Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Беркович В. М.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Цыганков И. С.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов в современных условиях
В статье рассматриваются вызовы современной экономики, ставящие перед предприятиями задачу необходимости преобразований, направленных на повышение инновационной активности и качества технологических и бизнес-процессов. Показаны современные тенденции развития инжиниринга и реинжиниринга в России и за рубежом, описаны проблемы, объективно существующие в российском инжиниринге, а также изложены предпосылки к его развитию и эффективной деятельности российских инжиниринговых компаний
Ключевые слова: инжиниринг, реинжинириг, бизнес-процессы, эффективность, инновационная активность
УДК 658.51; ББК 65.291.217   Стр: 85 - 88

Современная экономика требует от предприятий динамизма, адаптивности, готовности к переменам в их деятельности, которые сейчас происходят значительно чаще, чем в прошлом столетии. В результате большинство предприятий сталкиваются с необходимостью преобразований своей структуры и бизнес-процессов. Эти изменения должны быть направлены на повышение инновационной активности предприятий, что должно улучшить качество их технологических, экономических, экологических и иных процессов.
Одним из наиболее перспективных способов трансформации бизнес-процессов организации является инжиниринг.
Необходимо учесть, что существуют разные подходы к понятию инжиниринга. Среди них чаще других упоминаются следующие трактовки этого термина:
• услуги, заключающиеся в создании новых промышленных объектов (реализации крупных инженерных проектов);
• проектирование производственных процессов, производств, технических систем;
• процесс создания, внедрения и реализации инновационного проекта.
При этом в постановлении Росстата от 8 ноября 2006 г. №  64 этот термин расшифровывается как «...выполнение по контракту с заказчиком инженерно-консультационных услуг по подготовке, обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных и прочих объектов» [5].
Следует отметить, что это определение не изменилось и в Приказе Росстата от 26.12.2014 № 725 (ред. от 13.11.2017) «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)», где также подчёркивается: «Комплекс инжиниринговых услуг включает, во-первых, технические исследования и услуги, связанные с подготовкой производственного процесса. К ним относятся: проведение предпроектных работ и научных исследований, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов, разработка технической документации, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии, послепроектные услуги при монтаже и пуско-наладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта, например, анализа экологических проблем и прочее. Во-вторых, общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс производства на объекте, включая консультации и авторский надзор за оборудованием, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения, установка и использование лицензионного программного обеспечения и их дальнейшее сопровождение и др. [6].
Впервые инжиниринг возник в Англии. Тогда он ограничивался предоставлением консультационных услуг в сфере строительства мостов, дорог, систем энерго- и водоснабжения и др. Позже подобные услуги стали распространяться и в сфере промышленности.
Толчком для его развития послужила Вторая Мировая война, в период которой стали проводиться широкомасштабные работы по строительству военных объектов, дорог, аэропортов. Значительную роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление подобных технических услуг на основе правительственных программ для развивающихся стран, в том числе и специализированными фирмами.
Важной особенностью инжиниринга является то, что он, предоставляя услуги проектно-конструкторского характера, способствует повышению эффективности производственных предприятий. При этом в ходе инжиниринговой деятельности, как правило, охватывается большинство этапов жизненного цикла: от инициации проекта до его реализации. Это, так называемый комплексный инжиниринг, который вполне успешно продолжает развиваться за рубежом, поскольку имеет целый ряд преимуществ для успешной реализации проекта. Развитие комплексного инжиниринга очень перспективно и имеет стратегически важное значение (табл.1).

Таблица 1
Преимущества комплексного инжиниринга
Предпосылки (требования)ДеятельностьРезультаты
Единый центр ответственности («сквозная» технологическая ответственность)Участие со стадии проработки инвестиционного замысла и создания концепции, технико-коммерческого предложения, обоснования инвестицийВысвобождение у заказчика специалистов по УП, накопление знаний и компетенций у всех участников
Оптимальный способ ведения работ (стоимость, сроки, качество проекта)Разработка и выдача технических заданий на проектирование, контрольРост качества разработки проекта, предотвращение срыва сроков, превышения затрат
Обмен опытом с заказчиками и другими подрядчикамиПодготовка технической части тендерной документации на основное оборудование, выбор контрактораСнижение рисков у заказчика, затрат на проведение конкурсов и судебных издержек
Оптимизация модели проекта, ее типизацияРазработка раздела организации строительства, составление графика работ (иногда — бюджета проекта)Больше возможностей по управлению контрактным ценообразованием
Повышение надежности, возможность выполнения сложных проектовУчастие или организация управления проектомОрганизация параллельного ведения части работ
Эффективное сотрудничество с заказчиком и субподрядчикамиКоммуникация с исполнителями, разработка предложений по повышению эффективности процесса реализации проектаПонимание целей у подрядчика, достижение проектных показателей

Но такой подход требует колоссального опыта, развитого менеджмента, тщательно проработанной системы логистики. Российские инжиниринговые компании пока не в состоянии это обеспечить.
Другая отличительная черта инжиниринга заключается в том, что он всё ещё является новой для нашей страны формой реализации знаний как товара. Можно выделить следующие актуальные направления развития инжиниринга в России:
1. Нефтегазовый инжиниринг. Страна является одним из мировых лидеров области добычи и экспорта углеводородов.
2. Энергетический инжиниринг. В России накоплен колоссальный научно-исследовательский опыт в данной области, госкорпорация «Росатом» — лидер глобального рынка по возведению АЭС за пределами своей страны.
3. ИТ-инжиниринг. Является одним из самых перспективных видов инжиниринга, поскольку с каждым годом всё больше промышленных предприятий начинают процессы автоматизации производства.
Кроме того, на данный момент актуальным является предоставление услуг по модернизации и ремонту оборудования в рамках уже реализованных инжиниринговых проектах. В основном это связано с кризисными явлениями в экономике.
На сегодняшний день уровень развития инжиниринга в России нельзя назвать высоким. Имеется множество сдерживающих факторов:
– несоответствие предоставляемых услуг мировым стандартам;
– технологическое отставание в развитии баз для производства и испытаний;
– недостаточный контроль и координация со стороны государственных и региональных служб;
– проблема инвестирования в проекты из-за продолжительного периода их окупаемости.
Сравнительная характеристика состояния уровня инжиниринга в России и за рубежом представлена в табл.2.

Таблица 2
Зоны роста инжиниринга в России и за рубежом
Стадии проектаКритерииЗарубежные подрядчикиРоссийские компании
ПроектированиеСоответствие международным требованиям (к FEED) / российским нормам
+/–

–/+
Лицензирование полномочийОпыт работы с ключевыми лицензиарами (международными)++
Оборудование (закупки, комплектация)Работа с российскими / иностранными поставщиками–/++/+
ЛогистикаРабота с мировыми / российскими транспортными организациями+/–+/+
СМР, ввод в эксплуатациюРабота с иностранными / отечественными строительными компаниями
+/–

–/+
Управление проектамиОпыт в России / в других странах–/++/–

По таблице видно, что российские инжиниринговые компании отстают от западных в области деятельности на мировом инжиниринговом рынке по ряду ключевых позиций. И это скорее связано с отсутствием достаточного опыта и репутации. Западные компании проигрывают российским в ряде позиций именно на внутреннем рынке России, в основном из-за того, что в последнее время, в силу определённых ограничений, он отошёл для них, в ряду приоритетов, на второй план. Кроме того, в определённых направлениях развития инжиниринга в России уже появились крупные игроки, которые хорошо знают рынок и его специфику, имеют налаженные связи и ценовое преимущество.
В любом случае, международная практика инжиниринга развита гораздо более широко, что даёт возможность изучить современные тенденции в этой сфере. Так, согласно информации международной федерации инженеров-консультантов FIDIC до 75% мирового рынка составляет строительный инжиниринг (см. рис. 1).
Рис. 1. Мировой рынок инжиниринга [1]
В современном инжиниринге различают несколько подходов к решению проблем на промышленных предприятиях. Чаще всего встречается прямой инжиниринг, включающий в себя выявление проблемы, её анализ и проектирование системы, позволяющей решить эту проблему. Чуть реже используется обратный инжиниринг. В нём исследуются созданные ранее системы, их эффективность, а затем эта информация служит основой для улучшения имеющихся систем или создания новых проектов.
Особое место в решении проблем предприятий занимает реинжиниринг, который является наиболее радикальным способом достижения поставленных целей. В ходе реинжиниринга происходит фундаментальное переосмысление структуры и деятельности организации. Это может привести к значительным успехам компании, но одновременно может и приблизить её банкротство. В качестве предпосылок к развитию реинжиниринга необходимо упомянуть цикл Деминга (PDCA: планируй (plan), выполняй (do), проверяй (check), корректируй (act)), а также концепцию глобального управления качеством TQM (total quality management).
Необходимо исследовать причины появления реинжиниринга бизнес-процессов (РБП). В целом их можно поделить на внешние и внутренние причины. К внешним причинам можно отнести рост потребностей клиентов и одновременное сокращение времени жизни продукции, вызванное научно-техническим прогрессом, глобализацией и инновационным развитием организаций. Для получения более объективной информации следует проводить мониторинг инновационной деятельности предприятий на основе двух групп показателей:
– инновационного потенциала;
– реальной инновационной активности [3].
Внутренними причинами является развитие автоматизации и роботизации на предприятиях, сопряжённое с усложнением управленческих задач, возникающих перед менеджерами фирмы.
В конце 20 в. была сформулирована теория реинжиниринга бизнес-процессов BPR (business process reengineering). Ключевую роль здесь сыграла книга М. Хаммера и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе», которые предложили следующее определение: «реинжиниринг — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы» [2]. Этот подход характеризуется как «жесткий» реинжиниринг, что отражает структурную ломку ранее существовавшей структуры компании. Свой вклад в рассматриваемые вопросы также внесли Т. Дэвенпорт, Б. Виллох, Х. Юхансон и др.
Рассматривая понятие и сущность реинжиниринга бизнес-процессов, вспомним, что в основе инжиниринга лежат процессы изобретательства, проектирования, создания чего-то нового. Реинжиниринг же предусматривает реорганизацию процессов. Можно сказать, что концепция РБП позволяет перепроектировать существующие бизнес-процессы.
Рассмотрим результаты внедрения реинжиниринга бизнес-процессов на крупнейших предприятиях.
1. Опыт IBM Credit.
До реинжиниринга: время обработки запроса — 7 дней.
После проведения реинжиниринга: время обработки запроса — 4 часа, количество обрабатываемых запросов возросло в 100 раз.
2. Опыт Ford Motor.
До реинжиниринга: в отделе оплаты счетов — более 500 человек.
После проведения реинжиниринга: обработкой заказа занимается 125 человек.
3. Опыт Kodak.
До реинжиниринга: срок разработки — 70 недель
После проведения реинжиниринга: технология CAD/CAM (Computer Aided Design/ Computer Aided Manufacturing), срок разработки — 38 недель, уменьшение стоимости камеры на 25% [4].
Все эти примеры показывают перспективность проведения РБП на предприятиях. При этом, разумеется, этот метод имеет и свои недостатки. Основным из них является необходимость воссоздавать уже действующие бизнес-процессы. Часть из них была неэффективна и это оправдано, но другая часть могла быть сохранена без изменений, так как выполняла поставленные задачи должным образом. Кроме того, в данном случае понадобятся колоссальные усилия менеджеров, значительные финансовые ресурсы и, конечно, время на реализацию столь масштабных перемен в организации.
Существуют и другие подходы. Например, Томас Дэвенпорт, многие годы занимаясь информационными технологиями в бизнес-процессах, разработал подход к проведению организационных изменений, который известен как «легкий» реинжиниринг.
Целью проекта реинжиниринга по Дэвенпорту считается значительное повышение эффективности бизнес-процессов. Чтобы этого добиться, он рекомендует использовать новейшие информационные разработки, способствующие росту инновационной активности организации. Если М. Хаммер и Дж. Чампи рассматривали проект реинжиниринга как однократный комплекс радикальных мер и действий, то Т. Дэвенпорт подходит к нему уже как к системе регулярных изменений, способствующих развитию предприятия. Преимуществом в данном случае будет возможность оперативного исправления отклонений от выбранного курса реформ, что может быть затруднено при других методах.
Подход Дэвенпорта содержит шесть шагов.
1. Создание видения и постановка цели.
2. Идентификация бизнес-процессов.
3. Понимание и измерение процессов.
4. Использование информационных технологий.
5. Создание прототипа нового процесса.
6. Реализация.
Очевидно, не следует отказываться от концепции реинжиниринга одного из авторов в пользу другого. Каждая из них имеет свою ценность и может быть полезна компаниям в различных условиях.
Кроме того, необходимо учитывать, что каждое предприятие, рассматривающее инжиниринговые подходы как способ решения своих производственных задач, должно делать выбор между инжинирингом и реинжинирингом. Он сложен, так как зависит от рассматриваемой проблемы и от текущего состояния предприятия, поэтому этот вопрос требует отдельного рассмотрения. Как упоминалось ранее, реинжиниринг предполагает полное изменение системы. В то же время, инжиниринг предполагает построение системы с нуля и эволюционные процессы её развития. В связи с этим, актуальным становится применение реинжиниринга в кризисных для отраслей и предприятий условиях, когда необходимы коренные изменения бизнес-процессов предприятия.
Рассматривая понятия инжиниринга и реинжиниринга, а также сравнивая их, необходимо выделить их преимущества, проблемы и способы преодоления этих проблем.
Преимущества инжиниринга.
1. Сокращение сроков выполнения проекта и минимизация издержек.
2. Высокое качество выполнения инженерно-консультационных услуг.
3. Поддержка и консультирование заказчика после завершения проекта.
4. Модернизация продукта, услуг и т.д.
Преимуществом реинжиниринга является возможность получения предприятием ряда эффектов:
– экономического;
– технического;
– социального;
– инновационного.
Можно также отметить, что выбор между инжинирингом и реинжинирингом зависит от специфики предприятия: масштаб, вид деятельности, финансовое состояние, доля рынка.
Например, для небольшой компании, производящей один вид продукции, реинжиниринг может стать губительным. Это связано с тем, что изменения затрагивают все основные бизнес-процессы, которые служат фундаментом жизнедеятельности организации. В случае непредвиденных обстоятельств, ухудшения ситуации, предприятие может быстро обанкротиться. Для таких компаний лучше использовать инжиниринг, который по природе своей вносит менее существенные перемены в бизнес-процессы, что позволяет лучше контролировать их протекание и вовремя вносить необходимые коррективы.
В свою очередь, более крупные предприятия, выпускающие несколько видов продукции, смогут более эффективно использовать реинжиниринг, будут менее чувствительны к его результатам, так как даже в случае неудачи с одним из реализуемых продуктов, компания сможет удержаться на рынке за счёт других.
При успешном проведении реинжиниринга происходит увеличение экономических показателей на 100–200% и более. Инжиниринг обещает более скромные результаты. Выбирая между ними, можно отдать предпочтение реинжинирингу, однако необходимо учесть, что столь существенные изменения бизнес-процессов могут привести к тому, что нарушится стабильность всей системы производства и дистрибьюции предприятия. В этом случае ситуация вообще не улучшится. Более того, существенной особенностью реинжиниринга является то, что он дороже по сравнению с процедурами инжиниринга.
Тем не менее, окончательный выбор должен осуществляться, отталкиваясь от конкретных обстоятельств, в которых находится определённое предприятие.
Необходимо также рассмотреть проблемы, возникающие при реинжиниринге бизнес-процессов. К ним можно отнести следующие.
1. Необходимость анализа большого объёма данных.
2. Потребность в значительных объёмах финансовых ресурсов.
3. Нехватка высококвалифицированного персонала и необходимость его переобучения, связанная с внедрением инновационных технологий (зачастую связанных с сектором IT).
4. Изменения структуры процесса могут быть радикальными и необратимыми.
5. Возможно увеличение количества необходимых документов, форм отчётности.
6. Нерационально поставленные сроки реализации проекта по инжинирингу бизнес-процессов. Переоценка собственных сил может привести к значительным финансовым потерям.
7. Сопротивление персонала. Непонимание или неприятие сотрудниками предлагаемых изменений может значительно замедлить ход инжинирингового проекта по оптимизации производственных процессов предприятия.
8. Размытость целей. При недостаточно полной формулировке целей проекта, руководители разных уровней могут по-разному их интерпретировать, что приведёт к усложнению ситуации.
9. Минимизация участия в проекте высшего руководства. Инжиниринг должен проводиться «сверху-вниз». За счёт этого проект консолидирует усилия всех его участников и может достичь максимальной эффективности.
Можно отметить следующие способы преодоления этих проблем:
1. Преобразование организационной структуры предприятия для повышения эффективности управления фирмой.
2. Долгосрочное планирование и разработка стратегии.
3. Переобучение персонала, повышение его квалификации.
4. Разработка или пересмотр системы мотивации персонала.
5. Использование специализированного программного обеспечения.
6. Поиск внутренних резервов развития предприятия и рациональное их использование.
7. Нормирование рациональной численности сотрудников.
8. Развитие корпоративной культуры на предприятии.
9. Повышение качества выполнения операций.
10. Сокращение времени на выполнение операций.
Следует отметить значительные темпы развития инфраструктурных объектов инжиниринга. Так, на начало 2015 г. было создано 25 региональных центра инжиниринга (РЦИ) в 22 регионах РФ, а уже к 2018 году их число достигло 57 РЦИ в 49 регионах. Центры инжиниринга софинансируют малым и средним производственным предприятиям инженерно-технические услуги, сертификацию, маркетинг. Программу курирует министерство экономического развития РФ.
Подобные примеры показывают, что развитие сектора инжиниринговых услуг происходит не только на международных рынках, но и в РФ. Перспективы роста рынка услуг инжиниринга связаны как с реализацией программ Правительства Российской Федерации по повышению инновационной активности предприятий, так и с развитием страны в области цифровых и информационных технологий.
Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в области инжиниринга, создание новых бизнес-инкубаторов, позволяющих обучать грамотных специалистов и развивать малый бизнес.


Список использованных источников:
1. Международная федерация инженеров-консультантов. URL: http://fidic.org (дата обращения: 17.01.2020).
2. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи; Пер. с англ. Ю.Е. Корнилович. — Москва : Манн, 2006 .— 276 с.
3. Цыганков И.С. Векторная модель оценки уровня инновационной активности промышленных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика» Вып.2(37). СПб.: СПбГИЭУ. — 2010. — С. 323–325.
4. Экономический портал uamconsult.com. URL: http://www.uamconsult.com/book_443_chapter_6_1.3._Primery_primenenija_reinzhiniringa.html (дата обращения: 19.01.2020).
5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт. Постановление федеральной службы государственной статистики от 8 ноября 2006 года № 64. URL: http://docs.cntd.ru/document/902021094 (дата обращения: 14.01.2020).
6. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт. Приказ федеральной службы государственной статистики от 26 декабря 2014 года № 725. URL: http://docs.cntd.ru/document/420246311 (дата обращения: 14.01.2020).
7. Enginrussia.ru. Инжиниринг для предприятий. URL: http://www.enginrussia.ru/uslugi/sozdanie-i-razvitie-tsentrov-inzhiniringa/ (дата обращения: 27.01.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия