| | Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Скотт К. заместитель декана факультета экономики,
директор программы МВА Международная торговля
и магистерской программы Экономика предприятия и менеджмент,
профессор международного менеджмента и международных финансов
Университета прикладных наук Анхальт (г. Бернбург, Германия),
доктор экономических наук Феллинг В. ассистент-исследователь Университета прикладных наук Анхальт (г. Бернбург, Германия)
| |
| | В статье приводится анализ деятельности малых предприятий сферы розничной торговли Германии в период пандемии Корона вируса 2020 года. Рассмотрены мероприятия правительства, связанные с координацией и администрированием деятельности розничных предприятий и оказанием и финансовой поддержки. Установлено, что эта форма предпринимательства переживала риски из-за недостаточности финансового потенциала компаний, имелись проблемы в организации индивидуальной и корпоративной деятельности. Показано, что введение правительством прямой и косвенной помощи позволило малым розничным фирмам оптимизировать финансовый резерв и избежать банкротства. Обращается внимание на эффективность использования в условиях кризиса от пандемии кратковременной помощи и условий, гарантирующих устойчивую деятельность таких форм предприятий. Подчеркивается, что в таких ситуациях рационально внедрение многоканальных — гибридных бизнес-моделей. Авторы убеждены, что государственная поддержка малого бизнеса и предпринимательский дух организаторов розничной торговли повысят инновационную устойчивость и ценность востребованных у населения магазинчиков и торговых точек для приобретения и заказа необходимых потребительских товаров и услуг. В условиях карантина от пандемии они позволяют фирмам развиваться, а населению верить в успешное будущее | Ключевые слова: инновационные подходы, координация, администрирование, розничная торговля, кризис | ББК Х62я43; Х8(4Ф)я43 Стр: 142 - 145 | Корпоративный ландшафт в Германии раскрывает четкую картину общей сложности в деятельности малых предприятий, которые относятся к МСП (малым и средним предприятиям). В структуре таких компаний самую большую долю — (81,8%) составляют малые предприятия. Компании различаются по численности работников и объему годового оборота, т.е. валового дохода компании (табл.1) [1].
Кризис, вызванный эпидемией коронавируса, все еще затрагивает большую часть экономики Германии, но особенно, это касается малых предприятий в розничной торговле. На их долю приходится наибольшее количество компаний — около 79,6% [2] Несмотря на их большое количество, малые предприятия все больше и больше теряют свою долю на рынке [3].
Таблица 1Вид предприятия | Численность
работников,
чел. | Годовой
оборот компании,
млн евро |
---|
микропредприятия | < 10 | ≤ 2 | малые предприятия | < 50 | ≤ 10 | средние предприятия | < 250 | ≤ 50 |
Так, еще до эпидемии коронавируса, продажи упали примерно на 15% от общего объема продаж в отрасли [4, 5].
Эпидемия дополнительно ускорила этот процесс и угрожает существованию многих предприятий. Именно эти небольшие «магазинчики» и лавочки, которые приглашают прогуляться и сделать шопинг в центре города, особенно страдают от экономических последствий кризиса. При этом часто нет больших финансовых резервов, а каналы сбыта, в основном, ориентированы на местные прямые продажи. В результате первоначально добровольного, а затем обязательного закрытия магазинов в рамках карантина от пандемии весной и зимой 2020 года произошло сильное падение спроса, за исключением сферы потребления товаров повседневного спроса. В стационарной розничной торговле снижение продаж после второго этапа, в декабре 2020 года, составило около 80%, что означает 52% от общего объема продаж [4].
Компании предупредили, что влияние ограничений в период пандемии было настолько сильным, что им придется, в случае отсутствия дополнительной поддержки, в 2021 году отказаться от бизнеса [6, 7].
Меры государственной поддержки для ритейлеров в Германии
С целью оказания компаниям быстрой поддержки во время кризиса федеральное правительство расширило и упростило существующие правила и приняло решение о дополнительных мерах. Одним из самых известных механизмов стало финансирование за счет займов. Существуют специальные субсидии, например, от Kreditanstalt für Wiederaufbau (KFW) в форме быстрых кредитов под федеральное обеспечение. На данный момент предоставлено около 40 тысяч быстрых кредитов [8].
Еще одна мера, которая была предложена ранее в Германии — это предоставление краткосрочной работы. Этот инструмент, в первую очередь, предназначен для защиты рабочих мест, когда ситуация понижения спроса приводит к низкой загрузке производственных мощностей и, следовательно, к финансовым потерям. Из-за последствий пандемии коронавируса были подготовлены и изданы специальные правила для получения краткосрочных пособий. Текущие предпосылки состоят в том, чтобы только не более 10% сотрудников теряли работу и по этой причине имели потерю заработной платы не более чем на 10%, а также сокращение сверхурочных. Если эти требования соблюдены, компания может подать заявку на краткосрочную работу. Учетный период был продлен максимум до 24 месяцев. В случае одобрения компания выплачивает сотрудникам заработную плату плюс краткосрочное пособие по потере заработной платы. По запросу компании будет возмещена и надбавка за краткосрочную работу ретроспективно за предыдущий месяц. Надбавка за неполную работу в течение первых трех месяцев составляет 60% от итоговой чистой заработной платы или 67% для сотрудников, имеющих детей. Вознаграждение увеличивается в два этапа максимум до 80% и 87% через семь месяцев [9]. Кроме того, возмещаются взносы на социальное обеспечение за вычетом страховки по безработице, что снижает нагрузку на компанию [10].
В 2020 году 1 082 500 компаний из всех отраслей подали заявки на краткосрочную работу, в общей сложности это затронуло 14 403 789 человек. 57,7% компаний подали заявки в апреле, то есть в период первой блокировки. Для сравнения укажем, что в 2019 году было подано всего 16 420 заявок на краткосрочную работу. Эта вспомогательная помощь широко использовалась, особенно в малом бизнесе и в секторе розничной торговли. Так, 11% (116 637) всех заявок поступило из сектора розничной торговли. В период с мая по декабрь 2020 года количество всех сотрудников, облагаемых отчислениями на социальное страхование в розничной торговле, которые были на краткосрочной работе, составило в среднем около 6,7%.
Кроме того, есть особая поддержка, которая была введена в связи с пандемией. Можно подать заявку на так называемую промежуточную помощь, гранты и экстренную помощь, или налоговые платежи могут быть отсрочены на ограниченный период без процентов. В общей сложности федеральное правительство предоставило более 350 миллиардов евро на все меры помощи от пандемии и пообещало гарантии в размере около 820 миллиардов евро [11].
Различные предложения помощи частично ориентированы на целевые группы и предъявляют разные требования. Компании могут подавать заявки больше, чем на одну помощь, но они будут компенсированы, если периоды финансирования совпадают. В начале первого карантина была введена программа Bridging Aid I, которая обеспечивала финансирование на июнь, июль и август. Основанием для этого являлось то, что продажи в апреле и мае 2020 года должны были снизиться в среднем не менее чем на 60% по сравнению с теми же месяцами прошлого года [11]. Эта помощь была нацелена, в первую очередь, на малые и средние компании, поэтому был введен лимит в 750 миллионов евро годового оборота [12]. Сумма финансирования составляла 40%, 50% или 80% от приемлемых фиксированных затрат, но не более 50 000 евро в месяц и рассчитывалась в зависимости от спада продаж. Также был введен максимум 5000 евро для малого бизнеса [12].
После этого была предложена переходная помощь II этапа на период финансирования с сентября по декабрь 2020 года с измененными условиями. Обязательным условием получения помощи являлось снижение продаж не менее чем на 50% в течение двух месяцев подряд, а также среднее снижение не менее чем на 30% в период с апреля по август 2020 года по сравнению с соответствующими месяцами прошлого года. Все компании, которые соответствовали условиям требований, независимо от отрасли и размера, могли подать заявку. Сумма финансирования была увеличена до 40%, 60% или 90% от соответствующих постоянных расходов, но по-прежнему составляет не более 50 000 евро в месяц и рассчитывалась в зависимости от падения уровня продаж [13].
Ко второму этапу карантина дополнительно были приняты ноябрьская и декабрьская помощь. Основным условием на их подачу является то, что компания оказывается подвергнутой действию регулирования о закрытии [13].
Дополнительная помощь III этапа включает в себя месяцы поддержки с ноября 2020 года по июнь 2021 года. Здесь требования были значительно смягчены. Компания должна иметь падение продаж не менее 30% в месяц по сравнению с месяцем прошлого года. За помощью снова могут обратиться все соответствующие компании, но они могут получить помощь, если их годовой доход 2020 году не превысил 750 миллионов евро [14]. Доля финансирования остается на уровне 40%, 60% или 90% от приемлемых постоянных затрат, однако максимальная сумма была увеличена с 50 000 евро в месяц и высчитывается в зависимости от уровня падения продаж.
В отношении средств на преодоление ущерба было принято специальное правило, позволяющее розничной торговле требовать списания для сезонных товаров на 100% по статье постоянных затрат, если они были затронуты порядком закрытия и получили убыток в 2020 году. Ранее только амортизация по экономическим активам основных средств могла быть указана на 50% [14].
Существуют гранты в виде федеральной срочной помощи малым предприятиям, которые, в частности, зависят от количества занятых и операционных расходов в течение трех месяцев. Компании с пятью сотрудниками получают до 9 000 евро, а — до десяти сотрудников до 15 000 евро. Эти гранты также не должны быть погашены компаниями. Всего на эту меру было выделено 50 миллиардов евро [12].
Как бы многообещающе, сначала ни звучали меры поддержки, теперь, оглядываясь назад, особенно с выплатой помощи, обнаружились значительные трудности. Таким образом, к концу 2020 года из имеющихся средств на помощь I и II были выделены и выплачены только 8% и, следовательно, сумма всего 623,4 миллиона евро. Причиной этого являются, в частности, требования к заявке, воспринимаемые как очень сложные. Например, компании должны подавать заявки от налогового консультанта, аудитора или адвоката. Кроме того, их возможности также ограничены и уже исчерпаны. Еще одно обстоятельство, которое замедляет процесс, заключается в том, что экономические средства должны быть одобрены Еврокомиссией [15].
Для розничной торговли проблема заключается в том, что, несмотря на закрытие, компании не имеют права на ноябрьскую и декабрьскую помощь, а подача заявки на помощь по преодолению III этапа кризиса возможна только с 10 февраля 2021 года и, таким образом, может привести к серьезным проблемам ликвидности. В целом, пострадавшие компании, скорее всего, недовольны этими мерами. Так, например, 81% стационарных розничных компаний заявили, что мер помощи недостаточно для обеспечения существования [16]. Однако помимо финансовых мер, существует также недовольство действиями и коммуникациями при продолжающихся ограничений. Хотя Институт Роберта Коха классифицирует риск заражения розничной торговли как низкий (с соблюдением гигиенических правил, таких как, покупки с маской и максимум один человек на 10 м2), до сих пор нет раскрытия назначения концепции [17]. Важно при этом, чтобы концепция была единой, независимо от размера компании и штата, чтобы избежать конкурентных искажений и неопределенности.
Востребованность предпринимательского духа розничных торговцев. Несмотря на меры, принятые федеральным правительством, у многих розничных торговцев существует значительная неопределенность: действительно ли они имеют право на финансовую помощь, сколько времени потребуется, чтобы средства были выплачены и будет ли сумма достаточна вообще? Таким образом, многие розничные торговцы были вынуждены разрабатывать собственные подходы к решению проблем с ограничениями конкретно.
Небольшие розничные торговцы, в частности, сталкиваются с трудностями, отличными от крупных торговых сетей, закрывая свои магазины. Многие небольшие магазины до пандемии еще не имели даже простого интернет-магазина или службы доставки и, скорее всего, были поставлены на стационарный путь продаж в течение многих лет. Но эту ситуацию, конечно, было невозможно изменить из-за ограничений в одночасье. Требуется иметь предпринимательский дух трейдеров, чтобы найти быстрые и жизнеспособные решения для этой новой ситуации.
Можно привести несколько практических примеров:
Розничная фирма Korbmayer, расположенная в самом сердце Штутгарта, предлагала широкий ассортимент детской одежды, детских колясок, детской мебели, игрушек и подарочных изделий выбранных брендов в дополнение к эксклюзивной женской и моде для беременных. За последние 12 месяцев компания несколько раз была представлена немецкой прессой в качестве хорошего примера по адаптации к новой ситуации — Lockdown. До пандемии фирма Korbmayer имела около 98% продаж стационарным путем и имела только небольшой интернет-магазин. Но молодой исполнительный директор Флориан Хеннека не хотел просто так принимать перспективную короткую работу для своих сотрудников с наступлением пандемии, а также боялся навсегда потерять клиентов в онлайн-провайдерах. Он быстро отреагировал, открыв свой интернет-магазин. Сотрудники активно участвовали и быстро освоились в новых возможностях: фотографирование, найм в Интернете, логистика, онлайн-поддержка клиентов. Уже в марте 2020 года было достигнуто 1/5 от обычного дохода интернет-магазина, а в апреле уже было около 200 заказов, принятых и отправленных в день. Хеннека убежден, что «без создания интернет-магазина он не был бы уверен, что бизнес попал бы в 6-е поколение» [18]. Теперь интернет-магазин для сотрудников и клиентов больше не существует. В то же время появились другие возможности продаж, такие как видеозвонок, онлайн-консультации. По согласованию клиенты могут быть приглашены на виртуальную экскурсию по магазину, где демонстрируются продукты. Продукты, которые нравятся заказчику, могут быть подобраны или доставлены домой, чтобы попробовать их. Кроме того, запланированы интернет-магазины через Zoom/Webex/Microsoft Team и предлагаются удобные способы для клиентов, чтобы увидеть продукты без необходимости покидать свой дом.
Для компаний, которые не владеют собственным интернет- магазином и не могут создать его в краткосрочной перспективе, есть альтернативы, такие как вебсайт Yourlocal, который позволяет малым предприятиям в Магдебурге демонстрировать себя и свои продукты в Интернете. На веб — сайте, построенном в первом Lockdown, вы найдете различные категории, от продуктов питания, одежды, предметов домашнего обихода до ресторанов, а также спортивных и культурных предложений, которые предлагают универсальный выбор. Затем клиенты могут запросить продукты и забрать их (Click & Collect) или доставить их в зависимости от магазина. Таким образом, компании снимают решение технических проблем. Преимущество заключается в том, что Yourlocal является бесплатным и, как проект, поставил перед собой цель помочь местным розничным торговцам в пандемию, предоставляя платформу.
Кризис как возможность розничных торговцев развиваться и верить в себя. Lockdown (Локдаун) изменил организацию покупки, возможно, в долгосрочной перспективе, и розничные торговцы должны адаптироваться к этим изменениям. Розничные торговцы, в частности, малые розничные предприятия должны привыкнуть к этому поведению клиентов и действовать, если они хотят постоянно выживать на рынке. Они должны все больше предупреждать клиентов о своих сильных сторонах и «привязывать» их к себе. Творческие, новые пути продаж (например, через интернет-магазины, социальные сети) должны быть развиты и освоены, как новый «опыт покупки».
Небольшие магазины часто живут своим чутьем, у них есть руководители — личные контакты и советы специалистов, интуиция, что составляет силу этих трейдеров. Об этом должно быть эффективно сообщено в каналах продаж. Однако в личных беседах с розничными торговцами в последние месяцы мы также часто слышали скептицизм, особенно среди пожилых владельцев бизнеса при реализации стратегии оцифровки. Многие розничные торговцы обосновывают этот скептицизм нехваткой ресурсов, особенно теперь, после долгих ограничений, не хватает финансовых средств для реализации этих мер. Здесь розничные торговцы должны прибегать к освоенным сетям, а также к новым заинтересованным сторонам и партнерам. Розничные торговцы не одиноки в этой ситуации, и среда (Retail Eco-system) оценивает добавленную стоимость, которую розничные торговцы приносят в города — нашу инфраструктуру, в малых, средних и крупных городах, где получают жизненную атмосферу через «маленькие магазины». Это также могут быть «Друзья и семья», которые помогают в трансформации — возможно, дети или внуки, поколение «цифровых аборигенов». Например, пожилая владелица, которая занимается своим бизнесом более 50 лет, сказала мне, что ее внучка, которая активна в Instagram, помогла ей создать свой традиционный бизнес в цифровом виде, чтобы преодолеть период карантина. Она была удивлена и взволнована положительным результатом. Уже после первого дня размещения информации в Instagram, утром на следующий день ее встретила длинная очередь молодых людей перед своим магазином, которые хотели купить ее шляпы. Оцифровка не только спасла ее бизнес во время ограничений, но и позволила получить доступ к новому кругу клиентов. Но другие группы (заинтересованные стороны) — институты, ассоциации, учебные заведения, например, промышленные и торговые палаты (ТПП) и колледжи прикладных наук (HAW) также могут сопровождать эту трансформацию. Эти группы обладают экспертным опытом и сотворчестом в бизнесе. Это в интересах граждан, чтобы сохранить розничных торговцев, потому что они представляют собой ценность для всех нас и приносят разнообразие и интерес в наши города. Было бы большой потерей и очень грустно, если бы эти маленькие, уютные магазины исчезли в ходе карантина.
Резюме. Экономические последствия карантина особенно сильно поражают деятельность небольших стационарных розничных торговцев. Тем не менее, около 80% малых предприятий с менее чем десятью сотрудниками составляют наибольшую долю отрасли. Именно эти малые розничные предприятия формируют образ жизни во внутренних городах Германии. Из-за карантина весной 2020 года и все еще продолжающегося второго этапа карантина с декабря, который привел к падению продаж на 80%, многие сталкиваются с финансовым разорением. При этом, более половины стационарных магазинов подсчитали, что без помощи они не переживут 2021 год.
Федеральное правительство, хотя и приняло множество мер, чтобы помочь розничным малым предприятиям в этом тяжелом кризисе (были введены всеобъемлющие прямые финансовые выплаты, поручительства, налоговая помощь, а также корректировки правил), но все же многие розничные торговцы жалуются, что эти меры слишком бюрократичны, а помощь вообще не поступает или приходит поздно. Голоса розничных торговцев и их заинтересованных сторон становятся все громче, в адрес властных органов, из-за отсутствия более реальной стратегии прекращения карантина и открытия магазинов.
Поиск индивидуальных подходов государства к решению имеющихся сложностей не представляется действенным методом. Важно учитывать, что от ритейлера востребован предпринимательский дух. Примеры из практики показывают, как благодаря творчеству и креативности ритейлеры успешно справлялись с кризисом: быстро и успешно внедрялись в интернет-магазины, каналы социальных сетей (в частности, Instagram и WhatsApp), онлайн-звонки и т.п. Стратегия выживания в кризисе называется оцифровкой и удержанием клиентов. «Опыт покупок» должен быть переосмыслен и формализован. Однако, это не должны решать розничные торговцы в одиночку, которые часто имеют ограниченные ресурсы, следует приглашать экспертов в качестве консультантов, таких как торгово-промышленные палаты (ТПП) или колледжи прикладных наук (HAW) путем поддержки трансформации бизнеса. Как отмечала Кристин Лагард в онлайн — разговоре с журналом Economist: «было бы очень грустно, если бы малые розничные предприятия, из-за того, что они не справляются финансово, исчезли из наших городов, ведь они приносят разнообразие и радость и делают города достойными жизни» [19]. Можно полагать, что так думают многие из нас. |
| |
|
|