Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (76), 2020
АГРОЭКОНОМИКА
Бражник М. В.
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральского государственного аграрного университета (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Развитие системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации в июле и августе 2003 года
В статье на основании изучения и анализа определенного количества нормативных правовых документов рассмотрены вопросы развития системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации, имевшего место в течение июля и августа 2003 года. Обозначенный период времени вобрал в себя проведение ряда организационных мероприятий, предопределивших особенности дальнейшего функционирования отдельных структурных элементов системы государственного управления агропромышленным комплексом страны
Ключевые слова: управление АПК, агропромышленный комплекс, административная реформа, разработка нормативных правовых актов, земельные отношения, природопользование, сельское хозяйство
УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73   Стр: 191 - 194

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» [2] в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» [1] была образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы (Комиссия).
Данным постановлением Председателем Комиссии был утвержден Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Также данным постановлением Комиссии было проучено внести в 2-х недельный срок в Правительство РФ предложения по созданию при Комиссии рабочих групп по сферам государственного регулирования и по кандидатурам их руководителей (по результатам выполнения данного поручения было принято распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1141-р [11]. — М.Б.). Кроме того, данным постановлением было утверждено Положение о Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Утвержденным Положением было определено, что Правительственная комиссия по проведению административной реформы (Комиссия) является координационным органом, образованным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. №  824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» [1] для обеспечения реализации приоритетных направлений административной реформы.
Комиссия была призвана руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
1) обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также с заинтересованными организациями и общественными объединениями при проведении административной реформы;
2) предварительное (до внесения в Правительство Российской Федерации) рассмотрение проектов федеральных законов, других нормативных правовых актов и предложений по вопросам:
– ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования;
– исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
– развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
– организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
– завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Комиссия для выполнения возложенных на нее задач должна была:
а) организовать подготовку и рассматривать проекты федеральных законов, других нормативных правовых актов, необходимых для устранения элементов государственного регулирования, препятствующих развитию рыночных механизмов регулирования экономических процессов, а также системы саморегулирования таких процессов;
б) обеспечивать проведение анализа функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе на предмет их избыточности и дублирования;
в) рассматривать предложения об упразднении избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и о ликвидации дублирования функций федеральными органами исполнительной власти, организовать подготовку и рассматривать проекты соответствующих федеральных законов и других нормативных правовых актов.
Комиссии было предоставлено право:
а) заслушивать представителей федеральных органов исполнительной власти о выполнении возложенных на них задач по проведению административной реформы;
б) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций необходимые материалы по вопросам административной реформы;
в) организовывать и проводить в установленном порядке координационные совещания и рабочие встречи по вопросам проведения административной реформы;
г) привлекать в установленном порядке к работе Комиссии специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций и общественных объединений.
Состав Комиссии должен был утверждаться Правительством Российской Федерации.
Председателем Комиссии был утвержден (должен был являться) Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, который должен был руководить деятельностью Комиссии и нести персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
При Комиссии было предусмотрено создание рабочих групп по сферам государственного регулирования (рабочие группы).
Перечень рабочих групп и их руководители должны были утверждаться Правительством Российской Федерации.
Состав рабочих групп должен был утверждаться Комиссией по представлению руководителей рабочих групп. В состав рабочих групп должны были включаться заместители руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, работники Аппарата Правительства Российской Федерации, представители предпринимательских структур, общественных и научных организаций, саморегулируемых организаций и профсоюзов.
Рабочие группы должны были:
а) проводить анализ функций, нормативно закрепленных и фактически исполняемых федеральными органами исполнительной власти, по соответствующим направлениям деятельности, давать оценку их необходимости или избыточности;
б) обеспечивать подготовку проектов нормативных правовых актов и разработку организационных мероприятий по упразднению избыточных функций;
в) подготавливать материалы по другим вопросам административной реформы с учетом развития форм саморегулирования, конкурентной среды и уровня участия хозяйствующих субъектов с государственным участием в соответствующих сферах деятельности и представлять их на рассмотрение Комиссии.
Комиссия должна была осуществлять свою деятельность в соответствии с планом работы, утверждаемым председателем Комиссии. Порядок и планы работы рабочих групп должны были утверждаться их руководителями в соответствии с планом работы Комиссии. Заседания Комиссии должны были проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседания Комиссии должен был проводить председатель Комиссии, а в его отсутствие — заместитель председателя Комиссии. Заседание Комиссии должно было считаться правомочным, если на нем присутствовали более половины ее членов. Члены Комиссии должны были участвовать в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании ему было предоставлено право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.
На заседания Комиссии могли приглашаться представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Решения Комиссии должны были приниматься большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим должен был являться голос председателя Комиссии.
Решения, принимаемые на заседаниях Комиссии, должны были оформляться протоколами, которые должен был подписывать председательствующий на заседании. При необходимости решения должны были оформляться в виде проектов нормативных правовых актов, которые должны были вноситься в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии должен был осуществлять Аппарат Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1029-р [7] предписывалось образовать в Аппарате Правительства Управление по вопросам административной реформы и включить его в структуру Аппарата Правительства РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 1999 г. № 1827-р [4; 5; 6].
Кроме того, данным распоряжением Руководителю Аппарата Правительства Российской Федерации было поручено утвердить вопросы сфер ведения, структуру и штатную численность Управления по вопросам административной реформы в пределах установленной численности работников Аппарата Правительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1031-р [8] был утвержден (последующим дополнением [10]. — М.Б.) состав Правительственной комиссии по проведению административной реформы, образованной постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» [2], под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1032-р [9] предписывалось преобразовать Департамент государственной службы и кадров Аппарата Правительства РФ в Управление кадров и государственной службы Аппарата Правительства РФ и включить его в структуру Аппарата Правительства РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 1999 г. № 1827-р [4; 5; 6; 7].
Кроме того, данным распоряжением Руководителю Аппарата Правительства было поручено утвердить вопросы сфер ведения, структуру и штатную численность Управления кадров и государственной службы в пределах установленной численности работников Аппарата Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 514 «О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений» [3] в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов и внедрению организационных и экономических механизмов в области реформирования и регулирования земельных отношений была образована Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений. Кроме того, данным постановлением было утверждено Положение о Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений.
Утвержденным Положением о Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений было определено, что Правительственная комиссия (Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и организаций в деятельности по разработке нормативных правовых актов и внедрению организационных и экономических механизмов в области реформирования и регулирования земельных отношений.
Комиссия была призвана руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Комиссии явились:
а) обеспечение разработки проектов концепций нормативных правовых актов и методических документов, направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений;
б) организация эффективного взаимодействия и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений;
в) содействие внедрению организационных и экономических механизмов реформирования и регулирования земельных отношений.
Комиссии было предоставлено право:
а) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и заинтересованных организаций материалы и информацию по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
б) привлекать к работе представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и иных специалистов;
в) заслушивать на своих заседаниях информацию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
г) создавать в установленном порядке временно и постоянно действующие рабочие группы для подготовки предложений по проблемам, связанным с решением возложенных на Комиссию задач;
д) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
Состав Комиссии должен был утверждаться Правительством Российской Федерации.
Работа Комиссии должна была осуществляться по планам, утверждаемым председателем Комиссии. Порядок работы Комиссии по отдельным вопросам должен был определяться ее председателем.
Заседания Комиссии должны были проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и должны были считаться правомочными, если на них присутствовали более половины ее членов.
Члены Комиссии должны были принимать участие в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании члену Комиссии было предоставлено право изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое должно было быть доведено на заседании до сведения членов Комиссии.
Председатель Комиссии должен был руководить ее деятельностью, утверждать составы рабочих групп и нести ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
Решения Комиссии должны были приниматься большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии и должны были оформляться протоколами. При несогласии члена Комиссии с принятым решением в протоколе должно было отражаться его особое мнение.
При равенстве голосов голос председателя Комиссии должен был являться решающим.
По вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, Комиссия должна была вносить в установленном порядке соответствующие предложения. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии должно было осуществлять Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1141-р [11] предписывалось создать при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, образованной постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» [2], рабочие группы по сферам государственного регулирования и утвердить:
– начальника Экономического управления Президента Российской Федерации — руководителем рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности (по согласованию);
– главу администрации Новосибирской области — руководителем рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере природопользования, сельского хозяйства, рыболовства и потребительского рынка;
– первого заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации — руководителем рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере энергетики, систем связи, телекоммуникаций, транспорта и строительного дела;
– президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации — руководителем рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (по согласованию);
– заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации — руководителем рабочей группы по вопросам государственного обеспечения обороны и безопасности;
– Министра труда и социального развития Российской Федерации — руководителем рабочей группы по вопросам обеспечения социальных обязательств и государственного регулирования в сфере трудовых отношений, образования, здравоохранения, культуры, информации и спорта;
– заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ — руководителем рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере финансовых рынков.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1148-р [12] в целях совершенствования структуры Аппарата Правительства Российской Федерации было предписано преобразовать Управление материально-технического обеспечения в Управление организационно-технического и социального обеспечения.
Данным распоряжением было образовано Управление протокола.
Также данным распоряжением предписывалось включить Управление организационно-технического и социального обеспечения и Управление протокола в структуру Аппарата Правительства РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 1999 г. № 1827-р [4; 5; 6; 7; 9].
Кроме того, данным распоряжением Руководителю Аппарата Правительства было поручено утвердить вопросы сфер ведения, структуру и штатную численность Управления организационно-технического и социального обеспечения и Управления протокола в пределах установленной численности работников Аппарата Правительства РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 1182-р [13] был утвержден состав Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений (под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ — Министра сельского хозяйства РФ. — М.Б.), образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. № 514 «О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений» [3].


Литература
1. О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 30. — ст. 3046.
2. О Правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3150.
3. О Правительственной комиссии по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельных отношений: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 514 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 34. — ст. 3376.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1999 г. № 1827-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 47. — ст. 5763.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2001 г. № 1252-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 40. — ст. 3857.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 80-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 5. — ст. 549.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1029-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3163.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1031-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3165.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 1032-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 31. — ст. 3166.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 1109-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 33. — ст. 3337.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1141-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 34. — ст. 3384.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1148-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 34. — ст. 3390.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. № 1182-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 35. — ст. 3452.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия