Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Войтоловский Н. В.
профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Погодина В. В.
профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Альхимович И. Н.
доцент кафедры экономической теории и менеджмента
Московского педагогического государственного университета,
кандидат экономических наук


Организация взаимодействия предпринимательских структур в развитии инновационно-инвестиционной деятельности региона
В статье показано, что малые венчурные предприятия, являясь основным источником инноваций, испытывают в регионах существенные трудности при создании и функционировании. Именно это обстоятельство требует особого внимания и направления усилий для поддержки данных предприятий со стороны всех органов власти и управления. В данном процессе рассматривается значение крупных предприятий, имеющих инфраструктуру и определенные ресурсы. Соответственно решение задачи устойчивого развития регионов авторы видят в увязке интересов муниципалитетов, регионов и субъектов предпринимательской деятельности в лице малых и крупных предприятий. В результате появляется система взаимодействия, позволяющая активизировать интеграционные процессы с получением необходимых эффектов, благотворно влияющих на региональную экономику и способствующих росту уровня жизни населения региона
Ключевые слова: инновационно-инвестиционная деятельность, организация взаимодействия малых и крупных предприятий, региональная экономика
УДК 338.27   Стр: 137 - 142

На современном этапе развития экономика регионов претерпевает ряд довольно существенных трудностей, в том числе связанных с мировым кризисом, вызванным эпидемией коронавируса. Причины сложившегося положения во многом определяются существующей экономической моделью. Данная модель, прежде всего, ориентирована на вывоз из страны сырьевых, в массе своей не обработанных ресурсов; также происходит выезд в развитые страны талантливых и наиболее образованных представителей населения. При этом Россия теряет добавленную стоимость и рабочие места, которые могли бы появиться при создании большого количества предприятий с высокотехнологичными и наукоемкими производствами. Рассматривая картину состояния малых и средних предприятий в целом, важно отметить, что их количество довольно сильно снизилось. Так, в период, с июля 2018 года по август 2019 года количество малых и средних предприятий сократилось на 432 тыс. За тот же период количество работников данных предприятий сократилось на 510 тыс. В качестве основных причин создавшегося положения эксперты указывают на низкие доходы и уровень рентабельности предприятий вследствие отсутствия благоприятных условий для становления и развития бизнеса, а также низкий спрос на их продукцию, связанный с сокращением доходов населения [1].
Особое место при этом занимает инновационно-инвестиционная деятельность в регионе, активизирующая появление различных инноваций в виде готовых и востребованных на рынке новых продуктов и создание большого количества малых предприятий и рабочих мест. Эффективной реализации инновационно-инвестиционной деятельности в регионе будет способствовать организация взаимодействия малых и крупных предприятий и создание условий для активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере [2].
Проблемам инновационного развития предприятий самой различной направленности посвящены труды ряда отечественных и зарубежных исследователей. В то же время необходимо признать тот факт, что на сегодняшний день комплексное и в полной мере системное рассмотрение инновационно-инвестиционной сферы предпринимательства в большинстве регионов по большому счету отсутствует. В контексте развития региональной экономики сущность и проблемы инновационной деятельности предпринимательских структур становятся наиболее актуальными темами для исследований. Одним из наиболее важных аспектов, относящихся к деятельности малых предприятий региона, является вопрос об активном участии государства в развитии предпринимательства и создании для этого соответствующих благоприятных условий. Соответственно инвестиции на развитие инновационной деятельности и выпуск инновационной продукции становятся ключевым объектами внимания, поскольку именно наличие инноваций делает предприятия конкурентоспособными, позволяя эффективно достигать поставленных целей [3].
Наличие статистических данных, относящихся к состоянию основных фондов малых предприятий в регионах, дает возможность осуществлять их оценку и прослеживать состояние, а также проверить возникавшие ранее исследовательские предположения. Малые предприятия региона, деятельность которых связана с производством, более склонны направлять инвестиции в средства производства, поскольку это позволяет развивать производство и увеличивать объемы выпускаемой продукции с более высокой долей добавленной стоимости. Соответственно крупные и средние предприятия, имея больше финансовых средств, направляют усилия на широкомасштабные проекты, требующие более длительных сроков окупаемости [4].
Исходя из проведенных исследований, можно определить, что на рубеже последних десяти лет малые предприятия снижали или полностью отказывались от инвестиций на инновационную деятельность и обновление основных фондов. Данные о структуре затрат на НИОКР и инновации, приводимые в статистических отчетах, убедительно свидетельствуют о низкой инновационной активности и отсутствии стремления малых предприятий направлять часть ограниченных ресурсов даже на наименее затратные инвестиционные проекты. В том числе это связано с диверсификацией деятельности предприятий и переходом в сферу обращения. Для решения данных проблем государственными органами должен быть разработан ряд системных мероприятий по стимулированию производственной деятельности и реализации связанных с этим соответствующих инвестиционных проектов.
Инновационно-инвестиционная деятельность является базовой функцией, на которую необходимо направлять внимание в управлении предпринимательскими структурами и которая должна постоянно преодолевать создавшуюся в обществе и экономике инерцию, связанную с укоренившимися традициями и привычками. Новаторство предпринимателя — это источник эффективности его бизнеса. Один из наиболее известных исследователей предпринимательства Й. Шумпетер особое внимание уделял важному значению и тому, какую роль играл предприниматель в процессе инновационной деятельности. По его мнению, предприниматели представляют собой связующее звено между новшеством, нововведением и инновацией. Шумпетер сформулировал следующие основные функции деятельности предпринимательской структуры:
– производство нового, еще незнакомого для потребителя материального блага или прежнего блага, но с новым качеством;
– введение новых методов производства, не применявшихся прежде на данном производстве;
– поиск и организация работы на новых перспективных рынках сбыта при более глубоком внедрении на имеющиеся;
– разработка, использование передовых сырьевых источников и разновидностей сырья;
– реализация мероприятий по совершенствованию сбыта и производственной деятельности.
Все вышеперечисленные функции основываются на новаторстве и новизне. В соответствии с исследователями, представленными П. Друкером, нововведения представляют собой особый инструмент или средство предпринимателя. Применяя нововведения, предприниматель использует их при происходящих изменениях, представляющих собой благоприятные возможности для реализации собственных замыслов в производственной деятельности и предоставлении услуг. Поиск источников нововведений входит в одну из основных задач предпринимателя, так же как изменения их признаков, способствующих появлению перспектив и определению возможностей достижения успешного результата [5].
Рассматривая управление развитием инновационной деятельности в предпринимательских структурах, важно принять во внимание ряд следующих обстоятельств. Регулирующее воздействие управленческой подсистемы на состояние, функционирование и развитие предпринимательской инновационно-инвестиционной системы должно характеризоваться комплексом управленческих воздействий. Данные воздействия осуществляются с учетом иерархической структуры и подразделяются на:
– регулирующие предпринимательскую инновационно-инвестиционную систему;
– оказывающие влияние на инновационно-инвестиционную систему федеральных органов управления в решении проблем предпринимательства макроэкономического характера;
– направленные на региональную инновационно-инвестиционную подсистему региональных органов управления в активизации интеграционных бизнес-процессов;
– определяющие основные параметры создания муниципальной инновационно-инвестиционной подсистемы муниципальных органов управления.
Воздействуя на рынок и рыночных субъектов, необходимо учитывать то обстоятельство, что малые фирмы-консерваторы используют или пытаются копировать известные технологии, сохраняют в основном стабильный ассортимент товаров и услуг, стремятся сохранить сложившуюся структуру производства и управления. Данные предприятия стремятся избежать выхода на открытый фондовый рынок и гласного учета своей рыночной капитализации, ориентируясь на выживание, сохранение своей доли на рынке за счет снижения издержек производства, ограничения доступа на рынок конкурентов (путем повышения импортных пошлин, введения квот и т.д.). Исходя из методологии портфельных стратегий, в частности матрицы БКГ (Бостонская консультационная группа), данные предприятия такого типа являются стабильно функционирующими и приносящими наибольший доход корпорации среди других бизнес-единиц [6].
Функционирование рассматриваемых предприятий благотворно сказывается на социально-экономической ситуации муниципального образования и региона, повышая наряду с благосостоянием владельцев уровень жизни местного населения. В то же время, появление большего количества эффективных инновационных предприятий позволяет значительно увеличить темпы экономического роста. Для появления значительного количества, в том числе инновационных малых предприятий необходимо создавать определенные условия, позволяющие всем желающим попробовать свои силы в организации собственного дела. Для уже функционирующих предприятий благоприятные условия будут выражены в предоставлении доступа к госзаказу и возможностям, связанным с доступом к ресурсам крупных предприятий в рамках системы взаимодействия, в том числе в сети различных фирм. Функционируя в условиях сети, данные поставщики оперативно сообщают свои цены, сроки поставки и необходимую информацию о надежности и качестве продукции. Аукционные закупки через Интернет позволяют привлекать и налаживать сотрудничество с потребителями и поставщиками практически в любой точке мира. Происходит выбор необходимого партнера по сотрудничеству, учитывая ряд показателей, в том числе расходов, связанных с транспортировкой комплектующих и сырья, хранением готовой продукции, оформлением необходимых документов, и других издержек. Доля таких операций постоянно растет и в ближайшие годы, по оценке экспертов, может достигнуть более 70% от общего объема. Данный показатель относится не только к материально производимым изделиям, но и к осуществлению деятельности по оказанию услуг [7].
Методы, используемые для установления логистических цен в рамках системы взаимодействия, позволяют централизовать закупки и контроль за движением поставок. Это дает значительную экономию затрат, главным образом, за счет налаживания прямой коммуникации между предприятиями-партнерами в регионе с применением современных высокоскоростных вычислительных систем, что, в свою очередь, стимулирует реализацию мероприятий в рамках аутсорсинга. Так, в 2018 году его объем, предоставляемый, в том числе вооруженным силам в виде аутсорсинговых работ, по оценкам мирового банка, превысил 1 трлн долл. Предприятия системы взаимодействия совместно с поставщиками разрабатывают рабочие спецификации с указанием качественных, ценовых характеристик производимой продукции и условий, в соответствии с которыми происходят поставки готовых товаров. Система взаимодействия позволяет организовать необходимые подсистемы, в том числе наиболее важную, с точки зрения управления, интегрированную информационную систему. Данная система позволяет перейти от иерархических командных к горизонтальным структурам управления системой взаимодействия и автоматически доводить нужные данные до соответствующих исполнителей. В свою очередь, это приводит к сокращению объема рутинных операций, основанных на сотрудничестве самостоятельных юридических лиц [8].
Особое значение имеет рост размеров системы взаимодействия, который призван минимизировать неопределенность за счет изменения количества осуществляемых трансакций и их трансформирования во внутрикорпоративную из рыночной системы. Для того, чтобы повысить рыночную определенность, системе взаимодействия в лице единого координационного органа необходимо реализовывать деятельность по осуществлению контроля максимального количества независимых предприятий. Данная деятельность происходит на основе организации системы имущественных отношений, которая включает лицензии, контракты и личные отношения. Единый координационный орган крупной системы взаимодействия разрабатывает общий производственно-финансовый план, в соответствии с которым происходит руководство работой комплекса малых предприятий. В рамках системы взаимодействия разрабатывается и реализуется единая инновационно-технологическая, финансово-инвестиционная, организационная и социально-кадровая политика в границах межотраслевого мезоэкономического комплекса. В подобном комплексе создается общая система обучения кадров и управления знаниями, информационная сеть и логистическая структура. Именно рассматриваемыми межотраслевыми технологическими цепями управляют системы взаимодействия в лице координирующего органа в тесном сотрудничестве с государственными органами, позволяя активно участвовать в реализации проектов относящихся к госзаказам. В то же время, интеграция в систему взаимодействия предприятий, специализирующих свою деятельность на определенном рыночном сегменте, дает этим предприятиям возможность эффективно использовать имеющийся потенциал, в том числе при возникновении синергетического эффекта. Данный потенциал реализуется в технологически и информационно связанных экономической, социальной и научно-технической сферах юридически самостоятельными и преследующими собственные интересы бизнес-структурами. Это позволяет устранять запирающие эффекты, которые существуют как при их конкурентной (рыночной), так и административной (в т.ч. государственной) координации [9].
Рассматривая отличие инновационного предприятия от традиционного, которое так же может успешно войти в состав системы и представляет собой жесткую иерархию, можно заметить, что в нем есть определение должности и ранга. В то же время, система взаимодействия представляет собой сеть как объединение равных и независимых участников, как культ согласования интересов ради достижения общих целей. Таким образом, традиционное предприятие в рамках интеграционной системы вынуждено будет активно приспосабливаться к условиям взаимодействия. При этом особую роль играет соответствующая корпоративная культура и организационная структура и, главным образом, структура управления. Интеграционная система, как сетевая организация, обладает особой устойчивостью в связи с множественностью информационных связей, возможностью самостоятельного выбора среди независимых источников информации. Данное качество особенно важно в условиях быстрого морального старения и обновления выпускаемой продукции и технологий. Системы взаимодействия, функционирующие на основе сетевой интеграции, способствуют развитию процессов, приводящих к значительному снижению уровня различных потребностей предприятий. Это, прежде всего, выражено в сокращении необходимости в дополнительных источниках, которые связаны с обеспечением производственной деятельности материальными оборотными средствами и аккумулированием необходимых финансовых сумм для первоначального капитала. Это происходит, в том числе за счет заключения контрактов на определенные поставки с малыми и средними предприятиями, включая не входящих в заданную сеть. При необходимости реализации определенных проектов создаются временные сети по решению конкретных задач. В то же время уменьшение роли административного принуждения в системе взаимодействия повышает роль долгосрочного прогнозирования и мотивации предприятий, участвующих в деятельности сети [10].
Система взаимодействия в лице управляющего органа обладает определенными правами контролировать и регулировать соответствующие интеграционные процессы, т.е. правом принимать решения по неурегулированным с помощью контрактов вопросам. Это достигается за счет эффективного воздействия на оппортунистическое или, другими словами, недобросовестное поведение контрагентов с целью поощрения их конкурировать друг с другом. Таким образом, рыночная конкуренция стимулирует экономическую интеграцию, которая, в свою очередь, ведет к монополизации, подавляющей конкуренцию. В результате это повышает роль государственных институтов и активную деятельность органов власти и управления, заинтересованных в добросовестной конкуренции. При этом органы власти могут выступать как субъектом создания систем взаимодействия, так и входить в их состав в виде государственных и муниципальных организаций.
Рассматривая процесс, посредством которого осуществляется предварительный отбор тактических мероприятий для включения в конкретный план развития потенциала взаимодействующих предприятий, важно отметить, что для этого необходимо учитывать методы микрорегулирования инновационной деятельности предпринимательских структур, а также передовые формы организации взаимодействия предприятий. В контексте организации осуществления базовых инвестиционных процессов, микрорегулирование в рамках системы взаимодействия включает:
– саморегулирование деятельности предпринимательской структуры;
– регулирование, направленное на инвестиционный объект;
– саморегулирование инвестора по осуществлению собственной деятельности;
– координационная деятельность по регулированию интеграционных процессов между всеми участниками взаимодействия.
В то же время, в организации взаимодействия производственных предпринимательских структур возникает ряд проблем, главными из которых являются проблемы финансового, маркетингового, координационного, технологического характера и др. Соответственно для организации и регулирования взаимодействия в рамках предпринимательской сети целесообразно использовать две разновидности программ сотрудничества:
– локальную программу (бизнес-план) предпринимательских единиц, выступающих в роли сетевого партнера;
– программу стратегического сотрудничества на основе долгосрочных планов интеграции.
В программах сотрудничества фирмы-консерваторы, занимающие львиную часть рынка, используют или пытаются копировать известные технологии, сохраняют в основном стабильный ассортимент товаров и услуг, стремятся сохранить сложившуюся структуру производства и управления. Данные фирмы стремятся избежать выхода на открытый фондовый рынок и гласного учета своей рыночной капитализации, ориентируясь на выживание, сохранение своей доли на рынке за счет снижения издержек производства, ограничения доступа на рынок конкурентов (путем повышения импортных пошлин, введения квот и т.д.). По сети взаимодействия эти поставщики оперативно сообщают свои цены, сроки поставки и данные о надежности и качестве продукции [11].
Системный анализ экономики в контексте взаимодействия предприятий требует ее многоуровневой стратификации. Традиционно экономическая наука выделяла всего два уровня, первый уровень — макроэкономику, которая рассматривала общий механизм экономического роста, роль государства, функционирование публичных финансов, рынка труда, социальных отношений, в том числе инфляцию, безработицу и т.д. Второй уровень — это микроэкономика, которая изучает функционирование самостоятельных экономических субъектов — предприятий, организаций и т.д.). В условиях глобализации особую роль играет мезоэкономика как совокупность интегрированных межотраслевых научно-производственно-сбытовых цепочек, в которых стратегическое управление, планирование и координацию воспроизводственных процессов ведут крупные корпоративные, договорные и другие структуры. В централизованно-плановой административно-командной экономике в качестве таких структур выступали министерства, главки, производственные и научно-производственные объединения. В рыночной экономике эту роль играют крупные производственно-коммерческие структуры. В регионах данные структуры могут быть — государственные, государственно-частные и негосударственные, а также различные ассоциации (союзы, альянсы, консорциумы, картели) и сетевые структуры (объединения на контрактной основе без вертикального управления), в том числе функционирующие в рамках государственно-частного партнерства [12].
В конце 80-х гг. министерства и главки в России были преждевременно ликвидированы. Мезоэкономические структуры были созданы лишь в газовой (Газпром), нефтяной (Роснефть, первоначально полностью с государственным участием) промышленности, энергетике (РАО ЕЭС), в связи и на транспорте. В результате в этих отраслях была сохранена управляемость, и спад производства был гораздо меньшим, чем в других отраслях, которые лишились среднего звена управления и испытали разрыв хозяйственных связей. В то же время организационно-экономические отношения между хозяйственными субъектами в мезоструктуре не сводятся к отношениям собственности (приобретение контрольного пакета акций, долей в уставном капитале и т.д.). Именно рассматриваемые крупные структуры уже имеют успешный опыт сотрудничества с малыми инновационными предприятиями. Данные структуры могли бы при соответствующем внимании со стороны государственных органов стать локомотивами и примером в создании систем взаимодействия с целью выпуска инновационных, готовых к потреблению продуктов с высокой долей добавленной стоимости [13].
Особое внимание в рассматриваемой теме необходимо уделить развитию и состоянию предпринимательства в регионах России. Малые предприятия здесь на сегодняшний день зачастую вынуждены применять противозаконные схемы в своей деятельности для того, чтобы снизить себестоимость своей продукции. Довольно существенную долю затрат составляют разнообразные выплаты в пользу федеральных, региональных и муниципальных бюджетов. Оставаясь один на один с возникающими трудностями, малые предприятия вынуждены сокращать издержки, в том числе за счет качества выпускаемой продукции. Отсутствие дополнительных возможностей, которые появляются в системе взаимодействия, приводит малые предприятия, функционирующие в реальном секторе экономики, к выбору между банкротством или глубокой диверсификацией, осуществляемой, как правило, не в пользу производственной деятельности. Выход из сложившегося положения видится в организации сотрудничества малых предприятий с крупной предпринимательской структурой. Если же по ряду причин такое сотрудничество сложно реализовать, то для снижения финансовой нагрузки на малые предприятия органам власти необходимо применять меры, связанные с налогообложением. Так, важно использовать потенциальные преимущества налога на вмененный доход, который необходимо было периодически выплачивать, например, каждый квартал [14].
В то же время, в контексте рассматриваемой темы важно понимать, что единый налог на вмененный доход рассчитывается по методике, которая не в полной мере берет во внимание уровень рисков различной степени. Это относится к предприятиям как начинающим свою деятельность, так и к тем, которые уже успешно работают длительный период на рынке. Так, при создании и становлении малое предприятие направляет все доходы на покрытие затрат; главным образом, это выплата процентов по взятым ранее кредитам. Соответственно в начале свой деятельности малое предприятие либо получает минимальную прибыль, либо работает в убыток, чтобы выйти в будущем на более существенные объемы продаж и завоевание целевых сегментов рынка. Таким образом, в сравнении с предприятиями, которые длительный период успешно работают на рынке, такие предприятия будут испытывать большое давление со стороны налоговых органов и в результате необходимости выплат. Еще один момент, заслуживающий внимания, связан с тем, что выплачивается единый налог ежемесячно в виде системы, включающей авансовые платежи. В то же время, в отличие от единого налога, упрощенная система налогообложения предусматривает ежеквартальное отчисление налогов, причем это происходит, исходя из результатов хозяйственной деятельности с учетом результатов, которые были получены в предыдущем квартале. При взимании единого налога на вмененный доход малые предприятия, перешедшие на схему упрощенного налогообложения и подпадающие под действия, предусмотренные законом о едином налоге на вмененный доход, будут испытывать дополнительные трудности. Эти трудности, прежде всего, связаны с величиной финансовых отчислений, относящихся к оборотным средствам малых предприятий, которые зачастую уже испытывают острую нехватку оборотных ресурсов [15].
Еще одной довольно важной проблемой для малых предприятий, которые добровольно переходят под действие упрощенной системы налогообложения и не подпадают под законодательные нормы о едином налоге на вмененный доход, является наличие необходимости работы с налогом на добавленную стоимость. В качестве примера в этом случае выступают предприятия, функционирующие в строительной сфере. Другой проблемой становится довольно существенное увеличение внимания к составлению необходимых документов, что, в свою очередь, приводит к усложнению ведения малым предприятием отчетности. Кроме всего перечисленного, для целого ряда предприятий использование порядка работы, предусматривающего налогообложение по закону о едином налоге и его нормам, может привести к необходимости изменения направлений деятельности. Это связано, прежде всего. с тем, что величина единого налога существенно меняется от вида заявленной деятельности. Указанные недостатки во многом обусловлены неверной концепцией, положенной в основу совершенствования системы налогообложения. К функциям налоговой системы, как известно, наряду с фискальной относится стимулирующая функция. Выполняя роль, связанную с определением и реализацией источников доходов государства, в то же время она служит инструментом проводимой государством промышленной и инвестиционной политики. И рассматривая систему налогообложения в целом или налогообложение конкретного малого предприятия, как ее важную составляющую, необходимо ставить вопрос о степени эффективности того или иного налога применительно к тем целям и задачам, которые он призван решать. По всей видимости, главная проблема российской системы налогообложения на сегодняшний день — ее остающаяся четко выраженной фискальная направленность. Соответственно налогообложение малого предпринимательства, к сожалению, не является исключением из общей тенденции [16].
Единый налог на вмененный доход дает регионам России довольно широкий спектр действий, связанных с изменением параметров и определением порядка налогообложения. Сюда относятся стимулирующие механизмы, предусматривающие права по установлению налоговых льгот. Данные инструменты могут быть использованы в различных, в том числе комплексных комбинациях. Единый налог при умелом внедрении и использовании становится довольно существенным источником поступления финансовых средств в доходную часть бюджета. Взвешенный и разумный подход позволяет оказывать воздействие стимулирующего и стабилизирующего характера на функционирование и развитие малого предпринимательства. Прежде всего, это достигается путем создания равных условий хозяйствования и стабильной налоговой системы. Но существуют и другие сценарии, когда непродуманные действия региональных властей и желание использовать единый налог с вмененного дохода лишь для решения фискальных задач могут привести к совершенно противоположному результату. Чрезмерное и необоснованное увеличение налоговых отчислений приводит в конечном итоге к снижению средств, поступающих в бюджет, а также негативным образом сказывается на деятельности малых предприятий. Особенно это относится к инновационной деятельности предприятий, на осуществление которой у малого предприятия недостаточно ресурсов. Другими словами, налогообложение становится одним из эффективных инструментов, используемых для стимулирования инновационной активности малых предприятий региона. При организации системы взаимодействия региональные органы управления посредством регулирования налоговых ставок имеют возможности эффективно влиять на инновационно-инвестиционную деятельность в регионе. Малые предприятия, входящие в систему взаимодействия, помимо существенных налоговых послаблений получают доступ к необходимым ресурсам, предоставляемым крупным предприятием и предприятиями-партнерами. За счет налаженного сотрудничества с системообразующими предприятиями системы взаимодействия органы власти и управления региона способствуют осуществлению инновационно-инвестиционной деятельности в решении приоритетных социально-экономических задач. Практическая реализация рассматриваемой деятельности происходит на основе проектов и соответствующего финансирования. Широкомасштабные проекты, имеющие важное значение для региона, могут быть эффективно реализованы предприятиями системы взаимодействия. Поскольку инновационная деятельность требует существенных инвестиций стратегического характера, именно сотрудничество региональных властей с системой взаимодействия предприятий, в том числе в виде непосредственного участия в работе системы, позволяет значительно снизить риски и повысить результативность инвестиций. Это будет происходить, в том числе на основе государственно-частного партнерства, которое позволяет эффективно задействовать имеющиеся в регионе и привлекать со стороны факторы производства.
При организации системы взаимодействия предприятий в регионах необходимо учитывать то обстоятельство, что инновационный процесс включает симбиоз науки, техники, искусства, других областей жизнедеятельности человека и представляет собой основу для создания инноваций. В свою очередь, инновации являются инструментом, с помощью которого инновационная деятельность осуществляется в системе взаимодействия. Разделяя инновации на определенные группы, представляется возможным четко определить сферы использования экономического продукта в контексте повышения темпов экономического роста в конкретном регионе. При этом инновации предполагают наличие новых научных знаний, технико-технологические разработки и производство, что, в свою очередь, подразумевает создание цепочки, в виде основных звеньев которой будут наука, образование, производство. Основным звеном становится производство, поскольку именно здесь появляется готовый продукт и добавленная стоимость. Также производство предполагает создание большого количества новых рабочих мест, что самым благоприятным образом сказывается на состоянии социально-экономической системы. Появление звеньев указанной цепочки и их эффективное функционирование возможно при организации системы взаимодействия предприятий, которая в том числе включает в свой состав образовательные и научные организации. Симбиоз выше перечисленных элементов представляет собой научный центр, состоящий из крупного предприятия, университета и множества малых предприятий, позволяющих еще студентам получать практические навыки и воплощать в жизнь собственные инновационные разработки. Наличие необходимой инфраструктуры и ресурсов на предприятиях и в учреждениях системы с единым координационным центром способствует более гибкому реагированию на изменения окружающей среды, снижает риски и значительно увеличивает выживаемость и эффективность функционирования малых предприятий. Тем самым увеличивается количество рабочих мест, растут налоговые отчисления и пополняются региональные и местные бюджеты с появлением финансовых средств для решения проблем развития территорий.
На сегодняшний день в регионах необходимо создавать организации, поддерживающие развитие инновационной деятельности. К таким организациям относятся предприятия и объединения предпринимательских структур. Это, прежде всего, технопарковые структуры организаций, крупные консорциумы, созданные в том числе на основе градообразующих предприятий. К крупным объединениям относятся: концерны, финансово-промышленные группы, технополисы и другие ассоциации. К малым относятся венчурные фирмы и их союзы. К технологическим можно отнести спиннинговые, инжиниринговые, технологические парки. К организациям, имеющим виды деятельности, связанные с поддержкой малых предприятий, относятся: центры по обслуживанию крупных целевых программ, исследовательские центры, инкубаторы, малые творческие группы, группы поддержки отдельных крупных специалистов. Сюда же можно отнести создание центров обучения, инновационных центров, маркетинговых центров и промышленных зон.
Организация системы взаимодействия предприятий способствует активизации развития региона в процессе реализации инновационно-инвестиционной деятельности. Таким образом, ресурсно-ориентированные регионы становятся регионами науки и технологий, где предприятия создаются и работают в системах взаимодействия, повышая свою конкурентоспособность и конкурентоспособность всего региона. Это происходит за счет взаимоувязки интересов всех хозяйственных субъектов в реализации инновационной активности с появлением синергетического эффекта.


Литература
1. https://www.eg-online.ru/article/404971/ (время выхода 25.02.2020).
2. Кутузова К.Ю. Роль малого предпринимательства в решении проблем занятости населения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2014. — № 1(4). — С. 320–322.
3. Альхимович И.Н. Предпринимательство как фактор становления социально-экономических условий рыночной модели развития: Монография / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. — Архангельск: ИД САФУ, 2014. — 114 с.
4. Бондаренко Г.В., Свечинская Т.А. Элементы региональной экономической политики в контексте регулирования деятельности малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 5(70). — С. 626–629.
5. Фасхиев, Х.А. Модель управления инновационной деятельностью предприятия / Х.А. Фасхиев // Менеджмент в России и за рубежом. — 2013. — № 4. — С. 11–28.
6. Цвирков В.В. Научные подходы к формированию кооперативно-интегрированных структур кластерного типа // Стратегия развития экономики Беларуси: вызовы, инструменты реализации и перспективы: сборник научных статей : в 2 т. / Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики Национальной академии наук Беларуси ; [редакционная коллегия: В.И. Бельский (главный редактор) и др.]. — Минск, 2019. — Т. 1. — С. 352–357.
7. Гусева Г.В. Особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в России // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7. — №  2. — С. 17.
8. Шамалова Е.В., Глухова М.И. Управление развитием малого бизнеса как инструмент регулирования структуры экономики региона // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. — 2016. — № 49. — С. 393–401.
9. Костюченко А.Г. Государственные и корпоративные закупки как инструмент поддержки и развития субъектов малого предпринимательства // Бизнес, менеджмент и право. — 2015. — № 1. — С. 128–131.
10. Кокин, А.Н. Формирование системы инфраструктурного предпринимательства: цели развития, ключевые бизнес-функции и параметры устойчивости: Монография. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 118 с.
11. Лебедева И.С., Лебедев В.А. Место современных кооперативных форм организации бизнеса в развитии малого предпринимательства // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. — 2016. — Т. 5. — № 1. — С. 17–25.
12. Акьюлов Р.И. Развитие малого предпринимательства в крупных муниципальных образованиях российских регионов на основе государственно-частного партнерства // Экономика и политика. — 2015. — № 3(6). — С. 5–9.
13. Авилова В.В., Курамшина К.С. Малое инновационное предпринимательство как элемент устойчивого развития промышленности // Управление устойчивым развитием. — 2016. — № 4(05). — С. 7–15.
14. Слепнева Л.Р. Специальные налоговые режимы: фискальная роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса // Известия Байкальского государственного университета. — 2015. — Т. 25. — № 5. — С. 812–817.
15. Вачугов И.В., Седаев П.В. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России // Налоги и налогообложение. — 2016. — № 11. –С. 857–867.
16. Иманшапиева М.М. Региональные особенности применения упрощенной системы налогообложения и пути её совершенствования (по материалам Республики Дагестан) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. — 2016. — № 3. — С. 30–35.
17. Войтоловский Н.В., Альхимович И.Н., Уваров С.А. Малые предприятия в системе интеграционных процессов как фактор преодоления кризисных явлений региона // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 1(69). — С. 83–87.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия