Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Булгаков Д. В.
Начальник штаба - первый заместитель начальника тыла
Вооруженных сил РФ, генерал-лейтенант, к.э.н.

Крутик А. Б.
заслуженный деятель науки РФ,
профессор кафедры экономики и военного права ВАТТ Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина,
доктор экономических наук


К СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
В статье дается характеристика современного состояния организации тылового обеспечения ВС РФ.
Предлагаются экономико-математические модели оценки экономической эффективности управленческих решений по формированию современной системы тылового обеспечения вооруженных сил.

В условиях, когда существовавшая в СССР единая система тылового обеспечения вооруженных сил прекратила свое существование, одной из стратегических задач России и других стран СНГ становится реформирование военно-экономического обеспечения военной организации государства и, прежде всего, Тыла вооруженных сил. В РФ в связи с этим еще в 1996 году возникло предложение о создании специальных территориальных образований для тылового обеспечения "силовых" министерств и ведомств.
В "Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года" указывается на необходимость, во-первых, поэтапного перехода на единую систему тылового обеспечения военной организации с повышением ее качественных параметров за счет реализации современных рыночных механизмов, закупки материальных средств на конкурсной основе, стандартизации и унификации предметов снабжения", во-вторых, комплексного использования имеющих различную ведомственную принадлежность технических, тыловых, кадровых и иных ресурсов, в интересах всех федеральных министерств и ведомств, имеющих войска и воинские формирования".
В соответствии с этой концепцией приняты и реализуются постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года (N 873) "О создании единой системы военной торговли" и от 6 июля 1999 года (N 743) "Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)". Такая система военной торговли уже успешно функционирует. Однако это лишь первые шаги по формированию современной организации Тыла вооруженных сил, которая требует и единой нормативно-правовой базы для централизованного планирования, организации и проведения мероприятий по обеспечению войск в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.
По поручению Правительства Российской Федерации была проведена инвентаризация материально-технической базы тыла 6-ти военных округов, 7-ми округов внутренних войск МВД РФ, 9-ти пограничных округов (групп) ФПС РФ и 9-ти региональных центров МЧС РФ. Она показала, что зачастую в одних и тех же районах (пунктах дислокации) содержатся однопрофильные по назначению базы (склады), госпитали, другие обеспечивающие структуры, параллельно организуются и осуществляются перевозки, содержится значительное количество персонала, занятого однотипной деятельностью. При наличии в военных округах достаточно развитой стационарной складской инфраструктуры служб тыла вооруженных сил министерства обороны, загруженность которой по общевойсковым видам материально-технических средств составляет в среднем от 60% до 80%, федеральными органами исполнительной власти, тем не менее в интересах других войск, воинских формирований и органов развернуто или запланировано строительство собственных баз и складов.
Между тем, по данным Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, средняя сметная стоимость строительства одного центрального склада горючего емкостью от 30 до 50 т составляет около 170 млн. руб., а его эксплуатация обходится примерно в 3 млн. руб. в год.
В организации специализированных (воинских) перевозок экономически неоправданное дублирование также ведет к нерациональному расходованию бюджетных средств.
В настоящее время необходимо создавать новые территориальные системы экономического обеспечения силовых ведомств.
Это требует, по нашему мнению, решения следующих задач:
- выявления на основе экономического анализа направлений интеграции систем тылового обеспечения войск;
- совершенствования существующей нормативно-правовой базы функционирования тыловых служб военной структуры государств СНГ и особенно государств - членов ЕврАзЭС;
- формирования единых органов управления отдельными территориальными системами обеспечения войск и уточнения их функций и компетенции;
- создания организационно-экономического механизма для взаимодействия служб тыла вооруженных сил, других войск, воинских формирований, прежде всего, в Российской Федерации с участием субъектов федерации, местных органов власти и управления, частных предприятий и организаций;
- организации единой системы служб тыла различной ведомственной принадлежности с общими запасами материальных средств, системой отчетности и контроля;
- объединения на территориальной основе складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры.
Для решения таких задач не могут быть использованы традиционные управленческие методы и критерии оценки деятельности, поскольку возникает малоисследованная проблемная ситуация с целым рядом ранее неизвестных факторов.
В общей военно-экономической теории существуют две основные постановки задачи оценки целевой эффективности системы.
Будем считать, что большее численное значение показателя целевого эффекта является более предпочтительным:

где W1, W2 - численные значения показателя целевого эффекта первого и второго вариантов системы, соответственно.
Если задача подразумевает минимизацию затрат на достижение поставленных целей при фиксированном времени, то

где W - обобщенный показатель целевого эффекта системы;
Wтр - заданный (требуемый) уровень целевого эффекта;
C - суммарные приведенные затраты на достижение целей системы;
T - обобщенный временной показатель.
Суть обратной задачи состоит в получении максимального целевого эффекта при ограниченных затратах и фиксированном времени:

где Cзадан - максимально допустимые (заданные) суммарные приведенные затраты для исследуемой системы.
При приоритете военно-политических задач над экономическими (в военное время, в условиях резкого и серьезного ухудшения международной обстановки и т.п.) решается оптимизационная задача в первой (прямой) постановке. В этой ситуации выбор производится среди альтернатив, для которых, безусловно, соблюдение первого неравенства в формуле 2. При этом альтернативы ранжируются в порядке возрастания суммарных приведенных затрат на достижение целей (С). Номер места альтернативы в этом упорядоченном списке соответствует ее рангу: первая альтернатива имеет ранг "1", вторая (в упорядоченном списке) - "2" и т.д. Чем выше ранг альтернативы, тем предпочтительнее выбор. Оптимальным управленческим решением в данной ситуации будет выбор плана мероприятий, соответствующего первой альтернативе.
В настоящее время при приоритете задач экономического развития должна использоваться обратная постановка задачи. Данный подход к оптимизации процессов военного строительства в РФ находит отражение в нормативно-правовых и организационно-методических документах по военной реформе и военному строительству. В этой ситуации выбор производится среди альтернатив, для которых, безусловно, соблюдение первого неравенства в формуле 3, то есть соблюдение бюджетных ограничений. При этом альтернативы ранжируются в порядке уменьшения численного значения обобщенного показателя целевого эффекта системы (W). Номер места альтернативы в этом упорядоченном списке соответствует ее рангу: первая альтернатива имеет ранг "1", вторая (в упорядоченном списке) - "2" и т.д. Чем выше ранг альтернативы, тем предпочтительнее выбор. Оптимальным управленческим решением в данной ситуации будет выбор плана мероприятий, соответствующего первой альтернативе.
При выборе вариантов управленческих решений с целью совершенствования системы тылового обеспечения оценка их экономической эффективности предполагает, что возникает экономический эффект, который может быть выражен в стоимостной форме. Соответственно определяется

где Ei - показатель экономической эффективности i-ой альтернативы;
Ci - суммарные приведенные затраты на реализацию i-ой альтернативы;
Zi - экономический эффект i-ой альтернативы.
Системный анализ проблемы позволяет делать вывод о том, что сокращение численности персонала тыловых служб должно быть обусловлено, во-первых, общим уменьшением численности силовой компоненты военной организации государства в России в соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации решением о поэтапном сокращении численности вооруженных сил и других войск до 2005 года на 600 тыс. человек; во-вторых, сокращением количества структурных подразделений подсистем за счет ликвидации подразделений, выполняющих аналогичные задачи и функции.
Вместе с тем, отечественный и зарубежный опыт реализации подобных организационных проектов, а также результаты выполненного экономико-математического моделирования свидетельствуют, что сокращение численности персонала любой организации приводит к экономии только в долгосрочной перспективе, после окончательного завершения переходного периода, связанного с реорганизацией, а длительность процессов реорганизации существенно зависит от ее ресурсного обеспечения.
При использовании математической модели прогнозирования затрат, для ее упрощения, все расчеты производятся в постоянных ценах. Определение поправочных коэффициентов для более точного исчисления прогнозируемых расходов с учетом изменения величины и структуры цен (в национальной экономике в целом, в регионах, по отраслям и товарным группам и т.д.) требует отдельного исследования. До его проведения можно рекомендовать использовать публикуемые статистическими ведомствами России и других стран данные об индексах (дефляторах) цен и затрат.
Расчеты предлагается выполнять для типовых организационных структур, обладающих усредненными количественными параметрами.
Суммарные затраты на совершенствование организационной структуры специальных территориальных образований тылового обеспечения могут быть рассчитаны с использованием соотношения:

где Ссов - суммарные затраты на совершенствование;
Ссокр - затраты на сокращение существующих структур;
Снов - затраты на формирование новых структур (с сокращением численности военнослужащих и/или гражданского персонала);
Стр - затраты на передислокацию в новые районы (транспортные расходы).
Затраты могут рассчитываться с использованием известных калькуляционных методик нормативного типа.
Экономия бюджетных средств вследствие проведения комплекса мероприятий по созданию (совершенствованию) системы специальных территориальных образований обусловливается:
- исключением расходов на оплату труда, подготовку и повышение квалификации, материально-техническое обеспечение повседневной деятельности уволенного персонала (личного состава);
- сокращением затрат на приобретение услуг и оплату выполнения работ (по хранению и доставке грузов, медицинскому, ветеринарно-санитарному, торгово-бытовому обеспечению и др.);
- прочими источниками экономии.
Для численной оценки экономического эффекта от создания (совершенствования) системы специальных территориальных образований может быть использована следующая экономико-математическая модель:

где Сэ - общий размер оцениваемой годовой экономии бюджетных расходов;
Сэлс - величина расходов на содержание в течение года персонала (личного состава), подлежащего увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Сэраб - сокращение затрат (в годовом исчислении) вследствие отказа от приобретения услуг и выполнения работ сторонними организациями за счет выполнения их собственными силами в рамках системы благодаря перераспределению ресурсов, сил и средств;
Сэпр - величина дополнительных внебюджетных доходов, возможность извлечения которых связана с проводимой реорганизацией;
j - количество категорий персонала (личного состава), подлежащего увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями;
Sjc - величина затрат на содержание в течение года одного военнослужащего (гражданского служащего) j-ой категории;
Nj - количество персонала (личного состава) j-ой категории, подлежащего увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, обусловленными совершенствованием системы;
D - количество направлений интеграции различных ведомственных подсистем тылового обеспечения в единую систему;
Gd - количество видов работ в рамках d-го направления интеграции, которые могут быть выполнены собственными силами в рамках системы;
Sdg - усредненная стоимость выполнения единицы g-х работ в рамках d-го направления интеграции;
Ndg - среднегодовая потребность в выполнении g-х работ в рамках d-го направления интеграции.
В то же время не все экономические эффекты от проводимых трансформационных мероприятий могут быть описаны в терминах экономии бюджетных ассигнований. Например, совершенствование организационно-экономического механизма организации за счет унификации плановых бюджетных нормативов и системы взаиморасчетов между потребителями услуг по тыловому обеспечению позволит обеспечить достижение социально-экономического эффекта, заключающегося в сближении уровня социальной защиты военнослужащих различных "силовых" министерств и ведомств.
Кроме того, при увеличении объемов закупок следует ожидать снижения цен. Данный эффект обусловлен снижением общих удельных (приходящихся на единицу товара или услуги) затрат производителей и логистических посредников по мере возрастания размеров партий. Соответственно можно прогнозировать снижение при создании новой системы трансакционных издержек на организацию и осуществление обеспечения войск.
Единый заказ на поставку товаров и услуг для тылового обеспечения войск, переход к которому возможен в рамках предлагаемой системы, позволит устранить имеющуюся в настоящее время конкуренцию "силовых" министерств и ведомств, которая приводит к возрастанию уровня цен на закупаемые товары и услуги. Открываются широкие возможности для стратегического партнерства с отечественными товаропроизводителями и реализации экономической политики селективной государственной поддержки отдельных предприятий.
Существенной экономии можно достичь и за счет оптимизации ведомственных систем подготовки кадров (по тыловым специальностям). В настоящее время однопрофильных специалистов для "силовых" министерств и ведомств готовят в ведомственных учебных заведениях различного профиля, что приводит к неоправданному распылению и нерациональному расходованию бюджетных средств.
Прогнозные расчеты показывают, что экономия средств от реализации всех программных мероприятий в РФ может составить до 10% от общего объема выделяемых бюджетных ассигнований - от 4-5 . до 6 млрд. рублей ежегодно. Такая экономия позволит, в частности, полностью покрыть годовую потребность в финансовых средствах по государственному оборонному заказу служб тыла ФПС РФ, ВВ МВД РФ, ФАПСИ, ФСЖВ РФ, войск Гражданской обороны МЧС РФ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия