Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Исаев А. А.
профессор кафедры маркетинга и коммерции
Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса,
кандидат технических наук


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОГО ОБМЕНА В РОССИИ
(К вопросу о совершенствовании российского законодательства)

Особую остроту проблема обеспечения эквивалентного обмена принимает в условиях денежного обращения. Дело в том, что при товарно-денежном обмене стоимость, которую одна из сторон сделки обмена теряет в момент продажи товара, и стоимость, которую эта же сторона приобретет в момент покупки другого товара, - понятия отнюдь не тождественные. В условиях денежного обращении продавец, передавая права собственности на свой товар, приобретает право собственности на другой товар лишь через определенный промежуток времени. На это время продавец товара становится "заложником" покупательной способности денег. И в этой связи эквивалентный товарообмен может быть обеспечен лишь в том случае, если реальная покупательная способность денег в течение указанного промежутка времени будет оставаться неизменной.
В свою очередь, неизменность реальной покупательной способности денег является продуктом определенной организации товарно-денежного обмена, "правил игры" на рынке, не допускающих, в частности, бартерный обмен, введение в обращение фиктивных товаров и фиктивных денег, частичную продажу инвалютной выручки экспортерами и т. д. Нарушение этих правил ведет к изменению реальной покупательной способности денег и, как результат, к нетрудовому перераспределению реальной собственности между различными субъектами обмена1 .
Как тут не вспомнить потерю вкладчиками российских банков практически всех своих сбережений в реальном выражении в начале 90-х гг., крах многочисленных финансовых "пирамид" в ходе реформы, пятикратное (!) снижение курса российского рубля в течение всего лишь нескольких месяцев после дефолта 1998-го и т. д.
Из этого вытекает, что в интересах успешного развития экономики реальная покупательная способность денег должна выступать в качестве объекта государственного регулирования, а обеспечение неизменности реальной покупательной способности денег - одной из функций органов государственной власти и управления. Обеспечить эквивалентный товарно-денежный обмен - значит так организовать обращение товаров и денег на рынке, чтобы реальная покупательная способность денег оставалась неизменной во времени. Организация эквивалентного обмена является одной из форм государственного регулирования экономики, а его дезорганизация - свидетельство бездеятельности государства по обеспечению неизменности реальной покупательной способности денег путем установления определенных норм, регламентирующих деятельность всех субъектов рыночных отношений в сфере обмена.
Основными признаками дезорганизации эквивалентного обмена являются:
- допущение безденежного товарообмена (бартера);
- нарушение правил обращения реальных товаров;
- нарушение правил введения в обращение реальных денег;
- допущение введения в обращение фиктивных товаров;
- допущение введения в обращение фиктивных денег;
- нарушение правил международного товарообмена.
С государственным регулированием реальной покупательной способности денег связаны и такие понятия, как "нормативный механизм организации эквивалентного обмена" и "нормативный механизм дезорганизации эквивалентного обмена". Под первым понимаются совокупность содержащихся в государственных правовых актах норм, регламентирующих деятельность всех субъектов рыночных отношений в сфере обмена с целью обеспечения неизменности реальной покупательной способности денег, под вторым - отсутствие такой совокупности норм.
Особенностью существующего нормативного механизма организации обмена в России является отсутствие целостного подхода к обеспечению неизменности реальной покупательной способности денег. В российском законодательстве отсутствует не только система правовых норм, обеспечивающих эквивалентный обмен, но и само понятие "эквивалентный обмен", а также такие понятия, как "реальный товар", "реальные деньги", "фиктивный товар", "фиктивные деньги", "реальная покупательная способность денег" и т. д.
В этой связи преодоление дезорганизации эквивалентного обмена необходимо начинать с введения этих понятий в Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также принимать Федеральный закон "Об организации эквивалентного обмена", который в настоящее время в России отсутствует.
По нашему мнению, прежде всего в указанные нормативные акты должны быть включены такие понятия:
- обмен товарами - добровольные действия собственников товаров, направленные на замену одних принадлежащих им на правах собственности товаров на другие;
- товарно-денежный обмен - обмен товарами, предусматривающий обязательное участие средств обмена (денег);
- стоимость товара - определенное количество общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара;
- эквивалентный обмен - обмен товарами, имеющими одну и ту же стоимость;
- реальный товар - объект обмена в виде вещи, услуги, информации, который является продуктом затраченного ранее труда и способен удовлетворять потребности людей;
- фиктивный товар - объект обмена, не отвечающий требованиям, предъявляемым к реальному товару;
- реальные деньги - средства обмена, эмитированные и введенные в обращение Центральным банком России в соответствии с российским законодательством;
- фиктивные деньги - средства обмена, не отвечающие требованиям, предъявляемым к реальным деньгам;
- реальная покупательная способность денег - количество реальных товаров (или рабочего времени), которое можно приобрести за одну денежную единицу;
- кредит - денежные средства, полученные одним лицом (кредитополучателем) от продажи товара (залога) другому лицу (кредитору) при условии предоставления кредитополучателю права на дальнейший выкуп залога у кредитора;
- реальное кредитование - предоставление кредита под залог в виде реального товара;
- фиктивное кредитование - предоставление кредита под залог в виде фиктивного товара или предоставление кредита без залога;
- товарное (коммерческое) кредитование - предоставление кредитором кредитополучателю заемных средств в виде товаров.
Преодоление дезорганизации эквивалентного обмена предусматривает включение в соответствующие акты государства основополагающей нормы: "все субъекты обмена вправе вступать в отношения обмена лишь по поводу обмена реальными товарами при обязательном участии реальных денег". Таким образом исключается возможность свободного обращения фиктивных товаров и/или фиктивных денег на рынке. Нарушение указанного требования делает изначально незаконными все сделки обмена, в которых участвуют фиктивные товары и/или фиктивные деньги, а также бартерные сделки.
Однако необходимо сделать оговорку. При росте общественной производительности труда в реальном выражении абсолютную неизменность реальной покупательной способности денег в течение длительного периода времени нельзя сохранить. Наблюдаемое в этих условиях увеличение количества товаров на рынке (при неизменном количестве денег в обращении) ведет и к увеличению реальной покупательной способности денег. В этой связи для товаров, обращающихся на вторичном рынке (речь идет о товарах, бывших в употреблении), в первую очередь для потребительских товаров, в законодательстве может быть сделано исключение. Для этой группы товаров может быть сохранена возможность безденежного обмена.
Кроме этого, в законодательстве должен быть предусмотрен определенный период перехода на принципы реального товарно-денежного обмена. В этот период может быть разрешено ограниченное обращение фиктивных товаров на рынке при полном запрете на эмиссию и введение в обращение фиктивных денег.
При запрете на свободное обращение фиктивных товаров необходимо учитывать, что такие товары представлены на рынке четырьмя основными группами:
- "товары из будущего";
- ценные бумаги;
- права требования долга, вытекающее из обязательств по договору;
- иностранная валюта, используемая в качестве средства сбережения накоплений.
"Товары из будущего". Основным признаком "товара из будущего" является отсутствие в природе реальных объектов обмена в виде вещей, услуг 2 и информации в момент купли-продажи. Обычно право собственности на "товар из будущего" вытекает из срочного договора купли-продажи, по которому одна сторона обязуется поставить, а другая - получить определенное количество реальных товаров по установленной цене и в оговоренные сроки.
В целях обеспечения эквивалентного обмена в гражданское законодательство должна быть внесена норма, запрещающая заключение договоров купли-продажи реальных товаров, не существующих в природе в момент заключения договора купли-продажи3 .
Исключение может быть сделано лишь для тех "товаров из будущего", которые используются при получении кредита в качестве залога (скажем, урожай пшеницы или улов рыбы будущего года). Однако в случае использования "товаров из будущего" в качестве залога кредитор должен лишаться права свободной продажи таких залоговых товаров на рынке. При таком подходе право собственности на них как "товаров из будущего" может перейти от одного лица к другому лишь в случае смерти (или прекращения деятельности) кредитора, предоставившего кредит под залог в виде фиктивных товаров.
А для того, чтобы предупредить возможные злоупотребления в кредитной сфере, связанные с предоставлением кредита под залог в виде "товаров из будущего", законодательство должно предусмотреть обязательное страхование сделок кредитования указанного вида.
Ценные бумаги. В первую очередь следует отметить, что термин "купля-продажа ценных бумаг" является некорректным. С экономико-правовой точки зрения, "купля-продажа ценных бумаг" есть не что иное, как купля-продажа прав, закрепленных данной ценной бумагой. По нашему мнению, использование термина "бумага" преследует цель - придать сделкам купли-продажи прав, закрепленных ценной бумагой, иллюзию купли-продажи чего-то реального. Указанная манипуляция с понятиями усиливает привлекательность ценных бумаг как объектов инвестирования. Поэтому законодательство должно содержать норму, предписывающую информировать покупателей ценных бумаг о приобретении ими в момент купли-продажи прав собственности не на реальное, а на фиктивное имущество. Такая информация может носить характер предупреждения Министерства финансов РФ. Она должна быть отражена как на самих ценных бумагах, так и сопровождать их рекламу.
По характеру имущественных правоотношений ценные бумаги можно разделить на кредитные (векселя, облигации, долговые расписки, опционы и т.п.) и кооперационные (акции, паи и т.п.). Последние являются продуктом правоотношений, связанных с объединением имущества различных лиц при реализации стоящих перед ними хозяйственных целей. Такие ценные бумаги из хозяйственной практики выведены быть не могут. Они будут существовать до тех пор, пока будет существовать кооперация между собственниками имущества. Однако купля-продажа таких бумаг на рынке должна быть ограничена. Права, закрепленные ценной бумагой, могут переходить от одного лица к другому лишь в случае смерти (или прекращения деятельности) владельца ценной бумаги.
Таким образом, сам факт существования кооперационных ценных бумаг рождает дилемму. С одной стороны, участники кооперационных связей должны иметь право разрывать эти связи путем выхода из хозяйственного общества. С другой стороны, выход участников (акционеров) из хозяйственного общества не должен нарушать реальное товарно-денежное равновесие на рынке: прекращение имущественных отношений акционера с акционерным обществом должно исключать возможность свободной купли-продажи акций. Соответственно необходима закрепленная в законодательстве норма, которая обязывала бы хозяйственное общество по требованию участника (акционера) общества в установленные сроки напрямую выплатить действительную стоимость его акций (паев), исходя из рыночной стоимости собственного имущества общества. Такая норма уже предусмотрена ст. 26 Федерального закона РФ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Помимо обеспечения эквивалентного обмена, эта норма может значительно повысить инвестиционную привлекательность предприятий реального сектора экономики, поскольку позволяет обеспечить эффективную защиту имущественных прав "мелких" акционеров в случае несогласия с деятельностью руководства акционерного общества, избранного держателями контрольного пакета акций. Сегодня у таких акционеров есть только одна возможность разорвать свои отношения с обществом - продать акции на рынке. Издевательский характер подобного подхода к защите имущественных прав "мелких" акционеров очевиден, т.к. неэффективная деятельность руководства общества ведет к уменьшению рыночной стоимости акций данного общества.
Право требования долга, вытекающее из обязательств по договору. Обращение на рынке в качестве фиктивных товаров вытекающих из обязательств по договорам права требования долга (объектом таких прав может быть имущество, как в виде товаров, так и денег) реализуется путем уступки кредитором этого права другому лицу. (Указанная норма предусмотрена статьей 382 Гражданского кодекса РФ.) Таким образом, данный фиктивный товар неразрывно связан с долговыми обязательствами по конкретному договору.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при выполнении требований, предъявляемых к реальному кредитованию, понятие "долгового обязательства" перестает существовать само по себе. Единственное обязательство, которое возникает при такой сделке, - это обязательство кредитора вернуть заемщику залог при условии возврата заемщиком кредитору заемных средств согласно условиям договора. При этом право требования долга может выступать не только в виде фиктивного товара, но и в виде фиктивных денег, что в свою очередь ведет к нарушению реального товарно-денежного равновесия на рынке.
Исключение из законодательства нормы, допускающей свободную уступку права требования долга, вытекающего из обязательств по договору, исключает и возможность возникновения и последующего обращения данного фиктивного товара на рынке.
С уступкой права требования долга неразрывно связана и такая сделка, как перевод должником своего долга на другое (третье) лицо. Такой перевод допускается только при согласии кредитора. И по этой причине норма, допускающая возможность указанной сделки, также должна быть исключена из законодательства.
Иностранная валюта, используемая в качестве средства сбережения накоплений. Иностранная валюта переводится из разряда средства обмена в объект обмена, когда она приобретается в целях использования ее в качестве не платежного средства при покупке иностранных товаров, а средства сбережения накоплений. Поэтому для обеспечения эквивалентного обмена необходимо внесение в законодательство следующей нормы: инвалюта может приобретаться резидентами лишь в том случае, если приобретение инвалюты вызвано необходимостью покупки иностранных товаров (вещей, услуг, информации). Свободный доступ к инвалюте могут иметь лишь резиденты, отправляющиеся в поездку за границу, а также резиденты, ввозящие в страну импортные товары.
Вводимые в практику валютных сделок на национальном рынке ограничения требуют как создания новых институтов (на наш взгляд, одним из них должен стать Государственный комитет валютного контроля), так и перераспределения функций среди уже имеющихся институтов, участвующих в организации международного товарообмена. Основная цель организации институтов валютного контроля состоит в недопущении накопления инвалюты резидентами, поскольку по своей экономико-правовой природе такое накопление резидентами инвалюты ведет к недопоставке иностранных реальных товаров на национальный рынок и уменьшению реальной покупательной способности национальной валюты.
К торгам на бирже целесообразно допускать лишь уполномоченные банки, которые приобретают инвалюту на основании заявок их клиентов - покупателей иностранных товаров. В дальнейшем, после приобретения инвалюты на бирже, эти же уполномоченные банки будут использовать приобретенную ими инвалюту для оплаты импортных товаров, опираясь на поручения клиентов. Необходимо также предусмотреть, чтобы закон, ограничивающий свободное обращение инвалюты, вступил в силу не менее чем через два-три года после его принятия. По нашему мнению, указанная мера позволит избежать паники на валютном рынке, следствием которой может стать резкое падение курса инвалюты и уменьшение реальных сбережений владельцев инвалютных накоплений.
Говоря о выведении из обращения фиктивных денег, необходимо исходить из того, что фиктивными деньгами являются любые средства обмена, противоречащие требованиям, предъявляемым к реальным деньгам: фальшивые деньги, денежные суррогаты, депозитные (дополнительные) деньги, инвалюта, используемая в качестве платежного средства на внутреннем рынке.
В российское законодательство необходимо включить норму, запрещающую использование фиктивных денег в качестве платежного средства. Все сделки, в которых в качестве платежных средств участвуют фиктивные деньги, должны изначально признаваться незаконными. При этом следует учитывать, что фиктивные деньги иногда имеют скрытую форму. Безденежный обмен товарами - это вид сделки обмена с использованием безналичных фиктивных денег. Его можно рассматривать как товарно-денежный обмен, особенностью которого является выпуск участниками обмена безналичных фиктивных денег (после завершения обмена эти фиктивные деньги участниками сделки аннулируются). Выпуск безналичных фиктивных денег происходит и при дарении реальных товаров, если в сделке дарения участвует ограниченный круг лиц, дарящих свои товары друг другу. Соответственно в российское законодательство должна быть введена норма, ограничивающая не только безденежный обмен товарами, но и дарение товаров и денежных средств путем введения в практику налогообложения налога на имущество, переходящее от одного собственника к другому, в том случае если эти собственники не являются близкими родственниками. По нашему мнению, этот налог должен быть прогрессирующим, а законодательство должно предусмотреть минимальную величину стоимости подаренного имущества, на которое распространяется действие вводимого налога.
Обеспечение эквивалентного обмена требует внесения соответствующих поправок и в законодательство, регламентирующее эмиссионную деятельность Банка России и его денежно-кредитные отношения с правительством.
Искусственно создаваемая эмиссионным банком незначительная (не более 5-7 % в год) инфляция увеличивает привлекательность хранения денег в банке. Незначительная инфляция стимулирует и кредитную и лизинговую деятельность самих коммерческих банков. Регулярное незначительное увеличение денежной массы в обращении играет роль инструмента, обеспечивающего неизменность реальных стоимостных пропорций в сфере обмена, с одной стороны, и увеличение денежных вливаний в реальный сектор экономики, с другой. Но для этого необходимо, чтобы российское законодательство предусматривало обязательный учет изменения реальной покупательной способности денег в области кредитных отношений, следовательно, обязательную индексацию изменения реальной покупательной способности денег при заключении договоров кредитования или лизинга.
При заключении таких договоров целесообразно отказаться от практики установления фиксированных процентных ставок. Окончательный расчет между кредитором и заемщиком должен основываться на фактическом изменении реальной покупательной способности денег за соответствующий период. Речь идет о плавающих процентных ставках.
В качестве индекса изменения реальной покупательной способности денег предпочтительны соотношения цены рабочего времени (величины средней заработной платы в реальном секторе экономики) в соответствующие периоды.
Для обеспечения эквивалентного обмена все денежные средства, выпущенные в результате дополнительной эмиссии, должны безвозмездно передаваться владельцам "старых" денег пропорционально той сумме денег, которыми они владели в момент введения "новых" денег в обращение. Однако на практике реализовать такое распределение "новых" денег среди владельцев "старых", учитывая значительное количество денег в виде наличных, весьма проблематично. Как компромиссное решение можно рассматривать безвозмездную передачу Банком РФ выпущенных в результате дополнительной эмиссии денег непосредственно в государственный бюджет и использование "новых" денег для пополнения государственных золотовалютных резервов. При этом необходима именно безвозмездная передача выпущенных "новых" денег непосредственно в государственный бюджет, поскольку продажа государством (в лице правительства) тому же государству (в лице Банка России) фиктивных товаров в виде государственных ценных бумаг лишена реального стоимостного содержания.
Поскольку выпуск Банком России "новых" денег ведет к уменьшению реальной покупательной способности национальной валюты, то по своим экономическим последствиям дополнительная эмиссия аналогична введению разового налога на денежные средства всех субъектов обмена. Поэтому эмиссионная политика Банка при указанном подходе должна быть законодательно увязана с налоговой политикой государства.
Возможны и два принципиально разных подхода к организации внешнеторговых сделок. Первый исходит из того, что национальные товары могут быть реализованы только за национальную валюту. При таком подходе нерезиденты могут приобрести российские товары только после того, как принадлежащая им инвалюта будет реализована на российском валютном рынке за рубли. С позиции обеспечения эквивалентного товарообмена преимущества такого подхода очевидны, т.к. рыночный курс инвалюты по отношению к рублю при выполнении требований, предъявляемых к приобретению инвалюты резидентами, будет равен паритетному. Другой подход предполагает, что все экспортируемые российские товары реализуются нерезидентам только за иностранную валюту. Такой подход имеет право на существование, но с одним ограничением: полученная экспортерами инвалютная выручка должна быть реализована на внутреннем валютном рынке в полном объеме. Имеется в виду установление норматива обязательной продажи валютной выручки в размере 100%. При этом условии установившийся на внутреннем валютном рынке рыночный курс инвалюты по отношению к рублю также будет равен паритетному.


1 См: Исаев А.А. Дезорганизация товарообмена в России. Владивосток, 2004.
2 Особенность услуги как объекта обмена заключается в том, что она принимает форму реального товара лишь в том случае, если в момент купли-продажи эта услуга является уже оказанной, т.е. объект обмена носит завершенную форму товара.
3 Подобная норма уже присутствует в российском законодательстве. Согласно п.5 статьи 31 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", "предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем".

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия