Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сараджева О. В.
доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга
Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (г. Москва),
кандидат экономических наук


Формирование системы экономической безопасности России в современных условиях
В статье рассматривается формирование экономической безопасности государства, ключевым фактором обеспечения которой является конкурентоспособность высокотехнологических отраслей, характеризующихся наиболее высоким уровнем добавленной стоимости, как на внутреннем рынке страны, так и на международном рынке. Это основано на эффективных связях между наукой и производством при лидирующей роли производства, генерирующей запрос на научные, технологические и конструкторские разработки
Ключевые слова: общенациональный план, экономическое развитие, безработица, занятость населения, дефицит федерального бюджета, экономическая безопасность
ББК У5–971я73   Стр: 64 - 67

Пандемия коронавируса COVID-19 стала одной из главных угроз как для России, так и для мировой экономики в целом. COVID-19 — инфекционное заболевание, вызванное последним из открытых вирусов семейства коронавирусов. Вирус заразил уже свыше 38 млн человек в более чем 118 странах мира, согласно данным Всемирной организации здравоохранения [7]. Наибольшее число заражений зафиксировано в США (7,85 млн чел), Индии (7,17 млн чел.) и Бразилии (5,1 млн чел.). Россия (1,31 млн чел.) на 14 октября 2020 г. занимает четвертое место в мире по количеству выявленных заражений COVID-19 [8]. Сегодня вспышка COVID-19 переросла в пандемию, охватившую многие страны мира.
Глобальная рецессия в текущем году неизбежна во всей мировой экономике и она будет наиболее глубокой со времен Великой депрессии и мировых войн. Но в отличие от прошлых экономических кризисов этот провал обусловлен экзогенным риском и может закончиться быстрым восстановлением, как только удастся победить вирус (лекарствами, вакциной или сам пройдет) и, что гораздо важнее, снять карантины. В структуру экономического ущерба входит, во-первых, восполняемый отложенный спрос и объем производства: это касается большинства потребительских товаров, которые сейчас или не производятся из-за разрыва производственных цепочек, или не потребляются из-за карантина и падения доходов населения. Во-вторых, это безвозвратно упущенные доходы сферы услуг: авиалинии, отели, предприятия малого и среднего бизнеса, оставшиеся на время карантинов без клиентов, понесут основные убытки, которые им никто не компенсирует (если только через рост цен в будущем). Чем дальше продлится карантин, тем больше игроков выйдут из игры и тем менее конкурентными будут эти рынки в будущем. И, в-третьих, потери на финансовых рынках: десятки триллионов «бумажных» убытков от падения стоимости акций, облигаций и производных ценных бумаг трансформируются в значительные объемы реальных потерь для инвесторов. Но тут произойдет и самый сильный перекос в сторону огосударствления экономики и финансового сектора — «национализация убытков и приватизация прибыли». [6, с. 61]
Сильнее всего влияние пандемии коронавируса в России отразилось на увеличении роста безработицы среди активного населения и падении уровня его доходов. Уже в августе 2020 г. (см. рис. 1) безработных в России было 4,8 млн человек активного населения страны, что на 1,5 млн человек больше, чем в августе 2019 года.
Рис.1. Уровень безработицы населения старше 15 лет и старше, в % к численности рабочей силы (по данным Росстата)
В сентябре 2020 года, в ответ на падение спроса, доходов граждан и безработицу, которые навалились и так на неактивную экономику страны в условиях санкций, правительство Российской Федерации утвердило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике». Среди задач выполнения плана основные — рост реальной заработной платы на уровне не менее 2,0%, снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума к 2021 году, рост розничного товарооборота не менее 2,5%, рост объёма платных услуг населению не менее 3,0%. С учетом ухудшения прогнозов и экспортно-сырьевой экономики России показатели были пересмотрены и скорректированы, так как авторы плана, видимо, не дали Минфину резко сократить расходы в 2021 году. 29 сентября 2020 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект бюджета на 2021–2023 гг. При формировании документа правительство исходило из социальных обязательств перед гражданами и реализацией национальных целей развития, сформулированных Президентом РФ. [5] На рис.2 представлена диаграмма проекта бюджета на 2021–2023 гг. в сравнении с текущим годом.
Рис.2. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2020–2023 гг. в трлн руб. (составлен автором)
Общенациональный план восстановления экономики России обойдется в 6,4 трлн руб. [1, с. 3], но ради плана поддержки населения будут урезаны бюджетные ассигнования на поддержку малого и среднего бизнеса, даже которые производят инновационную продукцию. На конкретные меры по борьбе с бедностью и безработицей в плане предусмотрены адресные денежные выплаты, помощь потерявшим работу и оптимизация регулирования рынка труда. В Думе уже принят в первом чтении законопроект о поправках в Трудовой Кодекс об удаленной и дистанционной работе [2]. Предусматривается временная, комбинированная (часть — в офисе, часть — удаленно) и непосредственно удаленная дистанционная работа, которая будет способствовать росту занятости отдельных групп населения (пенсионеров, студентов, женщин в декретном отпуске и пр.)
Но даже при изменении механизма оказания услуг остается открытым вопрос о реальных доходах населения и о падении объемов производства. По данным Росстата [4], из-за резкого сокращения добычи нефти, которое связано с карантинными ограничениями, индекс промышленного производства за май 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился почти на 10%, добыча полезных ископаемых — на 13,5%, объемы обрабатывающих производств — на 7,2%. Карантинные ограничения, перевод работников на неполный рабочий день, отправка в неоплачиваемые отпуска стали «спусковым крючком» для резкого снижения реальных денежных доходов населения в 2020 г., которое может стать рекордным за последние десятилетия за счет приостановки деятельности целых отраслей промышленности и сферы услуг [9]. Скорее всего, что законодательное решение вопроса об удаленной форме занятости сможет отрегулировать трудовые отношения, но не решит задачу создания новых рабочих мест и выхода экономики страны на устойчивые темпы экономического роста. Общенациональный план восстановления экономики России и законопроект об удаленной и дистанционной работе не смогут решить проблемы безработицы и обнищания населения, для этого необходимы системные макроэкономические меры и изменения режимов для предприятий.
Сохранение сложившихся тенденций отстающего развития обрабатывающей промышленности в России, все более углубляющееся закрепление ее «на вторых ролях», ведет к утрате не только простого воспроизводства в секторе обрабатывающей промышленности, но сдерживает развитие отечественной экономики. Еще Й.А. Шумпетер в 1911 году ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Разницу он объяснил просто: «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у Вас при этом не получится» [10, с. 243]. Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это, прежде всего, появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), или, иначе говоря, инновация. Только на основе инновационного подхода возможно экономическое развитие страны и обеспечение ее экономической безопасности.
Из законопроекта «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы» [2] следует, что в 2021 году государство сократит расходы на науку и исследования на 1,6%, а в 2022 году — на 2,5%, а это порядка 1 трлн рублей, которые будут направлены на цели восстановления занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, а большая доля расходов бюджета в суммарных исследовательских расходах приходится на оборонные исследования, но не на здравоохранение и науку, что говорит о приоритетах государства в перспективе.
В современных условиях именно низкий уровень удовлетворенности потребности в безопасности оказывает негативное воздействие на социально-экономическое развитие общества, способствуя возникновению кризисных состояний в отдельных отраслях экономики, а в иных случаях и усугубляя их. Нефть и газ, как полезные ископаемые являются компонентом минерально-сырьевого ресурса национальной экономики, и их наличие обеспечивает минерально-сырьевую безопасность страны, которая в свою очередь, являясь составной частью экономической безопасности, является базисом национальной безопасности в наиболее полном смысле этого слова.
На рис.3 представлены основные подходы к пониманию места и роли нефтяной и газовой промышленности в системе экономической безопасности.
Рис.3. Основные подходы к пониманию места и роли нефтяной и газовой промышленности в системе экономической безопасности
Однако сам по себе запас нефти и газа в недрах территории, принадлежащей тому или иному государству, еще не означает участие этих полезных ископаемых в процессе обеспечения экономической безопасности. До того момента, как источники, месторождения этих полезных ископаемых не будут открыты и разработаны промышленным способом, пока нефть и газ не будут извлекаться на поверхность, не будут транспортироваться и специальным способом в соответствии с современными технологическими требованиями подготовлены к извлечению из них необходимых веществ в виде топлива или нефтехимического сырья — до этого момента сам факт присутствия нефти и газа в недрах земли не имеет никакого значения для экономической безопасности страны. Только будучи извлеченными, нефть и газ становятся факторами минерально-сырьевой безопасности. В настоящее время именно углеводородное топливо обеспечивает сырьевой базис отечественной энергетики. Энергетическая безопасность является составной частью экономической безопасности, которая, в свою очередь является совокупностью внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, ее способность удовлетворять потребности общества, государства, индивидуума, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантированную от различного рода угроз и потерь, то есть способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.
Одной из основных проблем, с точки зрения обеспечения экономической безопасности, является сырьевая специализация страны, поскольку она делает экономику государства крайне уязвимой к внешним рискам, в первую очередь — с рисками, обусловленными неустойчивостью цен на сырье на мировых рынках.
В случае, когда страна выступает на мировом рынке в качестве продавца сырьевого продукта, экономика страны, во-первых, попадает в зависимость от факторов спроса на сырье на внешнем рынке; во-вторых, утрачивает рычаги управления собственным хозяйством на макроэкономическом уровне; в-третьих, находясь в международном разделении труда на самом нижнем уровне передела сырья (фактически — на нулевом уровне), страна теряет потенциальный доход, который может обеспечивать обрабатывающий сектор промышленности. Техническое и технологическое состояние отраслей обрабатывающей промышленности постепенно ухудшается, в результате чего утрачивается не только конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, но и снижается ее мощность по объему и ассортименту производимой продукции. При этом обрабатывающая промышленность попадает в ситуацию так называемого «замкнутого круга»: низкий технико-технологический уровень не позволяет производить конкурентоспособную продукцию, способную удовлетворить платежеспособный спрос, который в настоящее время становится все более требовательным вследствие наличия на рыке большого и разнообразного предложения разнообразной продукции (в обсуждаемой нами ситуации — импортного производства), в результате выручка от реализации продукции у хозяйствующего субъекта обрабатывающей промышленности снижается, вследствие чего объем оборотных средств начинает сокращаться, причем все быстрее и быстрее, поскольку вследствие ограниченности финансовых средств объем и качество производимой продукции все больше снижается и, наконец, наступает момент, когда вследствие низкого сбыта продукции затраты на поддержание предприятия в работающем состоянии превышают доходы от реализации его продукции, то есть экономическая целесообразность осуществления хозяйствующим субъектом своей хозяйственной деятельности исчезает. На практике это означает закрытие предприятия, выведение производственных мощностей из эксплуатации, сокращение рабочих мест (увеличение безработицы) и уход с рынка. Выведение производственных мощностей из эксплуатации ведет к сокращению стоимости основных фондов.
На наш взгляд, формирование экономического развития и безопасности страны должно базироваться, прежде всего, на:
– стимулировании инноваций;
– стимулировании и защите инвестиций в новые для экономики страны отрасли;
– формировании в развитом виде институтов, способствующих устранению информационных, технологических и иных барьеров при диверсификации бизнеса;
– формировании систем защиты контрактов, обеспечивающей интересы сторон в условиях высокой неопределенности и высоких рисков;
– наличии механизма финансирования проектов путем разделения финансовых рисков между различными группами инвесторов;
– создании системы подготовки и переподготовки кадров (главным образом, инженерно-технических) с широким спектром специализаций и компетенций для предприятий оборонной промышленности;
– создании развитой транспортно-логистической инфраструктуры;
– наличии большого энергетического ресурса;
– наличии эффективных связей между наукой и производством.
Ключевым фактором формирования экономической безопасности государства должно являться обеспечение конкурентоспособности высокотехнологических отраслей, характеризующихся наиболее высоким уровнем добавленной стоимости, как на внутреннем рынке страны, так и на международном рынке на основе эффективных связей между наукой и производством при лидирующей роли производства, генерирующей запрос на научные, технологические и конструкторские разработки. Имеются основания полагать, что к 2021 году экспортно-сырьевая специализация России достигла той стадии, на которой появляются признаки исчерпанности сырьевой модели экономического роста. Современная модель экономики нашей страны обеспечила восстановительный рост после масштабного кризиса 1998 г. и 2008 г., однако сырьевая модель экономики не в состоянии обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие страны при наличии внешних и внутренних угроз, свойственных настоящему времени. Основной стратегической перспективой решения проблем экономической безопасности в сложившейся ситуации является диверсификация экономики с целевым развитием обрабатывающего сектора промышленности и восстановлении связей между производством и научными исследованиями.


Литература
1. Бутрин Д. Экономика за здорово живешь // Газета Коммерсантъ. — 2020. — №97 (3 июня). — С.3.
2. Законопроект «О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы» [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027743-7 (Дата обращения 26.09.2020)
3. Законопроект № 973264-7 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы» // Российская газета от 16.06.2020.
4. Источник: Росстат. [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/106.htm (Дата обращения 12.10.2020)
5. Источник: сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс] http://government.ru (Дата обращения 17.10.2020)
6. Орлов А. Экономика на ИВЛ // Forbes. — 2020. — №05 (194). — С.61.
7. По данным ВОЗ [Электронный ресурс] URL: https://covid19.who.int (Дата обращения 15.10.2020)
8. По данным РБК [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/society/14/10/2020/5f8649609a7947ce3608ff2e (Дата обращения 15. 10.2020)
9. Старостина Ю. Реально располагаемы доходы россиян рекордно упали из-за пандемии. Канал РБК. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/economics/17/07/2020/5f119dad9a79475dd1458eeb (Дата обращения 10.09.2020).
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Эксмо, 2007. — С. 243.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия