Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ходанович А. В.
менеджер по работе с гостями Инновационного Prevent Age курорта «Первая Линия. Health Care Resort»
(г. Санкт-Петербург)

Воронцова Г. Г.
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат педагогических наук


Анализ факторов и условий продвижения инновационного продукта «Prevent Age» на российском рынке санаторно-курортных услуг
В статье рассматривается связь между здоровым образом жизни и долголетием населения, раскрывается сущность Prevent Age продукта, как перспективного направления развития специализированных предприятий индустрии гостеприимства, а также факторы макро и микросреды продвижения инновационного Prevent Age продукта на рынке санаторно-курортных услуг
Ключевые слова: здоровый образ жизни, старение населения, убыль населения, санаторно-курортные услуги, PreventAge продукты, индустрия гостеприимства, факторы и стратегии продвижения продукта
УДК 378.147; ББК 65.05   Стр: 152 - 155

По статистике ООН число людей молодого возраста всего мира растет намного медленнее, чем число пожилых людей. К 2030 году пожилых людей будет больше, чем детей до 10 лет (1,41 млрд против 1,35 млрд). Так, аналитики прогнозируют, что уже в 2050 году людей в возрасте 60 лет и старше будет больше, чем подростков и молодежи в возрасте 10–24 лет (2,1 млрд против 2,0 млрд) [6].
В большинстве стран доля пожилых людей в населении увеличится. В 2017 году по мировой статистике из 8 человек 1 — в возрасте 60 лет и старше. К 2030 году этот показатель, по прогнозам, вырастет до 1 из 6, а к 2050 году — до 1 из 5.
Темпы старения населения ускоряются. Сегодняшние развивающиеся страны должны адаптироваться гораздо быстрее, поскольку их население больше подвержено раннему старению, в сравнении с развитыми странами. Это связано с тем, что развивающиеся страны имеют гораздо более низкие уровни национального дохода, инфраструктуры, возможностей здравоохранения и социального обеспечения по сравнению с развитыми странами.
Данные мировые тенденции демонстрируются и по России — в 2020 г. показатель численности людей старше 65 лет составил 25% от общей численности населения, а к 2060 г. прогнозируется увеличение их доли почти в два раза — до 47% (по данным Credit Suisse). Росстат пока дает оценку по структуре населения России только до 2036 г. — по данным службы, к этому году доля пожилых людей составит 24,1% [3].
В России в 2019 году родились 10,9 человека и умерли 12,5 на каждую тысячу. В 2017 году показатели составляли 11,5 и 12,4 человека соответственно. Убыль населения за 2018 год была существенно больше, чем за 2017 год — 224,5 тыс. и 135,8 тыс. человек соответственно [3].
Предметом статистических исследований также выступают причины смерти населения. Показатель, занявший первое место и составляющий в процентном соотношении 46,8% от общего числа случаев — заболевания системы кровообращения. За ним следует гибель от новообразований — 16,3%. Смерть от внешних причин зафиксирована в 7,9% случаев. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть смертей происходит по причинам, связанным со здоровьем людей, из-за тех болезней, которые можно было бы предотвратить на ранней стадии.
Согласно результатам исследования, представленным в журнале Lancet: жители России, в среднем, стареют быстрее, чем население других стран мира –набор болезней типичный для людей пожилого возраста обычно есть уже к 59 годам. По началу старения населения Российская Федерация занимает 160-е место среди 192 стран, изученных авторами исследования [5].
Понятия «старость» и «возраст» не являются синонимами. Жители России по статистике старее жителей многих развитых стран не из-за того, что они могут похвастаться долголетием, а из-за того, что старость в России наступает раньше, и хорошее самочувствие и активное долголетие остаются понятиями, которые редко имеют отношение к настоящей жизни людей в возрасте.
Важный фактор, который должен присутствовать в жизни каждого человека помимо долголетия — это здоровье, ведь именно при его наличии увеличение продолжительности жизни сможет открыть ряд благоприятных возможностей. При хорошем самочувствии и крепком здоровье люди после 60 лет смогут реализовывать себя в том, что они любят, почти не уступая при этом способностям более молодого населения.
Вопросы оценки качества предоставляемых услуг, разработки инновационных гостиничных продуктов, технологии продвижения этого продукта на рынке услуг, здорового образа жизни рассматриваются преподавателями кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса СПбГЭУ [1, 4].
Хотя часто считается, что тенденция к увеличению продолжительности жизни также демонстрирует более длительный период хорошего здоровья, мало доказательств того, что сегодня у пожилых людей здоровье лучше, чем у их родителей, когда они были в том же возрасте.
Люди пожилого возраста по большей части имеют проблемы со здоровьем, связанные с хроническими заболеваниями, которые, как давно было доказано, можно было бы предотвратить еще на стадии их «зарождения» благодаря различным превентивным мероприятиям, основа которых это ведение здорового образа жизни, к которому относится: отказ от курения и алкоголя, правильное и сбалансированное питание, регулярные физические нагрузки, поддержание витаминного баланса, комплекс оздоровительных процедур, полученных как во время санаторно-курортного лечения, так и в амбулаторных условиях.
«Здоровое» старение может стать реальностью для всех, для этого важно продвигать продукт «Prevent Age» на российском рынке санаторно-курортных услуг, смещая акцент с лечения заболеваний на их предотвращение и профилактику. Основанием для этого тезиса может служить Глобальная стратегия по проблемам старения и здоровья (2016–2030 гг.) (Global strategy on ageing and health (2016–2030)).
Для того, чтобы успешно продвигать Prevent Age продукт на рынке санаторно-курортных услуг, необходимо поменять мышление людей в сторону сохранения и укрепления здоровья, превенции в этой сфере жизни.
Prevent Age — это новый мировой тренд в медицине и на рынке санаторно-курортных услуг, культура которого еще почти не представлена на территории России. Prevent Age продукт относится к перспективному направлению развития санаторно-курортных услуг, суть его заключается в увеличении продолжительности и качества жизни за счет комплексного применения инновационных достижений современной медицины и поддержания здорового образа жизни.
На текущий момент курортов, использующих Prevent Age подход, почти не представлено на территории России. Одним из первых объектов в Ленинградской области, где представлены различные оздоровительные программы в рамках Prevent Age подхода, является курорт «Первая линия».
Если рассматривать данный продукт в контексте индустрии гостеприимства, то это качественно новый подход к предоставлению комфортных услуг размещения, индивидуальный подход к гостю при формировании меню в ресторане, а также использование инновационных технологий в оказании санаторно-курортных услуг, помогающих восстановить свое физическое и эмоциональное состояние, а также снизить риск наступления процессов старения.
Разработка долгосрочной стратегии продвижения какого-либо продукта или услуги не представляется без анализа факторов и условий, которые могут повлиять на данный процесс. Их анализ будет способствовать пониманию и своевременному реагированию на источники процессов, замедляющих развитие, а также увеличению эффективности системы продвижения данного продукта Prevent Age.
Факторы, оказывающие влияние на продвижение продукта Prevent Age можно разделить на факторы макросреды и микросреды. К ключевым факторам макросреды относятся демографические, экономические и научно-технические (инновации).
Факторы микросреды зачастую оказывают даже большее влияние на продвижение продукта Prevent Age и включают в себя уровень конкуренции, отношения с поставщиками, лояльность потребителей и так далее.
Важно принимать во внимание и внутренние факторы, которые могут оказывать влияние на продвижение: ценовая политика, эффективность маркетинговой деятельности, сервис и качество обслуживания в санаторно-курортных комплексах и организационные составляющие.

Таблица 1
Классификация факторов макросреды продвижения продукта Prevent Age на санаторно-курортном рынке услуг
Группа факторовФакторы
Политико-правовыеНациональная законодательная база, связанная с медицинской деятельностью, в частности с санаторно-курортными организациями (поддержка данных организаций, требования к их работе и т.д.), появление документов, регулирующих деятельность организаций, использующих Prevent Age продукт
Политическая ситуация в стране, наличие административных барьеров
ДемографическиеЧисленность населения города, доля трудоспособного населения
ЭкономическиеСостояние санаторно-курортной инфраструктуры города (регулирующей, информационной, строительной и т.д.)
Уровень дохода населения
Отсутствие налогов на медицинскую деятельность
Доступность потребительских кредитов на медицинскую деятельность, наличие программ поддержки от государства для населения
Социально-культурныеУровень образования населения
Уровень обеспокоенности своим здоровьем, численность населения, придерживающегося здорового образа жизни
Устоявшиеся стереотипы поведения (например, лечение заболеваний, а не их профилактика)
Научно-техническиеПоявление новых инновационных методов и технологий использования PreventAge продукта
ГеографическиеНаличие специфических географических и климатических условий

Как видно из табл.1, наибольший объем факторов включают группы: политико-правовых, экономических и социально-культурных групп. В табл.2, представлены факторы микросреды.

Таблица 2
Классификация факторов микросреды продвижения продукта Prevent Age на санаторно-курортном рынке услуг
Группа факторовФакторы
КлиентыЛояльность гостей, их доверие
Сезонность спроса на продукт (почти отсутствует)
КонкурентыУровень конкуренции и возможность появления новых игроков на рынке
Посредники и поставщикиДоступность оказываемых ими услуг

К внутренним факторам относятся:
1. Тип и специализация санаторно-курортной организации, наличие сети (ориентированы только на взрослых/детей, занимаются профилактикой и общим оздоровлением либо определенной системы (например, бронхолегочной), имеют всего одну организацию или представлены в разных городах России/мира);
2. Организационная структура и административно-управленческие факторы (структура управленческого и линейного персонала, их уровень квалификации, кадровая политика, применяющаяся на предприятии, система мотивации);
3. Позиционирование компании, наличие концепции и бренда;
4. Формат оказания услуг (программы оздоровления с проживанием, амбулаторные визиты, онлайн-консультации и т.д.);
5. Эффективность маркетинговой деятельности организации;
6. Уровень инфраструктуры и использование инновационных аппаратов, технологий и т.д.;
7. Ассортиментная (спектр услуг) и ценовая политика;
8. Уровень предоставляемого сервиса и качества обслуживания, наличие индивидуального подхода.
Для того, чтобы продвигать инновационный продукт Prevent Age, необходимо:
1. В рекламе, позиционировании бренда, общении врача с пациентом делать акцент не на болезнях, а на здоровье, поскольку основа продукта Prevent Age — это превенция заболеваний, а не их лечение. Важно привлекать аудиторию, напоминая о важности поддержания здоровья, а не об имеющихся у них заболеваниях, поскольку многих может это спугнуть, и они отложат вопрос, связанный с их оздоровлением, еще на неопределенный период;
2. Убедить клиента, что санаторно-курортной организации, врачу можно доверять. От этого зависит наличие доверительных отношений с клиентом и уровень его комфорта при прохождении определенных услуг. Здесь стоит сделать акцент на профессионализме врачей, на их постоянном обучении (лицензии, сертификаты, дипломы — всё должно быть в открытом доступе), а также на инновационности используемого продукта Prevent Age (можно представить результаты некоторых пациентов (с их согласия и соблюдая конфиденциальность) в открытом доступе, как внешних, так и внутренних (внутренние в виде изменений показателей исследований, отзывов об изменении самочувствия и т.д.);
3. Использовать индивидуальный подход к каждому гостю, слышать его, понимать запрос и обеспечивать обратную связь. Prevent Age продукт демонстрирует персонализированную медицину, которая, если и использует шаблоны, связанные со здоровым образом жизни, то всячески их модифицирует под каждого отдельного пациента, учитывая индивидуальные особенности организма. Врач здесь должен быть также психологом, который будет вовремя реагировать на запрос/жалобу гостя, обрабатывать ее и строить эффективную коммуникацию с пациентом;
4. Увеличивать пул лояльной аудитории санаторно-курортной организации. Следуя предыдущему пункту, это довольно просто сделать, поскольку устанавливается личный контакт между врачом и гостем, которые строят долгосрочную стратегию по поддержанию здорового образа жизни. Поскольку Prevent Age продукт является новым и инновационным трендом мировой медицины, он должен быть тесно связан с технологиями. Так, для поддержания лояльности клиентов возможно внедрить и использовать мобильное приложение, в котором можно поддерживать связь с врачом и получать уведомления-напоминания о предстоящих записях на сдачу исследований, прохождений программ или отдельных процедур;
5. Использовать инновационные технологии и аппараты для диагностики и проведения процедур. Prevent Age продукт предполагает использование по большей части инновационных методик и аппаратов, направленных на улучшение состояния всего организма. Это может быть связано, как с процедурами, проводимыми на курорте, так и с предметами, представленными в номерах или на территории санаторно-курортного комплекса. Так, уже внедряются «умные» будильники с имитацией рассвета на курорте «Первая Линия. Health Care Resort» в Санкт-Петербурге, благодаря чему можно улучшить качество жизни гостей, подарив им естественное пробуждение и заряд энергии с самого утра и на целый день;
6. Участвовать в профессиональных мероприятиях, конгрессах, форумах, сотрудничать с организациями, практикующими подобное направление и перенимать опыт друг у друга. Поскольку данное направление является довольно новым, то стоит ожидать большое количество открытий в ближайшем будущем. Чтобы быть успешным курортом, реализующим Prevent Age продукт, необходимо постоянно проводить мониторинг и участвовать в научной деятельности медицинским сотрудникам курорта;
7. Удобство для клиентов должно быть во всём, и начинаться оно может с сайта и социальных сетей, а также интеграции в мессенджеры. Сегодня, как никогда ранее, потенциальные клиенты ищут санаторно-курортные организации в Интернете. Улучшение сайта (спокойное оформление, удобство навигации, быстрая скорость страниц, интерактивность и наличие всей необходимой информации) значительно увеличит количество потенциальных клиентов. На сайте должно быть представлено максимальное количество возможностей для связи клиента с сотрудниками курорта — это онлайн-формы для чата, формы для передачи своих контактных данных курорту, номера телефонов, адрес курорта и карта с подробным объяснением (если это требуется) как добраться до места.
С помощью сайта и развитых социальных сетей можно отлично укрепить пункт 2 и усилить доверие к организации, опубликовав на сайте информацию о врачах, курирующих гостей на курорте (их специализацию, уровень образования и дополнительно пройденных курсов, фотография). В социальных сетях, например, инстаграм, можно проводить анонс новых услуг и методик, применяемых на курорте, делиться с гостями новостями и основными событиями (например, получение авторитетной премии). Представив на сайте весь перечень услуг, помимо описания программ оздоровления, можно увеличить в дальнейшем продажи курорта, а также продемонстрировать свои конкурентные преимущества в виде предлагаемых инновационных услуг.
Использование мессенджеров также становится важной частью стратегии продвижении — с помощью их интеграции в бизнес-процессы можно еще проще устанавливать контакт с клиентами (направлять информацию, поддерживать связь и т.д.);
8. Снимать интерактивные ролики с описанием курорта, используемых технологий, правилами здорового образа жизни и интересных «лайфхаках» в данной области. Для публикации данных роликов можно использовать как инстаграм и сайт, так и Youtube с помощью создания собственного канала. Важно давать обратную связь в комментариях потенциальным клиентам.
Резюмируя, можно отметить, что для своевременно утвержденной стратегии продвижения продукта на рынке санаторно-курортных услуг с помощью подбора наиболее оптимальных рекламных и организационных инструментов и их сочетания, управленцы специализированных средств размещения должны учитывать результаты анализа и оценки факторов внутренней и внешней среды.
Для продвижения инновационного продукта, такого как Prevent Age, появившегося впервые на российском рынке санаторно-курортных услуг необходим поиск новых технологий, а также просветительская деятельность не только среди пользователей данного продукта, но и среди активных пользователей в целом всего спектра услуг индустрии гостеприимства, а также среди представителей профессионального сообщества.


Список использованных источников:
1. Воронцова Г.Г., Уросова Ю.А. Изучение спроса на СПА и Велнесс услуги как условие формирования нового гостиничного продукта для бизнес-отеля // Проблемы современной экономики. — 2018. — №1 (65) — С. 83–185.
2. Оверченко М., Холявко А. К 2060 году в России почти половина населения будет пенсионерами / М. Оверченко, А. Холявко // Ведущее деловое издание России «Ведомости» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/01/22/821263–2060-godu
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный, — Загл. с экрана, — Яз. рус.
4. Эффективное управление в гостиничном и ресторанном бизнесе: теория, практика, подготовка кадров / Т.В. Бедяева, Г.Г. Воронцова и др.: коллективная монография / Под ред. С.А. Степановой. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ. — 175 с.
5. Angela Y Chang, Vegard F Skirbekk, Stefanos Tyrovolas, Nicholas J Kassebaum, Joseph L Dieleman. Measuring population ageing: an analysis of the GlobalBurden of Disease Study // Lancet Public Health. — 2019. — №4. — р.159–167.
6. The strategy of the the United Nations General Assembly «The Decade of Healthy Aging 2020–2030», 2020. Available at: https://www.who.int/docs/default-source/documents/decade-of-health-ageing/decade-ageing-proposal-en.pdf?Status=Temp&sfvrsn=b0a7b5b1_12

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия