Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Макаров В. В.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Слуцкий М. Г.
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им проф. М.А. Бонч-Бруевича,
кандидат экономических наук

Александров М. А.
магистрант кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,


Цифровая трансформация экономики и технологические инновации на предприятии
В статье рассматриваются процессы перехода экономических отношений в цифровое пространство. Исследуются понятия цифровой экономики и цифровой трансформации. Констатируется необходимость проведения в РФ цифровой трансформации экономики, которая должна проходить как в глобальном масштабе, так и на уровне отдельных предприятий, которые должны проводить цифровую трансформацию бизнес-моделей, внедряяинновационные технологии в своих внутренних технологических процессах, для сохранения конкурентоспособности и лидерства на отраслевых рынках. Отмечается, что цифровая трансформация протекает быстрее в сфере услуг. На примере телекоммуникационного предприятияпоказаны преимущества цифровой трансформации (возможность предоставления персонализированных услуг, доступ на новые рынки, оптимизация бизнес-процессов), а также риски, обусловленные трансформацией, для минимизации которых предлагается задействовать факторы, способствующие совершенствованию организации проведения цифровой трансформации на предприятии. Делается вывод, что эффективность цифровой трансформации в организации возможна только при перманентном внедрении инновационных технологий
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация для бизнеса, преимущества и риски, функционал технологий, оптимизация бизнес-процессов, инновационные технологии, аналитика больших данных, межмашинное взаимодействие, новые рыночные ниши, сетевые формы взаимодействия
УДК 338.47   Стр: 35 - 38

В эпоху развития цифровых технологий, экспоненциального роста количества взаимосвязей между людьми и организациямиважным становится понимание необходимости переноса различных видов социально-экономической деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в электронную среду сети Интернет [1, 2].
На данный момент в международной практике не существует четкого определения термина «цифровая экономика». В большинстве имеющихся источников при попытке описать термин затрагиваются взаимоотношения субъектов экономики с применением цифровых технологий, при этом могут упоминаться определённые виды технологий.
«Экономика, в которой благодаря развитию цифровых технологий наблюдается рост производительности труда, конкурентоспособности компаний, снижение издержек производства, создание новых рабочих мест, снижение бедности и социального неравенства» — так определяет цифровую экономику Всемирный банк [3].
В Российской Федерации официально применяется такое определение: «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде; обработка больших объемов этих данных и использование результатов их анализа по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [4].
Во всех определениях цифровой экономики существует общность в том, что цифровая экономика является разделом экономики, где приоритет отдается знаниям граждан и нематериальному производству — основному фактору информационного общества. Определения «цифровая трансформация», «цифровая экономика» «трансформация бизнеса» и их аналоги, существующие в современной литературе, формируют новое рыночное пространство, за которое необходимо будет конкурировать представителям телекоммуникационной отрасли.
Именно поэтому развитые страны уделяют особое внимание развитию цифрового общества и цифровой экономики. В Российской Федерации это нашло отражение в национальной программе от 28 июля 2017 г. «Цифровая экономика Российской Федерации» и в указах Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [4].
Для нашей страны очень важно перестроить текущую устаревшую «аналоговую» экономическую систему на современную «цифровую», то есть провести цифровую трансформацию экономики. Иначе возможен рост социальной и экономической напряжённости, увеличение влияния мировых кризисов, которые отразятся на политической обстановке в стране, что, в свою очередь, увеличит технологическое отставание от ведущих стран.
Цифровая трансформация проходит как глобально в экономике, так и на уровне отдельных компаний. Исследование этого процесса наиболее интересно именно сегодня, так как компании применяют инновационные технологии в своих внутренних технологических процессах и проводят цифровую трансформацию бизнес-моделей, оптимизируя структуру управления для повышения конкурентоспособности и сохранения лидерства на рынках своей отрасли [5].
Впервые термин цифровая трансформация был употреблён исследователями в конце ХХ века, когда технологии перестали просто упрощать рутинные процессы, а стали менять формы бизнес-процессов. Сейчас цифровая трансформация неизбежное явление для всех сфер бизнеса. Преимущество на рынке получит та компания, которая успешно сможет внедрить и полностью раскрыть функционал цифровых технологий в своих внутренних процессах [6].
Сама трансформация подразумевает кардинальные преобразования объекта в целом, либо его конкретных элементов в результате внешнего или внутреннего воздействия. Цифровая трансформация сталкивается с проблемой точного определения, как и цифровая экономика, и включает в себя различные этапы. Первым из них является оцифровка.
Оцифровка (digitalization) — представляет собой преобразование информации аналогового формата в цифровую форму. При данном процессе не происходит создание новой информации либо каких-то изменений прежней. Информация просто переносится в электронный вид, для упрощенной работы с ней. В бизнесе данный процесс аналогичен усовершенствованию существующих бизнес-процессов, внедрению в него цифровых систем, платформ и технологий.
В то же время, цифровая трансформация требует раскрытия всего функционала технологий при их использовании в бизнес-процессах, совершенствовании качества услуг и подходах к управлению. Важный момент заключается в том, что для цифровой трансформации одних технологий будет всё же недостаточно. Полноценный процесс цифровой трансформации происходит при наличии определённых бизнес-целей и имеющихся данных.
Boston Consulting Group (BCG) предложила такое определение цифровой трансформации: «это максимально полное использование потенциала цифровых технологий во всех аспектах бизнеса». В этом определении упор делается на увеличение числа применяемых технологий, но не изменений в имеющихся процессах [7].
Массачусетский технологический университет под цифровой трансформацией понимает «...использование технологии для радикального повышения производительности или доступности ресурсов для предприятий». Данное определение подтверждает, что само по себе внедрение технологий без положительного эффекта бессмысленно. Технологии должны давать эффект повышения качества услуг, производительности производства либо снижения затрат [8]. Совместно с материальным эффектом цифровая трансформация должна привнести изменение мышления при принятии решений и в деловой культуре компании. Драйвером при этом будет выступать современный потребитель и меняющаяся культура коммуникаций.
Собрав несколько идей,содержащихся в разных понятиях, в единое целое, можно определить цифровую трансформацию как процесс полного изменения формы экономической системы в результате внедрения, разработки, поиска и применения цифровых технологических новшеств для увеличения эффективности выполнения своих функций всеми ее структурными подразделениями.
На рис.1 показаны основные преимущества цифровой трансформации на примере оператора связи.
Рис.1. Основные преимущества цифровой трансформации телекоммуникационного предприятия
Раскроем подробнее, какие преимущества несет в себе цифровая трансформация телекоммуникационного оператора.
1. Оптимизация бизнес-процессов. Организации становятся более гибкими и начинают эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы, так как цифровые технологии позволяют автоматизировать часть внутренних процессов и исключить промежуточные этапы сложных бизнес-процессов.
2. Персонализированный интерфейс для обслуживания клиентов. Современный клиент ожидает, что организация, предоставляющая услуги, будет прислушиваться к его мнению и предоставлять эксклюзивные предложения и функции, как эстетические, так и практические. Именно цифровые технологии ипредоставляют возможностьсделать это.
3. Расширение источников дохода. С приходом новых технологий организации открывается доступ на ранее закрытые рынки, что впоследствии приведёт к расширению клиентской базы и увеличению прибыли компании.
Проанализировав перечисленные преимущества, можно прийти к выводу, что наиболее весомый эффект проявляется при оказании услуг, что определяется их свойствами, такими, как персонализация, ориентация на взаимодействие заказчика и исполнителя, информационный характер. Именно поэтому цифровая трансформация протекает быстрее в сфере услуг сегмента B2C (бизнес для конечного потребителя).
Компании различных отраслей при первой возможности начинают процесс внедрения цифрового взаимодействия, заменяя привычные бизнес-процессы. Сегодня цифровая трансформация происходит не потому, что организация так хочет, а потому что это необходимо для сохранения конкурентоспособности на рынке. Именно рынок подталкивает к применению и внедрению цифровых технологий, а те компании, которые не смогут адаптироваться к этому процессу, станут аутсайдерами рынка или вовсе прекратят свое существование. Компании, которые примут вектор развития и будут готовы к адаптациям, в итоге добьются успеха.
Благодаря цифровой трансформации, произойдет совершенствование внутренних процессов. Аналитика больших данных, межмашинное взаимодействие и автоматизация позволят быстро, взвешенно и точно улучшать все бизнес-процессы, начиная от рутинных рабочих функций и заканчивая стратегией развития компании в целом. Осложнения при цифровой трансформации могут возникнуть в корпоративной и организационной прослойках. Рядовые сотрудники и управление компании должны будут принять подход к управлению, характерный для мелких предпринимателей, адаптивный и более склонный к риску.
В общем можно сказать, что цифровая трансформация дли бизнеса и экономики это:
– процесс, способствующий построению цифровых бизнес-моделей с помощью расширения показателей во внутренней и внешней среде основного профиля организации, поиска и реализации цифровых моделей управления, обеспечения долгосрочной конкурентоспособности;
– набор инструментов для увеличения эффективности на основе преобразования операционной модели бизнеса за счет: перевода всех цепочек бизнес-процессов в цифровой формат и внедрения кластера информационной инфраструктуры во все отделы организации, эффективного использования уровня компетенций сотрудников и имеющейся инфраструктуры, оптимизации имеющихся бизнес-процессов и сокращению издержек;
– основа для инноваций и будущего развития компании за счет обучения перспективных сотрудников и подготовки условий для внедрения более совершенных технологий.
Однако следует отметить, что любой процесс, связанный с внедрением новых технологий, несет в себе определенные риски. Так, в России существуют социально-демографические, экономические и технологические тренды, которые принесут негативный эффект от цифровой трансформации. Например:
1. Рост числа безработных сотрудников. Быстрый рост сотрудников фрилансеров и компаний, работающих на аутсорсинге, создаст большое количество исключенных из процесса людей. Цифровая трансформация также создаст разрыв цифровых знаний между старым и новым поколением работников.
2. Международная и внутренняя конкуренция между компаниями. В процессе цифровой трансформации может создаться ситуация, когда на рынке останутся только крупные игроки, потому что их финансовые возможности располагали к быстрому внедрению всех цифровых процессов.
3. Цифровая трансформация государственных институтов. Правительство начнет внедрение цифрового парламента, министерств, судей и т.п. Все персональные данные также будут носить цифровой характер, что ставит под угрозу их сохранность. Дополнительно появится возможность введения «социального рейтинга» для граждан и как следствие могут произойти занижения этого рейтинга у неугодных правительству людей.
4. Внедрение цифровых технологий может создать у человека клиповое мышление, зависимость от социальных сетей и самих цифровых устройств.
5. Дополнительно в личной жизни граждан могут появиться угрозы по типу кибератак, кибер-шпионаж и общий рост киберпреступности.
Данные проблемы являются препятствием на пути к цифровой трансформации. Они могут возникнуть из-за человеческого фактора, при применении устаревших программно-аппаратных комплексов, недостаточности компетенций, неверном руководстве. Влияние.этих проблем необходимо минимизировать путем задействования факторов, способствующих совершенствованию организации процессов цифровой трансформации на предприятии.
Так, необходимо привлекать к процессам трансформации потребителей. Внедрение новых технологий может тормозиться из-за привычек клиентов. Этот фактор может оказать сильное воздействие на сферу услуг. Требуется воспитать клиентов под свой продукт, это неотъемлемый элемент цифровой трансформации. Потребуется выяснить почему клиенты не желают пользоваться продуктом либо услугой и разработать мероприятия по устранению данных проблем. Провести обучение с демонстрацией плюсов и минусов. Особенно важно для клиента иметь интуитивный интерфейс, и чтобы новые правила взаимодействия с организацией были положительными.
Следующим фактором является правильная организация процесса трансформации. Настоящий опыт заключается в том, что новые бизнес-процессы внедряются в действующую бизнес-модель организации сотрудниками, которые работают по прошлой, привычной для них модели. При таком подходе существуют риски. Так, новый бизнес-процесс потребует от сотрудников новых знаний и обучения. Работники могут саботировать внедрение нового бизнес-процесса, боясь провалить обучение, и в последствии, саму работу. Это стандартная практика внутрикорпоративного изменения. Дополнительно трансформация потребует от сотрудников больше усилий в плане должностных обязанностей. Переходя на новую модель построения бизнеса, нужно будет сохранить операционную эффективность. Сотрудники должны будут «на лету» принять новые правила и начать работать по ним с той же эффективностью. Аналогично предыдущей причине, это также вызовет сопротивление. Следовательно, для реализации данного фактора следует ввести в организации определенные ставки либо отделы, которые целенаправленно будут заниматься переходной работой, создавая новый процесс и в последствии помогут обучить или отсеять «старых» сотрудников.
Еще одним фактором является создание команды из сотрудников разных отделов, которые исследуя организационную структуру компании, смогут соединить новые процессы с минимальными потерями. Важно, чтобы сотрудники этой команды не были зажаты строгими правилами и бюджетом. Данную команду следует сохранить и после завершения процесса трансформации, она будет авангардом обновления имеющихся процессов.
Важнейшим «физическим» фактором служит современное цифровое телекоммуникационное оборудование. Перед началом процесса трансформации компания и ее сотрудники должны быть готовы использовать оборудование, которое обеспечит современные потребности. Системы должны быть автоматизированы и понятны каждому сотруднику. Документооборот должен сразу поступать в цифровом виде либо оцифровываться и быть доступным из любой точки мира. Процессы авторизации пользователей и аутентификации должны происходить с помощью электронных цифровых подписей. Все это повысит скорость взаимодействия между сотрудниками и отделами, предоставит возможность собирать наглядную статистику эффективности работы каждого сотрудника. В итоге это скажется на качестве итогового продукта, повысит операционную эффективность и ускорит процесс создания продукта, что, в свою очередь, позволит децентрализовать структуру управления и трансформировать ее в гибкую систему, способную быстро принимать решения.
Для реализации всех перечисленных выше факторов потребуется поддержка руководства компании. Именно от заинтересованности топ менеджеров будет зависеть успешность трансформации. От того, как они преподнесут идею коллективу, будет зависеть общая настроенность сотрудников компании к предлагаемым нововведениям.
Заключение. Эффективное использование цифровой организации возможно при постоянном внедрении появляющихся технологий, их анализе и решении о применении их в компании на основе полученных результатов. Инновационные технологии, как показывает исторический опыт, требуют больших вложений и несут повышенные риски, однако их эффективность в случае успешного внедрения будет превышать эффективность «привычных» систем и устройств.
К основным свойствам цифровых технологий, которые способствуют цифровому развитию и плавному выстраиванию новой бизнес-модели компании относят:
– хранение в облаке — информация должна храниться децентрализовано;
– доступность — доступ к информации или сервису должны быть обеспечены из любой точки мира;
– ориентированность на B2C рынок — подразумевается поддержка большого количества активных пользователей;
– большие данные — поддержка обработки информации различной формы и объемов.
Сочетание данных свойств способствует сокращению затрат при построении новых бизнес-процессов, позволяет предоставляемым услугам быть более гибкими и ориентироваться на каждого клиента в отдельности, сокращает затраты на логистику и способы доставки товаров (услуг) к клиенту. Персонализация услуг под каждого пользователя должна стать приоритетным направлением для компании, так как на рынке телекоммуникаций сервисные модели являются преобладающими продуктами.
Основными преимуществами, которые отмечают компании, начинающие путь цифровой трансформации, стали сокращение затрат, рост производительности и повышение качества продуктов. Часть компаний констатирует рост собственной конкурентоспособности и общей конкуренции на рынке. Цифровые технологии открывают новые ниши на рынках,уже разделенных между крупными игроками. Так, на рынке мобильной связи Российской Федерации в 2019 году произошел рост операторов виртуальных сетей мобильной связи (MVNO). (Это компании, не обладающие собственным частотным ресурсом, но предоставляющие от своего лица инфокоммуникационные услуги [9, с. 290]). Используя возможности цифровой трансформации, а именно, облачность и сервисную модель, мобильные операторы показали конкурентоспособность на рынке, поделенном «большой тройкой операторов» [10].
Также следует отметить, что цифровая трансформация способствует развитию сетевых форм взаимодействия как в секторе B2B (бизнес для бизнеса), так и в секторе B2C (бизнес для конечного потребителя), и, в отличие от привычных форм ведения бизнеса, подразумевает рост не материальных продуктов, а сервисов и услуг. Поэтому те организации, которые первыми начнут цифровую трансформацию, получат ключевое преимущество на новых «цифровых» нишах рынка.


Список использованных источников:
1. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. Доклад к 20 Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Изд. дом НИУ ВШЭ, 2019. — С. 4–11.
2. Макаров В.В., Старкова Т.Н., Устриков Н.К. Цифровая экономика: эволюция, состояние и резервы развития // Журнал правовых и экономических исследований. — 2019. — №4. — С. 222–229.
3. Цифровые дивиденды. URL: https://openknowledge. worldbank.org/ bitstream/ handle/ 10986 /23347/210671RuSum.pdf (дата обращения 28.03.2021).
4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/000120170 5100 002.pdf С. 4 (дата обращения 05.03.2021).
5. Шувал-Сергеева Н.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности //Радиопромышленность. — 2017. — №2. — С. 101–106.
6. Ананьин В.И., Зимин К.В., Лугачёв М.И., Гимранов Р.Д., Скрипкин К.Г. Цифровое предприятие: трансформация в новую реальность // Бизнес-информатика. — 2018. — №2(44). — С. 45–54.
7. Банке Барт. Аналитический отчет BCG. Vlast.kzURL: https://vlast.kz/corporation/24539-cifrovizacia-biznesa.html (дата обращения 25.03.2021).
8. ОтчетМассачусетскоготехнологическогоинститута: Digital Transformation: A RoadMap For Billion-Dollar Organizations. 2011.
9. Макаров В.В., Цатурова Р.Г., Мазурова М.М., Горбачев В.Л. Менеджмент в телекоммуникациях. 2‑е изд., перераб. и доп.— Санкт-Петербург, 2011. — 372 с.
10. Беспроводная связь URL https://www.comnews.ru/content/116848/2019-01-09/rynok-mvno-pokazal-rost (дата обращения 25.03.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия