Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Евдокимов П. А.
аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,


Диверсификация ресурсо-ориентированной экономики как целевой ориентир институционального взаимодействия государства и рынка
В статье рассмотрены основные трудности осуществления политики диверсификации для ресурсо-ориентированной экономики и комплекс задач, выполнение которых обеспечит эффективную диверсификацию хозяйственной системы
Ключевые слова: диверсификация, институциональное взаимодействие, ресурсо-ориентированная экономика, экономические институты, хозяйственная система
УДК 330.341; ББК 65.285.2   Стр: 46 - 48

Основное назначение, которое носят сценариидля экономического развития богатых ресурсами государств, в существенной мере опирается на поиск решения для проблемы экономической диверсификации.
Формирование диверсификационной экономической модели образует возможность для минимизации ресурсной зависимости, а также сокращение темпов развития признаков голландской болезни, в результате чего исключается ситуация, при которой экономика государства входит в состояние ресурсного проклятия.
Для того, чтобы экономическая система была диверсифицирована, необходимо выполнить ряд задач. Но не стоит забывать, что крупный и устойчивый ресурсный сектор, как правило, выступает в роли тормоза для диверсификации, так как не хочет терять свои легкополучаемые доходы. В связи с этим, уровень развитости экономических институтов является базовой предпосылкой для диверсификации отраслевого сегмента в рамках той или иной хозяйственной системы, которая обеспечена природными ресурсами.
Исходя из этого, можно трактовать, что диверсификация для богатых природными ресурсами стран рассматривается как поэтапное выполнение стратегии экономической политики. Данная политика направлена на формирование минимальных условий для первостепенного развития несырьевых областей экономики. Коэффициентами показателей эффективности такой политики являются:
– сокращение доли сырьевого сектора в ВВП;
– сокращение доли занятых в сырьевом сектора от валового значения занятых;
– сокращение объёма налоговых отчислений (от общего объёма налоговых отчислений) от компаний, которые задействованы в сырьевом секторе;
– сокращение объёма экспорта природных ресурсов от общего объёма.
Соответственно, перечисленные коэффициенты показателей эффективности диверсификации будут свидетельствовать о благоприятной или отрицательной динамике минимизации ресурсной зависимости хозяйственной системы.
Также задачей диверсификация является не только стимулирование развития несырьевых отраслей внутри самого государства, но и развитие их мировой конкурентоспособности. Ведь только в такой ситуации хозяйственная система может выработать иммунитет к симптомам голландской болезни. То есть, отдельные предприятия, которые задействованы в несырьевом секторе, получат более высокие шансы для экспорта своей продукции даже при условии, что произойдет удорожание курса национальной валюты.
Теперь становится особенно ясно, что обеспечение диверсификации экономической системы государства является одной из основных стратегических задач для ресурсообеспеченных стран. Но насколько возможно проведение данной политики зависит напрямую от эффективности функционирования системы экономических институтов. Под системой экономических институтов мы понимаем: институты стимулирования инновационной деятельности, институты развития рынка и институты государственного регулирования.
Рассмотрим некоторые концепции, дающие понимание типа корреляции экономических институтов и диверсификации экономической системы, как на национальном, так и на региональном уровне [1].
Первая концепция носит название эволюционной экономики и фокусирует свое внимание на взаимосвязях уровня интенсивности и направлений структурных изменений от характера и типа развития в прошлых периодах [2]. Главную роль, в рамках данной концепции, занимают приобретённые в процессе развития знания, умения и навыки, одни из которых обладают лишь общим значением, а другие уже полезны для конкретных отраслей. К таким компетенциям можно отнести: качество государственного управления, объём капитала, инновационные способности и перспективы [3].
Другая концепция в рамках агломерационной экономики выделяет положительные эффекты от конкретной специализации, которой уделяется наиболее существенное внимание. Среди таких эффектов стоит выделить формирование условий для минимизации затрат и повышение отдачи от масштаба специализации. Отличительной чертой является то, что процессы диверсификации базируются на территориальном размещении хозяйствующих субъектов внутри самой системы. То есть, в центре экономической системы расположено ядро, которое представляет собой пространство продукции, где базируются уже диверсифицированные производства и разработка новых типов продукции основывается на мощностях, которые имеются. А на окраинах хозяйствующей системы производятся простые товары, не требующие инновационных разработок.
Если рассматривать концепцию новой экономической географии, то в ней присутствует гипотеза, при которой тип изменения структуры экономической системы является следствием взаимосвязи технологического прогресса и рыночного механизма [4]. Зависимость направлений диверсификации и специализации обуславливается множеством факторов, к которым можно отнести открытость рынка, структуру региональных связей. П. Кругман допустил, что территории, где сконцентрировано диверсифицированное производство, имеют лучшие основания для получения максимально возможной прибыли и привлечения зарубежных частных инвестиций, что в результате мотивирует улучшение экономической ситуации [5].
Вопрос о том, какой уровень качества институтов необходим для обеспечения максимально эффективного проведения диверсификации хозяйственной системы является многосторонним. И политический аспект здесь тоже имеет место, в принципе идёт речь о форме распределения доходной части, которая получена за счёт экспорта минеральных ресурсов. Присутствует гипотеза о том, что демократия стимулирует оптимальное разделение сырьевых доходов и содействует диверсификации [6], но на практике такое бывает редко. Это связано с тем, что сама демократия не в состоянии гарантировать высокую вовлеченность населения в социальную экспертизу и политическую экспертизу, что в результате может привести к патерналистскому режиму.
Поэтому очень важно разделять демократию на зрелую и фракционную. При фракционной демократии присутствует высокий уровень персонализированности политики, что бесспорно касается энергетического сектора экономической системы и проявляется в виде «туманного» распределения сырьевой ренты. Иногда конкуренция политических элит за сырьевые ресурсы может вызвать открытые конфликты интересов, что оказывает отрицательное влияние на развитие хозяйственной системы [7].
Стоит учитывать, что не только экономические институты стимулируют развитие экономической системы в направлении диверсификации. Так, отдельные рыночные сегменты хозяйственной системы выдвигают свои требования к качеству данных институтов. Например, обрабатывающая промышленность наиболее уязвима от типа законодательного регулирования и реализации заключённых контрактов. То есть, данный рыночный сегмент (обрабатывающая промышленность) имеет более чувствительный уровень восприимчивости деловой среды, чем, например, сфера услуг или сельское хозяйство [8]. Также присутствует мнение, что высокий уровень экспорта энергетических ресурсов может быть вызван устаревшей технологической базой региона, поэтому возможное влияние экономических институтов носит очень ограниченный характер [9].
Интересен тот факт, что страны, которые обеспечены сырьевыми ресурсами, обладают наиболее низкими показателями эффективности и качества государственного управления, чем в государствах, где отсутствуют природные ресурсы. Такое положение дел подтверждает низкое качество коммуникации рыночных механизмов и государственного регулирования, что препятствует решению задач для реализации диверсификации хозяйственной системы [8].
Резюмируя опыт некоторых стран, можно выделить 5 задач, которые необходимо выполнить, чтобы обеспечить диверсификацию экономической системы.
Организация условий для диверсификации экономической системы в богатых ресурсами национальных хозяйственных системах — задача, которую необходимо решать, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Поэтому одним из главных инструментов для поддержания диверсификации в различных отраслях является государственный контроль, осуществляемый над энергетическим сектором.
Подводя итог, можно заключить следующее: качество экономических институтов дает возможностьобеспеченнымэнергетическими ресурсами государствамреализовать диверсификацию экономической системы. И наоборот, экономические системы с низким уровнем экономических институтов в большинстве случаевобладают не диверсифицированной структурой и, тем самым, склонны к симптомам голландской болезни и могут перейти к стадии ресурсного проклятия.

Таблица 1
Экономические институты и их функционал для проведения диверсификации
Экономические институтыХарактер воздействия
Центральный банкСпособствует преодолению границы бедности с помощью формирования начальных условий для привлечения частных инвестиций и реализации антиинфляционной политики
Министерство финансовРеализует рекомбинацию сырьевых доходов с помощью руководства над расходной и доходной частями госбюджета. Также формирует правила для межвременного регулирования использования доходов, которые образуются за счёт сырьевого сектора
Министерство экономического развитияСтимулирует преодоление границы бедности с помощью бизнес-планирования для программ с инвестиционной направленностью и информационной поддержкой потенциальных инвесторов в несырьевые сегменты хозяйственной системы. Также осуществляет условия для образования конкурентной среды за счёт выделения приоритетов промышленной политики. Помимо всего этого осуществляет определение правил для дополнительного стимулирования инновационной привлекательности хозяйственной системы
Налоговая службаФормирует систему для перераспределения доходов, которые генерируются из сырьевого сектора путём контроллинга над собираемостью налогов
Таможенная службаСпособствует уменьшению границы бедности с помощью льготных программ и упрощённой системы оформления продукции для несырьевого экспорта, а также перераспределению полученных доходов в сырьевом секторе за счёт установки комплекса экспортных пошлин
Антимонопольная службаУстанавливает ограничение на монополизацию сферы производства, тем самым стимулирует образование конкурентной среды
Венчурные фонды, бизнес-инкубаторы, бизнес-агрегаторыПоддерживают малый и средний бизнес, тем самым стимулируют развитие конкурентной среды и повышение уровня конкурентоспособности национальных производителей. В процессе поддержки стартапов происходит осуществление инновационной активности
Технологические паркиСтимулируют формирование научного базиса для проектов с инновационной направленностью. Помимо этого образуют условия для национальных производителей, которые оказывают положительное влияние на повышение конкурентоспособности
Промышленные паркиСоздают условия для минимизации операционных издержек национальных производителей, тем самым оказывают положительное воздействие на уровень конкурентоспособности производимой продукции
ТОСЭР (особые экономические зоны)Организуют набор инструментария для решения обширного круга задач, которые связаны с преодолением границы бедности, стимулированием конкурентной среды и формированием высокого уровня инновационной активности с помощью развития льготных условий для компаний
Фонды кредитованияПредоставление займов и обеспечение задолженностей, что положительно влияет на изменение конкурентной среды
Фонды содействия развитию предпринимательстваОказывают комплексную помощь для предпринимателей, тем самым принимая непосредственное участие в формировании конкурентной среды
Фонды прямых инвестицийВедут деятельность, связанную с поддержкой инвесторов и координацией инвестиционных проектов, тем самым образуют здоровую среду для инновационной активности и, как следствие, способствуют преодолению границы бедности
Торгово-промышленные палатыПомогают формировать положительную репутационную составляющую хозяйствующих субъектов, что в перспективе оказывает положительное влияние на привлечение сторонних инвестиций в проекты, а также увеличение уровня конкурентоспособности производимой продукции
Гарантийные фондыСоздают условия для кредитования хозяйствующих субъектов с помощью поручительства перед кредиторами. Это помогает предприятиям повышать уровень конкурентоспособности
Инвестиционно-технологические центрыОсуществляют совокупную поддержку инвестиционнымпроектам, которая направлена на развитие инновационной активности
Фонды поддержки инновационной деятельностиНапрямую поддерживают инновационные проекты с помощью различных инструментов
Грантовые фондыОказывают выборную поддержку для определенных инновационных проектов с помощью грантового финансирования
Рис.1. Организация задач для реализации диверсификации отраслевой структуры


Список использованных источников:
1. Stigler G. The Theory of Economic Regulation. Bell Journal of Economics. 1971. Spring. Vol. 2. No. 1. P. 3–21.
2. Boschma, R. and Capone, G. (2015). Institutions and diversification: Related versus unrelated diversification in a varieties of capitalism framework // Research Policy, 44, 1902– 1914.
3. Neffke, F., Henning, M. and Boschma, R. (2011). How do regions diversify over time? Industry relatedness and the development of new growth paths in regions // Economic Geography, 87(3), 237–265.
4. Пилясов А.Н. Новая экономическая география (НЭГ) и ее потенциал для изучения размещения производительных сил России // Региональные исследования. — 2011. — № 1. — С. 3–31.
5. Krugman, P. (1980). Scale economies, product differentiation, and the pattern of trade. American Economic Review, 70, 950–959.
6. Бойкова Н.А. Экономические аспект энергетической политики и альтернативной энергетики в России // Ярославский педагогический вестник. — 2010. — Т. I. Гуманитарные науки. — № 4. — С. 102–107
7. Лукъянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования / Н.Н Лукъянчиков, И.М. Потративный. — М: Тройка, 2000.
8. Shediac, R., Abouchakra, R., Moujaes, Ch., Najjar M. R. (2008). Economic Diversification. The Road to Sustainable Development. Booz&Company. USA.
9. Larsen E. Escaping the natural resource curse and the Dutch disease? Escaping the Resource Curse and the Dutch Disease? When and Why Norway Caught up with and Forged ahead of Its Neighbors // Discussion Papers. No. 377. Statistics Norway. Research Department. May 2004. P. 3–8.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия