Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Приветствие конгрессу и тезисы выступления Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина на Пленарном заседании Казанского международного конгресса евразийской интеграции
Казанская Ратуша, 10 июня 2021 года

Уважаемый Леонид Иванович!
Уважаемые коллеги, эксперты, дамы и господа!
Позвольте мне от имени руководства республики, Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по проблемам международного сотрудничества, от себя лично сердечно приветствовать вас на гостеприимной земле Татарстана!
Прошедший год вновь доказал: современные вызовы наиболее эффективно решаются в тесном взаимодействии государств и народов. В рамках многосторонних глобальных и региональных интеграционных объединений. Главное здесь — масштабы, скорость, глубина и результативность процессов.
Отрадно, что, несмотря на ряд пандемийных ограничений, мы смогли собраться в очном формате, чтобы обсудить наиболее актуальные научно-практические, политико-правовые, гуманитарные аспекты межгосударственных интеграционных процессов на пространстве Евразии.
На прошлом форуме 10 июня 2019 года мы сделали некоторые выводы относительно возможностей поступательного развития ЕАЭС по ряду измерений: парламентскому, региональному, муниципальному, вузовскому и т.д. Отрадно, что многие наши предложения были деятельно поддержаны Председателем Совета Федерации В.И. Матвиенко и Министром иностранных дел С.В. Лавровым. Отдельные инициативы мы обсудили в Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по проблемам международного сотрудничества.
С удовлетворением отмечу, что наша совместная инициатива с Комитетом Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками реализовалась в открываемом сегодня конгрессе.
Полагаем, что концепция евразийской интеграции на современном этапе приобретает все бóльшую актуальность. Благодаря ей наши страны должны стать сильнее, ускорить всестороннюю модернизацию, международную кооперацию, наконец, мобилизовать усилия на проведение согласованной экономической политики.
Уважаемые коллеги!
Рад, что столица Татарстана — тысячелетняя Казань — стала местом встречи авторитетного экспертного сообщества, выработки новых подходов к реализации провозглашенного руководителями наших государств курса на интеграцию в масштабе Евразии. Регулярно проводимые форумы и конференции, прежде всего, совместно с профильным думским комитетом, встречи академического сообщества на различных научных площадках и, наконец, форумы на высшем уровне — позволяют причислить Казань к числу политических центров евразийского процесса.
Буквально месяц назад — 29–30 апреля — здесь прошло заседание Евразийского межправительственного совета с участием глав правительств государств ЕАЭС и государств-наблюдателей. На региональном уровне мы приветствовали принятие важнейших решений о взаимодействии промышленных отраслей, активизации процессов электронной торговли.
Со своей стороны, полагаю актуальным продумать вопрос запуска регионального измерения ЕАЭС с паритетным составом делегатов от административно-территориальных образований государств-участников, с представительством наблюдателей, ряда других интеграционных образований, например, СНГ, ЭПШП, ШОС, БРИКС. Можно пойти дальше, подключив к участию в этой дискуссии мэров крупных городов.
Объективно — это будущая реальность, и другого вектора движения в сторону конкурентоспособности на внешнем рынке как у регионов России, стран ЕАЭС, так и у наших государств просто не существует.
Организованный практически 30 лет назад Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, объединивший 318 делегатов региональных и муниципальных властей всех 47 государств Совета Европы, по праву доказал свою огромную политическую значимость.
Трудно переоценить колоссальный вклад Конгресса в продвижение народной дипломатии на континенте. Визитной карточкой парламентской дипломатии на региональном уровне является ее открытость. Возможность обмениваться с коллегами мнениями по самым животрепещущим вопросам глобальной повестки дня. Отходить от излишней бюрократизированности наших контактов. Не избегать «острых тем». Конструктивно и последовательно проводить ту линию, которая, по ряду объективных и субъективных причин, не может обсуждаться в открытую на межгосударственном уровне. Именно на региональном и муниципальном уровнях зарубежные партнеры относятся с пониманием к такой позиции российской делегации и порой активно идут на откровенное обсуждение проблемных вопросов.
Убежден: подобная деятельность на региональном уровне способствует только укреплению доверия и взаимопонимания. Вносит свой значимый вклад в реализацию активной и созидательной международной политики Российской Федерации.
Ведь именно на региональном уровне мы сможем открыто вести диалог по самому широкому спектру дружественного взаимодействия внутри ЕАЭС, на своем уровне слушать и слышать озабоченность партнеров относительно отдельных вопросов «большой политики». Принимая во внимание накопленный в Татарстане опыт регулярного проведения форумов по обсуждению интеграционных проблем, размещение Штаб-квартиры региональной площадки было бы логичным именно в Казани.
Данная инициатива полностью коррелирует с отечественными конституционными нормами. Право российских регионов на международную и внешнеэкономическую деятельность закреплено в статье 72 Конституции Российской Федерации. С нашей точки зрения, это право — одно из важнейших завоеваний российского федерализма. Субъекты Федерации, как и федеральный центр, жизненно заинтересованы в построении процветающего государства, основой которого выступают не дотации и субвенции, а экономически развитые субъекты деловых отношений с зарубежными партнерами, способные успешно конкурировать и в масштабах евразийского сообщества.
В соответствии с этим международная и внешнеэкономическая деятельность Татарстана осуществляется в строгом соответствии с российскими и международными нормами права, основными принципами внешней политики Российской Федерации и федеральным законом о международных и внешнеэкономических связях субъектов РФ.
Уважаемые участники Конгресса!
На казанских дискуссионных площадках у нас есть прекрасная возможность обсудить важные вопросы и проблемы межгосударственного сотрудничества, определить магистральные направления дальнейшего развития, обменяться экспертными мнениями и оценками, предложить свои варианты решения отдельных проблемных моментов.
Полагаю — теплая июньская атмосфера конгресса подскажет консенсусные разрешения вопросов и возможных противоречий. Будет способствовать расширению аудитории экспертного сообщества, дипломатов, политиков-практиков.
Позвольте пожелать всем участникам и гостям Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2021 плодотворной и эффективной работы, конструктивного диалога, укрепления деловых контактов и партнерских отношений!
Благодарю за внимание!

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия