Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (78), 2021
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Березина Н. А.
аспирант Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Развитие туристической отрасли в Крыму: направления инвестирования
В статье проанализированы перспективы перевода выездных туристических потоков на внутренние на примере Крыма. Определены основные направления инвестирования для развития туризма ускоренными темпами на полуострове. Рассмотрены сценарии потенциального роста туристического потока при вложении инвестиций. Дана оценка потенциальных дополнительных доходов региона
Ключевые слова: туристическая отрасль, инвестиции, инвестирование, внутренний туризм, ускоренное развитие, Крым
УДК 338.486   Стр: 163 - 166

Необходимость более активно развивать в нашей стране внутренний туризм озвучивается уже достаточно давно. Еще в 2011 году была принята первая целевая программа по развитию въездного и внутреннего туризма на 2011–2018 года [1], а в 2019 была утверждена стратегия развития туризма до 2035 года [2]. Экономическая подоплека подобной повестки очевидна: туристская отрасль обладает высоким мультипликативным эффектом, а инвестиции в сфере рекреации и туризма генерируют еще и в смежных отраслях. Однако в последнее время развитие внутреннего туризма, помимо очевидных экономических выгод, существенно повысило социальное значение.
Последнее десятилетие в мире было охарактеризовано ростом различных волнений и некой потерей стабильности в странах, которые традиционно рассматривались россиянами в качестве направлений отдыха. Военный конфликт в Сирии, на границе с самой популярной страной выездного туризма россиян, Турцией, политический конфликт между нашими странами, последовавший после трагедии с российским истребителем, наплыв беженцев в страны Европы, движение желтых жилетов, беспорядки с поджогом машин во Франции и Германии, недавний захват Белого дома — вот лишь некоторые из подобных примеров. Все это, возможно, не так быстро, но неуклонно делает отдых за рубежом для наших сограждан все более и более тревожным, а отдых внутри страны — все более и боле предпочтительным.
Еще большей актуальности внутреннему туризму придали меры борьбы с эпидемией ковида. В ситуации, когда второй год подряд выезд в большинство стран запрещен, а в тех, где разрешен, действуют жесткие карантинные ограничения, ограничения по передвижению и возможностям развлечений, отпуск внутри страны становится для подавляющего большинства россиян, по сути, единственной возможностью организовать отдых, восстановить силы, оздоровиться, получить новые впечатления. Таким образом, несмотря на сложный период, в экономическом смысле новые условия дают российскому внутреннему туризму огромную мотивацию и толчок для развития. Можно сказать, что внутренний туризм в Российской Федерации имеет предпосылки для прорывного возрождения.
Безусловно, удовлетворение отдельных потребностей некоторых категорий туристов неразрывно связано с уникальными характеристиками конкретных дестинаций. Так, например, посмотреть Эйфелеву башню или увидеть Мону Лизу можно только в Париже, и никакое развитие внутреннего туризма этого не изменит. И в целом, как отмечают исследователи, «туристы проявляют выраженное стремление посетить места, отдаленные от места постоянного жительства, и сложно объяснимое игнорирование расположенных поблизости уникальных мест» [3]. Однако анализ самых популярных зарубежных направлений у россиян наглядно демонстрирует хороший потенциал в переключении существенной доли зарубежных поездок на внутренний туризм. Обзор самых популярных направлений приведен на рис. 1.
Рис. 1. ТОП-10 направлений выездного туризма со странами, с которыми у РФ нет сухопутной границы (млн поездок) [4]
Лидером по числу поездок россиян на отдых за рубеж стала Турция с почти 7 млн поездок в 2019 году, что сопоставимо с турпотоком по Крыму за аналогичный период. Страна, занимающая второе место — Италия, немного не дотянула до полутора миллиона поездок, уступив Турции почти в пять раз. Указанная статистика четко показывает: основу наиболее желанного для россиян отпуска составляет пляжный отдых. А здесь у нашей страны большие перспективы для развития. В частности, огромным потенциалом в этой области обладает крымский полуостров.
Уникальность полуострова состоит в многообразии его природных и культурных ресурсов. В Крыму есть и горные районы с можжевеловыми и кедровыми рощами, и степи с песчаными, пологими пляжами, и дворцы царского семейства Романовых, а также приближенных к ним особ, и пещерные города, и религиозные достопримечательности, и богатое военно-историческое наследие, и соленые озера с целебной рапой. Такое разнообразие, в свою очередь, делает возможным воплотить на полуострове принцип дифференциации, который «заключается в том, что государство на разных территориях развивает разные направления деятельности, а возможность осуществления рекреационной деятельности зависит от природного фактора и наличия специфических рекреационных ресурсов» [5].
В Крыму можно развивать туристическую отрасль ускоренными темпами. Направления, по которым могли бы работать потенциальные инвесторы, условно можно разделить на три категории.
1. На южном берегу Крыма — точечное, продуманное встраивание новых объектов в уже существующую застройку и реконструкция уже существующих;
2. На западном берегу Крыма — комплексное, кластерное возведение новой инфраструктуры «с нуля»;
3. На всей территории полуострова — создание объектов нишевого туризма, а также принципиально новых туристических объектов, не имеющих аналогов на юге России.
Рассмотрим каждое из этих направлений более детально.
Южный берег Крыма. Если сравнивать с чем-то южный берег Крыма, то, вероятно, лучше всего ему подходит сравнение с французским Лазурным Берегом. Красивая горная природа, богатое историческое наследие, неторопливый, размеренный отдых. Не случайно это самая застроенная туристическими объектами часть полуострова. Вместе с Юго-Восточным берегом здесь находится более половины всех здравниц Республики [6]. Санатории и гостиницы здесь нередко расположены на огромных территориях, среди парков, можжевеловых и кедровых рощ, окружены невероятными пейзажами и находятся в непосредственной близости к знаковым историческим местам и дворцам. Более того — часть санаториев фактически располагаются на территории таких мест или сами являются ими, как, например, санаторий «Ливадия», расположившийся в постройках бывшего комплекса летней царской резиденции. И это далеко не единственный подобный пример. Один из корпусов санатория «Дюльбер» также располагается во дворце в мавританском стиле, построенном в XIX веке для членов семьи Романовых. А другой корпус, стилизованный под основной дворец, но построенный уже в советское время, был выполнен, по одной из версий, как загородный дом для И.В. Сталина. На южном берегу Крыма также находятся и все госдачи как советского, так и современного периодов.
Поэтому здесь не может быть массовой, кластерной застройки. На южном берегу Крыма речь может идти о точечном вписывании новых объектов в существующий облик побережья, тщательное увязывание вновь возводимых гостиниц и санаториев с культурным кодом местности. В том числе возможно возведение новых объектов и на месте пришедших в упадок или не соответствующих облику побережья старых гостиниц и санаториев.
При этом необходимо учитывать, что южный берег Крыма является горным регионом повышенной сейсмичности, а это неминуемо отражается на стоимости строительства или реконструкции, на необходимости возводить гидротехнические сооружения, укреплять берега.
С учетом этих особенностей новые объекты размещения на южном берегу Крыма могут, вероятно, находится на уровне отелей не ниже 4* и оперировать в более дорогом ценовом сегменте. Однако подобные объекты имеют все шансы стать знаковыми, своеобразной визитной карточкой обновленной туристической отрасли региона, как это, например, произошло с гостиницей «Мрия», открытой в августе 2014 года. Здесь могут быть сформированы свои собственные потоки постоянных клиентов, вновь и вновь возвращающихся в регион.
Западный берег Крыма. А вот западный берез Крыма может стать реальным конкурентом турецкого «все включено». В противовес южному он не может похвастаться хоть сколько-нибудь масштабной застройкой. В целом при протяженности береговой линии всего полуострова более 1300 километров, пляжные территории с организованным отдыхом составляют менее 400 километров [7]. И западный берег Крыма вносит существенную лепту в такую ситуацию. Все объекты размещения здесь представлены исключительно в формате гостевых домов, кемпингов или частного сектора. Но даже с учетом этого имеются огромные пустынные участки побережья, дикие пляжи, протянувшиеся на многие и многие километры. С одной стороны, это наглядно показывает существующую недостаточность инфраструктуры, что мешает региону успешно конкурировать за туриста. Сейчас Крым характеризуется более низким уровнем сервиса не только по сравнению с турецкой, но даже и с сочинской сферой услуг [8]. С другой — в XXI веке, когда, кажется, застроено уже все, что только может быть застроено, особенно в востребованных, туристических регионах, это уникальная ситуация. Наличие незастроенных площадей дает Крыму возможность создать с чистого листа успешные курортные кластеры совершенно нового поколения, с учетом всех самых современных требований и достижений отрасли. При этом необходимо отметить следующие отличительные особенности западного Крыма:
— это степная равнина, то есть строить здесь проще и дешевле, чем на южном побережье;
– здесь много широких песчаных пляжей с пологими, мелкими заходами в воду, идеальными для пляжного семейного отдыха с детьми;
– регион богат солеными озерами, грязи и рапы которых признаны лечебными. Вместе с тем на побережьях таких озер западнее Евпатории в настоящее время нет ни одного санатория, которые бы использовали этот уникальный ресурс, а равно как и нет практически никакого контроля за его использованием всеми желающими. Бесконтрольное и нерациональное использование способно нанести вред лечебному потенциалу озер. Поэтому постройка санаториев не только будет способствовать развитию туристической отрасли полуострова и росту благосостояния его жителей. Она может помочь сберечь уникальные бальнеологические ресурсы этих региона, обеспечить их устойчивое, экологичное использование и проведение мероприятий по регенерации. И также, что немаловажно, объекты, ориентированные не только на пляжный отдых, но и на лечение, не так привязаны к купальному сезону и могут работать круглогодично.
С учетом этих особенностей на западном берегу Крыма может быть опробовано строительство комплексов отелей, функционирующих по системе «все включено». Эта схема неизменно пользуется огромной популярностью у наших соотечественников на отдыхе в Турции. Безусловно, она очень удобна по ряду причин довольно широким группам отдыхающих. Во-первых, подобный подход позволяет более точно спланировать бюджет поездки. По сути, дополнительные деньги нужно предусмотреть только на экскурсии и сувениры. А при желании отдыхающие могут вообще больше ничего не тратить, и для многих это важный аргумент. Во-вторых, такой отдых снимает все бытовые вопросы. Туристам нужно только сесть на самолет, а дальше их встретят, привезут, разместят, три-четыре раза в день накормят, дадут детям мороженое или воду на пляже. Это очень удобно для мам или бабушек с маленькими детьми, и для тех, кто по каким-либо причинам не хочет ничего организовывать на отдыхе самостоятельно и ни о чем думать. Но при этом в России отелей такого формата, особенно в ценовом сегменте, сопоставимом с предложениями отелей Турции уровня 3*, 4*-, 4* практически нет. Таким образом создание аналогичных по модели функционирования и стоимости отелей на западном берегу Крыма станет тем самым триггером, который может переключить потоки российских туристов с Турции на Крым. И то, какой процент из 7 млн чел., посетивших Турции, предпочтут ей Крым, зависит, во многом, именно от того, насколько успешно полуостров сможет активизировать инвестиционный процесс в сфере рекреации и туризма и какое количество мест размещения, аналогичных по качеству и стоимости турецким, сможет им предложить.
При этом часть объектов, работающих по системе «все включено», может быть ориентирована и на предоставления комплекса лечебно-оздоровительных, косметологических процедур, что создаст дополнительное конкурентное преимущество региону по сравнению с Турцией. Такие объекты смогут стать современными санаториями нового поколения, сочетающие в себе не только лечебную базу, но и комфортный отдых. В настоящее время санаторный отдых в умах многих людей ассоциируется со спартанскими номерами, минимумом удобств, овсяной кашей на завтрак, жидким супом на обед и несоленым, невкусным овощным рагу на ужин. Этот имидж создан устаревшими подходами и изношенными объектами санаторной инфраструктуры, оставшимися в таком виде с советских времен. А люди сейчас хотели бы на отдыхе не только лечения, но и комфорта. Поэтому выбирая между пользой и комфортом, многие отпускники голосуют за комфорт, тем самым, к сожалению, не додавая что-то своему здоровью. У Крыма есть уникальная возможность сказать совершенно новое слово в области оздоровительного отдыха, создать новый тренд, построить инфраструктуру и выстроить модели оперирования, у которых не будет аналогов в России. И решить тем самым не только проблему ускоренного развития туристической отрасли в своем регионе, но и внести существенную лепту в большое, общее дело оздоровления нации.
Помимо ярко-выраженной, напрашивающейся из дифференциации самих рекреационных ресурсов специализации пляжного отдыха в Крыму, регион имеет огромный потенциал и для развития нишевых видов туризма. В частности, речь может идти о развитии и создании гольф-курортов, эксклюзивных детокс-клиник, развитие сети марин и яхтенного спорта.
Строительство гольф-курортов. Этот вид досуга не является массовым, но при этом он является дорогим, а значит, и высоко маржинальным, что делает его коммерчески привлекательным для инвесторов. При этом строительство гольф-клубов в регионах, традиционно ассоциирующихся с морским отдыхом, является уже опробованной и работающей схемой. В частности, по данным англоязычного сайта Агентства по инвестициям при Президенте Турецкой республики [9] в регионе Белека существует 18 таких клубов. Очевидно, что их строительство в таком количестве говорит о наличии значительного устойчивого спроса.
Создание эксклюзивных детокс-клиник. Современный ритм жизни формирует новые подходы ко многим вещам, в том числе к заботе о своем организме. С одной стороны, для значительной части успешных и состоятельных людей самым ценным ресурсом становится время. С другой, бешеный ритм жизни, высокая информационная нагрузка, жизнь в мегаполисах, экологическая обстановка создают целую индустрию, связанную с очищением организма и анти-стресс программами, которой просто не было ранее. Кроме того, хорошо и спортивно выглядеть становится во многих случаях практически необходимым атрибутом успешного человека. Все это порождает спрос на услуги нового вида клиник, в которых в очень сжатый период времени (как правило, в течение недели-двух) предлагаются крайне интенсивные программы детокса и похудения с одновременным обследованием организма, индивидуальными программами лечения, направленными на конкретные вопросы пациентов — отдыхающих, а также сопровождающиеся разнообразными косметологическими услугами. Одним из наиболее раскрученных клиник, специализирующихся в данной области, является клиника «Кивач» в Карелии. Причем позиционируется она изначально именно как клиника, а даже не как санаторий. Хотя уровню размещения в этой клинике могут позавидовать многие пятизвездочные отели. Клиника круглогодично работает с 1996 года, постоянно развивается и инвестирует в закупку нового оборудования, что говорит о востребованности и рентабельности ее услуг. А ведь по сравнению с Карелией Крым имеет огромное преимущество в виде климата.
Безусловно, таких объектов как гольф-клубы или детокс-клиники не может быть много, это скорее штучный продукт. И они сами по себе, как и любой нишевый продукт, не могут создать значительного по количеству потока приезжающих. Но создание даже одного такого объекта может не только сгенерировать дополнительный доход, равный доходу 5* отеля, не только стать имиджевым проектом для всего полуострова и поднять его привлекательность и престиж среди самых разных слоев населения, но и обеспечить круглогодичной работой специалистов высокого уровня. Создание таких объектов, как и планирование наличия лечебного, санаторного уклона у вновь возводимых гостиниц, может стать той самой грамотной региональной политикой, которая должна позволить со временем «позиционировать Крым, наряду с другими курортами, как регион «четырех сезонов» [10].
Кроме этого, отдельным проектом, который мог бы привлечь в Крым довольно платежеспособный сегмент отдыхающих может стать строительство сети марин и сопутствующее развитие водных видов спорта.
Создание сети марин и развитие водных видов спорта. Наличие качественной развитой яхтенной инфраструктуры способно привлечь туристов двух видов: самих владельцев яхт и тех, кто предпочитает, брать яхты в аренду. Зачастую словосочетание «аренда яхты» звучит, как что-то из разряда совершенно эксклюзивного отдыха, доступного лишь единицам, а потому не заслуживающим внимания в части развития. Вместе с тем при разумной организации данное направление может пользоваться довольно широкой популярностью, создавать новые рабочие места и приносить весьма ощутимую прибыль в местные бюджеты. Но, как и в случае с очень многими видами отдыха, в последние годы россияне развивали эту отрасль не в России, а в других государствах, стимулируя чужую экономику своими деньгами. Точной статистики того, сколько россиян взяло в аренду яхты за рубежом, нет. Однако, по данным экспертного сообщества, озвученным на морском бизнес-форуме SIMBF-2019 в Севастополе число граждан РФ, выезжающих ежегодно за границу специально для того, чтобы совершить круиз на арендованной яхте, может составлять 300 тысяч человек [11]. А это означает, что наши соотечественники инвестируют в развитие зарубежных экономик миллиарды рублей. Очевидно, что эти деньги очень пригодились бы и на территории нашей Родины.
Если представить, что Крым успешно преодолеет все сдерживающие факторы, сумеет прорывными темпами активизировать инвестиционные процессы в сфере рекреации и туризма и создать достаточный объем новой, современной инфраструктуры, сохранив при этом разумность ценовой политики, дополнительный поток туристов на полуостров может составлять очень внушительные цифры. Для моделирования этого влияния в табл. 1 приведены три сценария переключения выездных потоков на внутренние: консервативный, умеренный и оптимистичный.
И даже если рассматривать только консервативный вариант, то есть считать, что новая, современная отельная инфраструктура переманит в Крым лишь 30% тех россиян, кто сейчас отдыхает в Турции, 10% тех, что едет на Кипр, и только по 5% туристов, предпочитающих Испанию и Грецию, то это уже приведет к 2.28 млн дополнительных туристов на полуострове. Или к росту в 31% по отношению к базе 2019 года. Если же брать оптимистичные предпосылки, то дополнительный поток может составить уже почти 5 млн туристов или рост почти в 70% к базе 2019 года.
По данными англоязычного сайта Агентства по инвестициям при Президенте Турецкой республики [9] в 2018 году оборот туристической отрасли Турции составил 29.5 млн долларов США при общем турпотоке в 46 млн туристов. То есть каждый турист израсходовал в Турции в среднем 641 доллар США на отдых. С учетом того, что среднегодовой курс доллара США был в 2018 году 62,9264 руб. за один доллар США, в пересчете это составляет 40 335 руб. Необходимо отметить, что данная статистика учитывает все туристические поездки в страну, включая визиты не только на побережье, но и в столицу страны, Стамбул, для которых характерны более короткие поездки на 3–4 дня или же туры на выходные. Таким образом, средний чек туристов, приезжающих на более длительное время на побережье, может быть выше.
Однако в целом это соотносится и с крымской статистикой. По данным, которые привел в своем интервью министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко [12], расходы на отдых одного туриста в Крыму в 2018 году составляли от 48 до 90 тыс. руб., из которых 42% уходило на проживание.
Таким образом, если принять для оценки минимальное значение в 48 тыс. руб. и не учитывать инфляцию, то только по консервативному сценарию дополнительная выручка туристической отрасли Крыма может составить 109 млрд руб., из которых 46 млрд руб. составит выручка объектов размещения. При оптимистичном сценарии эти суммы составят уже 237 млрд руб. дополнительных доходов туристической отрасли, из которых почти 100 млрд руб. придется на объекты размещения. При этом еще раз хотелось бы подчеркнуть, что расчет идет, исходя из минимальной суммы расходов в 48 тыс. руб. и только на основании предпосылок о переключении альтернативных пляжных направлений отдыха россиян, в первую очередь, Турции. То есть указанные цифры не учитывают потенциального роста туристического потока за счет других факторов: санаторного туризма, создания нишевых точек притяжения и новых видов туризма.
Таким образом, у Крыма есть отличные перспективы для того, чтобы не только составить конкуренцию отдыху в Турции и создать внутренними инвестициями кластеры нового поколения, но и развивать высоко-маржинальные, нишевые объекты, способные стать новым имиджем полуострова. Для реализации подобных амбициозных планов полуострову необходимо резко активизировать инвестиционные процессы и преодолеть проблемы изношенной и недостаточной инфраструктуры. Это сложная, комплексная задача, однако ее решение способно увеличить туристический поток на остров от 30% до 70%, что будет способствовать уверенному экономическому процветанию региона. А в масштабе страны «ориентация на внутренний и въездной туризм позволит сохранить и преумножить материальное и культурное богатство наций» [13].

Таблица 1
Сценарии перевода выездных турпотоков на Крым [4]

п/п
СтранаТурпоток 2019, млн поездокСценарии переориентации туристов на КрымКоличество дополнительных поездок в Крым, млн ед.
Консер-
вативный
Уме-
ренный
Оптими-
стичный
Консер-
вативный
Уме-
ренный
Оптими-
стичный
1Турция6,9930%45%60%2,103,154,19
2Италия1,435%10%0,070,14
3Германия1,36
4Таиланд1,23
5Испания1,065%10%15%0,050,110,16
6ОАЭ1,00
7Кипр0,9010%20%30%0,090,180,27
8Греция0,785%10%15%0,040,080,12
9Тунис0,675%0,03
10Вьетнам0,605%0,03
Итого ТОП-1016,022,283,584,95


Список использованных источников:
1. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы): постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе». URL: https://base.garant.ru/55171986/ (дата обращения: 11.04.2021).
2. О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г.: распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 11.04.2021).
3. Лысикова О.В. Социальные практики российских туристов: предпочтения стран и городов посещения // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. — 2012. — № 1(17). — С. 31–45.
4. Статистика выезда россиян за рубеж в 2019 году. Официальные данные // Ассоциация туроператоров. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50475.html (дата обращения: 11.04.2021).
5. Цёхла С.Ю., Симченко Н.А. Формирование принципов равномерности использования ресурсов рекреационного комплекса территории (на примере Республики Крым) // Вестник РМАТ. — 2017. — № 1. — С. 131–139.
6. Митина Н.Н., Паранина Т.О., Бруснигина С.Г. Развитие туристско-рекреационного потенциала Республики Крым: новые вызовы и пути решения // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — № 68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turistsko-rekreatsionnogo-potentsiala-respubliki-krym-novye-vyzovy-i-puti-resheniya (дата обращения: 11.04.2021).
7. Гук О.А., Буркальцева Д.Д. Развитие туристической индустрии Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. — 2019. — № 2 (84). — С. 119–129.
8. Василенко В.А. Управление устойчивым развитием Крыма на основе туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. — 2017. — № 6 (76). — С. 94–108.
9. Tourism // Presidency of the Republic of Turkiye. Investment office. URL: https://www.invest.gov.tr/en/sectors/pages/tourism.aspx (дата обращения: 28.03.2021).
10. Цёхла С.Ю., Симченко Н.А. Интегративное применение положений теории ограничений и ресурсной теории к равномерному использованию ресурсов рекреационного комплекса региона // Kant. — 2017. — № 1 (22). — С. 195–199.
11. Договоримся на причале. Что тормозит развитие яхтинга на полуострове? // Российская Газета. URL: https://rg.ru/2019/06/11/reg-ufo/v-krymu-rasskazali-chto-meshaet-razvitiiu-iahtinga.html (дата обращения: 28.03.2021).
12. Волченко В. Крым провел свой первый рекордный сезон // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20181024/1531283270.html (дата обращения: 28.03.2021).
13. Моисеенкова М.Г. Продвижение Крымского побережья как туристской дестинации: интернет-образ на пересечении национальных интересов и личностных преференций // Вестник Прикамского социального института. — 2018. — № 1(79). — С. 95–100.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия