Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (77), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Смирнова Т. А.
доцент Института экономики, государственного управления и финансов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук

Симон В. В.
Институт экономики, государственного управления и финансов
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)


Учет общественного мнения при формировании образовательной среды территории
Проведенный анализ существующей системы организации образовательных услуг в городе Красноярске выявил ряд недостатков, связанных с низкой обеспеченностью услугами образовательной сферы для детей, значительной удаленностью объектов образовательной сферы от микрорайонов новостроек, отсутствием комплексного подхода к организации образовательной среды районов города, учитывающего существующее законодательство, особенности территории, мнение жителей. В статье приведены результаты социального опроса, который показывает заинтересованность населения в организации образовательной среды на территории микрорайона, проанализированы существующее законодательство и существующая система организации образовательного пространства, предложен ряд рекомендаций, выполняя которые, можно улучшить состояние социальной инфраструктуры крупных городов
Ключевые слова: образование, организация образовательного пространства, правовое обеспечение образования, общественное мнение, качество образовательных услуг, территориальная обеспеченность, социальная инфраструктура
УДК 378; ББК 65.497   Стр: 182 - 185

Образовательная среда как необходимое условие развития общества. В связи с переходом стран к информационному обществу возрастает приоритет знания, профессионализма, креативности и образованности населения. Ключевую роль в этом процессе играет система образования и ее организация на территории поселений.
В первую очередь, уровень образования определяет уровень конкурентоспособности государства, обеспечивает его устойчивое социально-экономическое развитие. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1]. Затраты на образование — это не бремя государственного бюджета, которое нужно сокращать, а долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства [2].
Необходимо также отметить, что в экономической сфере образование оказывает серьезное влияние и на сферу потребления. Речь идет о потреблении, как материальных благ (товаров), так и духовных благ — культуры, информации [3]. С точки зрения социальной эффективности образование представляет собой один из решающих факторов, формирующий интеллектуальный потенциал территории, обеспечивающий преемственность национального развития, воспроизводство культурного слоя населения.
Исходя из вышесказанного, приоритетным направлением развития государства должно стать повышение качества образования, так как именно оно оказывает значительное влияние на социальную, экономическую, культурную и политическую сферы.
Нормативно-правовое обеспечение организации образовательной инфраструктуры. Для повышения уровня образования необходимо обеспечить возможность его получения, что, несомненно, связано с организацией образовательной среды на территории.
В публикации «Индекс образовательной инфраструктуры субъектов РФ в 2014 году» образовательная инфраструктура описывается как комплекс ресурсов, определяющих возможность функционирования системы образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Она включает кадровое, материально-техническое и информационно-методическое оснащение, а также здания и коммуникации системы образования. Все это обеспечивается системой управления образования [4].
Грамотно выстроенная образовательная инфраструктура, учитывающая интересы и возможности участников образовательного процесса, способствует получению доступного и качественного образования, отвечающего требованиям современного общества. Ведущая роль в организации образовательного процесса, так же как и его инфраструктурного обеспечения, несомненно отводится государственному регулированию.
В настоящее время нормативно-правовое регулирование в отношении организации образовательной среды территории представлено следующими основными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Представляет собой совокупность обязательных для реализации основной образовательной программы общего образования требований [5].
2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №  190-ФЗ (ред. от 03.08.2018). Регулирует порядок организации документов по планировке территории. Согласно статье 29.2, в муниципальных образованиях могут устанавливаться местные нормативы градостроительного проектирования. При этом нормативы городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа и объектами благоустройства территории, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения. Так, например, в Красноярске утверждены местные нормативы градостроительного проектирования, закрепляющие расчетные показатели обеспеченности объектами, в том числе объектами образовательной инфраструктуры. Минимально допустимый уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями составляет не менее 43 мест на 1000 человек, а общеобразовательными организациями — не менее 123 мест на 1000 человек [6].
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 утверждают обязательное лицензирование образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Условием для принятия решения о выдаче лицензии является предоставление санитарно-эпидемиологического заключения. Одним из нормативов является «пешеходная доступность общеобразовательного учреждения». Она не должна превышать 0,5 км, а в сельской местности — 2,0 км [7].
Образовательная среда территории. Состояние и проблемы крупного города. Несмотря на существующее законодательство, регулирующее образовательную систему в целом и организацию инфраструктурного обеспечения территории, можно выявить ряд недостатков, характерных для развивающихся городов с высоким ростом численности населения.
Красноярск относится к городам-миллионерам, численность которых стремительно возрастает. В городе появляются новые микрорайоны, достаточно удаленные от центральной части, соответственно и от социальной инфраструктуры, сформированной в период плановой экономики.
Согласно проведенным исследованиям, анализирующим соответствие существующей образовательной среды Красноярска нормативным требованиям, можно сделать вывод о слабой обеспеченности районов города общеобразовательными организациями.
Анализ обеспеченности образовательными учреждениями по районам города выявил, что наиболее существенный прирост населения за последние десятилетия отмечается в Октябрьском, Центральном и Советском районах, на территории которых происходит активное строительство новых микрорайонов [8]. Согласно статистическим данным, в городе действует 131 общеобразовательное учреждение, что, согласно местному нормативу, в 2 раза ниже нормы. Наиболее остро данная проблема наблюдается в Октябрьском районе, где за последние 25 лет при активной застройке жилья и росте численности не было построено ни одной школы. Количество школьных мест на 1000 детей в районе составляет 883,1 единиц. Более того, наблюдается крайнее несоответствие нормативу пешеходной доступности до образовательных учреждений. В Октябрьском районе данный показатель для некоторых территорий составляет 5,5 км, при нормативном требовании — 0,5 км. Помимо несоответствия планировки территории районов города, наблюдается также низкое качество материально-технической базы школ, отсутствие в них возможностей дополнительного образования и спортивно-досуговых мероприятий. Одним из самых необеспеченных социальной инфраструктурой в Красноярске является микрорайон Бугач Октябрьского района, располагающийся на бывшей территории Мясокомбината, где, помимо школ, отсутствуют детские сады и учреждения дополнительного образования.
По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что решение о строительстве школ на территории принимается довольно субъективно. Решение о строительстве общеобразовательного учреждения принимается с учетом мнения городского Совета депутатов, Министерства финансов и Министерства образования. Однако, при этом общественное мнение практически не учитывается.

Таблица 1
Анализ обеспеченности районов города общеобразовательными учреждениями
РайонЧисленность населения в районе, всегоЧисленность населения школьного возраста, всегоКол-во школКол-во мест в школахМакс. удаленность от школы (закрепленной по месту жительства) в районе, кмКол-во школьных мест на 1000 детей
Октябрьский1639001529020135115,5883,1
Железнодорожный10000085031179001,5929,4
Центральный9680095801085841,2894,2
Советский3170003350430321411,2959,4
Свердловский1400001350021123910,8917,8
Ленинский1480001480022144450,8976
Кировский1178001248017123720,7989,8

Общественное мнение в вопросах организации образовательной среды территории. Общественное мнение информирует власти об интересах населения, обозначает наиболее острые и значимые для граждан проблемы. Органы власти при принятии решений могут, как учитывать высказанные общественностью позиции и оценки, так и не принимать их во внимание. Однако они должны отреагировать на общественное мнение, зафиксировать свое отношение к нему.
Правовое регулирование вопросов вовлечения населения в благоустройство, согласно существующей нормативно-правовой базы осуществляется:
– Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9];
– Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [10].
Федеральный закон № 212 устанавливает широкие дополнительные возможности участия гражданского общества в процессах благоустройства, в виде общественного контроля.
В свою очередь Федеральный закон № 131 в рамках осуществления местного самоуправления устанавливает право и формы непосредственного участия населения, к которым относятся:
– сход граждан;
– публичные слушания;
– общественные обсуждения;
– собрание граждан;
– опрос граждан [11].
Среди данных форм участия населения при благоустройстве территории наиболее распространенными являются: публичные слушания, общественные слушания, собрание и опрос граждан. В ходе публичных слушаний обсуждаются проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, в том числе проекты: благоустройства территории, генерального плана, планировки территории, правил землепользования и застройки. На собрании граждан могут обсуждаться любые вопросы местного значения, а также предоставляться результаты деятельности органов местного самоуправления. Опрос граждан необходим для выявления мнения местного населения и его учета в ходе принятия управленческих решений. На сегодняшний день опрос по вопросам благоустройства территории применяется редко, кроме того наблюдается низкая вовлеченность граждан.
Одной из основных причин низкой активности граждан является общая тенденция недоверия населения к органам власти, в том числе и органам местного самоуправления. Кроме того, население не верит в возможность органов власти решать проблемы территории ввиду слабой обеспеченности материальными и бюджетными ресурсами.
По мнению авторов, в условиях понижающегося тренда доверия населения к органам власти необходимо использовать любую возможность «доказать» обществу важность «народной оценки» и общественного мнения при решении социально-значимых задач, в том числе и вопросов благоустройства территории, организации социальной инфраструктуры. Однако, проведенный анализ существующей на сегодняшний день системы организации и функционирования социальной инфраструктуры выявил отсутствие такой важной составляющей этого процесса, как учет общественного мнения. Последнее, по мнению авторов, должно стать основой для принятия решений органами власти в отношении следующих основных направлений организации образовательной деятельности:
– основная образовательная деятельность (качество методических материалов, поведения педагогических кадров);
– организация питания в школьных столовых (качество обслуживания, организация приема пищи, качество продуктов питания);
– организация дополнительного образования;
– организация культурно-досуговой деятельности;
– организация образовательной среды (комплектация классов, техническое оснащение кабинетов, оснащение функциональных зон).
Несвоевременное получение информации ограничивает возможность оперативного реагирования на сложившуюся ситуацию со стороны органов государственного управления, что в целом ухудшает качество образовательного процесса.
Можно выделить два основных направления учёта общественного мнения в вопросах организации образовательной среды:
1) в организации образовательного пространства на территории (на этапах предпроектной деятельности в рамках формирования технического задания);
2) в процессе функционирования образовательного учреждения.
Особое значение учета общественного мнения отводится на этапе принятия решения по строительству образовательного учреждения. В настоящее время при организации общественного пространства территории (парки, скверы, школы, поликлиники, детские сады) мнение населения практически не учитывается. Существующие в рамках российского законодательства инструменты носят формальный характер и с учетом пассивного отношения населения при четком убеждении, что пожелания всё равно не будут приняты, не обеспечивают желаемый результат.
При этом основная цель проведения мероприятий по оценке мнений и пожеланий населения — это разработка компромиссного варианта, в условиях бюджетных ограничений оптимально удовлетворяющего пожеланиям общественности по организации инфраструктурного пространства.
В организации образовательной среды, согласованной с мнением общественности, существует ряд возможностей и ограничений.

Таблица 2
Возможности и ограничения при формировании образовательной среды
ФакторВозможностиОграничения
НаселениеВысокие доходы населения, наличие квалифицированных кадровНизкие доходы населения
ТерриторияРасширение территории под размещение объекта социальной инфраструктурыОграниченная территория, сложный рельеф, неустойчивый грунт
ЗаконодательствоПолучение субсидий из федерального бюджета в рамках грантов и конкурсовВыделение средств на строительство исходя из средней стоимости одного школьного места 1000 тыс. руб.

Для подтверждения необходимости учета мнения населения при организации образовательной инфраструктуры на территории, было проведено анкетирование среди жителей микрорайона Бугач, Октябрьского района. Проведенный опрос учитывал, прежде всего, оценку эффективности и степень удовлетворенности существующей образовательной системой жителей микрорайона, а также мнения населения об организации нового образовательного учреждения.
В анкетировании приняли участие 446 человек. Подавляющее большинство респондентов — это родители детей школьного и дошкольного возрастов. Среди опрошенных 42,3% жителей имеют в семье 1 ребенка, и оценивают свое материальное положение как среднее. В 39,2% семей есть дети школьного возраста.
Оценка существующей организации образовательной инфраструктуры выявила факт нарушения законодательства в отношении доступности образовательных объектов. Так, 49,3% детей добираются до школы на общественном транспорте, 31,9% довозят на машине и 14,6% — пешком. Дорога от дома до школы занимает в среднем менее 50 минут, что подтверждает факт несоответствия расстояния нормативам. Безопасность пути родители оценивают в 3 балла из 5. Высокую степень неудовлетворенности показали такие направления внутришкольной организации как благоустройство школьной территории, организацию общественного питания и охрану школы (3 балла). Обеспеченность образовательного учреждения учебным оборудованием в 4 балла, а также, качество преподавания предметов и соответствие их требованиям времени оцениваются большинством как хорошее (4 балла из пяти). Большая часть родителей (75,7%) отметили недостаточность набора дополнительных образовательных услуг, предлагаемых школой. При этом, наиболее предпочтительными услугами дополнительного образования оказались: спорт (72,7%), художественная школа (21,6%) и музыкальная школа (27,3%). В качестве положительных моментов следует отметить преимущественно положительный психологический климат и интерес к процессу обучения в образовательном учреждении. Так, согласно результатам опроса, большинству детей интересно учиться в школе (83,3%), взаимоотношения с учителями и сверстниками складываются положительно (75% и 70,8% соответственно).
На вопрос о необходимости создания школы в микрорайоне Бугач подавляющее большинство (99,3% опрошенных) ответили утвердительно. Следует подчеркнуть, что 73,3% жителей хотели бы, чтобы их мнение учитывалось при составлении плана организации технического оснащения и учебной программы. Также, 98,9% видят необходимость создания сайта образовательного учреждения и организации в нем раздела обратной связи (для вопросов и предложений родителей). Кроме того, 88,9% отметили необходимость дополнительного образования в образовательном учреждении и выбрали следующие приоритетные направления: спорт, художественная и музыкальная школы, научно-технический кружок. В качестве приоритетного профиля обучения ребенка большинством был выбран естественно-математический профиль. Большая часть родителей хотели бы видеть в школе систему видеонаблюдения. 93,4% опрошенных проголосовали за наличие коворкинг-зоны в школе (для отдыха и проведения мастер классов и лекций, например, по ораторскому искусству, кулинарии, декорированию или анимации). Жителям интересно наличие велопроката в школе (представляет дополнительную возможность для спортивно-досуговой деятельности школьников).
Таким образом, опрос показал, что большинство жителей микрорайона крайне заинтересованы в организации образовательного учреждения. Почти все опрошенные отметили необходимость в обратной связи населения с органами власти по вопросам организации и предоставления общеобразовательной услуги. Также следует отметить, что в большинстве опрашиваемых семей, имеющих детей, доходы оцениваются как средние и ниже среднего. Жители нуждаются в создании общеобразовательного учреждения в районе, а также в организации дополнительного образования для расширения возможностей образовательной деятельности для детей преимущественно на бюджетной основе.
Выводы и рекомендации. На основании проведенных исследований были выявлены основные характеристики, которые по мнению авторов следует учитывать при организации образовательной среды на исследуемой территории (микрорайон Бугач):
1) большая численная ёмкость — около 20 тысяч жителей, что по нормативам обеспеченности общеобразовательными учреждениями означает наличие двух полнокомплектных школ по 1230 мест каждая;
2) отсутствие на территории микрорайона объектов общего и дополнительного образования;
3) Значительная удаленность общеобразовательного учреждения от жилой застройки (свыше 4,5 км), что определяет высокие временные затраты на преодоление расстояния «до школы и обратно»;
4) Отсутствие свободных земельных участков под строительство образовательной инфраструктуры, точнее наличие единственного участка, имеющего уникальный ландшафт и расположение (рядом с озером), отведенного под строительство образовательного учреждения. Наличие этих особенностей может быть использовано для организации на территории плоскостных сооружений для спорта и отдыха, а в летнее время территория может быть использована для организации пришкольного лагеря круглосуточного пребывания. Наряду с этим участок расположен через оживленную трассу, что ставит необходимость организации подземного перехода;
5) подавляющее большинство родителей не имеют финансовых возможностей для обеспечения своих детей услугами дополнительного образования.
Учитывая результаты проведенного исследования, авторы считают, что типовой подход (строительство типовой школы) в решении проблемы необеспеченности общеобразовательными услугами позволит лишь частично удовлетворить потребности жителей микрорайона.
Авторы предлагают по-новому подойти к организации образовательной среды на территории микрорайона посредством создания кампуса, представляющего учебно-развивающий комплекс, состоящий из нескольких зданий, сосредоточенных на одной территории и объединяющий следующие направления образовательной сферы:
1. общеобразовательное — предоставление услуги по получению общего образования по основным образовательным программам с организацией высокотехнологичных учебных классов, лабораторий, конференц-залов, библиотек;
2. спортивное — расположение объектов спортивной инфраструктуры, таких как спортивных залов, бассейнов, залов для игровых видов спорта, гольф-поля и т.д.;
3. культурное — организация на территории кампуса концертных залов, музыкальных и хореографических классов, художественных студий;
4. научно-техническое — организация образовательной платформы в области инженерных наук с целью развития технических способностей детей.
Создание нового развитого специализированного учебно-развивающего комплекса имеет следующие преимущества перед традиционным подходом организации образовательной среды для детей:
1. наиболее рациональное и компактное расположение объектов образовательной инфраструктуры в результате сокращения необходимой земельной площади для строительства;
2. увеличение обеспеченности города общеобразовательными учреждениями с высоким уровнем материально-технической базы;
3. возможность обеспечить даже небольшие жилые территории города всеми объектами инфраструктуры, путем их компактного размещения;
4. комплексное развитие детей в музыке, искусстве, спорте, науке и технике благодаря расположению на территории кампуса объектов дополнительного образования;
5. социализация ребенка в кругу общения со сверстниками и детьми старшего возраста;
6. становление целостной системы образования, охватывающей классную, внеурочную деятельность и досуг;
7. снижение отрицательного влияния среды на ребенка в связи с особым присмотром со стороны педагогов на территории кампуса;
8. повышение престижности и узнаваемости г. Красноярска, как города с особым образовательным пространством, возможность развития новых инвестиционных образовательных проектов.
В условиях быстроизменяющихся рыночных условий, тенденции роста крупных городов, сокращении возможности строительства жилья в границах городской территории с развитой социальной инфраструктурой и разрастания селитьбы за счет новых территорий на окраинах, значительно удаленных от объектов социального обслуживания, возникает необходимость нетипового решения проблемы обеспеченности образовательными услугами. Предложенный авторами подход представляет вариант решения проблемы, позволяющий сочетать интересы общества, особенности территории и существующее законодательство.


Список использованных источников:
1. Стрельцова Н.Я. Развитие государственно-общественного управления в контексте модернизации системы образования города Сургута // Вестник ЧГПУ. — 2009. — № 1. — С. 183.
2. Смолин О.И. Образование — фундамент культуры // Свободная мысль. — 2012. — № 1. — С.7–23.
3. Малыгина А.В. Роль образования в экономике и влияние экономики на образование //Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», С. 2.
4. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Беликова А.А. Индекс образовательной инфраструктуры субъектов РФ в 2014 г. // Факты образования. — 2014. Специальный выпуск № 1. — С.2.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. № 1897. [Электронный ресурс]: Справочно-правовой сервис — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
6. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 03.08.2018). [Электронный ресурс]: Справочно-правовой сервис — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010. [Электронный ресурс]: Справочно-правовой сервис — Режим доступа: http://base.garant.ru/12183577/
8. Смирнова Т.А., Краснова К.А. Оценка и возможности сглаживания диспропорций территориальной обеспеченности образовательными учреждениями (на примере города Красноярска) // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16. — № 9. — С. 1655 — 1672. https://doi.org/10.24891/ re. 16. 9.16559.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Справочно-правовой сервис — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
10. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Справочно-правовой сервис — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
11. Обзор федерального правового регулирования в отношении благоустройства и формирования комфортной городской среды // Материал проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды», С. 12–16.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия