уплачивается обязательно 1 раз в квартал, но только в те месяцы, когда доход был от 430 евро в месяц); подоходного налога с населения (ПНН- 20% от общих годовых доходов — налог уплачивается раз в год, а его сумма может быть уменьшена, если была подана декларация по оправданным расходам);
– оплата налога с микропредприятия.
ГерманияНалог формируется на базе поданной декларации Einkommensteuertarif, его значение от 15% до 42%
КанадаСтавки налога для самозанятых от 15% до 25%, в зависимости от уровня доходов.

Таблица 2
Численность самозанятых (независимых работников) в зарубежных странах [5]
СтраныОсновная
работа
Дополнительная
работа
Общее количество,
% от работающего
населения
США131427
Франция121830
Великобритания111426
Германия101525
Швеция131528
Испания151631
Источник: Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Самозанятость на современном рынке труда // Социально-трудовые исследования. — 2019. — № 3. — С. 18–29.

Как отмечают авторы и как это видно из табл.2, в 2016 г. доля самозанятых граждан в зарубежных странах соизмерима с численностью в России, поскольку подходы к выделению самозанятых в исследованиях McKinsey Global Institute и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ являются во многом схожими. Так, для в зарубежных странах исследованию подлежали независимые работники, которые продавали товары, предоставляли услуги и сдавали в аренду жилье. Не подлежали исследованию граждане, которые привлекались к работе на основе аутсорсинга для технической поддержки компаний, уборки, безопасности, также исключались физические лица, состоящие в долгосрочных или постоянно возобновляемых отношениях с компанией, даже если юридически они являлись подрядчиками, не работали по найму. Такие работники имели четко определённый график работы и низкую степень автономии [5].
Зарубежные ученые полагают, что число самозанятых имеет значительный потенциал роста в ближайшее время, поскольку такой вид занятости может стать реальным стимулом для безработных, экономического и социального роста за счет повышения производительности труда и увеличения потребления.
Принятый закон является первым и на данный момент основным документом, регулирующим налогообложение в этом направлении, но обсуждение необходимости его создания отмечалось достаточно давно. Еще в 2013 году существенным фактором значимости данного специального режима стало внушительное количество населения (почти 38 млн человек на тот момент), функционирующее в теневом секторе. В связи с этим первоначально Правительство ввело патентную систему налогообложения для «самозанятых», как антикризисную меру привлечения дополнительного дохода, а затем, в 2016 г., были объявлены налоговые каникулы до октября 2019 г., в период которых граждане, осуществляющие работу в определенной отрасли, должны были добровольно встать на учет в ФНС для определения налогоплательщиками дальнейшей перспективы в форме оплаты НДФЛ по ставке 13%, регистрации в качестве ИП или прекращении деятельности [6].
Именно поэтому первоначально было принято решение внедрения эксперимента не на всей территории РФ, а в 4 регионах, имеющих наивысший коэффициент уровня теневого сектора. По сведениям Росстата и ФФОМС, в нем задействовано свыше 15 млн чел, или 21% от общего количества занятых людей. Поэтому введение нового льготного режима для малого бизнеса имело значение не только для представителей малого бизнеса, но и в общем для страны, так как развитие нелегальной экономики представляет угрозу экономической безопасности РФ [7].
Согласно официальным данным, начиная с 2019 г. в качестве самозанятых было зарегистрировано более 330 тыс. чел. Поступления составили 1137653 тыс. руб. (сведения сайта nalog.ru), причем большая часть налогоплательщиков ранее не декларировала доходы и только зарегистрировалась как самозанятые. Однако, массового перехода на этот налоговый режим действующих индивидуальных предпринимателей пока не происходит. Следует отметить, что такой результат достигнут только в 4-х, действующих на тот момент регионах. За весь период эксперимента самозанятые выполнили работы и услуги более чем на 37,5 млн руб., а средний чек составил 1078 руб.
В табл.3 представлены сведения о предварительных поступлениях в бюджет ежемесячно от самозанятого населения, причем расчет основан на сведениях о количестве зарегистрировавшихся граждан в 2019 г., а также получаемой ими средней заработной платы.

Таблица 3
Ежемесячный размер поступлений в бюджет от самозанятого населения РФ [8]
Вид деятельностиКоличество
самозанятых,
тыс. чел
Средняя
заработная плата,
тыс. руб
Налоговая
база,
тыс. руб
Сумма
налога,
тыс. руб
Перевозка пассажиров59,4402376,095,1
Аренда недвижимости32,328904,436,2
Консультирование28,132899,236,0
Репетиторство18,844827,233,1
Строительство23,437865,834,6
Маркетинг и реклама14,441590,423,6
Программирование16,849823,232,9
Уход за детьми,26,1401044,041,76
Прочие110,9363992,4159,7
Итого3303912870,0514,8
Источник: составлено и рассчитано авторами по данным статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru — Дата обращения: 18.03.2020.

Данные табл.3 свидетельствуют о том, что внедрение рассматриваемого специального режима является обоснованным и может достаточно позитивно отразиться на бюджете государства. Подтверждением этого служит итоговая ежемесячная сумма налога — 514,8 тыс. руб., при расчете с минимальной ставкой 4%. Наибольший доход вносит транспортная перевозка пассажиров — 95,1 тыс. руб., что связано с максимальной долей задействованных лиц в рассматриваемой отрасли, а также прочие виды деятельности, такие как реализация товаров собственного производства, уборка помещений и т.д. Поступления по ним составляют 159,7 тыс. руб. Минимальный вклад налога у маркетинга и рекламы 23,6 тыс. руб., так как именно в данной сфере самозанятое население функционирует меньше всего. Незначительно больше граждан в программировании — 16,8 тыс. чел, однако заработная плата у таких работников наибольшая по отношению к другим профессиям.
Немаловажно, что объем бюджетных поступлений у субъектов, задействованных в этом специальном режиме, отличился своими высокими результатами, о чем свидетельствует таблица 4 [8].
Таким образом, сведения табл.4 отражают стремительный рост поступлений в бюджет в отчетном году участников рассматриваемого эксперимента. Максимальное увеличение доходов зафиксировано в Московской области 257074878 чел. Данный результат достигнут, в том числе, благодаря зарегистрировавшимся в качестве самозанятых лицам, количество которых превысило 160 тыс. чел. Кроме того, только в Подмосковье зафиксировано почти 67 тыс. чел на конец 2019 года. Однако, если рассматривать именно темп роста платежей, то наибольший доход представлен в Республике Татарстан, т.е. — 143,6%, где число самозанятых по данным регионального представительства ФНС составило 61 тыс. чел, что отражает перевыполнение планового показателя на 1 тыс. чел. Наименьшее абсолютное отклонение зафиксировано в Калужской области, притом что количество зарегистрировавшихся граждан на уплату налога на профессиональный доход равно 8,3 тыс. чел. Таким образом, внедренная мера по «обелению» экономики и совершенствование налогового регулирования обеспечила основной рост налоговых поступлений в 2019 году.
Успех налога на профессиональный доход подтвердился итоговыми результатами 2019 г., где конечные показатели превысили ожидаемые. Это способствовало увеличению числа задействованных субъектов РФ. Начиная с 2020 г. Законом от 15.12.2019 г. №428-ФЗ налог смогут уплачивать еще 19 регионов, в том числе Башкортостан, Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа. В зону эксперимента вошли те регионы, где есть города-миллионники, а также регионы, которые получают дотации из федерального бюджета. [1].
По прогнозам Минфина, в 2020 г. количество самозанятых должно достигнуть 800 тыс., в 2021 г. — 1,4 млн, в 2022 г. — 1,8 млн, в 2023 г. — 2,1 млн, а к 2024 г. их количество увеличится до 2,4 млн Данные прогнозные значения связаны с ростом вовлеченных регионов (до 23), а также возможностью внедрения налога на профессиональный доход на всей территории РФ, в том числе и в Краснодарском крае, в котором согласно аналитическим данным осуществляют деятельность свыше 800 тысяч незарегистрированных граждан, которые являются самозанятыми. Также ожидаемые положительные результаты обоснованы введением «бизнес-навигатора», льготного кредитования, имущественной поддержки и т.д., что является инструментом борьбы с теневым сектором путем внедрения льгот [1].
Как и в любом другом режиме, налог на самозанятых имеет отрицательные стороны, среди которых следует отметить:
– освобождение от обязательной уплаты пенсионных взносов за период его применения, т.е. страховой стаж не начисляется, если только самозанятые граждане не будут уплачивать пенсионные взносы в добровольном порядке. Однако, если добровольная уплата не предусматривается, это означает, что пособий из ФСС не ожидается;
– отсутствие возможности снижения полученных доходов на расходы;
– нельзя ИП совмещать НПД наряду с другими налоговыми режимами;
запрещено применять режим при перепродаже, реализации подакцизных товаров, при добыче полезных ископаемых и т.д. [9].
Результаты введенного специального режима достаточно позитивны и уже разрабатывается законопроект его внедрения с 1 июля 2020 года на всей территории России. Но возникает проблема использования данного режима недобросовестными работодателями, то есть граждане путем перехода на специальный режим «уходят» от уплаты или снижения налогов. Тем не менее, эксперимент имеет большие перспективы. Если все пойдет успешно, налог поможет людям легализовать свою деятельность и пополнить государственный бюджет, его распространят на другие регионы. При этом государству следует учитывать, что в настоящей сложной экономической действительности важнее всего именно социальный эффект от создания комфортных условий для легальной деятельности самозанятых, а не пополнение казны.

Таблица 4
Поступления в бюджет в разрезе субъектов РФ [8]
Регион2017 г2018 г2019 гАбсолютное
отклонение
тыс. руб.
Темп
роста, %
Калужская
область
9206146611822777113091185738850391142,2
Московская
область
8325423519200801351079617229257074878129,7
Республика
Татарстан
583938222772555478838419902254481680143,6
Источник: составлено и рассчитано авторами по данным статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nalog.ru — Дата обращения: 18.03.2020.


Литература
1. Федеральный Закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ — Дата обращения: 18.03.2020.
2. Мнение экономистов о налоге на самозанятых гражданах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ren.tv/news/ekonomika/637028-ekonomisty-otsenili-rasshirenie-geografii-naloga-na-samozaniatykh-grazhdan — Дата обращения: 18.03.2020.
3. Налог на самозанятых [Электронный ресурс] Режим доступа: vc.ru.finance — Дата обращения: 15.03.2020.
4. Все о самозанятых в 2020 году [Электронный ресурс] Режим доступа: www.glavbukh.ru — Дата обращения: 16.03.2020.
5. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Самозанятость на современном рынке труда // Социально-трудовые исследования. — 2019. — № 3. — С. 18–29.
6. Налог на профессиональный доход: определение, ставка, применение [Электронный ресурс] Режим доступа: journal.tinkoff.ru — Дата обращения: 18.03.2020.
7. Режим самозанятых в 2020 году [Электронный ресурс] Режим доступа: www.tass.ru — Дата обращения: 18.03.2020.
8. Данные по формам статистической налоговой отчетности [Электронный ресурс] Режим доступа: www.nalog.ru — Дата обращения: 18.03.2020.
9. Самозанятые граждане в 2020 году [Электронный ресурс] Режим доступа: www.kontur.ru — Дата обращения: 18.03.2020.
10. Баяндурян Г.Л., Осадчук Л.М., Сташ З.Н., Тищенко Е.С., Каломбо Муламба В.И. Инструменты бюджетного и налогового регулирования устойчивого развития региональных и корпоративных социально-экономических систем: Монография / Кубан. гос. технол. ун-т. — Краснодар: Изд. ФГОУ ВО «КубГТУ», 2018. — 132 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия