Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Красулина О. Ю.
аналитик научно-исследовательской лаборатории «Системная динамика»
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук


Китайские интересы в Арктике
В статье анализируется ресурсная составляющая Арктического региона. Дана характеристика международной деятельности Китая в Арктике с точки зрения глобализации мировой экономики. Проведен анализ инвестиционной деятельности КНР в экономику циркумполярных стран. Автором выделены причины мотивации Китая для активной деятельности в Арктическом регионе. Дана характеристика Арктической стратегии Китая
Ключевые слова: Арктика, глобализация мировой экономики, Арктическая стратегия Китая
УДК 330; ББК 65.5   Стр: 181 - 183

Арктический регион, обычно называемый высоким Севером, становится более спорным, чем когда-либо прежде. Арктика охватывает земли и территориальные воды восьми стран на трех континентах.
В отличие от Антарктики, Арктика не имеет суши, покрывающей ее полюс (Северный полюс), только океан и лед. Этот регион также является одним из наименее заселенных районов в мире, с редкими кочевыми общинами и немногочисленными крупными городами и поселками. Поселения зачастую находятся в очень отдаленных районах с малочисленным населением и отсутствием базовой транспортной инфраструктуры.
Регион богат полезными ископаемыми, дикой природой, рыбой и другими природными ресурсами. По некоторым оценкам, до 13% неразведанных мировых запасов нефти и почти треть неразведанных мировых запасов природного газа находятся в Арктике.
Интерес стран к Арктическому региону в ближайшие годы будет только возрастать. Циркумполярные страны выделяют ресурсы и активы в регионе для обеспечения своих национальных интересов. Анализируя деятельность Китая в Южно-Китайском море, по его масштабным инфраструктурным инвестициям в Центральной Азии и Африке, необходимо проанализировать политику Китая в Арктике.
Страна, которая гордится своей богатой и долгой историей, является относительным новичком в Арктическом регионе. Арктическая стратегия Китая признает, что он “начал участвовать в решении арктических вопросов» только в 1925 году, когда Китайская республика подписала и ратифицировала Шпицбергенский договор [1].
Китай рассматривает Арктический регион как еще одно место, в котором можно продвигать свои экономические интересы и расширять свое дипломатическое влияние.
Учитывая глобализацию мировой экономики и сопутствующую ей глобализацию угроз, даже континентальные державы-государства, традиционно более зависимые от сухопутной державы, чем от морской, оказываются в зависимости от мирового океана. Хотя Китайская Народная Республика (КНР) традиционно была континентальной державой, в настоящее время она является чистым импортером энергии и продовольствия, большинство из которых торговых путей которых проходят по морю. Экономика Китая также в значительной степени зависит от экспорта для обеспечения своего экономического роста. Поэтому для КНР архиважен доступ к мировым океанам.
Арктическая стратегия Китая, опубликованная в 2018 году, предлагает свою позицию и свою роль в регионе. Государственный совет Китайской Народной Республики опубликовал Белую книгу под названием «Китайская Арктическая политика» [2].
Несмотря на то, что ближайшая точка Китая к Полярному кругу находится более чем в 800 морских милях, Пекин относится к себе как к «ближнему Арктическому государству».
Создание возможностей для научных исследований, военного потенциала и доступа к большему количеству природных ресурсов являются важными факторами в недавнем интересе Китая к Арктике, но его самой большой мотивацией является экономический рост [3].
Термин, также взятый из официальной «арктической стратегии» — это «Полярный Шелковый путь», означающий значительную зависимость экономического процветания от создания новых арктических судоходных маршрутов и инфраструктурных проектов. На данный момент, интересы и действия Китая в Арктике носят исключительно экономический характер.
Китай — глобальная торговая страна со второй по величине экономикой в мире. Он занимает постоянное место в Совете Безопасности ООН. Китай мотивирован быть арктическим актором по пяти основным причинам:
1. Новые маршруты доставки. Китай уникален в наше время тем, что является континентальной державой, которая почти полностью зависит от моря в плане продовольствия и энергии. Новые морские пути в Арктике могут сыграть важную роль, когда речь заходит о диверсификации зависимости Китая от импорта.
2. Экономическое влияние. Китай видит себя в качестве мировой державы и Арктика — это всего лишь еще один регион, в котором можно успешно участвовать. Китай надеется дополнить свою инициативу «Пояс и дорога» (BRI) — обширную торговую сеть, строящуюся Китаем на Евразийском континенте и за его пределами — инвестированием в крупные инфраструктурные проекты вдоль формирующихся морских путей в Арктике.
3. Научное исследование. Независимо от того, идет ли речь о морском ядерном сдерживании Китая, добыче природных ресурсов или коммерческом судоходстве, исследования по полярной высотной атмосферной физике, ледниковым океанам, биоэкологии и метеорологической геологии важны для стратегических интересов Китая. Как подписавший договор о Шпицбергене, Китай имеет право проводить научные исследования на Шпицбергене и делает это с 2004 года на своей арктической Желтой Речной станции, расположенной в Нью-Олесунне. Китай имеет в общей сложности восемь научно-исследовательских станций в Арктике [4]
4. Закладываются основы для будущей военной деятельности в регионе. В настоящее время военное участие Китая в Арктике ограничено. Военно-морской флот КНР никогда не заходил в арктические воды.
5. Доступ к минеральным ресурсам, рыболовству и другим природным ресурсам. Китай также рассматривает Арктический регион как способ удовлетворения своих растущих потребностей в энергии и продовольствии (рыболовство в Арктическом регионе). Китай является значительным инвестором в российский проект сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале. Пекин получил первую партию «Ямал СПГ» в июле 2018 года и будет импортировать 3 млн тонн «Ямал СПГ» каждый год, начиная с 2019 года. [5]
Цель проекта «Полярный Шелковый путь» состоит в том, чтобы дополнить BRI Китая путем инвестирования и строительства крупных инфраструктурных проектов вдоль формирующихся морских путей в Арктике [6].
Поэтому Китай проявил большой интерес к Северному морскому пути (СМП) и в 2012 году построенный Украиной китайский ледокол Сюэ Лонг («Снежный дракон») стал первым китайским судном, которое пересекло Северный морской путь в Баренцевом море и провело девять арктических экспедиций. Китай также находится в процессе строительства своего первого атомного ледокола [7].
Китай в Арктике волнует не только судоходство, Китай финансирует и строит крупные инфраструктурные проекты, особенно в России, чтобы улучшить транспорт и производство энергии. [8]
Китай все больше инвестирует в Гренландию и Исландию и имеет лицензию на шахту в Гренландии. Китайское посольство в Рейкьявике может разместить персонал численностью до 500 человек, что подчеркивает важность, которую Китай придает своему присутствию в Исландии. Посольство США в Рейкьявике насчитывает около 70 человек. В 2013 году Исландия с населением чуть более 330 000 человек (размер населения небольшого китайского города) стала первой европейской страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с Китаем [9].
Поскольку ледяной покров Гренландии продолжает разрушаться из-за регионального изменения климата, все больше прибрежных районов Гренландии открываются для потенциальных горнодобывающих проектов. Остров рассматривается как развивающийся источник основных и драгоценных металлов, урана и редкоземельных элементов (РЗЭ). Учитывая постоянный спрос на эти ресурсы в Китае, китайские фирмы увеличили добычу в Гренландии. В настоящее время на долю Китая приходится более 90% общемировой добычи редкоземельных элементов, но Гренландия может стать еще одним крупным хабом для добычи РЗЭ с учетом предполагаемых поставок.
Китайские инвестиции действительно открывают экономические возможности для Гренландии, которая стремится диверсифицировать свою экономику, отказавшись от концентрации на морепродуктах, а также от ежегодной стипендии, предоставляемой правительством Гренландии Данией. Но также могут быть значительные политические последствия, связанные с растущим беспокойством в Копенгагене и Соединенных Штатах Америки, которые поддерживают военно-воздушную базу в Туле — в отношении расширенной китайской экономической дипломатии на острове.
Шпицберген расположен значительно выше Северного Полярного круга. Лонгйир — его столица и крупнейший город, население которого составляет две тысячи сто человек. Условия Договора о Шпицбергене позволяли любому из участников договора иметь недискриминационный доступ к рыболовству, охоте и природным ресурсам островов. В число этих стран входят такие крупные державы, как Россия, США, Великобритания и Китай, а также Саудовская Аравия, Южная Африка и Афганистан. В общей сложности около сорока шести стран имеют равный доступ к природным ресурсам Шпицбергена [10].
Как подписавший договор о Шпицбергене, Китай имеет право проводить научные исследования на Шпицбергене и делает это с 2004 года на своей арктической Желтой Речной станции, расположенной в Нью-Олесунне. Этот научный центр является одной из восьми научно-исследовательских станций в Арктике, эксплуатируемых Китаем. Благодаря своему расположению в Арктическом регионе и особым экологическим условиям, Шпицберген очень привлекателен для научных исследований.
Таким образом, Китай становится неотъемлемой частью арктической системы международных отношений.

Таблица
Ресурсная Арктическая оценка
РайоныOil (MMBO, млн баррелей нефти)Total Gas (BCFG, млрд кубических футов природного газа)NGL (MMBNGL, млн баррелей газовых жидкостей)BOE (MMBOE, регионы перечислены в порядке ранжирования всех баррелей нефти и нефтяного эквивалента природного газа)
Западно-Сибирский бассейн3,659.88651,498.5620,328.69132,571.66
Арктическая Аляска29,960.94221,397.605,904.9772,765.52
Восточно-Баренцев бассейн7,406.49317,557.971,422.2861,755.10
Восточно-Гренландские рифтовые бассейны8,902.1386,180.068,121.5731,387.04
Енисейско-Хатангский бассейн5,583.7499,964.262,675.1524,919.61
Амеразийский бассейн Арктики9,723.5856,891.21541.6919,747.14
Западная Гренландия-Восточная Канада7,274.4051,818.161,152.5917,063.35
Морской шельф Лаптевых3,115.5732,562.84867.169,409.87
Норвежское побережье1,437.2932,281.01504.737,322.19
Баренц Платформа2,055.5126,218.67278.716,704.00
Евразийский бассейн1,342.1519,475.43520.265,108.31
Бассейны и платформы Северной Кары1,807.2614,973.58390.224,693.07
Тимано-Печорский бассейн1,667.219,062.59202.803,380.44
Северная Гренландия1,349.8010,207.24273.093,324.09
Североамериканская сторона хребта и бассейн Макарова на Ломоносовской стороне хребта
1,106.78

7,156.25

191.55

2,491.04
Бассейн Свердруп851.118,596.36191.202,475.04
Лено-Анабарский бассейн1,912.892,106.7556.412,320.43
Северо-Чукотский, Северо-Врангелевский бассейны85.996,065.76106.571,203.52
Вилькитский бассейн98.035,741.87101.631,156.63
Северо-Западный морской шельф Лаптевых172.244,488.12119.631,039.90
Лено-Вилюйский бассейн376.861,335.2035.66635.06
Зырянский бассейн47.821,505.9940.14338.95
Восточно-Сибирский бассейн19.73618.8310.91133.78
бассейн Надежды2.47648.1711.37121.87
Внутренние Бассейны Северо-Западной Канады23.34305.3415.2489.47
Мезенский бассейнNQANQANQANQA
Бассейны Новой Земли и Адмиралтейский валNQANQANQANQA
Тунгусский бассейнNQANQANQANQA
Чукотский шельфNQANQANQANQA
Юкон, часть Центральной АляскиNQANQANQANQA
Пролив ЛонгаNQANQANQANQA
Ян– Майен микроконтинентаNQANQANQANQA
Франклинский бассейнNQANQANQANQA
Итого89,983.211,668,657.8444,064.24412,157.09
Источник: https://pubs.usgs.gov/dds/dds-060/
NQA, количественно не оценивается.


Литература
1. Диденко Н.И., Се Ч. Анализ развития транснациональных корпораций Китая // В сборнике: Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. В 3-х частях. 2019. — С. 435–438.
2. http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm.
3. Скрипнюк Д.Ф., Киккас К.Н. Концепция целевых субпространств в развитии Арктических территорий //Горизонты экономики. — 2020. — № 1(54). — С. 80–94.
4. http://en.people.cn/n3/2019/0527/c90000–9581728.html
5. http://www.xinhuanet.com/english/2018–12/12/c_137666821.htm
6. https://www.heritage.org/asia/report/chinas-belt-and-road-initiative-strategic-implications-and-international-opposition.
7. https://thebarentsobserver.com/en/arctic/2019/03/details-chinas-nuclear-powered-icebreaker-revealed
8. Диденко Н., Черенков В., Скрипнюк Дж. Трансграничная интеграция цепей поставок: проблемы и концепция цифровых решений // В сборнике: Цифровые технологии в логистике и инфраструктуре. Материалы международной конференции. — 2019. — С. 185–191.
9. https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-prime-minister-jakobsdottir-iceland-bilateral-meeting-keflavik-iceland/
10. Красулина О.Ю. Арктика в системе мирохозяйственных связей стран мира // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2020. -№ 1(61). — С.2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия