Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Таги-заде Ф. Г.
профессор, кандидат технических наук (г. Москва)

О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В статье исследуются основные установки реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ее результаты. Особое внимание уделено ошибочным параметрам реформы, в основе которых утверждение, что жилищно-коммунальная деятельность является сферой, где возможно и целесообразно развитие конкуренции на рыночных началах. При этом не учитываются особенности предприятий рассматриваемого вида деятельности, главными из которых являются оказание ими жилищно-коммунальных социально-значимых услуг, а также факт их отнесения к естественным монополиям технологического типа. Автором обосновывается целесообразность возврата к системе муниципального управления в ЖКХ
Ключевые слова: реформа ЖКХ, рыночные отношения, свободная конкуренция, естественные монополии технологического типа, жизненно-необходимые коммунальные услуги
ББК У44(2)1я2   Стр: 134 - 135

Люди потеряли бы всякое мужество,
если бы их не поддерживали ложные идеи.
Бертран Фонтенель

Жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации уже более двух десятилетий находится в состоянии реформирования [1], результаты реализации которой большинством субъектов рыночной экономики, в первую очередь населением, характеризуются как отрицательные. Отсутствуют данные, которые могли бы хоть в какой-то степени свидетельствовать об успешности проводимых в этой сфере преобразований. Наоборот, появляются многочисленные трудности, причиной которых выступают указанные преобразования, которые реформаторы преподносили обществу как необходимые условия для повышения эффективности, результативности и качества коммунального обслуживания населения и предприятий. Одним из «достижений» реформы является рост тарифов на все услуги ЖКХ дважды в году, который власти объясняют необходимостью исключения повышения денежной нагрузки на потребителей. Таким образом, потребление жизненно необходимых коммунальных услуг становится все более и более обременительным для потребителей, прежде всего для малоимущих и бедных слоев населения. Многие коммунальные предприятия, несмотря на финансовую поддержку федерального, региональных и местных бюджетов, являются хронически убыточными. Отсюда можно сделать вывод, что положенные в основу реформы ЖКХ идеи, меры и установки были ложно ориентированы.
«Концепция реформы ЖКХ», разработанная Правительством младореформаторов в 1997 году, стала главным официальным документом России по реформе ЖКХ на рыночных началах. Авторы-разработчики этого документа проявили абсолютную убежденность в том, что коммунальная деятельность — конкурентоспособная сфера деятельности, развитие конкуренции в которой обеспечит повышение качества услуг, уровень их доступности. Многие, находящиеся тогда у власти чиновники, обосновали необходимость развития конкуренции в сфере ЖКХ, как о спасительной идее для отрасли ЖКХ. Трудности, которые встали перед жилищно-коммунальным хозяйством России, проводники реформы объясняли (объясняют и до сих пор) разными причинами, без признания ошибочных решений, принятых в документах по реформе ЖКХ.
При этом ученые, имеющие значительный научный и практический опыт в рассматриваемой сфере деятельности, многократно обосновывали невозможность развития конкуренции в ней [2; 3; 4; 5], однако их аргументированные доказательства были также многократно проигнорированы.
Как известно, в основу коммунальной реформы были положены следующие принципы:
– демонополизация и приватизация коммунальных предприятий и организаций;
– регулирование цены на услуги рынком;
– стимулирование коммунального производства посредством формирования конкурентной среды, исключив при этом регулирование тарифов.
Концепция-97 [6] получила одобрение во всех властных структурах всех уровней и стала директивным документом по реформе, основные идеи которой были сохранены во всех последующих, нормативно-законодательных актах, регламентирующих ее проведение.
Сила пропаганды была столь велика, что до сих пор сохраняется вера в эти планы и в то, что только реализация этих мер способна обеспечить эффективное функционирование ЖКХ и снижение бремени коммунальных расходов для населения, что исключает научное обоснование и анализ концепции реформы органами власти, ее ошибочность, негативные результаты ее реализации и исключает поиск новых направлений реформирования.
Существующие до настоящего времени в обществе заблуждения относительно конкурентоспособности коммунальной деятельности приводят к тому, что в полной мере игнорируются отличия экономических свойств жилищно-коммунальных услуг от рыночных товаров. Положение усугубляется еще и тем, что не ведется поиск ИДЕОЛОГИИ, альтернативной той, которая была заложена в программу реформы ЖКХ. Официальная установка власти на идею формирования конкурентного рынка в ЖКХ исключает целесообразность ее серьезной корректировки, что усугубляет их и превращает в вечную проблему. Это значит, что отрасль еще долго будет находиться в тисках кризиса, бросаться из одной крайности в другую. Практика реформы ЖКХ показала и доказала, как истину, что для достижения поставленной цели недостаточно только совершенствовать формы управления коммунальной деятельностью, что является одной из важных задач реформы, до настоящего времени реализуемой органами власти всех уровней. Предприятия ЖКХ при любых организационно-правовых формах управления остаются монополиями технологического типа, т.е. неконкурентоспособными.
Что еще более важно, отрасль остается затратной, то есть, убыточной, расточительной и обременительной для своих потребителей.
Неконкурентный характер коммунальной деятельности создает непреодолимые преграды для применения рыночных механизмов в этой сфере, а попытка их применения, во чтобы то ни стало, приводит к усложнению и углублению экономических противоречий в отрасли.
Важнейшей особенностью развития рыночных отношений в сфере ЖКХ, необходимость и целесообразность которых мы также поддерживаем, является то, что экономические отношения между субъектами коммунального рынка должны строиться по образцу систем, регулирование которых происходит в самоорганизованном порядке. Таковым является, например, тот же рынок свободной конкуренции. Новый механизм отношений должен обеспечить коммунальной деятельности такое же эффективное функционирование, как и конкурентный рынок для частных товаров. Движущими силами этого механизма являются, в соответствии с теорией и практикой конкурентного рынка, — свободно проявляемые и свободно реализуемые интересы хозяйствующих субъектов. Отсюда следует, что надо стремиться не к развитию в отрасли конкуренции, а к созданию экономических условий, которые обеспечивают формирование здесь самоорганизующихся и самоуправляемых систем.
Таким образом, в рамках корректировки концепции реформы ЖКХ необходимо будет углубленное исследование вопросов экономической теории, характеризующих особенности организации и регулирования производства коммунальных услуг как рыночных товаров. Учение о коммунальной деятельности логически укладывается в структуру двух научных теорий:
а) теории общественных благ, которая изучает проблемы оптимального обеспечения потребностей общества в некоторых благах, от производства которых отказывается рынок частных товаров;
б) теории естественных монополий, которая изучает особенности функционирования предприятий, у которых издержки на единицу продукции снижаются с ростом масштабов производства. Производство общественных благ коммунальными предприятиями обусловлено коллективным характером потребления коммунальных услуг.
Отнесение коммунальных предприятий к субъектам естественных монополий обусловлено наличием таких свойств как сетевая структура предприятий, территориальная привязанность, неразрывность процессов производства и потребления.
В российской практике реформы ЖКХ указанные области теории оказались недостаточно исследованными ее идеологами. Тем не менее, ее авторам удалось предложить систему критериев, позволившую понять источник противоречий в экономических отношениях в сфере ЖКХ, найти способ их преодоления.
Таким образом, исходя из уточненного понимания сущности коммунальной деятельности, необходимо критически оценивать основные установки Программы коммунальной реформы РФ: разгосударствление, демонополизация и приватизация коммунальных предприятий; развитие конкурентных отношений в отрасли, отпуск цен на социально-значимые жизненно-необходимые услуги. Это необходимо, прежде всего, широкой общественности, недовольной результатами проводимой реформы в отрасли, и остро критикующей власть. При этом общественность, критически настроенная против реформы, выражает, вместе с тем, убежденность, что существующее кризисное положение в ЖКХ — это результат отсутствия здесь «реальной» конкуренции и того, что потребитель все еще лишен возможности своим выбором влиять на поведение поставщиков услуг. В этой связи, необходимо проведение достаточно подробного анализа существующих экономических противоречий на предприятиях ЖКХ, которые становятся еще более антагонистическими при внедрении здесь рыночных форм отношений.
Важным представляется определение, уточнение задач экономической реформы, которые необходимо рассматривать не как цели, которые следует достичь, а как создание новых квазирыночных механизмов, обеспечивающих реализацию этих целей. Многие специалисты пришли к убеждению, что существовавшая прежде система муниципального управления ЖКХ более соответствовала интересам потребителей, отказ от которой следует считать одной из главных причин непрерывного кризиса в отрасли. При этом необходима серьезная доказательная база утверждения о том, что возврат к муниципальному управлению ЖКХ — первое необходимое условие для создания в отрасли эффективной формы отношений. Вместе с тем, в новых условиях предприятия и организации ЖКХ должны располагать как можно большей самостоятельностью, чем та которую обеспечивает им неконкурентный характер коммунальной деятельности. При этом необходима разработка различных возможных схем экономических отношений в ЖКХ, которые до настоящего времени активно обсуждаются среди научной и деловой общественности. Идеальным представляется механизм отношений, основанный на принципе спонтанного порядка.
Особое внимание при этом необходимо уделить анализу и решению проблем тарифной политики и ценообразования. В основу этого анализа должен быть положен принцип взаимного удовлетворения интересов и справедливости. До тех пор, пока не создан механизм, удовлетворяющий этим принципам, в экономических отношениях ЖКХ будут господствовать серьезные противоречия, направленные против интересов потребителей услуг. Поэтому главной проблемой реформы ЖКХ являются не новые формы организации и управления предприятиями и организациями отрасли, которые несомненно требуется совершенствовать, а система ценообразования, механизм ценовых отношений между субъектами рынка ЖКХ, обладающий свойством саморегулирования, в указанном выше смысле, и позволяющий достичь такой же эффективности производства, которая имеет место на конкурентном рынке. Лишь в этом случае интересы всех входящих в эту систему экономических субъектов получают возможность к свободной реализации.


Литература
1. http://docs.cntd.ru/document/9050190.
2. Таги-заде Ф.Г. «Жилищно-коммунальная реформа: критика концептуальных основ. Учебное пособие. — М.: ИЭАУ, 2000.
3. Талонов А.В. Рыночные отношения в жилищно-коммунальном хозяйстве. — МУСПБГУ, 1997.
4. Ряховская А.Н. Муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в условиях банкротства и реформ. Сб. докладов «Современные тенденции антикризисного управления». — М.: ИПК госслужбы, 2002. — Т.5.
5. Ряховская А.Н. Естественные монополии в ЖКХ: особенности, проблемы их учета, направления реформирования. II Международная научно-практическая конференция «Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика» / Финуниверситет и Издательство «Научные технологии». — Москва. 2013.
6. http://www.kremlin.ru/acts/bank/11782/page/2

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия