Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (75), 2020
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Посталюк М. П.
профессор кафедры экономической теории и инноватизации,
старший научный сотрудник Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
доктор экономических наук

Кравченко Е. В.
доцент кафедры менеджмента Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань),
кандидат технических наук

Поляков Д. В.
проректор по учебной работе Университета управления ТИСБИ (г. Казань),
кандидат экономических наук


Техноструктура университета: содержание, функции и противоречия
Изменение внешней среды поведенческой ситуации приводит к организационным построениям вуза, модифицирует неопределенность противоречий, рисков и взаимодействие частей организации при принятии решений. Техноструктура определяет уровень, качество образования, оперативность и инновационность университета. В статье исследуются содержание и роль техноструктуры на эмпирическом фоне, ее влияние на разделение труда в университете, определяются основные факторы, вызвавшие данные изменения
Ключевые слова: техноструктура университета, университет, организационная структура, разделение труда, цифровые технологии, внешняя среда вуза
ББК Ч481,6(2)41,0   Стр: 206 - 210

Введение. Выдвигаемая авторами гипотеза утверждает технологическую структуру (ТС), которая влечет изменения в системе разделения труда (СРТ) университета, меняются функции, подходы и методы в объективном — субъективном пространстве вуза. Она опирается на тот позитивный подход, который описывается и используется, отчасти, в существующих трудах современных прогрессивных учёных организационного дизайна в вузе [1].
Для достижения этой цели был применён холистический подход и метод структурно-логической декомпозиции к исследованию динамики развития структуры негосударственных университетов, который позволил: выявить технологическую структуру природы, раскрыть содержание и формы реализации процессов инноватизации структур их устойчивого развития; обосновать динамическую устойчивость как ключевое свойство в поведенческой ситуации по созданию, сохранению, накоплению и развитию её инновационных структурообразующих взаимосвязей; разработать алгоритм инноватизации структурообразующих элементов устойчивого развития поведенческих ситуаций.
Приоритеты инноватизации и устойчивости структур развития. Техноструктура университета значительно усложнилась, она не так проста, как представлялась 25 и более лет назад. Сегодня она является отражением современного высокотехнологичного мира.
Выдвигаемая нами гипотеза утверждает, что развитие ТС влечет за собой изменения в системе разделения труда университета, когда меняются функции, подходы и методы в субъективном и объективном пространстве вуза. Она опирается на классический подход Г. Минцберга [1], и использует тот же понятийный аппарат организационного дизайна.
Анализируя исторический прогресс промышленных революций, П.Г. Щедровицкий [18] отмечает, что изменения в системах разделения труда происходят медленно, потому что социальная система разделения труда, опирающаяся на социальные институты, в том числе и на университеты, трудно воспринимает инновации любого рода. Сложившиеся в университетах техноструктуры призваны стать локомотивом трансформации общества, вызванной, прежде всего, процессами цифровизации всех сфер жизни общества.
Техноструктура, как часть общей системы управления, стала играть важнейшую роль в жизнедеятельности университета, изменились ее профессиональная и содержательная части. Именно ТС создает предпосылки для перерождения университетов: меняются технологии, рушатся традиционные структуры управления, изменяется содержание преподавательского труда, а также роли, взаимосвязи и взаимодействия университетов в системе вуз-государство-общество. Уже многие университеты заявляют о новых целевых функциях, об изменениях в принципах и методах работы (новая педагогика, индивидуальные траектории развития, онлайн обучение). Так, во многих вузах появилась функция предпринимательства, формируется предпринимательская экосистема университета, университеты — лидеры (например, ТюмГУ, ВШЭ, колледж Смольный в СПб) переходят на индивидуальные образовательные траектории развития, повышающие ценность студента и конкурентоспособность университета.
Понятие «техноструктура» предложено Джоном Гэлбрейтом в середине XX века. В его понимании ТС — это технические специалисты, обеспечивающие информационную подготовку управленческих решений, так называемые «серые кардиналы», стоящие за спинами руководителей и влияющие на решения. По своему психотипу это люди системные, потому что техноструктуры работают со сложными системами и призваны упрощать сложность, управлять ею [4].
Согласно Г. Минцбергу, техноструктура — это аналитики, которые проектируют, планируют, модифицируют, обучают людей из операционного ядра. Они адаптируют организацию под требования внешней среды, меняют, по необходимости, схемы деятельности организации и управления ею. Техноструктура, как часть системы разделения труда, берет на себя функции стандартизации, инструментализации и анализа [1].
В обновленной трактовке [5] техноструктура представляет собой функциональные или инновационные отделы с преимущественно организационными полномочиями. В основе техноструктуры может быть заложен «матричный» принцип управления — это инструмент для организации активных действий вуза в рыночной среде.
Для характеристики современной техноструктуры, на наш взгляд, наиболее приемлемым будет следующее определение: ТС — это совокупность подразделений вуза, технического и аналитического персонала, обеспечивающих продвижение технологических инноваций в научно-образовательную среду, а также их использование для повышения потребительской ценности университета.
Становление и развитие техноструктуры является необходимым условием успешной трансформации вуза. Ландшафт ТС изменился благодаря новым технологическим направлениям, которые оказывают перерождающее влияние на качество образования: искусственный интеллект, интернет вещей, кастомизация, дополненная реальность, фото-и видеоаналитика, омниканальность, технологии saas, большие данные и другие.
Рассмотрим онтологическую модель техноструктуры современного вуза, описывающую систему понятий, роль и область применения исследуемой сущности (рис. 1).
Рис. 1. Онтологическая модель техноструктуры вуза
Составлено авторами
Основой техноструктуры являются техническая и информационная системы.
Техническая система вплетена в структуру управления и включает в себя технологии и инструменты, которые используются во всех частях организации: в операционном ядре для преобразования исходных материалов (в университете — абитуриентов) в результат (бакалавров и магистров), в срединной линии и стратегическом аспекте для подготовки и принятия управленческих решений. Более детально: технологии — это алгоритмы и знания, а инструменты — это то, с помощью чего мы решаем задачи образования. Усложнились и те, и другие.
Информационная система (ИС) — это «кровеносная» система университета, состоящая из сети информационных потоков. В современном вузе она ярко выражена и имеет решающее влияние на принятие управленческих решений на всех уровнях. ИС сегодня материализовалась: каждое действие, совершаемое операторами в системе, овеществляется в «цифровом следе», которые, в свою очередь, образуют большие массивы информации, используемые менеджментом для управления. ИС через Web сайт органично сплетается с внешней средой ближнего и дальнего влияния. Внутри вуза ИС аккумулирует в себе информацию по всем подразделениям университета, включая схемы зданий и загруженность аудиторий.
Техническая и информационная системы современного университета регламентированы и автоматизированы, а инструментарий для применения базы знаний стал по большему счету цифровым.
Таким образом, можно говорить об усложнении техноструктуры университета, и рассматривать ее как рычаг, меняющий систему управления в целом.
Владельцев ТС университета условно можно разделить на несколько категорий (табл.1).
Преподаватели университета являются владельцами ТС университета, как ее операторы. Они работают во внутривузовской информационной системе и используют различные платформы и приложения для формирования учебного и научного контента. Техноструктура охватывает все части организации и является проводником технологий на всех уровнях управления.
Участие техноструктуры в деятельности подразделений вуза кратко представлено в таблице 2.
Внешняя среда вынуждает организацию соответствовать ситуации. Она выступает основным источником инноваций для развития техноструктуры университета. Характеристики внешней среды представлены в табл. 3.

Таблица 1
Функционал работников техноструктуры университета
Специалисты ТСФункцииУровень управления
IT специалисты
техподдержка;
– программисты
– методисты
Стандартизация рабочих процессов;
создание IT платформ;
обеспечение технической поддержки;
сопровождение и тестирование новых IT продуктов
На уровне кафедр: стандартизируют текущий рабочий поток, составляют производственные графики, выполняют методико-временной анализ работы преподавателей и сотрудников, разрабатывают системы контроля качества
Стандартизируют квалификацию.
На среднем уровне (факультеты) — стандартизируют интеллектуальную деятельность организации (обучение и наука), проводят исследования по решению информационных задач: подготовка заявок на гранты, конкурсы, ведение финансовой, административной работы
На высшем уровне управления — разрабатывают системы стратегического планирования и финансового контроля над выполнением целей, поставленных перед другими подразделениями, обобщение и анализ информации для участия в рейтингах, по запросу МО и науки РФ
Методисты по планированию и контролю процессов вузаРабота в электронной информационно образовательной среде университета,
планирование процессов;
разработка системы контроля качества; стандартизация результатов учебной и научной деятельности
Аналитики (кадровики и бухгалтеры)Автоматический расчет нагрузки научно-педагогических работников;
ведение электронного документооборота; заполнение статистических форм;
Ведение процессов кадрового делопроизводства,
Операторы (профессорско-преподавательский состав университета)Использование электронной образовательной среды

Таблица 2
Роль техноструктуры в жизнедеятельности подразделений вуза
Подразделения вузаУчастие техноструктуры
МаркетингОбеспечивает интернет продвижение услуг, устанавливает ПО, разрабатывает информационные платформы для продвижения продуктов и услуг, помогает в эксплуатации различных сервисов, использует агрегатор социальных сетей для сбора информации
Отдел по связям с общественностьюУлучшает функциональность отдела через внедрение современных технологий продвижения, через сети интернет, обеспечивает их стабильную работу, создание сайта, блогов, визиток.
ИТ службаРазрабатывает интегрированную информационную среду вуза, формирует и поддерживает материальную и информационную базы университета, анализирует эффективность всех видов деятельности с помощью «больших данных», анализа цифровых следов; подготавливает ППС для работы в электронных средах, мультимейдийных сервисах, видеосервисах (хостинг, редактирование), с облачным хранилищем данных.
Международный отделПоддерживает в рабочем состоянии средства коммуникаций, оказывает помощь в сборе, анализе и распространении информации
Факультеты (институты)Обеспечивает учебный процесс компьютерами и программами, разрабатывает ПО для формирования учебных планов и программ дисциплин для их автоматического создания и улучшения; оказывает внутренние услуги, включая аспекты материально-технического, методического, юридического, маркетингового и других видов обеспечения; участвует в создании электронного контента, вхождения с ним в медийное пространство, технически поддерживает интернет-маркетинг образовательных услуг, проведение открытых онлайн вебинаров, уроков, консультаций, конференций; проводит настройку и поддержание в рабочем состоянии техники в операционном ядре; способствует стандартизации, унификации и гибкости учебного процесса, оперативного внесения изменений в него; оказывает техническую поддержку для проведения контроля учебного процесса в онлайн среде, создание тестов и опросников. Обеспечивает работу ППС в системах дистанционного обучения (LMS), помогает осваивать сервисы для создания собственных электронных курсов преподавателей. Обеспечивает работу сервисов по конвертации и распознаванию текстов.
Учебная частьОбеспечивает информационную поддержку учебного процесса: формирование расписания, учет пропусков занятий, создание базы данных для анализа эффективности учебного процесса, помогает использовать офисные технологии и документ-сервисы
Система поддержки предпринимательства в вузеСоздает цифровые платформы для создания каналов взаимодействия с клиентами, обеспечения всех заинтересованных сторон информацией; оказывает помощь в использовании органайзеров и информаторов для работы в проектных командах, осуществляет транзакции,
Научная частьОбеспечивает доступ к научной базе данных (открытые библиотеки) и качественной работы в ней; проводит анализ и предоставление информации для оценки научной эффективности деятельности ППС (базы данных Web of Science, Scopus); сопровождает проведение научных мероприятий на современном техническом уровне: библиотеки, образовательное и научное видео, интерактивное онлайн телевидение, организация чатов форумов

Таблица 3
Характеристики внешней среды для университета, как общественного института
ПоказательХарактеристика
СтабильностьВысокодинамичная: нестабильная политическая ситуация в мире, экономические кризисы, стремительные изменения в технологиях, изменяющаяся педагогика с ориентацией на новое «цифровое» поколение студентов, постоянные изменения в регулировании образования
СложностьСложная: слишком высокий темп изменений, слом устаревших образовательных парадигм, новая образовательная политика, новые технологии возникают на стыке наук, они становятся более сложными, наукоемкими, запутанность проблем, расширение междисциплинарного знания для подготовки специалистов для сложного мира
Разнообразие рынкаРазнообразие рынка определяется появлением новых продуктовых, технологических областей, новых профессий, появлением предпринимательских структур
ВраждебностьПолучение контрактов от государства, конкуренция между вузами, усиление госконтроля, требований внешних потребителей, изменчивость рынка труда, неравномерность и неравенство университетов

Внутри университета уже произошли изменения, вызванные внешними процессами. Приведем примеры некоторых из них.
1. Появление новых направлений подготовки, наличие факультета информационных технологий практически во всех университетах, решающих проблемы отрасли.
2. Активное внедрение методов проведения обучения с использованием цифровых и интерактивных технологий. Спрос на современные педагогические приемы.
3. Изменение роли преподавателя: с «преподаватель — ментор» на «преподаватель — наставник» или «преподаватель — тьютор». Власть преподавателя на студента значительно ослабела.
4. Сильный акцент на: удовлетворенность ожиданий студентов в отношении свободы образования; использовании онлайн контента; возможности учиться и работать.
5. Появление новых поколений студентов, с новыми ценностями и запросами на образование, что приводит к изменению его содержания и качества.
6. Использование современных форм университетской деятельности: онлайн мероприятия; хакатоны; бизнес-форумы и т.п.
7. Расширение влияния техноструктуры на организационные и учебные процессы с одновременным ослаблением влияния профессионалов на управление вузом и усиление власти менеджмента.
Динамичность, сложность внешней среды требуют смены координационных механизмов и, соответственно, перераспределения властных полномочий между частями структуры, ослабляя операционное ядро и усиливая роль техноструктуры в университете [3].
На современном эмпирическом фоне изменения, происходящие в техноструктуре, влекут за собой изменения в традиционной СРТ университета, перераспределение функций, веса и влияния всех частей организации на конечный продукт.
Структура управления организацией в своей динамике представляет собой СРТ на отдельные задачи с последующей их координацией [6]. Изменившаяся техноструктура меняет содержание труда всех участников процесса образования [13, 16].
Система разделения труда — исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности в общем для всех деле [7]. В образовании СРТ — это разделение труда по производству новых типов знаний [8]. Следствием СРТ является специализация труда, которая выражена в профессиях участников СРТ. Во-первых, это появление новых свойств и функций университета; во-вторых, меняются связи между участниками образовательного процесса: между преподавателями и студентами; между преподавателями и сотрудниками; между студентами и т.п.; в-третьих, появляются новые компетенции у преподавателей: педагога; психолога; тьютера; фасилитатора.
Сложившаяся исторически СРТ в вузе сегодня претерпевает изменения, что, в свою очередь, приводит к изменениям в организационном построении университета: появляются новые подразделения, усиливается роль технического и вспомогательного персонала, образуются всевозможные конгломераты с крупными потребителями и поставщиками образовательных услуг, с бизнесом, формируются «профессиональные организации» [9].
Так, если операционное ядро (преподаватели) традиционно играло основную роль в качестве образования, то сегодня происходят изменения, которые пока видят только сами преподаватели и менеджеры в образовании: качество контента определяется используемым инструментарием, а качество преподавания — современными технологиями. И то, и другое — суть технической системы, а, следовательно, техноструктуры.
Развитая ТС университета создает онлайн университеты или переводит обучение на смешанные модели, где меняются роли всех участников процесса образования. Такая трансформация ролей обусловлена также кардинальной сменой контингента студентов, доступностью информации, востребованными практиками неформального образования, широкой инструментальной базой и педагогикой эндьютеймент.
Техноструктура изменяет также прекаризацию труда преподавателей, т.е. часто переводит их на пониженные ставки, временные трудовые договоры с заниженной оплатой труда. Становится практикой перевод академического труда на аутсорсинг. Такое влияние ТС на изменение СРТ вызвано, на наш взгляд тем, что менеджмент не считает подбор нового преподавателя проблемой, его можно заменить на онлайн курс, сопровождать же обучение, по их мнению, может методист или начинающий преподаватель. Такое явление очень сильно отражается на качестве образования, подрывает доверие и лояльность преподавателей к менеджменту вуза.
Роль техноструктуры в формировании нового лица образования нельзя недооценивать. С ее помощью можно создавать гибкие сценарии занятий, выстраивать индивидуальные траектории обучения для студентов, всегда иметь под рукой большой объем информации, необходимый для принятия решений по учебному, научному и другим процессам вуза. Привлечение нейроинтерфейсов для оценивания состояния студента поможет изменять в оперативном режиме форматы обучения и подстраивать их под желания студентов [10]. Техноструктура позволяет синхронизировать деятельность всех процессов вуза, при этом постоянно улучшать функциональность вуза в целом.
Организационные изменения. Изложенные тезисы относительно усиления роли техноструктуры приводят к кардинальным переменам в конфигурации организации. Это явление весьма характерно для современного массового университета: профессиональная бюрократия, основной характеристикой которой является демократичность, сменяется на механистическую бюрократию, где труд преподавателя слишком формализован и стандартизирован, свобода действий преподавателя незначительна, автономия практически утрачена. Роль и власть менеджеров на всех уровнях управления усиливается, поток принятия решения осуществляется сверху вниз. Развитая техноструктура превращает весь вуз в отлаженный технологический процесс, что не согласуется с идеями образования: производство опережающих знаний, творческий подход в учебном процессе, автономия и независимость ППС.
Однако усилившаяся механическая бюрократия в университетах неспособна проводить нужные изменения оперативно, поскольку эффективна только в стабильной внешней среде.
Крайняя враждебность внешней среды вынуждает любую организацию к временной централизации структуры (гипотеза 12 [1]), потому что только так можно обеспечить гибкость в принятии решений. Дилемма может решаться только за счет сильного руководства, умеющего принимать решения при малом объеме коммуникаций. Однако малый объем коммуникаций снижает осведомленность, поэтому руководитель должен учиться выстраивать процессы коллективного мышления.
В массовых университетах, как аналоге массового производства, структура управления обусловлена стандартным характером технических систем. Это, в свою очередь, приводит к стандартизации поведения и развитию бюрократии. Требования к операционной деятельности снижаются, поскольку она в высшей степени формализована [1]. В жизни университета это выражено в отказе от системы формирования состава ППС, традиционно складывающейся в университетах, отказ от выборности на преподавательские должности и переход на договорные отношения.
Администрация вуза при поддержке развитой ТС создает формализованную систему: расписанные должностные обязанности для всех участников процесса; стандарты на профессиональные обязанности; единоначалие и узкий масштаб управления на высшем уровне; использование планирования на долгосрочный и краткосрочные периоды, в зависимости от набора студентов. В такой системе вырастает серединная линия, т.е. менеджеров всех уровней управления становится больше, возрастает и их ответственность за работу вуза.
Рассматривая различные варианты развития организационного построения современного университета с учетом ситуационных факторов, многие исследователи университетского управления отдают предпочтение адхократии, как структуре с временными командами и новыми координационными механизмами [6, 11, 12]. Именно адхократия является той конфигурацией, которая может генерировать и осваивать инновации в университетах.
Жизнь университета полна противоречий, снижающих качество образования. Они вызваны потерей экспертной власти операционного ядра и усилением влияния техноструктуры. Содержание таких противоречий в массовом производстве описал Дж. Вудворд, связав их с перекосами в организационном построении. По его мнению, тремя основными причинами противоречий в массовых системах производства являются следующие:
1. Противоречие между технической и социальной системами операционного ядра. Прокомментируем: ППС видят эти непримиримые противоречия и формулируют их следующим образом: образование — это не стандартизированная процедура, его цель глобальна и заключается в формировании мировоззрения студентов.
2. Противоречие между узким взглядом менеджера низшего уровня и широким взглядом высших руководителей. Это приводит к сопротивлению инновациям со стороны менеджеров, которое может выражаться в утаивании информации, ее искажении и подтасовке. Жесткое администрирование на уровне кафедр и факультетов снижает мотивацию сотрудников и ППС и самым негативным образом сказывается на качестве образования.
3. Противоречия между линейными и аппаратными группами в административной структуре: первые обладают властью, вторые — знанием.
Выводы. Развитая ТС университета позволяет говорить о реальных переменах в образовании, не только с точки зрения охвата образования и его непрерывности, изменения форм, методов и приемов педагогики, но и моделей управления. Однако какой бы современной ни была ТС университета, утверждать, что она способна трансформировать университет, было бы ошибкой. Техноструктура, в целом, может рассматриваться только как инструмент для быстрой трансформации и как часть организации, она меняет «лицо» университета, но не его содержание. ТС способствует культуре измерения всего, а не роста. Содержание образования может изменить только стратегия, курс на трансформацию, которая как раз и потребует изменения управления, структуры и координации.
Происходящие перемены в образовании с трудом воспринимаются академической общественностью. Она, по–прежнему, рассматривает вуз как «храм науки», не замечая, что общество изменилось и образование, как его институт не может остаться неизменным. Изменилась также структура ролей, которые выполняются сотрудниками университета, имеющими свои ожидания и намерения [12]. А когда происходит изменение этих ролей, с чем мы сталкиваемся сегодня, можно говорить, что старая организация умерла, структура меняется, меняется и СРТ. Современные университеты должны как бы изобрести себя заново, стать релевантными эпохе «индустрий 3.0 и 4.0».


Литература
1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. — СПб.: Питер, 2011.
2. Макарова Е.Л., Сербин Е.Д., Татаров С.В. Анализ современных организационных структур высших учебных заведений // https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=1 Дата обращения: 30.08.2020
3. Срипкин К.Г. Влияние внешней среды на организационный дизайн образовательного учреждения: инструменты анализа // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала «Лига интернет-медиа». Т.12. — № 3–2. — 2016. — С.225–236.
4. Гэлбрейт Дж. К., Меньшиков С. Капитализм , социализм, сосуществование.-М.: Прогресс, 1988
5. Макаркин Н.П. Матричное управление в высшем учебном заведении / Н.П. Макаркин, О.Б. Томилин, И.М.Фадеева // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — №1(29). — С.43–47.
6. Ахунжанова И.Н., Лунев А.П., Томашевская Ю.Н., и др. Адхократия как современная форма организации деятельности университетов России // Управленческие науки. — 2019. Т.9. — №4. — С.85–97.
7. Разделение труда [электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/разделение труда (дата обращения: 17.04.2020).
8. Ушакова Е.Г. Тренды в изменениях существующих систем разделения труда в образовании // Сборник материалов II съезда тренеров –технологов деятельностных образовательных практик. — М.: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский клуб», 2020. — С.54–62.
9. Бертон Р. Кларк. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. — М.: Издательский дом Государственного университета — ВШЭ, 2011.
10. Зиннурова Р.И., Тузиков А.Р. Глобальные тренды в развитии университетского образования и вызовы дистанционных технологий //Университетское управление: практика и анализ. — 2014. — № 4–5.
11. Поляков Д.В., Кравченко Е.В. Профессиональная бюрократия в университетах: механизмы проведения изменений // Менеджмент в России и за рубежом. — 2017. — № 6.
12. Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: Аст, 2008. — 560 с.
13. Поздеева С.И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. — 2017. — №3(210). — С.52–58.
14. Мартыненко О.О., Черная И.П., Антонов А.Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. Екатеринбург. — 2005. — №2. — С.24–34.
15. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. — 2020. — № 1. — С.2–7.
16. Анюхов И.В. Разделение труда: учеб. пособие. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2006. — 96 с. Режим доступа: http//lib-catalog/isea.ru
17. Посталюк М.П., Рахимова Г.С., Посталюк Т.М. Риски безопасности в поведенческой экономике // Проблемы современной экономики. — 2020. — №3. — С.67–73.
18. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. — М.: Б.и., 1993. — 153 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия