Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ступачев С. А.
младший сотрудник Представительства Россотрудничества в Республике Молдова

Роль международных финансовых организаций в развитии экономической системы Республики Молдова
Рассматривается сотрудничество Международных финансовых организаций (Международного валютного фонда и Всемирного банка) со странами с развивающейся рыночной экономикой на примере Республики Молдовы. Анализ фактологического материала финансовых отношений Молдовы с этими организациями показал, что сотрудничество с ними происходит по всем финансово-экономическим аспектам, которые имеются в их активе. Сформулированы рекомендации по повышению роли Международных финансовых организаций в экономическом развитии Республики Молдова в качестве основного доступного источника финансовых средств в процессе реформирования ее экономики и во время кризисных явлений
Ключевые слова: Республика Молдова, международные финансовые организации, международные финансы, международная финансовая помощь, развивающиеся рынки, экономическая система, экономический кризис
УДК 339.732, 339.727.3; ББК 65.7   Стр: 178 - 180

Республика Молдова после распада СССР находится в процессе интеграции в систему мировых финансово-экономических связей. С 1992 г. Молдова становится составной частью международной финансовой системы. Ее членство в Международных финансовых организациях (МФО) позволяет использовать их финансовые ресурсы для интенсификации этого процесса. В статье рассматриваются основные мировые МФО: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ). Глобализация мировой экономики объективно сопровождается усилением роли МФО, которые наделяются соответствующими ресурсами и полномочиями для решения задач международного сотрудничества в обеспечении стабильности и поступательного развития мировой экономической системы. Однако мировой экономический кризис, начавшийся в 2008г., показал, что МФО, которые были созданы для регулирования международных экономических отношений и обеспечения устойчивого развития мирового хозяйства, оказались не вполне готовы предотвратить распространение глобальных кризисных явлений. Наиболее пострадавшими от них оказались страны с развивающейся рыночной экономикой, в том числе и Республика Молдова. В связи с этим, возникает необходимость реформирования международной финансовой системы, в том числе и мировых МФО в части учета интересов и особенностей экономического развития этих стран.
Во время кризисных явлений, а также в процессе интеграции в современную мировую экономическую систему, структуры МФО для этих стран являются одним из основных источников доступных финансовых средств. Это определяет значительную роль МФО в обеспечении экономической устойчивости и экономического развития для стран с развивающейся рыночной экономикой. Вследствие этого, Республика Молдова в процессе стабилизации, реформировании и развития своей экономики объективно заинтересована во взаимовыгодном финансово-экономическом сотрудничестве с ведущими МФО, а также в повышении эффективности использования их финансовых ресурсов.
Проблемам, относящимся к тематике сотрудничества стран с МФО и инвестиционных процессов, посвятили свои научные труды зарубежные и молдавские экономисты. На основе опыта экспортоориентированного развития Японии и других азиатских стран, Kojima К.A. была разработана макроэкономическая теория прямых инвестиций [1]. Эклектическая парадигма, как базовая основа понимания сущности прямых иностранных инвестиций (ПИИ), была исследована Dunning, J.H [2]. Джеймсом Р. Маркусеном (Markusen, J.R.) [3], в работах которых рассматривались, так называемые, модели вертикальных ПИИ (ресурсоориентированные, экспортоориентированные) и горизонтальных ПИИ (рыночно ориентированные, импортозамещающие). В соответствии с теорией выбора, разработанной Тобином Д. (J. Tobin), [4] рассматривались различные аспекты формирования и реализация инвестиционного процесса.
Тематикой, изучающей роль МФО в развитии экономической системы, как в Республике Молдова, так и в других странах с развивающейся рыночной экономикой, занимались молдавские экономисты. Г. Белостечник рассматривал положительные и отрицательные последствия участия Молдовы в процессе глобализации [5]. Наиболее важные механизмы, используемые странами Европейского Союза в области инноваций, которые могут быть полезны и применимы для Молдовы, анализировались им же [6]. Исследование роли международных финансовых потоков в стимулировании экономического роста Республики Молдова, посвящено исследование Хынку Р. и Сухович А. [7].
Для поддержки проводимых властями программ стабилизации и развития экономики Республика Молдова заключила с МВФ ряд соглашений по специальным кредитным механизмам [8]:
• механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility, CCFF);
• механизм финансирования структурных преобразований (Systemic Transformation Facility, STF);
• соглашения Stand-by (SBA), предоставляемые для определенных, согласованных с МВФ целей на основе специальных условий;
• механизмы расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF), предназначенные для предоставления валютных средств на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей;
• расширенный кредитный механизм (Extended Credit Facility, ECF) является льготным механизмом кредитования и обычно предоставляется с годовой процентной ставкой 0,25 процента и погашается в течении 10 лет с льготным периодом 5,5 года по выплате основной суммы.
В табл. 1 представлены данные по состоянию на 31 мая 2020 г. по финансовым соглашениям Республики Молдова с МВФ по расширенному кредитному механизму (ECF) и механизму расширенного финансирования (EFF) с датами размещения и погашения кредитных средств [9]. Здесь SDR (Special Drawing Rights) — специальные права заимствования — резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ [10]. Курс $/SDR в июне 2020 г. колебался около значения 1,38.

Таблица 1
Данные по финансовым соглашениям Республики Молдова с МВФ (на 31 мая 2020 г.)
Кредитные
механизмы
Дата
размещения
Дата
погашения
Утвержденная
сумма (SDR млн)
Выплаченная
сумма (SDR млн)
EFF07.11.201606.11.201986,3086,3
ECF07.11.201606.11.201943,1043,10
ECF29.01.201030.04.2013184,80170,88

В табл. 2 по состоянию на 31 мая 2020 г. представлены данные по просроченным обязательствам и прогнозируемым платежам Республики Молдова перед МВФ (млн SDR) на основе существующих ресурсов и с учетом имеющихся SDR [9].

Таблица 2
Данные по просроченным обязательствам и прогнозируемым платежам Республики Молдова перед МВФ (млн SDR)
Обязательства20202021202220232024
Базовые23,8535,2923,2241,6276,50
Сборы / Проценты1,782,362,171,991,38
Общие25,6337,6525,3943,6177,88

Данные табл. 1 и 2 показывают, что сотрудничество Республики Молдова с МВФ развивается довольно успешно. Кредитование страны в основном осуществляется на льготных условиях (расширенный кредитный механизм — ECF) и на длительные сроки (механизм расширенного финансирования — EFF) — табл. 1. Однако объемы просроченных обязательств и прогнозируемых платежей страны перед МВФ, представленные в табл. 2, имеют повышательную тенденцию. Если в 2020 г. этот объем составляет 25,63 млн SDR, то в 2024 страна должна заплатить уже 77,88 млн SDR, т.е. более чем в три раза больше. Такой значительный повышательный тренд прогнозных просроченных обязательств означает, что в будущем ожидаются определенные трудности в развитии экономики Молдовы.
На основании данных [11] построен график изменения фактического совокупного объема задолженности по кредиту МВФ Республики Молдова с 1993г. по 31 мая 2020 г. (рис. 1).
Рис. 1. Совокупный объем задолженности Республики Молдова с 1993 г. по кредиту МВФ
Данные графика на рис. 1 показывают, что объем задолженности Республики Молдова с 1993 г по различным кредитам МВФ имеет повышательный тренд (63 000 000 SDR в 1993 г. и 370 524 060 SDR на 31 мая 2020 г.). Последствия мирового экономического кризиса 2008 г. и экономический спад из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, начавшейся в начале 2020г., негативно отразились на финансовом и экономическом положении Молдовы. Задолженность страны перед МВФ значительно возросла с 98164000 SDR в 2009 г. до 398174000 SDR в 2012 г. (последствия мирового экономического кризиса 2008г.), а затем после снижения до значений 213 138 726 SDR в 2019 г. последовало резкое увеличение до 370 524 060 SDR по состоянию на 31 мая 2020 г. (кризис COVID-19). В настоящее время объем задолженности Республики Молдова по кредитам МВФ составляет 370 524 060 SDR, что немного меньше его исторических максимальных значений, но более чем в 3,77 раза больше его значений 2009 г., и в 5,54 раза больше чем в 2005 г. — минимальных значений с 2000 г. То есть, несмотря на некоторое уменьшение совокупного объема задолженности Молдовы перед МВФ от его максимальных значений 2012 г., повышательный тренд остается в силе (штрих линия на рис. 1).
Вместе с тем, финансовая помощь МВФ, главным образом, оказывается для улучшения платежного баланса страны и структуры экономики, а также идет на мероприятия и проекты по сокращению бедности и содействию экономическому росту (кредитные механизмы EFF и ECF). Однако, с 2005 г., несмотря на значительную помощь МВФ, экономическая ситуация в стране в лучшую сторону кардинально не изменилась. Существенно ухудшились ключевые экономические показатели по увеличению внешнего долга страны и дефициту внешнеторгового платежного баланса. По данным Национального Банка Молдовы, внешний долг увеличился с 6873,04 млн долл. США (2013 г.) до $7581,00 млн долл. США (04 июля 2020г.) [12]. В проектах МВФ отсутствуют существенно важные целевые показатели, отражающие: повышение экспортной доли страны, сокращение дефицита платёжного баланса, повышение устойчивости и улучшение структуры экономики, создание рабочих мест, социальной защиты населения.
По состоянию на июнь 2020г. группа ВБ реализовывает кредитование 109 различных проектов в Республике Молдова [13]. На основании данных [14] построен график динамики финансовых обязательств Молдовы перед ВБ (рис. 2).
Рис. 2. Финансовые обязательства Республики Молдова перед Группой ВБ
Диаграмма рис.2 показывает, что обязательства Республики Молдова перед ВБ имеют повышательный тренд (линия тренда обозначено штрихом). Если в 2014 г. финансовая задолженность была 61,5 млн долл. США, то в 2019 г. ее значение составило 135 млн долл. США (почти в 2,2 раза больше). А к маю 2020 г. задолженность Молдовы перед ВБ резко возросла более чем в 3,2 раза до 197 млн долл. США. При этом количество кредитуемых проектов ВБ за 2019г. практически не увеличилось, что свидетельствует о наличии значительных трудностей в экономике и финансовой сфере Республики Молдовы.
На основании данных [14, 11] построен график по совокупным финансовым обязательствам в млн долларах США Республики Молдова перед структурами ВБ и МВФ за последние 7 лет (рис. 3).
Рис. 3. Динамика совокупных обязательств Республики Молдова перед ВБ и МВФ с 2014 г по май 2020 г.
Динамика финансовых обязательств Республики Молдова перед ВБ и МВФ с 2014 г. по май 2020 г., отображенная на графике рис. 3, показывает, что совокупный объем обязательств не имеет тенденции к уменьшению. В 2014 г. сумма задолженности была равна 589,94 млн долл. США, а в 2020 г. — 709,37 млн долл. США. Вместе с тем, общий объем обязательств Республики Молдова с 2014 г. снижался вплоть до 2018 г. (361,80 млн долл. США), однако затем резко вырос до своих максимальных значений — 709,37 млн долл. США к 2020 г. Такая динамика финансовых обязательств Республики Молдова негативно сказывается на развитие ее экономики. Проводимые правительством реформы, связанные с кредитами МФО, не повысили должным образом уровень жизни населения страны. Нестабильная политическая система, крайне поляризованное общество, неблагоприятная внешняя среда и низкая квалификация работников, а также отсутствие транспарентности и проявление коррупции являются крупнейшими экономическими проблемами Республики Молдовы.
Таким образом, анализ роли Международных финансовых организаций в развитии экономической системы Республики Молдова на основе фактологического материала финансовых отношений с ними показал, что сотрудничество Молдовы с основными мировыми МФО (МВФ и ВБ) происходит по всем их финансово-экономическим аспектам. В процессе сотрудничества Республики Молдова с МВФ были задействованы практически все специальные кредитные механизмы, используемые фондом в настоящее время. Группа ВБ участвует в кредитовании почти всего спектра проектов Республики Молдова. Вместе с тем, результаты сотрудничества с Международными финансовыми организациями и их роль в экономическом развитии Республики Молдова могли бы быть намного более значимыми при условии, с одной стороны, учета интересов и особенностей ее экономической системы, а с другой — повышения эффективности использования финансовых ресурсов МФО, как основного доступного источника финансовых средств для таких стран как Республика Молдова в процессе реформирования ее экономики и во время кризисных явлений.


Литература
1. Kojima К. A Macroeconomic Theory of Foreign Direct Investment // Toward a New World Trade Policy: the Maidenhead Papers. L. 1975. P. 75–101.
2. Dunning, J.H. Explaining International Production / J.H. Dunning. London: Unwin Hyman, 1988. 378 p.
3. Markusen, J.R. Foreign Direct Investment and Trade / J.R. Markusen. Adelaide: University of Adelaide, 2000. 33 p.
4. Tobin J. National Economic Policy, Yale University Press, 1966.
5. G. Belostechnik. The innovation Economy as a Growth Factor in the Post-Crisis Development Period. National Economy Archive, year LXIII, book 3, 2010, Svishtov, Bulgaria. 5.
6. Gr. Belostecinic, C. Gutu. Premises and Opportunities of the Republic of Moldova for Sustainable Development in European Context. Roumanian Journal of Economix, Nr. 1 (35), 2008. 6. Г. Л.
7. Хынку Р., Сухович А. Основы инвестиционной деятельности: практическое пособие. Изд. 2-е. Кишинев: МЭА, 2010. — 185 c.
8. IMF Lending URL: https://www.imf.org/ru/About/Factsheets/IMF-Lending (дата обращения 07.07.2020).
9. Moldova, Republic of: Financial Position in the Fund as of December 31, 2018 URL: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/exfin2.aspx?memberKey1=672&date1key=2099–12–31 (дата обращения: 07.07.2020).
10. Special Drawing Right (SDR) URL: https://www.imf.org/en/About/Factsheets/Sheets/2016/08/01/14/51/Special-Drawing-Right-SDR (дата обращения: 07.07.2020).
11. Moldova, Republic of: IMF Credit Outstanding as of May 31, 2020 URL: https://www.imf.org/external/np/fin/tad/exportal.aspx?memberKey1=672&date1key=2020–05–31&category=EXC (дата обращения: 07.07.2020).
12. International Investment Position of the Republic of Moldova URL: https://www.bnm.md/bdi/pages/reports/dbp/DBP20.xhtml (дата обращения: 07.07.2020).
13. Projects in Moldova URL:https://projects.worldbank.org/en/projects-operations/projects-list?lang=en&&=&searchTerm=&countrycode_exact=MD (дата обращения: 07.07.2020).
14. The World Bank in Moldova URL: http://www.worldbank.org/en/country/moldova/overview (дата обращения: 07.07.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия