Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Ветрова М. А.
старший преподаватель кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Формирование циркулярной экономики: передовой опыт и рекомендации для России
В статье анализируется роль циркулярной экономики в решении глобальных проблем и достижении целей устойчивого развития. Специальное внимание уделяется передовому опыту формирования циркулярной экономики, в частности разработке законодательных инициатив ЕС и их влиянии на достижение плановых показателей по снижению давления на окружающую среду. Автором проводится оценка предпринимаемых правительством РФ мер в области достижения баланса экологического и экономического развития в период с 2015 по 2020 гг., результатом которой стала разработка дорожной карты трансформации линейной экономики России в циркулярную форму
Ключевые слова: циркулярная экономика, глобальные проблемы, выбросы парниковых газов, устойчивое развитие, дорожная карта
УДК 338.012, 338.001; ББК 65.053   Стр: 167 - 171

Введение. Усиливающиеся загрязнение воздуха, почвы и воды в мировом масштабе привело к глобальным климатическим проблемам и поставило под угрозу существование жизни на Земле. По данным отчета Global exposure to air pollution and its disease burden, загрязнение воздуха в 2017 г. привело к 4,9 миллионам смертей, что эквивалентно 8,7% всей смертности в мире [1]. Россия вошла в десятку стран с самой высокой смертностью, где в результате загрязнения воздуха потери составили 99 000 человек (5,4% от всей смертности страны). Согласно исследованию Б.Н. Порфирьева, ущерб от загрязнения воздуха в мире составляет 5% мирового ВВП, в РФ — 6% ВВП [2]. Для решения глобальных проблем ООН в 2015 г. были приняты 17 целей устойчивого развития, в рамках Конвенции ООН об изменении климата в 2016 году было подписано Парижское соглашение, направленное на сокращение выбросов СО2. Все это стало основой для выработки комплекса законов и постановлений ЕС в рамках «Новой зелёной повестки» 2019 г., целью которой является сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 г. и полный запрет на выбросы к 2050 г. [3]. Утвержденная ЕС программа включает введение трансграничного углеродного регулирования с 2021 г., предполагающего уплату пошлин на импортируемые в ЕС товары, при производстве которых происходит существенная эмиссия СО2. Согласно отчету BP по мировой энергетике, Россия находится на четвертом месте по эмиссии CO2 из всех стран мира после Китая, США и Индии [4]. При введении величины сбора в размере 30$ за каждую тонну выбросов углекислого газа [5] дополнительную финансовую нагрузку в наибольшей степени получат российский нефтегазовый сектор, горнодобывающая промышленность, металлургическая и химическая отрасли. Общие потери российских экспортеров при базовом сценарии достигнут 33,3 млрд евро в период с 2025 по 2030 г. [6]. Таким образом, вопрос экологической ответственности производителя переходит из имиджевой составляющей компаний в разряд важнейших стратегических задач достижения коммерческой эффективности и конкурентоспособности российской продукции в долгосрочной перспективе.
В последние годы в России были предприняты меры, направленные на достижение баланса экономического и экологического развития. Так, с 2015 г. происходит расширение ответственности производителя в области утилизации продукции в конце ее использования, например, введены изменения в ФЗ №  458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...»; Распоряжение от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров»; Постановление от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» [7]. В 2019 году был запущен национальный проект «Экология», направленный на ликвидацию накопленного экологического ущерба, и включающий в себя задачи по улучшению качества воздуха, воды, обращения с отходами, биоразнообразия, применения новых технологий. Также 9 июня 2020 года была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая направлена на содействие социально-экономического развития России, а также укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике [8].
Однако результаты проводимой политики за последние 5 лет не показали положительной динамики, так на сегодняшний день в стране не сформирована инфраструктура сбора и сортировки отходов, доля захоронения отходов производства и потребления в последние годы стабилизировалась на уровне 49%, продолжается рост выбросов парниковых газов [9], не распространено применение наилучших доступных технологий и передовых бизнес-практик. Наиболее неблагоприятная экологическая обстановка, по данным общественной организацией «Зеленый патруль», сложилась в промышленных регионах с существенным накопленным экологическим ущербом, к которым относятся Свердловская, Челябинская, Иркутская, Нижегородская, Оренбургская и Московская области, а также Республика Саха (Якутия), Красноярский и Забайкальский края [10].
В качестве ответа на существующие вызовы актуальной становится задача развития циркулярной экономики, которая в рамках парадигмы устойчивого развития направлена на сопряжение экономических, экологических и социальных целей [11]. Прогнозируется, что при развитии циркулярной экономики выбросы углекислого газа сократятся на 48% к 2030 г. и на 83% — к 2050 г. в сравнении с 2012 г. [12]. Также циркулярная экономика обеспечит достижение ЦУР 12 (Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства) и снизит зависимость роста ВВП от потребления ресурсов. Так, по оценкам исследователей, циркулярные бизнес-модели позволят сократить ресурсопотребление на 57–90% в зависимости от отрасли и применяемых технологий, генерацию отходов на 87%, выбросы вредных веществ и канцерогенов на 90–95% [13]. Стоит отметить, что в поддержку развития циркулярной экономики в ходе Послания Федеральному собранию высказался президент РФ В.В. Путин: «Нужно кардинально снизить объем отходов, поступающих на полигоны, внедрять раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла и уже с 2021 года начать применение механизма так называемой расширенной ответственности производителей» [14]. В связи с острой актуальностью, данное исследование направлено, во-первых, на систематизацию передового опыта формирования циркулярной экономики в контексте достижения целей устойчивого развития; во-вторых, на оценку результатов законодательных инициатив и российских стратегий экологического развития; в-третьих, на разработку дорожной карты формирования циркулярной экономики РФ.
Международный опыт развития циркулярной экономики. Страны ЕС, США, Китай и Индия разрабатывают стратегии формирования циркулярной экономики в связи с ее существенными положительными эффектами в области снижения негативных экологических эффектов, росте дополнительных рабочих мест, экономии на материальных затратах, сокращении поляризации развитых и развивающихся стран, борьбы с голодом [15]. Европейская комиссия представила первый план действий по циркулярной экономике в 2015 г., который был направлен на переход ЕС к экономике замкнутого цикла, повышение глобальной конкурентоспособности, устойчивый экономический рост и создание новых рабочих мест. План действий охватил весь цикл: от производства и потребления продукции до управления отходами и рынка вторичного сырья, а также совершенствование законодательства по отходам. Через три года принятый План действий был полностью завершен и в 2018 г. Европейская комиссия приняла другие амбициозные инициативы в контексте нового Плана развития циркулярной экономики, среди которых [16]:
• Общая цель ЕС по переработке 65% городских отходов к 2035 г.;
• Общая цель ЕС по переработке 70% упаковочных отходов к 2030 г.;
• Обязательная цель по захоронению отходов — к 2035 г. на уровне не более 10%;
• Установлены минимальные требования для схем расширенной ответственности производителей с целью улучшения их управления и повышения экономической эффективности;
• Значительно усилены цели профилактики, в частности, от государств-членов ЕС требуется принятие конкретных мер по борьбе с пищевыми отходами и морским мусором в качестве вклада в выполнение обязательств ЕС в отношении ЦУР ООН.
Помимо общего плана развития, на уровне стран ЕС разрабатываются дорожные карты и специальные программы, например, Дорожная карта национальной экономики замкнутого цикла в Финляндии, ProgRess II Немецкая программа эффективности использования ресурсов, Лидерство в переходном процессе: план действий по экономике замкнутого цикла Португалии, На пути к модели замкнутой экономики Италии, Дорожная карта циркулярной экономики Словении и др. Все правительственные инициативы привели к выполнению плановых целей по сокращению выбросов СО2 наряду с увеличением доли возобновляемых источников энергии и повышением энергоэффективности на 20%. Так, выбросы парниковых газов в ЕС сократились на 24% в период с 1990 по 2019 гг., в то время как экономика выросла примерно на 60% за тот же период [17].
Формирование экономики замкнутого цикла поддерживается и другими странами, в том числе в Китае действует Программа развития циркулярной экономики с 2013 г., в США — Стратегическая программа по устойчивому управлению материалами с 2017 г. Развивающиеся страны исследуют возможности развития циркулярной экономики [18], например, Руанда, Нигерия и Южная Африка совместно со Всемирным экономическим форумом и ЕС создали Африканский Альянс для формирования стратегии развития циркулярной экономики [19].
Компании по всему миру развивают циркулярные бизнес-модели, основанные на принципе безотходности, экологическом дизайне, повторном использовании и восстановлении продукции. Например, компания John Deer занимается ремануфактурингом моторов для сельскохозяйственной и крупногабаритной техники, т.е. восстановлением до состояния как новое, что позволяет снизить стоимость изделия на 70% и сократить количество отходов на 10–12 тыс. тонн в год [20]. В долгосрочной перспективе, благодаря трансформации линейной экономики в замкнутую форму, будет создана экологически устойчивая инфраструктура и промышленность. Это позволит смягчить текущие последствия изменения климата, а также сократить потребление сырьевых и энергоресурсов, генерацию отходов и выбросы парниковых газов при одновременном экономическом росте.

Оценка результатов законодательных инициатив РФ в решении экологических проблем. Последние 5 лет законотворчества в области охраны окружюащей среды РФ не ослабили зависимость выбросов СО2 и формирования отходов призводства и потребления от роста ВВП (рис.1). Изменение ФЗ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления...», Распоряжение от 04.12.2015 №  2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров», направленные на экологически целесообразную утилизацию отходов, не приносят существенных результатов. Так, в период с 2015 по 2019 годы доля захоронения отходов производства и потребления варьиуется на уровне 46–49%, при одновременном росте образования отходов их захоронение увеличилось с 2333,1 млн тонн в 2015 г. до 3800,8 млн тонн в 2019 г. [21], что свидетельствует о неэффективности применяемых в стране мер.
Рис.1. Взаимосвязь ВВП, выбросов СО2 и образования отходов производства и потребления в РФ 2015–2019 г.
Составлено автором на основе данных Росстата.

Итоги первого года реализации национального проекта «Экология» подверглись критике со стороны Счётной палаты РФ. Финансирование НП «Экология» в период 2019–2024 г. должно составить 4,1 трлн рублей. В 2019 г. расходы исполнены лишь на 66,3%, а в первом полугодии 2020 г. — на 21,8%. При этом, согласно отчету, о реализации проекта достигнуто 53 из 56 целевых показателей, однако значения трети из них были установлены на уровне 2018 г. Счётная палата РФ отмечает, что национальным проектом не проработаны вопросы изменения климата, восстановления качества почв, а также недостаточны меры по экологически безопасной утилизации отходов [22].
Российский объем расходов на охрану окружающей среды составляет 0,7–0,8% ВВП (табл. 1), а инвестиции в основной капитал, направленные на природоохранную деятельность — 0,9–1% от всех видов экономической деятельности в РФ [23]. В то время как в бюджете ЕС на 2014–2020 гг. 20% средств направляется на смягчение последствий изменений климата, включая инвестиции в разработку и внедрение новых технологий, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, и на внешнеполитические инициативы. Все это свидетельствует о недостаточном финансировании природоохранных мероприятий РФ в сравнении с передовыми странами.

Таблица 1
Расходы на охрану окружающей среды в Российской Федерации (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
 20152016201720182019
Объем расходов на охрану окружающей среды582 128590 865658 035720 905871 993
в том числе по направлениям природоохранной деятельности:
охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменений климата102 765102 307122 830130 918139 191
сбор и очистка сточных вод234 112235 553239 092246 917257 214
обращение с отходами68 48266 65279 51791 735112 216
защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод37 95244 53533 64930 74635 570
сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий44 59335 92642 48746 15249 699
прочие94 224105 891140 460174 437278 103
Объем расходов на охрану окружающей среды в процентах к ВВП0,7%0,7%0,7%0,7%0,8%


Таким образом, несмотря на проводимые в стране меры в последние 5 лет, результаты свидетельстуют об отсутствии прогресса в области снижения давления на окржающую среду. Как показывает опыт ЕС, ключом решения экологических проблем может стать развитие циркулярной экономики, направленной на одновременное повышение экологической, социальной и экономической эффективности. В условиях ужесточающейся политки стран-партнеров по требованиям к импортируемой продукции и повышения финансовой нагрузки на российские экспортирующие компании неизбежным становится принятие оперативных мер как со стороны производителей, так и со стороны государства. И одной из мер может стать вндерение циркулярных бизнес-моделей и формирование долгосрочной стратегии развития циркулярногй экономики для ответа на глобальные вызовы.

Дорожная карта формирования циркулярной экономики в России. Развитие циркулярной экономики в РФ должно осуществляться поэтапно с разработкой краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер, т.к. на сегодняшний день в стране не сформирована база наилучших доступных технологий, инфраструктура и институциональная среда для быстрого и качественного перехода к экономике с замкнутым циклом. При этом существенная региональная дифференциация не дает возможности применения единых подходов для всех субъектов РФ. Однако общая политика для достижения целей должна задаваться на федеральном уровне путём разработки законов и нормативно-правовых актов, препятствующих захоронению и сжиганию отходов, которые являются потенциальным вторичным сырьем; льготного налогообложения и субсидирования компаний замкнутого производственно-сбытового цикла для минимизации цен на восстановленные продукты и сырье, полученное в результате переработки; косвенных мер для создания институциональных условий и изменения моделей поведения не только производителей, но и потребителей в пользу выбора экологически чистых и безопасных продуктов, пригодных для повторного использования и переработки.
Для наглядного представления поэтапной стратегии трансформации линейной экономики в циркулярную форму на рис. 2 представлена дорожная карта.
Дорожная карта развития российской циркулярной экономики связывает целевые ориентиры и поэтапную стратегию, которые предусматривают реализацию инструментов в таких взаимосвязанных областях, как институциональные и законодательные преобразования, развитие цифровых технологий и инновационная модернизация, а также развитие механизмов поддержки всех стейкхолдеров в формирующейся экономике замкнутого цикла. Целевые ориентиры направлены на формирование новых отраслей замкнутого цикла и конкурентоспособных циркулярных производств, рост рабочих мест и повышение качества условий труда, формирование кадровой, информационной и инновационной инфраструктуры, а также эффективной системы управления социально-экономическим и экологическим развитием с ориентацией на цели устойчивого развития.


Рис. 2. Мониторинг результатов, проведение оценки зрелости и корректировка инструментов достижения целевых ориентиров

Заключение. Внедрение стратегии поэтапного перехода к циркулярной экономике РФ, которая уже доказала свой потенциал на опыте ЕС в области сокращения давления на окружающую среду при одновременном достижении экономической эффективности, сопряжена с высокими организационными, инвестиционными и операционными затратами. Формирование общенациональной стратегии осложняется высокой дифференциаций российских регионов, что обуславливает необходимость разработки дорожных карт с учетом пространственного характера экологических, экономических и социальных проблем. А также проведение оценки выгод и затрат от реализации поэтапной стратегии развития циркулярной экономики с учетом специфики развития регионов РФ.


Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук, номер проекта МК-1278.2020.6.

Список использованных источников:
1. Health Effects Institute. 2019. State of Global Air 2019. Special Report. Boston, MA: Health Effects Institute. ISSN 2578–6873
2. Порфирьев Б.Н. Парадигма низкоуглеродного развития и стратегия снижения рисков климатических изменений для экономики // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 2. — С. 3–13.
3. A European Green Deal. 2019. European Comission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019–2024/european-green-deal_en (Дата обращения 11.12.2020)
4. BP Statistical Review of World Energy. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2019-full-report.pdf (Дата обращения 11.12.2020)
5. Углеродный вызов российским экспортерам/ BCG. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/press/29july2020-carbon-challenge-to-russian-exporters (Дата обращения 11.12.2020)
6. Фадеева А. KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС/ РБК, 07.07.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/07/07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be (Дата обращения 11.12.2020)
7. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. Формирование современной системы обращения с отходами — от безопасного захоронения к ремануфактурингу // Проблемы современной экономики. — 2016. — № 4 (60). — С.181–188.
8. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf (Дата обращения 11.12.2020)
9. Федеральная служба государственной статистики. Окружающая среда. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (Дата обращения 11.12.2020)
10. Зеленый патруль. Национальный экологический рейтинг регионов России, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=399 (Дата обращения 11.12.2020)
11. Kirchherr, J., Reike, D., Hekkert, M. Conceptualizing the circular economy: an analysis of 114 definitions// Resources, Conservation and Recycling. Volume 127, December 2017, Pages 221–232 DOI: 10.1016/j.resconrec.2017.09.005
12. Экономика замкнутого цикла и здоровье. Всемирная организация здравоохранения Европейское региональное бюро. [Электронный ресурс]. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326859/9789289054300-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (Дата обращения 11.12.2020).
13. Ellen MacArthur Foundation, McKinsey & Co and Google. Artifcial Intelligence and the Circular Economy, 2019. [Электронный ресурс]. URL: www.ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/Artifcial-intelligence-and-the-circular-economy.pdf (Дата обращения 11.12.2020).
14. Послание президента федеральному собранию 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (Дата обращения 26.10.2020).
15. Ветрова М.А., Иванова Д.В. Циркулярные модели производства и потребления как инструмент достижения целей устойчивого развития // Russian Economic Bulletin // Российский экономический вестник. — 2020.- Том 3. — №5. — С.44–54.
16. EU Circular Economy Action Plan. European Commission 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/environment/circular-economy/ (Дата обращения 26.10.2020)
17. Climate strategies & targets. Progress made in cutting emissions, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/clima/policies/strategies/progress_en (Дата обращения 11.12.2020)
18. EPA Sustainable Materials Management Program Strategic Plan for Fiscal Years 2017 — 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epa.gov/home/pdf-files#background (Дата обращения 11.12.2020)
19. Circular Economy Club. PAST: EU Dialogue on Sustainability Transition: the Role of Circular Economy — South Africa, 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.circulareconomyclub.com/eu-dialogue-sustainabilitytransition-role-circular-economy-south-africa-4-may-2017/ (Дата обращения 11.12.2020).
20. John Deere. John Deere Hosts Annual Reman Day, Cites Environmental Benefits, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forestrytrader.com/blog/forestry-equipment-news/2019/04/john-deere-hosts-annual-reman-day-cites-environmental-benefits (Дата обращения 11.12.2020)
21. Федеральная служба государственной статистики. Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11194 (Дата обращения 11.12.2020)
22. Бюллетень Счетной палаты №9 (274) 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-9–274–2020-g (Дата обращения 11.12.2020).
23. Федеральная служба государственной статистики. Расходы на охрану окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/5KDqibNb/tab_graf.pdf (Дата обращения 11.12.2020).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия