Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Осадчук Л. М.
доцент кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар),
кандидат экономических наук

Клейменова Ю. А.
старший преподаватель кафедры рыночных и государственных институтов
Кубанского государственного технологического университета (г. Краснодар)


Практика применения налога на прибыль организаций в России и США
В статье представлена сравнительная характеристика практики применения налога на прибыль организаций в России и США. Проведен анализ налоговых доходов, поступающих в бюджет РФ и США, который наглядно показывает долю налога на прибыль в бюджете каждой страны. Выделяются положительные и отрицательные черты налогообложения прибыли, как в России, так и в США
Ключевые слова: налог на прибыль организаций, корпоративный налог, элементы налогообложения, анализ, доходы бюджета, практика применения, зарубежный опыт
УДК 336.226.12; ББК 65.261.4   Стр: 86 - 88

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, можно сказать, что она представляет собой следствие или, другими словами, итог предпринимательской деятельности субъекта. Прибыль — это показатель, наиболее точно отражающий результативность и эффективность деятельности предприятия, качество и количество производимых товаров и услуг, уровень производительности труда и себестоимости выпущенной продукции. К тому же данный показатель оказывает положительное влияние на эффективность и интенсивность производства организации. В целом, благодаря прибыли, финансируются различные мероприятия социально-экономического и научно-технического характера, а также именно она лежит в основе увеличения фонда оплаты труда [1].
Экономическое содержание прибыли заключается в том, что она представляет собой разность между общей суммой доходов и расходов, то есть затрат, направленных на производство и реализацию изготовляемой продукции, с учетом тех или иных потерь от ведения хозяйственной деятельности предприятия [2].
В современной экономике прибыль является одним из значимых стоимостных инструментов в регулировании рыночной экономики, так как именно она свидетельствует о финансовой независимости компании, гарантирует ее экономическую обеспеченность, а также является показателем успеха и грамотного управления предприятием.
Являясь одной из ключевых категорий рыночных отношений, прибыль выполняет следующие основные функции:
1. Фискальная функция.
В данной функции прибыль выступает в качестве источника формирования бюджетов различных уровней. Она поступает в соответствующие бюджеты в форме налогов и, наравне с иными доходными поступлениями, применяется с целью финансирования общих социальных нужд, обеспечения выполнения государственных функций, а также реализации инвестиционных, социальных, научно–технических и производственных программ.
2. Стимулирующая функция.
Ее сущность заключается в том, что прибыль выступает не только в качестве финансового результата предприятия, но и в качестве одного из компонентов финансовых ресурсов предприятия в целом. Часть чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налоговых и иных обязательных платежей, должна быть на достаточном уровне для дальнейшего финансирования деятельности предприятия и ее возможного расширения, вложения в научно–техническое и социально–экономическое развитие, а также материальное вознаграждение работников.
3. Контрольная функция.
Прибыль отражает экономический эффект от деятельности организации, который выражается в конечном финансовом результате [3].
То есть, с одной стороны, можно сказать, что прибыль — это основной источник финансирования организации, работы предприятия, а с другой — это налогооблагаемый показатель, являющийся формирующим звеном доходов бюджетов разных уровней.
Значимость налога на прибыль в структуре доходов бюджета невозможно недооценить, опыт большинства развитых стран говорит о высокой доходности от данного вида налога. Налог на прибыль организаций признается наиболее характерной формой изъятия доли прибыли компаний в бюджетные системы современных стран. Данный налог имеет свои отличительные черты и особенности в каждом отдельно взятом государстве, которые зависят от множества факторов, в качестве которых могут выступать политические, экономические, демографические и социальные. Опыт Соединенных Штатов Америки в налогообложении прибыли интересен для Российской Федерации. Прежде всего это связано со схожим государственным устройством.
США является одной из стран с наиболее развитой экономикой и многие развивающиеся страны желают воспользоваться американским опытом в процессе становления своей управленческой и финансовой деятельности.
В Российской Федерации налог на прибыль является основным источником налоговых доходов государства, он по своей значимости и объемам поступления на 1 января 2019 года находится на втором месте после налога на доходы физических лиц. Данная информация отображена на рис.1. На рис.2 представлена структура налоговых доходов США по объемам их поступлений и значимости в федеральном бюджете.
Население США приравнивается к 328 млн человек, поэтому весьма очевиден факт, что так же, как и в РФ, налоговые доходы выступают в качестве бюджетообразующих ресурсов Америки. Однако, если в большинстве развитых государств налог на прибыль организаций является одним из основных, в США ситуация обратная, его доля в структуре доходов федерального бюджета равна всего 4% [5].
Что касается территориального деления по взиманию налога на прибыль, то можно сказать, что и в России, и в США он схож. В обеих странах налоговая система предполагает федеральный и региональный уровни налогообложения прибыли, а в Америке также предусмотрен и местный уровень. Тем не менее, различие в данном делении также присутствует.
Если в России основная ставка, равная 20%, делится между бюджетами, то есть 3% из нее направляется в бюджет Федерации, а 17% — в бюджеты субъектов РФ, то в Америке федеральный уровень налогообложения одинаков и во всех штатах ставка налога варьируется от 15% до 39% в зависимости от размера полученной прибыли (таблица 1), а региональный и местный, в свою очередь, устанавливается местными властями, но без противоречий федеральному законодательству, в связи с этим появляется большое количество налоговых ставок.
Рис. 1. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ на 1 января 2019 года [4]
Рис.2. Структура налоговых доходов федерального бюджета США на 1 января 2019 года [5]
Таблица 1
Ставки налога на прибыль в США [5]
Прибыль,
долл. США
Ставка
менее 5000015%
от 50000 до 750007500 долл. США + 25% над превышением
от 75000 до 10000013750 долл. США + 34% над превышением
от 100000 до 33500022250 долл. США + 39% над превышением
от 335000 до 10000000113900 долл. США + 34% над превышением
от 10000000 до 150000003400000 долл. США + 35% над превышением
от 15000000 до 183300005150000 долл.США + 38% над превышением
более 1833000035%
Источник: Налоги в Соединенных Штатах Америки в 2019 году [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://iqdecision.com/nalogi-v-soedinennyh-shtatah- ameriki-v-2019-godu/ — Дата обращения: 15.07.2020.

Налоговая база и сумма к уплате формируются также по–разному. Так, например, в России в качестве налоговой базы выступает прибыль, то есть превышение доходов над расходами организации, далее применяется соответствующая налоговая ставка и исчисляется сумма к уплате. В Америке в качестве налоговой базы выступает доля чистой прибыли, то есть это прибыль за вычетом всех производственных издержек, различные иные расходы и уже уплаченные налоговые платежи, также можно воспользоваться имеющимися дополнительными льготами, во избежание двойного налогообложения.
В американской налоговой практике юридические лица делятся на товарищества и корпорации. Товарищества не являются налогоплательщиками данного налога, так как его участники распределяют полученный доход между собой и ответственность по уплате налога на прибыль ложится на каждого из них в индивидуальном порядке. А вот корпорации, наоборот, уплачивают корпоративный налог, где налоговой базой выступает прибыль компании.
Как было уже сказано ранее, ставка налогообложения прибыли не является фиксированной для всех. Для отдельной группы плательщиков выделяются некоторые льготы. Исходя из этого, в законодательстве США выделяются два варианта налогообложения прибыли корпораций — для среднего (S — корпорации) или малого (C — корпорации) бизнеса. Чтобы воспользоваться налоговым режимом, предусмотренным для S — корпораций, юридическое лицо обязано отвечать таким условиям, как:
– быть американской компанией;
– в составе акционеров должно быть не более 35 граждан или резидентов США;
– в соответствии с подглавой «S» Налогового Кодекса США, акционеры, являющиеся резидентами, должны соответствовать определенным параметрам;
– не являться филиалом иной корпорации;
– допускается эмиссия только одного типа акций, акционеру запрещено владеть более 80% акций других компаний;
– не являться банком, страховой компанией, строительной или кредитной организацией [5].
В случае, если корпорация не отвечает всем вышеперечисленным условиям, вся ее прибыль подпадает под налоговый режим C — корпораций, где в качестве налоговой базы выступает: валовая выручка от продажи товаров и услуг, ценных бумаг; получение дивидендов и рентных платежей; иная коммерческая деятельность. К тому же данную налоговую базу можно уменьшить на сумму скидок, предусматриваемых законодательством. Скидки бывают обычные и специальные.
К обычным скидкам относят: расходы по выплате заработной платы работникам; по уплате местных налогов и налогов штата; социальные платежи; издержки на ремонт и амортизацию; на научно-исследовательскую работу; затраты на рекламу; выплата процентов по кредитам и другим долгам. К специальным скидкам относят: расходы, признаваемые государством социально-необходимыми и стратегически важными, затраты на проведение мероприятий или разработку технологий по охране природы, а также чистые операционные убытки.
Следует учесть, что первые три года с момента начала своей деятельности, компании освобождаются от уплаты налога на прибыль, и только с четвертого года данный налог начинает взиматься на местном, штатном и федеральном уровне.
В США налог на прибыль носит прогрессивный характер, то есть чем больше доходов получает организация, тем больше закрепляется ставка налогообложения, вследствие чего происходит равноправное деление налогового бремени среди организаций с различным уровнем доходов. Данный факт открывает больше возможностей для малых предприятий, оставляя в их распоряжении больше свободных денежных средств, которые они также могут гипотетически направлять в развитие и расширение своего бизнеса. В России же все иначе. Правительство более заинтересовано в том, чтобы средства от взимания налога поступали в казну равномерно и регулярно, таким образом закрепляя за каждым видом плательщиков данного налога определенную ставку.
Юридическое лицо будет считаться налоговым резидентом США, если оно было зарегистрировано в соответствии с действующим там законодательством. Налог на прибыль компаний — резидентов уплачивается организациями со всех доходов, которые были получены как в США, так и за ее пределами. Если головная компания — резидент имеет дочерние предприятия в других странах, которые всю свою прибыль перечисляют головному офису, то данная прибыль обязательно будет облагаться налогом. Но так как международные организации вынуждены платить данный налог также в странах, где ведут свой бизнес, налоговой политикой Америки предусмотрена защита от двойного налогообложения в виде возмещения уже уплаченных за границей налогов в пределах соответствующей налоговой ставки.
Если же иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории США, получает прибыль, она также подвергается налогообложению. Хоть и компании — нерезиденты имеют некоторые льготы, предусмотренные законодательством, налогом облагается любая торговая или финансовая деятельность. Почти каждая третья компания в США является владельцем акций других компаний и, получая с них дивиденды, обязана платить налоги.
Таким образом, следует отметить, что в основе налоговой системы Соединенных Штатов Америки лежат простые и ясные принципы справедливого распределения доходов.
В США налог на прибыль больше выполняет стимулирующую функцию, нежели фискальную, так как он по своей прогрессирующей ставке дает больше возможностей для организации малого бизнеса, направляя компании на путь собственного развития. И, тем не менее, даже развивая бизнес в стране, государство не теряет объемы поступающих денежных средств, а, наоборот, пополняет свой бюджет.
Однако, если рассматривать данную ситуацию с обратной стороны, большинство развитых предприятий бегут из Америки в другие страны, с меньшими ставками по налогообложению прибыли, дабы также сохранять в своем распоряжении большие объемы денежных средств. Ведь в среднем ставка налога на прибыль приближается к 24%, в то время как в Российской Федерации ставка для иностранных организаций варьируется в пределах от 10% до 20%, что уже является более выгодным условием для становления своего бизнеса на территории России.
Огромным плюсом для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Соединенных Штатов Америки, является тот факт, что вновь созданные организации освобождаются от уплаты налога на прибыль в первые три года своего существования, с четвертого же года компания становится на учет в налоговых органах и является полноценным плательщиком данного налога, чего, к сожалению, нет в России.
Также, нельзя не отметить социально–экономическую значимость налоговых льгот при налогообложении прибыли. Социальный аспект проявляется в том, что льготы дают возможность налогоплательщику облегчить налоговое бремя, что позволит улучшить финансовое положение. Экономический аспект заключается в проявлении регулирующей функции государства, где оно, благодаря льготам, стимулирует или сдерживает процессы производства тех или иных компаний. В большинстве развитых стран мира, в том числе и США, замечена тенденция снижения количества налоговых льгот при налогообложении прибыли, что говорит о стремлении государств устранить в действующей системе те льготы, которые, в свою очередь, приводят к неравномерному налогообложению различных групп плательщиков, что опять же можно рассматривать как факт несправедливого дифференцирования. В России существует большое количество льгот, которые очень часто изменяются или дополняются, что влечет за собой, ко всему прочему, еще и трудности, и ошибки в расчетах при исчислении налога к уплате, другими словами, лишь усложняют и отягощают работу налоговых органов и действие самого налога в целом. Но, однако, нельзя полностью ликвидировать существующие льготы. Данный шаг не будет целесообразен, поскольку может привести к ухудшению положения дел у тех плательщиков данного налога, для кого наличие льгот было одним из факторов, позволяющих расширять и модернизировать свою производственную и хозяйственную деятельность.
Как в Российской Федерации, так и в Соединенных Штатах Америки присутствуют свои положительные и отрицательные черты, схожие и отличительные характеристики в сравнении налога на прибыль организаций. Стоит отметить, что, как бы ни хотелось создать идеальную систему налогообложения, сделать это просто невозможно, так как всегда будет присутствовать конфликт между справедливостью и эффективностью налоговой системы. Интересы государства и налогоплательщика в совокупности будут эффективны тогда, когда действует целостная действующая система налоговых регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждой организации.


Литература
1. Методы и инструменты управления развитием ключевых отраслей экономики региона: монография / Г.Л. Баяндурян, З.О. Гукасян, Л.М. Осадчук, Ю.А. Клейменова. — Краснодар: КубГТУ, 2019. — 141 с.
2. Баяндурян Г.Л. Федеральные и региональные налоги: учеб. пособие / Г.Л. Баяндурян, Л.М. Осадчук, З.Н. Сташ, Е.С. Тищенко. — Краснодар, КубГТУ, 2018. — 152 с.
3. Шеина Е.Г., Кошелева В.И. Политика формирования и распределения прибыли на предприятии // Вестник Прикамского социального института. –2017. — № 3 (38). — С. 89–98.
4. Статистика и аналитика. Данные по формам налоговой отчетности ФНС. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nalog.ru — Дата обращения: 15.07.2020.
5. Налоги в Соединенных Штатах Америки в 2019 году [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://iqdecision.com/nalogi-v-soedinennyh-shtatah- ameriki-v-2019-godu/ — Дата обращения: 15.07.2020.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия