| | Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Красулина О. Ю. аналитик научно-исследовательской лаборатории «Системная динамика»
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье анализируется ресурсная составляющая Арктического региона. Дана характеристика международной деятельности Китая в Арктике с точки зрения глобализации мировой экономики. Проведен анализ инвестиционной деятельности КНР в экономику циркумполярных стран. Автором выделены причины мотивации Китая для активной деятельности в Арктическом регионе. Дана характеристика Арктической стратегии Китая | Ключевые слова: Арктика, глобализация мировой экономики, Арктическая стратегия Китая | УДК 330; ББК 65.5 Стр: 181 - 183 | Арктический регион, обычно называемый высоким Севером, становится более спорным, чем когда-либо прежде. Арктика охватывает земли и территориальные воды восьми стран на трех континентах.
В отличие от Антарктики, Арктика не имеет суши, покрывающей ее полюс (Северный полюс), только океан и лед. Этот регион также является одним из наименее заселенных районов в мире, с редкими кочевыми общинами и немногочисленными крупными городами и поселками. Поселения зачастую находятся в очень отдаленных районах с малочисленным населением и отсутствием базовой транспортной инфраструктуры.
Регион богат полезными ископаемыми, дикой природой, рыбой и другими природными ресурсами. По некоторым оценкам, до 13% неразведанных мировых запасов нефти и почти треть неразведанных мировых запасов природного газа находятся в Арктике.
Интерес стран к Арктическому региону в ближайшие годы будет только возрастать. Циркумполярные страны выделяют ресурсы и активы в регионе для обеспечения своих национальных интересов. Анализируя деятельность Китая в Южно-Китайском море, по его масштабным инфраструктурным инвестициям в Центральной Азии и Африке, необходимо проанализировать политику Китая в Арктике.
Страна, которая гордится своей богатой и долгой историей, является относительным новичком в Арктическом регионе. Арктическая стратегия Китая признает, что он “начал участвовать в решении арктических вопросов» только в 1925 году, когда Китайская республика подписала и ратифицировала Шпицбергенский договор [1].
Китай рассматривает Арктический регион как еще одно место, в котором можно продвигать свои экономические интересы и расширять свое дипломатическое влияние.
Учитывая глобализацию мировой экономики и сопутствующую ей глобализацию угроз, даже континентальные державы-государства, традиционно более зависимые от сухопутной державы, чем от морской, оказываются в зависимости от мирового океана. Хотя Китайская Народная Республика (КНР) традиционно была континентальной державой, в настоящее время она является чистым импортером энергии и продовольствия, большинство из которых торговых путей которых проходят по морю. Экономика Китая также в значительной степени зависит от экспорта для обеспечения своего экономического роста. Поэтому для КНР архиважен доступ к мировым океанам.
Арктическая стратегия Китая, опубликованная в 2018 году, предлагает свою позицию и свою роль в регионе. Государственный совет Китайской Народной Республики опубликовал Белую книгу под названием «Китайская Арктическая политика» [2].
Несмотря на то, что ближайшая точка Китая к Полярному кругу находится более чем в 800 морских милях, Пекин относится к себе как к «ближнему Арктическому государству».
Создание возможностей для научных исследований, военного потенциала и доступа к большему количеству природных ресурсов являются важными факторами в недавнем интересе Китая к Арктике, но его самой большой мотивацией является экономический рост [3].
Термин, также взятый из официальной «арктической стратегии» — это «Полярный Шелковый путь», означающий значительную зависимость экономического процветания от создания новых арктических судоходных маршрутов и инфраструктурных проектов. На данный момент, интересы и действия Китая в Арктике носят исключительно экономический характер.
Китай — глобальная торговая страна со второй по величине экономикой в мире. Он занимает постоянное место в Совете Безопасности ООН. Китай мотивирован быть арктическим актором по пяти основным причинам:
1. Новые маршруты доставки. Китай уникален в наше время тем, что является континентальной державой, которая почти полностью зависит от моря в плане продовольствия и энергии. Новые морские пути в Арктике могут сыграть важную роль, когда речь заходит о диверсификации зависимости Китая от импорта.
2. Экономическое влияние. Китай видит себя в качестве мировой державы и Арктика — это всего лишь еще один регион, в котором можно успешно участвовать. Китай надеется дополнить свою инициативу «Пояс и дорога» (BRI) — обширную торговую сеть, строящуюся Китаем на Евразийском континенте и за его пределами — инвестированием в крупные инфраструктурные проекты вдоль формирующихся морских путей в Арктике.
3. Научное исследование. Независимо от того, идет ли речь о морском ядерном сдерживании Китая, добыче природных ресурсов или коммерческом судоходстве, исследования по полярной высотной атмосферной физике, ледниковым океанам, биоэкологии и метеорологической геологии важны для стратегических интересов Китая. Как подписавший договор о Шпицбергене, Китай имеет право проводить научные исследования на Шпицбергене и делает это с 2004 года на своей арктической Желтой Речной станции, расположенной в Нью-Олесунне. Китай имеет в общей сложности восемь научно-исследовательских станций в Арктике [4]
4. Закладываются основы для будущей военной деятельности в регионе. В настоящее время военное участие Китая в Арктике ограничено. Военно-морской флот КНР никогда не заходил в арктические воды.
5. Доступ к минеральным ресурсам, рыболовству и другим природным ресурсам. Китай также рассматривает Арктический регион как способ удовлетворения своих растущих потребностей в энергии и продовольствии (рыболовство в Арктическом регионе). Китай является значительным инвестором в российский проект сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале. Пекин получил первую партию «Ямал СПГ» в июле 2018 года и будет импортировать 3 млн тонн «Ямал СПГ» каждый год, начиная с 2019 года. [5]
Цель проекта «Полярный Шелковый путь» состоит в том, чтобы дополнить BRI Китая путем инвестирования и строительства крупных инфраструктурных проектов вдоль формирующихся морских путей в Арктике [6].
Поэтому Китай проявил большой интерес к Северному морскому пути (СМП) и в 2012 году построенный Украиной китайский ледокол Сюэ Лонг («Снежный дракон») стал первым китайским судном, которое пересекло Северный морской путь в Баренцевом море и провело девять арктических экспедиций. Китай также находится в процессе строительства своего первого атомного ледокола [7].
Китай в Арктике волнует не только судоходство, Китай финансирует и строит крупные инфраструктурные проекты, особенно в России, чтобы улучшить транспорт и производство энергии. [8]
Китай все больше инвестирует в Гренландию и Исландию и имеет лицензию на шахту в Гренландии. Китайское посольство в Рейкьявике может разместить персонал численностью до 500 человек, что подчеркивает важность, которую Китай придает своему присутствию в Исландии. Посольство США в Рейкьявике насчитывает около 70 человек. В 2013 году Исландия с населением чуть более 330 000 человек (размер населения небольшого китайского города) стала первой европейской страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с Китаем [9].
Поскольку ледяной покров Гренландии продолжает разрушаться из-за регионального изменения климата, все больше прибрежных районов Гренландии открываются для потенциальных горнодобывающих проектов. Остров рассматривается как развивающийся источник основных и драгоценных металлов, урана и редкоземельных элементов (РЗЭ). Учитывая постоянный спрос на эти ресурсы в Китае, китайские фирмы увеличили добычу в Гренландии. В настоящее время на долю Китая приходится более 90% общемировой добычи редкоземельных элементов, но Гренландия может стать еще одним крупным хабом для добычи РЗЭ с учетом предполагаемых поставок.
Китайские инвестиции действительно открывают экономические возможности для Гренландии, которая стремится диверсифицировать свою экономику, отказавшись от концентрации на морепродуктах, а также от ежегодной стипендии, предоставляемой правительством Гренландии Данией. Но также могут быть значительные политические последствия, связанные с растущим беспокойством в Копенгагене и Соединенных Штатах Америки, которые поддерживают военно-воздушную базу в Туле — в отношении расширенной китайской экономической дипломатии на острове.
Шпицберген расположен значительно выше Северного Полярного круга. Лонгйир — его столица и крупнейший город, население которого составляет две тысячи сто человек. Условия Договора о Шпицбергене позволяли любому из участников договора иметь недискриминационный доступ к рыболовству, охоте и природным ресурсам островов. В число этих стран входят такие крупные державы, как Россия, США, Великобритания и Китай, а также Саудовская Аравия, Южная Африка и Афганистан. В общей сложности около сорока шести стран имеют равный доступ к природным ресурсам Шпицбергена [10].
Как подписавший договор о Шпицбергене, Китай имеет право проводить научные исследования на Шпицбергене и делает это с 2004 года на своей арктической Желтой Речной станции, расположенной в Нью-Олесунне. Этот научный центр является одной из восьми научно-исследовательских станций в Арктике, эксплуатируемых Китаем. Благодаря своему расположению в Арктическом регионе и особым экологическим условиям, Шпицберген очень привлекателен для научных исследований.
Таким образом, Китай становится неотъемлемой частью арктической системы международных отношений.
Таблица
Ресурсная Арктическая оценкаРайоны | Oil (MMBO, млн баррелей нефти) | Total Gas (BCFG, млрд кубических футов природного газа) | NGL (MMBNGL, млн баррелей газовых жидкостей) | BOE (MMBOE, регионы перечислены в порядке ранжирования всех баррелей нефти и нефтяного эквивалента природного газа) |
---|
Западно-Сибирский бассейн | 3,659.88 | 651,498.56 | 20,328.69 | 132,571.66 | Арктическая Аляска | 29,960.94 | 221,397.60 | 5,904.97 | 72,765.52 | Восточно-Баренцев бассейн | 7,406.49 | 317,557.97 | 1,422.28 | 61,755.10 | Восточно-Гренландские рифтовые бассейны | 8,902.13 | 86,180.06 | 8,121.57 | 31,387.04 | Енисейско-Хатангский бассейн | 5,583.74 | 99,964.26 | 2,675.15 | 24,919.61 | Амеразийский бассейн Арктики | 9,723.58 | 56,891.21 | 541.69 | 19,747.14 | Западная Гренландия-Восточная Канада | 7,274.40 | 51,818.16 | 1,152.59 | 17,063.35 | Морской шельф Лаптевых | 3,115.57 | 32,562.84 | 867.16 | 9,409.87 | Норвежское побережье | 1,437.29 | 32,281.01 | 504.73 | 7,322.19 | Баренц Платформа | 2,055.51 | 26,218.67 | 278.71 | 6,704.00 | Евразийский бассейн | 1,342.15 | 19,475.43 | 520.26 | 5,108.31 | Бассейны и платформы Северной Кары | 1,807.26 | 14,973.58 | 390.22 | 4,693.07 | Тимано-Печорский бассейн | 1,667.21 | 9,062.59 | 202.80 | 3,380.44 | Северная Гренландия | 1,349.80 | 10,207.24 | 273.09 | 3,324.09 | Североамериканская сторона хребта и бассейн Макарова на Ломоносовской стороне хребта |
1,106.78 |
7,156.25 |
191.55 |
2,491.04 | Бассейн Свердруп | 851.11 | 8,596.36 | 191.20 | 2,475.04 | Лено-Анабарский бассейн | 1,912.89 | 2,106.75 | 56.41 | 2,320.43 | Северо-Чукотский, Северо-Врангелевский бассейны | 85.99 | 6,065.76 | 106.57 | 1,203.52 | Вилькитский бассейн | 98.03 | 5,741.87 | 101.63 | 1,156.63 | Северо-Западный морской шельф Лаптевых | 172.24 | 4,488.12 | 119.63 | 1,039.90 | Лено-Вилюйский бассейн | 376.86 | 1,335.20 | 35.66 | 635.06 | Зырянский бассейн | 47.82 | 1,505.99 | 40.14 | 338.95 | Восточно-Сибирский бассейн | 19.73 | 618.83 | 10.91 | 133.78 | бассейн Надежды | 2.47 | 648.17 | 11.37 | 121.87 | Внутренние Бассейны Северо-Западной Канады | 23.34 | 305.34 | 15.24 | 89.47 | Мезенский бассейн | NQA | NQA | NQA | NQA | Бассейны Новой Земли и Адмиралтейский вал | NQA | NQA | NQA | NQA | Тунгусский бассейн | NQA | NQA | NQA | NQA | Чукотский шельф | NQA | NQA | NQA | NQA | Юкон, часть Центральной Аляски | NQA | NQA | NQA | NQA | Пролив Лонга | NQA | NQA | NQA | NQA | Ян– Майен микроконтинента | NQA | NQA | NQA | NQA | Франклинский бассейн | NQA | NQA | NQA | NQA | Итого | 89,983.21 | 1,668,657.84 | 44,064.24 | 412,157.09 | Источник: https://pubs.usgs.gov/dds/dds-060/
NQA, количественно не оценивается. | | |
| |
|
|