| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Савельева С. Б. доцент кафедры национальной экономики
Мурманского государственного технического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Для современной России характерен процесс регионализации экономики, повышения роли регионов в решении социально-экономических задач, поскольку именно на региональном уровне обеспечивается реализация всех реформаторских и антикризисных программ. Для эффективного функционирования регионального хозяйства необходимо обеспечение целостности воспроизводственного процесса в сложной системе макроэкономических и международных экономических отношений. При этом важно наиболее полно использовать имеющийся социально-экономический потенциал региона, реализуя синергетический эффект от интеграции всех его слагаемых в системе национального и международного разделения труда.
Для Северо-Западного региона России важным фактором повышения эффективности является включение в систему регионального воспроизводства ресурсного потенциала морей Европейской Арктики.
Эффективное морепользование в акватории Баренцева моря, с точки зрения национальных интересов России, может быть реализовано на принципах региональной интеграции, состоящих, прежде всего, в учете особенностей экономического и социального развития субъектов регионального хозяйствования.
В системе регионального морепользования выделяют два основных аспекта - экономический и военно-стратегический, реализующие целевые функции экономической независимости и военной безопасности на море. Основными компонентами этой системы являются:
а) в сфере экономической независимости: морской импорт (поставки сырья); морской экспорт (обеспечение доступа к рынкам сбыта); морская торговля (доля в ВНП); морской флот как источник доходов; морские углеводородные и минеральные ресурсы континентального шельфа; промышленное рыболовство и морские биологические ресурсы;
б) в сфере военной безопасности: ядерное сдерживание; международные обязательства в рамках миротворческого контингента ООН и т. п.; защита побережья и коммуникаций с морских стратегических направлений; сохранение военного и экономического присутствия в регионах национальных интересов России; обеспечение влияния в других странах (безопасность капиталовложений); морской флот как средство военных перевозок.
Национальные морские интересы государств включают также международный, внутриполитический, информационный, экологический и т. п. аспекты, а также борьбу с преступностью и международным терроризмом.
Национальные морские интересы России нашли отражение в Морской доктрине Российской Федерации, которая является основополагающим документом, определяющим государственную (национальную) политику в области морской деятельности.
Морская доктрина развивает положения Концепций: национальной безопасности, внешней политики, Военной доктрины, судоходной политики, Основ политики в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Совокупность сил и средств государства и возможностей их использования для реализации национальной морской политики составляют морской потенциал России. Последний, в качестве системных составляющих, включает морские потенциалы прибрежных регионов. Экономическая компонента морского потенциала составляет основу хозяйственной морской деятельности, которая воплощается в системе морского хозяйства и реализуется объектами морехозяйственного комплекса.
Следует подчеркнуть, что состояние межгосударственных отношений в области международного морского права предопределяет дальнейшее разделение Мирового океана (открытого моря и морского дна за пределами национальной юрисдикции) на сферы влияния (и использования), как это имело место с 200-мильными экономическими зонами прибрежных государств. Правовое регулирование морских пространств России осуществляется законодательными актами [4, 7].
Безусловный приоритет в предстоящем разделе Мирового океана будет принадлежать государствам, которые обладают сильными военно-морским, торговым, научно-исследовательским и вспомогательным флотами, а также наибольшей информацией о характере, распределении и объеме морских (углеводородных, минеральных и биологических) ресурсов в океане.
Дальнейшее развитие морепользования определяется положениями Морской доктрины и установками Федеральной целевой программы "Мировой океан" [2], которая состоит из 10 подпрограмм, определяющих стратегические направления развития деятельности России в Мировом океане.
Следует выделить основные региональные особенности морской деятельности в Баренцевом море и прилежащих акваториях, которые определяют облик региона в территориальном разделении труда:
- дислокация значительного контингента военно-морского флота России в акватории Баренцева и Белого морей, флотов стран НАТО (Великобритании и Норвегии) в Норвежском и Северном морях, что сохраняет общую картину противостояния в этом регионе;
- наличие значительных морских месторождений нефти и газа в акваториях континентального шельфа Баренцева, Карского, Норвежского и Северного морей, что означает развитие жесткой конкуренции между добывающими компаниями и усиливает военно-политическое противостояние экономическим аспектом. Более того, экономические интересы Великобритании и Норвегии в сфере добычи шельфового углеводородного сырья приводят к усилению военно-политической активности.
В связи с этим военно-морская деятельность связана еще и с обеспечением обороны и безопасности страны (ВМФ и органы Морской охраны Пограничной службы РФ), что относится к категории высших государственных приоритетов. Это в свою очередь заставляет поддерживать военно-морской потенциал страны на должном уровне.
Регионально дислоцированные оперативно-стратегические объединения Военно-морского флота: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия - являются силовой основой решения задач национальной морской политики России на соответствующих региональных направлениях.
Количественный и качественный составы флотов, флотилии поддерживаются на уровне, соответствующем угрозам безопасности Российской Федерации на конкретном региональном направлении, и обеспечиваются самостоятельными инфраструктурами базирования, судостроения и судоремонта.
Важнейшим стратегическим направлением деятельности системы морепользования является освоение и сохранение ресурсов Мирового океана как необходимое условие расширения сырьевой базы страны в концепции обеспечения экономической независимости России.
Перспектива истощения запасов углеводородного сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный шельф, а в перспективе на океанические склоны и ложа океанов.
Морская деятельность в сфере освоения и сохранения углеводородных ресурсов российского континентального шельфа регламентируется национальным законодательством [1, 3, 5, 6].
В сфере разработки энергетических ресурсов Мирового океана морская деятельность предполагает освоение технологий выработки электрической энергии с использованием приливо-отливных явлений, прибрежных приводных ветров и ветровых волн, температурного градиента воды, термальной энергии и течений, а также тепловой калорийности биомассы водорослей.
Следует подчеркнуть, что важнейшей задачей современного морепользования является разработка новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения Мирового океана и продолжение работ в области специального судостроения.
Экономическая независимость страны в области продовольственного обеспечения поддерживается морским промышленным рыболовством, поскольку Россия является одним из ведущих мировых производителей рыбной продукции. В ближайшей перспективе основную часть рыбного сырья будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации. В морской доктрине Российской Федерации определены основные задачи этой сферы хозяйства страны.
Морской флот и морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок в жизнеобеспечении районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Сущность национальной морской политики в области морских перевозок заключается в поддержании флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства. Это предполагает сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны.
Дальнейшее развитие морской деятельности России в Мировом океане обусловливает необходимость формирования морского, научно-исследовательского комплекса в системе морского хозяйства региона.
Долгосрочными задачами на данном направлении являются:
- сохранение и развитие научного комплекса, обеспечивающего строительство российского флота;
- исследование морской среды, ресурсов и пространств Мирового океана;
- развитие научно-исследовательского и лоцмейстерского флотов;
- обеспечение создания морских навигационных, геофизических, рыбопромысловых и других специальных карт и руководств для плавания в любых районах Мирового океана;
- создание федерального фонда морской картографии и банка морских карт в электронно-цифровом виде, восстановление базы производства отечественных океанографических и гидрометеорологических приборов.
Решение указанных задач обеспечивается:
- исследованием перспектив освоения континентального шельфа, исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации, а также морских биологических ресурсов;
- проведением анализа динамики экосистем Мирового океана, внутренних морских вод Российской Федерации;
- решением проблем гидрометеорологического, навигационно-гидрографического, аварийно-спасательного, информационного обеспечения деятельности Российского флота;
- проведением исследований гидрометеорологических явлений в прибрежных морях Российской Федерации и удаленных районах Мирового океана;
- работами по обоснованию влияния Мирового океана на экосистему планеты и т. п.
Основные стратегические направления морской деятельности определяют систему показателей, которая характеризует уровень морепользования (см. табл.). | | Таблица
Общие показатели системы национального морепользования | |
| |
|
|