Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Кощегулова И. Р.
доцент кафедры региональной экономики
Уфимского государственного авиационного
технического университета,
кандидат экономических наук


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОНЕТАРНЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ

Одной из важнейших проблем современного этапа развития банковской системы Российской Федерации является незавершенность формирования институциональных основ ее функционирования, прежде всего в части учета региональных диспропорций при осуществлении федеральной денежно-кредитной политики.
Эта проблема приобретает особую остроту в свете обеспечения эффективности взаимодействия банковской системы и экономики, формирования модели российской банковской системы, которая позволила бы одновременно обеспечить ее органичную интеграцию в мировую систему финансовых рынков и соответствие потребностям неоднородного российского экономического пространства.
Очевидно, что ключевая роль в процессе модификации институциональных условий функционирования банковской системы принадлежит государственным монетарным институтам, представленным системой учреждений Центрального банка Российской Федерации, в том числе региональных. Однако на современном этапе цели, функции и применяемые механизмы регулирования денежно-кредитной сферы не способны в полной мере содействовать решению обозначенных задач.
В настоящее время цели деятельности российских государственных монетарных институтов и круг их функций определяются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. В соответствии со статьей 3 закона, целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Для реализации этих целей Банк России выполняет ряд взаимосвязанных функций, прежде всего институционального характера, для установления общих "правил игры" в денежно-кредитной и банковской сфере, определяющих общие нормы взаимодействия всех монетарных институтов. Эти функции обеспечивают установление правил:
- проведения банковских операций;
- бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
- осуществления расчетов в Российской Федерации.
Для обеспечения устойчивости рубля Банк России осуществляет:
- разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
- монопольную эмиссию наличных денег, организацию наличного денежного обращения;
- выполнение функций кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организацию системы их рефинансирования;
- эффективное управление золотовалютными резервами Банка;
- валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
- выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на проведение операций по покупке и продаже иностранной валюты, а также порядок и условия их осуществления;
- анализ и прогнозы экономического развития Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикацию соответствующих материалов и статистических данных.
Основными функциями, обеспечивающими развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, являются:
- принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций, приостановление их действия;
- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.
Реализации этой цели служат и упомянутые выше функции по рефинансированию кредитных организаций и осуществлению контроля в части валютных операций.
Эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы достигается реализацией таких функций, как:
- определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
- участие в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
- обслуживание счетов бюджетной системы Российской Федерации всех уровней.
Как видно из существующего распределения функций Банка России, наиболее значительная их часть ориентирована на реализацию первой цели - обеспечения устойчивости национальной денежной единицы. Достижение второй цели (развития и укрепления банковской системы) хоть и обозначено в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" в качестве одной из основных, в действительности недостаточно подкреплено содержанием его функций и полномочий.
Перечень основных функций Банка России сводится преимущественно к лицензированию банковской деятельности, надзору за деятельностью кредитных организаций и соблюдением банковского законодательства.
В то же время Банк России осуществляет функции по денежно-кредитному регулированию, организации системы рефинансирования кредитных организаций, осуществлению анализа и прогнозирования состояния экономики. Однако эти прогнозы не всегда принимаются в расчет. В частности, содержание функций в области проведения рефинансирования кредитных организаций, формирования резервов банковской системы, аналитической деятельности Банка России и ряда других функций формируется таким образом, чтобы в первую очередь решать макроэкономические задачи монетарного регулирования. То, как их реализация влияет на состояние второго уровня банковской системы, учитывается и оценивается, как правило, в самых общих чертах, в разрезе укрупненных показателей структуры банковских операций в страновом масштабе.
Однако, если ставить и решать задачи проведения серьезных институциональных преобразований в банковской сфере, нацеленных на создание системы кредитных организаций, адекватной условиям открытой рыночной экономики, Банку России неизбежно придется столкнуться с необходимостью изменения существующих подходов к реализации предписанных ему функций.
В этих целях представляется целесообразным принять ряд принципиальных решений, корректирующих механизмы реализации функций Банка России. В их числе можно выделить первоочередные направления:
1) уточнение целей и задач деятельности Банка России, содержания его функций;
2) определение круга адекватных денежно-кредитной политике инструментов и методов надзорной деятельности, учитывающих региональные аспекты развития банковской системы;
3) уточнение содержания ряда внутренних функций Банка России и его территориальных учреждений, прежде всего функций по анализу и прогнозированию состояния экономики, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.
По первому из обозначенных направлений необходимо осуществить корректировку основных целей и задач деятельности Банка России и ориентировать их на формирование банковской системы, адекватной требованиям рыночной экономики.
Формулировка цели деятельности Банка России по развитию и укреплению банковской системы должна быть уточнена как в самом тексте закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", так и в других нормативных документах. Ее целесообразно сформулировать как "поддержание развития и укрепления банковской системы России, оптимально соответствующей территориальной структуре спроса на различные виды банковских услуг денежного характера, формируемого субъектами рыночной экономики открытого типа".
Подобная трактовка обозначает приоритеты и конечные ориентиры развития банковской системы, а также позволяет органично увязать их с целью поддержания и укрепления национальной денежной единицы, осуществления денежного предложения, соответствующего спросу на деньги со стороны нефинансовых секторов экономики.
Механизмом реализации этой цели должно служить установление среднесрочных и текущих целевых ориентиров по ключевым параметрам развития институтов банковской системы второго уровня. Предлагаемая редакция дает возможность определить и перечень показателей, качественно и количественно характеризующих степень их достижения. В качестве таковых могут выступать относительные показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития страны в региональном разрезе и масштабы обеспечения экономических субъектов банковскими услугами.
Кроме того, целесообразно ежегодно уточнять формулировки целевых ориентиров развития банковской системы, а также осуществлять контроль за их реализацией. Это логично вытекает из существующих институциональных основ функционирования денежной и банковской систем России, когда кредитные организации рассматриваются как институты, формирующие часть денежного предложения страны, обеспечивающие работу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Планирование целевых ориентиров развития можно осуществлять в рамках "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики" - основного программного документа, ежегодно разрабатываемого Банком России.
По второму направлению целесообразно внести коррективы в перечень реально используемых в настоящее время инструментов денежно-кредитного регулирования, обеспечив их более тесную увязку с тенденциями развития реального сектора экономики.
В существующей институциональной организации денежной системы России кредитные организации являются, можно сказать, основными институтами, обеспечивающими работу трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, воздействующими на экономику. Характер их деятельности во многом определяет степень действенности трансмиссионного механизма, поэтому необходимо две основные цели деятельности Банка России (формирование и реализацию денежно-кредитной политики и развитие и укрепление банковской системы России) тесно увязать между собой и с задачами, которые ставятся для достижения этих целей. К сожалению, многие инструменты денежно-кредитной политики, применяемые Центральным банком для регулирования деятельности кредитных организаций, недостаточно взаимоувязаны, а порой и противоречивы. Налицо недостаточная эффективность существующего трансмиссионного механизма, слабая связь политики по формированию денежного предложения с макроэкономическими результатами, недостаточный учет региональной дифференциации банковской системы.
В настоящее время Банк России устанавливает единые инструменты денежно-кредитной политики и надзорные требования для всех кредитных организаций, независимо от профиля их деятельности и территориальной дислокации. Основным мотивом применения такого подхода является стремление создать равные условия функционирования для всех кредитных организаций страны, однако в реальной действительности они существенно дифференцированы по регионам.
В частности, Банком России предоставлены равные возможности всем кредитным организациям по регулированию их краткосрочной ликвидности (ломбардных и депозитных аукционов, краткосрочных депозитных операций). Однако на практике доступ к указанным инструментам есть только у кредитных организаций, имеющих выход на рынки денежных ресурсов московского региона. Кредитные организации, удаленные от центра и не имеющие филиалов в Москве, не располагают возможностями использовать краткосрочные ресурсы Банка России для регулирования своей текущей ликвидности. Это приводит к тому, что на региональных межбанковских рынках эти функции в значительной мере выполняют крупные кредитные организации, имеющие филиалы в Москве, либо сами филиалы московских банков. В результате в регионах, удаленных от центра, часть функций по рефинансированию и привлечению избыточной ликвидности кредитных организаций, институционально закрепленных за верхним уровнем банковской системы, фактически оказывается переданными институтам второго уровня.
Все это приводит к территориальной дифференциации стоимости ресурсов на рынках межбанковских кредитов и, как следствие, снижает заинтересованность кредитных организаций в широком использовании существующих инструментов денежно-кредитной политики, ослабляя тем самым регулирующую роль Банка России на рынках коротких денег и его влияние на формирование процентных ставок.
Одним из следствий подобной ситуации является несоответствие процентной политики Банка России реальному положению на финансовых рынках, что в конечном счете приводит к неадекватности ставки рефинансирования реальной стоимости денежных ресурсов, а также процентных ставок по банковским кредитам реальному сектору (уровню рентабельности).
Формирование нормально работающего трансмиссионного механизма является обязательным условием эффективной реализации конечных целей денежно-кредитной политики, поэтому ее необходимо формировать таким образом, чтобы одновременно с укреплением рубля и сдерживанием инфляции создавались стимулы для развития различных типов кредитных организаций в соответствии со структурой экономического пространства России.
Реальная корректировка существующих инструментов денежно-кредитной политики Банка России возможна с помощью методов увеличения денежного мультипликатора - показателя, определяемого как отношение величины денежной массы в экономике к величине денежной базы. Денежная масса, исчисляемая по агрегату М2, включает в себя, помимо наличного компонента М0, формируемого Банком России, еще и объемы денежного предложения со стороны кредитных организаций. Последние исчисляются по сумме остатков на счетах бессрочных и срочных депозитов нефинансовых секторов экономики в кредитных организациях. Денежная база включает в себя весь объем наличных денежных средств, находящихся вне Банка России (в том числе и агрегат М0), а также резервы банковской системы, формируемые за счет обязательных отчислений кредитными организациями части своих средств на счета Банка России и неиспользованных объемов ликвидных средств кредитных организаций, находящихся на корреспондентском счете в Банке России.
Динамика денежного мультипликатора позволяет в наиболее обобщенном виде оценить результаты развития банковской системы второго уровня. Рост этого показателя свидетельствует об относительном увеличении масштабов предоставления кредитными организациями банковских услуг.
Добиться роста денежного мультипликатора можно, формируя отдельные инструменты денежно-кредитной политики таким образом, чтобы они оказывали селективное стимулирующее воздействие на отдельные приоритетные виды операций кредитных организаций. В их числе - привлечение срочных депозитов юридических и физических лиц на длительные (1 год и более) сроки; операции с розничными клиентами и т. п. С этой целью необходимо повысить гибкость отдельных инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых в настоящее время Банком России, а также шире использовать опыт центральных банков ведущих западных стран, использующих, наряду с рыночными механизмами, инструменты прямого регулирования отдельных параметров.
Представляется перспективной разработка и внедрение механизма дифференцированного подхода к установлению нормативов обязательных резервов для различных видов привлеченных ресурсов, который будет стимулировать развитие операций на срочных депозитных и кредитных рынках, удлинению активов и пассивов кредитных организаций.
В настоящее время Банк России использует единый норматив обязательного резервирования для всех видов привлеченных ресурсов кредитных организаций. Такой подход, безусловно, упрощает порядок формирования обязательных резервов и процедуру контроля со стороны Банка России, а также своевременность и полноту осуществления кредитными организациями отчислений. Однако отсутствие дифференциации норм обязательного резервирования в зависимости от видов и сроков привлечения ресурсов выхолащивает экономическое содержание данного денежно-кредитного инструмента, который, помимо ограничивающего воздействия на масштабы кредитно-депозитной эмиссии коммерческих банков, способен в определенной мере влиять и на структуру безналичной части денежного агрегата М2, т. е. на структуру эндогенного денежного предложения.
Шкала нормативов обязательного резервирования должна быть более детальной, предусматривать разбивку по срокам (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные привлеченные ресурсы), видам ресурсов (средства физических лиц, средства юридических лиц) и видам операций. Основной акцент при этом должен быть сделан именно на дифференциации нормативов в зависимости от видов операций, исходя из их экономического содержания и приоритетности. Так, минимальные значения нормативов целесообразно предусмотреть по таким операциям, как привлечение средств физических лиц на различные накопительные (в том числе ипотечные) счета и на счета долгосрочных депозитов с повышенной процентной ставкой, привлечение средств предприятий на накопительные инвестиционные счета, средства для осуществления лизинговых операций и т. п.
Тот же принцип целесообразно применять и при рефинансировании Банком России кредитных организаций. В настоящее время эта функция (кредитора последней инстанции для второго уровня банковской системы) Банком России практически не выполняется. Причин несколько: во-первых, значительный уровень избыточной ликвидности у кредитных организаций, обусловленный в основном отсутствием привлекательных инструментов инвестирования ресурсов; во-вторых, высокая ставка рефинансирования, намного превышающая ставки межбанковского рынка, что делает непривлекательными для кредитных организаций такие инструменты Банка России, как предоставление ломбардных и аукционных кредитов; в-третьих, негибкость вновь вводимых инструментов рефинансирования.
Так, с 2000 г. в России действует порядок рефинансирования кредитных организаций под залог обязательств предприятий, принятых в обеспечение выданных кредитов. Принципиальные основы этого механизма близки широко известному из мировой практики механизму переучета векселей. Деятельность в направлении развития переучетных механизмов Банк России начал осуществлять после кризиса 1998 г., когда проявилась несостоятельность сугубо рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования.
В условиях России и ее регионов, внедрение данного механизма рефинансирования могло бы явиться одним из существенных каналов увеличения инвестиционных возможностей кредитных организаций. Предполагалось, что кредитные организации, участвующие в этой программе, получат доступ к надежным, среднесрочным (до полугода) и относительно недорогим (значительно ниже ставки рефинансирования) ресурсам Банка России, что, в свою очередь, должно было бы расширить границы их возможностей по среднесрочному и долгосрочному кредитованию нефинансовых секторов экономики. Однако нормативно принятый на сегодняшний день порядок предоставления Банком России кредитов не в полной мере способствует широкому применению данного инструмента рефинансирования.
Во-первых, он предусматривает крайне усложненную процедуру оформления кредитного договора и завышенные требования к гарантиям по возврату кредита. Это обстоятельство практически сводит к нулю реальную возможность для кредитных организаций (особенно в регионах) получать кредиты Банка России. Вместо применения негибких механизмов поручительства Банку России целесообразно было бы осуществлять собственные прогнозные оценки будущей платежеспособности банка, претендующего на получение кредита рефинансирования, на основе анализа его предыдущей деятельности и оценок качества управления активами.
Во-вторых, порядок предоставления кредитов под залог обязательств реального сектора экономики не увязан со структурой операций кредитных организаций, что ослабляет стимулирующую и регулирующую роль данного инструмента в отношении структуры эндогенного денежного предложения.
Дополнительным стимулирующим фактором для развития банковских услуг мог бы стать счет целевого назначения средств кредитных организаций через введение дифференцированных условий рефинансирования в зависимости от преимущественной инвестиционной ориентации активных операций. В частности, для банков, специализирующихся на потребительском, ипотечном кредитовании, кредитовании малого и среднего бизнеса и других востребованных операциях, было бы целесообразно предусмотреть преимущественные права на получение ресурсов Банка России, разумеется, при условии их финансовой устойчивости.
По третьему направлению, касающемуся совершенствования исполнения прогнозно-аналитических функций государственных монетарных институтов, основной акцент необходимо сделать на усилении региональной составляющей этой деятельности и углублению оценок спроса на денежные услуги по территории Российской Федерации. Несовершенство методологических основ прогнозно-аналитической деятельности Банка России в этом вопросе приводит к неполному учету реальных условий функционирования кредитных организаций. Во-первых, оценка величины спроса на деньги осуществляется на основе анализа общестрановых тенденций, исходя из предпосылки, что денежные и финансовые рынки не имеют региональных границ. В силу этого в системе анализа денежного спроса практически отсутствует территориальный аспект. Однако реальность такова, что на обширном и неоднородном пространстве Российской Федерации рынки производства, ресурсов, факторов труда и капитала имеют ярко выраженную региональную сегментацию. Условия доступа экономических субъектов к денежным инструментам в регионах России, как уже упоминалось, далеко не одинаковы. Это является одной из причин того, что реальные потребности экономических субъектов в средствах платежа нередко удовлетворяются не только деньгами, но и другими, альтернативными, инструментами. Поэтому для более точного учета спроса на деньги необходимо его исследование в региональном разрезе.
Во-вторых, величина спроса на деньги оценивается Банком России по денежному агрегату М2, который, характеризует также и объем денежного предложения со стороны банковской системы. Однако этот показатель представляет собой уже реализованный спрос на деньги, характеризующий ситуацию неполного рыночного равновесия на денежных рынках России, т. е. неполных опосредованных расчетов между экономическими субъектами.
В-третьих, в аналитической деятельности Банка России и его территориальных учреждений недостаточное внимание уделяется оценке спроса на другие виды финансовых инструментов, такие, как кредиты и депозиты различной срочности, ценные бумаги, страховые продукты и т. п. Однако объемы спроса и предложения на этих видах рынков, а также доходность обслуживающих их инструментов, с одной стороны, являются промежуточными параметрами, характеризующими действие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в части влияния на рынки капитала, а с другой - представляют собой активы, частично выполняющие денежные функции. При этом указанные виды спроса также индивидуальны по регионам, т. к. фундаментальные основы их формирования имеют ту же экономическую природу, что и основы формирования спроса на деньги.
В связи с этим назрела необходимость в более углубленной и детализированной по регионам оценке величины вышеперечисленных параметров. С этой целью необходимо разработать методологию подобного анализа и включить в задачи аналитических служб Банка России и его территориальных подразделений проведение регулярных исследований по следующим направлениям:
- оценка уровня спроса на банковские услуги в территориальном разрезе различной степени детализации. Это можно реализовать на основе использования анкетных технологий, применяемых в настоящее время Банком России в рамках программы "Мониторинг предприятий", существенно переработав и дополнив содержание опросных анкет для предприятий, а также поэтапно распространив подобные опросы на сектор домашних хозяйств;
- оценка степени соответствия видов и объемов предоставляемых банковских услуг (в том числе в региональном разрезе) структуре спроса на них;
- осуществление мониторинга банковской деятельности с целью оценки объемов и структуры предложения банковских услуг (по отдельным регионам в разрезе входящих в него территориальных образований (городов, районов, населенных пунктов), в целом по России в разрезе отдельных регионов).
Разумеется, перечень мер, которые можно было бы осуществить для совершенствования деятельности Банка России по развитию и укреплению банковской системы, этим не исчерпывается. В данной статье обозначены основные направления модификации принципов деятельности государственных монетарных институтов, преследующие цель формирования модели банковской системы второго уровня, способной обеспечить ее конкурентоспособность в мировой системе финансовых рынков и соответствовать структуре российского экономического пространства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия