Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Косинский П. Д.
заведующий кафедрой налогообложения, предпринимательства и права
Кемеровского государственного университета,
доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства РФ


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Процесс управления качеством жизни населения становится ведущим фактором, характеризующим развитость региона и страны в целом. Управление - это соотношение между степенью контроля и степенью автономии управляющей и управляемой систем.
Управление качеством жизни населения включает в себя:
- управление развитием качества личности на основе процессов социализации, в первую очередь, в рамках семьи;
- управление качеством среды обитания;
- управление качеством образования;
- управление развитием населения (демографические показатели),
- управление состоянием здоровья населения.
Одним словом, качество жизни становится единой основой управления процессами жизнедеятельности. Рассматривая региональный аспект управления качеством жизни населения, следует отметить, что он связан с административно-территориальным устройством страны и регулируется Федеральным законом N 131 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии со ст. 85 Закона устанавливаются границы муниципальных образований, определяется статус городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. В рамках данного Закона определен статус и границы муниципальных образований и Кемеровской области.
Существующая сегодня система административно-территориального управления Кемеровской области была сформирована, в основном, в период ее создания в 1943 г. За период своего существования административно-территориальное устройство не претерпело каких-либо существенных изменений. Исключение составляют незначительные преобразования, связанные с изменением статуса двух муниципальных образований. Это г. Топки (Топкинский район) и г. Мариинск (Мариинский район). Таких укрупненных образований могло быть значительно больше, т. к. на территории области расположено 20 городов, 18 сельских районов, 47 рабочих поселков и более 1130 населенных пунктов, административное управление в которых осуществляется 18 городскими, 17 районными, 10 районными в городах, 47 поселковыми и 235 сельскими администрациями.
По Закону Кемеровской области "О статусе и границах муниципальных образований" административное управление должно осуществляться: 16 городскими округами, 18 муниципальными районами и 212 сельскими поселениями. Концептуально важным в целях преемственности при организации местного самоуправления является образование на территории области городских округов и муниципальных районов на основе существующих муниципальных образований.
Анализируя существующую систему административно-территориального устройства и управления регионом, можно выделить ряд противоречий:
- организационная структура управления социально-экономическим развитием региона представлена в настоящее время как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти, призванными решать вопросы местного значения;
- отсутствует единая государственная политика социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований;
- ограниченность объектов, находящихся в муниципальной собственности, и отсутствие достаточной материально-технической базы обуславливает недейственность и неопределенность в управлении ими;
- большинство территориальных образований находятся в сельской местности. Взаимоотношения же между сельскими и городскими администрациями не выстроены ни административно, ни юридически. Их экономические и социальные интересы часто не совпадают, а во многих случаях взаимоисключают друг друга. Крупные промышленные предприятия, находясь на территории сельской местности, не несут никакой социальной ответственности за состояние социальной сферы этих территорий. Характерным примером тому служит Беловский район и город Белово. Здесь расположен ряд мощных угледобывающих предприятий (разрезы: Караканский, Сартаки, Бачатский, Краснобродский, Моховский), которые, находясь на территории района, налоги платят в бюджет города. Социальные же проблемы сельских населенных пунктов должна решать администрация района, бюджет которого с этим не справляется. Надо учесть и то, что на угольных предприятиях работают 20-40% бывших работников колхозов и совхозов района;
- во всех властных структурах имеются фискальные и другие органы исполнительной власти, дублирующие друг друга (например, городские и районные налоговые инспекции казначейства, отделы здравоохранения), а это кроме расходов на заработную плату еще и амбиции чиновников, мешающие эффективно работать;
- анализ эффективности структуры управления региона показывает на слабое использование научных подходов, что не способствует повышению качества жизни населения;
- не определена роль "столичных" городов и районов, что порой необоснованно завышает их значимость и занижает роль поселковых местных самоуправлений.
И это не весь перечень существующих издержек в управлении регионом.
В связи с вышесказанным, предлагается следующая схема административно-территориального устройства Кемеровской области (табл. 1).
Таблица 1
Предлагаемое административно-территориальное устройство Кемеровской области
В экономическом плане эти районы, в сравнении с существующими, более сопоставимы по промышленному и сельскохозяйственному потенциалу (таблица 2), здесь соблюдена хозяйственно-географическая совместимость, что соответствует основным положениям Федерального закона N 131 от 16.09.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таблица 2
Условные оценки потенциалов по муниципальным районам
(на душу населения)
Преобразование муниципальных образований регулируется законами субъектов Российской Федерации и осуществляется по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инициатива органов местного самоуправления по преобразованию муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов государственной власти (ст. 13, п. 4.). Объединение муниципальных районов, не влекущее за собой изменение границ, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами управления объединяемых муниципальных районов.
Формирование предлагаемых новых административно-территориальных образований на базе объективных социально-экономических факторов позволит:
- осуществить самофинансирование и эффективное управление муниципальными районами и регионом в целом;
- выстроить вертикаль областной исполнительной власти с назначением руководителей районов губернатором области;
- значительно снизить количество чиновников и упорядочить деятельность служб и отделов администраций городов и районов;
- проводить единую социальную политику для населения как сельских, так и городских территорий.
На всех уровнях должно быть сформировано звено, которое выполняло бы функции управления качеством жизни населения.
Рекомендуемое административно-территориальное устройство Кемеровской области позволит сформировать новую структуру управления, которая будет наиболее точно соответствовать современным требованиям и специфике развития региона.
Управление качеством жизни - это целенаправленное воздействие на объект с целью придания ему новой качественной определенности. Субъект, объект, цели, средства и методы управления находятся в системной взаимосвязи.
Организационная структура управления регионом - это совокупность органов государственной власти, местного самоуправления, а также собственников и руководителей хозяйствующих субъектов, совместно осуществляющих свою деятельность, для создания в настоящем и будущем благоприятных условий для удовлетворения потребностей и повышения качества жизни населения. Принципиально важным является положение об их общей цели - наиболее полного удовлетворения потребностей населения и повышения качества жизни. На рис. 1 предлагается организационная структура управления Кемеровской областью.
Рис. 1. Рекомендуемая организационная структура управления Кемеровской области
Характеристики существующей и предлагаемой организационной структуры управления Кемеровской области представлены в таблице 3.
Анализ социально-экономического состояния и развития региона свидетельствует об ограниченных ресурсных возможностях (за исключением трудовых ресурсов, качество которых в связи с ростом доли лиц с высшим образованием выросло).
Правильная предварительная оценка ресурсов региона может способствовать более эффективному достижению целей социально-экономического развития, и в этом направлении государственные и муниципальные служащие должны активизировать свою деятельность.
Таблица 3
Основные характеристики существующего и предлагаемого подходов
к управлению регионом
Методы достижения целей, используемые руководителями, должны учитывать высокую степень неопределенности внешней среды, а недостаток финансовых ресурсов не должен ограничивать управленческие действия (как это иногда происходит), а, напротив, должен стимулировать поиск:
во-первых, повышения эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
во-вторых, использования государственного и муниципального заказа как одной из форм взаимоотношений органов власти с хозяйствующими субъектами всех форм собственности;
в-третьих, изыскания внутренних резервов и внешних возможностей развития региона.
Качественная реализация функций администрации региона во многом зависит от отношений между представительным и исполнительным органами, от распределения полномочий и предметов ведения, от позиции представительного органа области.
Предлагаемая организационная структура управления Кемеровской областью более гибкая, динамичная, имеющая ярко выраженную целевую направленность. Она адаптирована к реализации комплексной программы "Качество жизни населения Кемеровской области на 2004-2008 годы". В ней устранены предпосылки неэффективного стиля управления.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия