Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Медынская И. В.
профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Инновационный вектор развития евразийского финансового рынка в условиях цифровизации
Статья посвящена рассмотрению роли и значения инновационных стратегий в развитии финансового рынка как элемента новой модели евразийских экономических отношений в условиях внедрения цифровых технологий. Конкретизируется понятие «инновационный процесс» в финансовой сфере и на этой основе предлагается компетентностный подход к интеграции электронных финансовых систем в государствах-членах ЕАЭС. Обоснована необходимость развивать цифровую экономику в сочетании с финансовым потенциалом многосторонних банков развития и склонностью частного сектора к инновациям, которые создают синергию для развития цифровой экономики
Ключевые слова: инновационные стратегии, евразийская интеграция, цифровизация, финансовый рынок, банковский сектор, многосторонние банки развития, информационная компетенция, компетентностный подход
УДК 338.4   Стр: 33 - 35

В современных условиях евразийской интеграции новейшие технологии, научно-технические разработки, интеллектуальный потенциал — становятся важными рычагами экономического роста и политической независимости стран ЕАЭС.
В условиях жёсткой конкурентной борьбы практически все предприятия в финансовой сфере и банковском секторе должны модернизировать свою деятельность, изыскивать и реализовывать конкурентный потенциал, совершенствовать способы эффективного использования инновационных стратегий.
Инновационные стратегии предполагают применение новаторской тактики, умение правильно использовать финансовые источники, предвидеть и справляться с рисками и в конечном результате улучшить показатель неопределенности.
Ключевым фактором инновационного развития стран-участниц ЕАЭС является переход к цифровой экономике. Еще в 2016 году в странах Союза начался процесс по разработке предложений создания цифрового пространства, в ходе которого были определены следующие приоритеты (рис.1):
Рис. 1. Приоритеты цифрового евразийского пространства
Составлено по: Предложениям по формированию цифрового пространства Евразийского экономического союза [1].

Обеспечение и поддержание эффективной региональной интеграции в условиях цифровизации побуждает к созданию единого цифрового пространства, которое включает интеллектуальную среду и, тем самым, активизирует развитие нового евразийского финансового рынка.
Системные вызовы со стороны цифровой глобализации создают предпосылки для разработки общей цифровой экономической экосистемы.
Цифровая трансформация — это принципиальные изменения структуры экономики стран ЕАЭС, создающие условия для инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности на основе цифровых платформ.
Преимущества формирования единого цифрового пространства государств-членов ЕАЭС, которые определены в стратегических ориентирах до 2025 года, включают следующие позиции (рис.2):
Рис. 2. Стратегические ориентиры цифрового пространства ЕАЭС до 2025 года
Составлено по: Цифровой повестке Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации [2]

Адаптация включенности к новым технологическим реалиям и внедрение цифровых технологий вызывают структурные изменения в бизнес-среде благодаря тому, что они помогают предприятиям независимо от их размера встроиться в региональную и глобальную экономику. В контексте финансового и банковского секторов улучшение цифрового потенциала означает, в первую очередь, повышение степени интегрированности, более широкое распространение высоких технологий, ускорение процессов, увеличение гибкости существующих систем, улучшение безопасности и повышение степени транспарентности. Инновации являются драйвером эффективного функционирования финансового рынка и играют определяющую роль в процессе цифровизации экономики стран ЕАЭС. Стабильный рост цифровой экономики оказывает влияние на эволюцию и развитие финансовых рынков, тем самым побуждая к внедрению новой формы денежных единиц. Цифровые технологии распространились и овладели фактически всей банковской сферой, повышая привлекательность банков.
Информационная компетенция — это эксплуатация сети Интернет, которая в процессе инновационного реформирования позволяет модифицировать техническую базу информатизации. В связи с этим, применение новшеств в сфере платежных систем позволяет осуществлять финансовые операции в форме цифровых потоков через компьютерные сети.
Цифровой банкинг (Digital Banking) является качественно новой формой банкинга, которая со временем может стать заменой традиционного банкинга, и таким образом цифровые деньги и цифровой банкинг станут основой для роста цифровой экономики в средне- и долгосрочной перспективе [3].
Инновационные стратегии — это вектор развития евразийского финансового и банковского секторов на перспективу, который отличается новизной и является качественным скачком в финансовой сфере.
Следовательно, цифровые инновационные технологии обеспечивают адаптацию к стремительно меняющимся условиям финансового рынка и гарантируют стабильное развитие банковской сферы, а также предоставляют возможность гибкого реагирования на глобальные тенденции современной мировой экономики.
В 1991 году японскими криптографами Тацуаки Окамото и Казуа Охта была предложена система «супер распределения» [4]. В данной работе были представлены обязательные принципы «идеальной» платежной системы, которая включает безопасность, автономность, независимость, конфиденциальность, перемещаемость и делимость денежных средств. Суть данных принципов состоит в том, что, во-первых, электронные деньги безопасны и могут передаваться другим пользователям. Во-вторых, они проводятся через компьютерные сети и не зависят от местонахождения. В-третьих, их невозможно вторично использовать, т.к. они существуют в форме виртуального платежного средства.
Таким образом, инновационные технологии являются фактором формирования ключевых компетенций в процессе модернизации евразийского финансового рынка. Поэтому необходимо особо отметить роль компетентностного подхода в инновационном процессе трансформации финансовой системы в связи с растущей интеграцией российской банковской системы в евразийское финансовое пространство. Следовательно, сегменты «ключевой компетентности» в евразийской финансовой сфере и, конкретно в банковском секторе определяют набор их ключевых финансовых возможностей.
Несмотря на положительные тенденции развития евразийского финансового рынка, существуют также и некоторые проблемы. Во-первых, в государствах-членах ЕАЭС имеются существенные различия в сфере сбалансированной денежно-кредитной политики. Во-вторых, слабость гармоничной законодательной базы на всех уровнях. В-третьих, несогласованность банковского сектора. В-четвертых, отсутствие необходимой инфраструктуры, гарантирующей и способствующей реструктуризации финансового рынка.
Если рассматривать банковский сектор, то на данный момент наблюдается огромная диспропорция между банковскими сегментами стран — членов ЕАЭС. По состоянию на 1 июля 2019 года можно сделать вывод о том, что весь банковский сектор ЕАЭС сосредоточен именно в России: на территории ЕАЭС действуют 534 единиц банков, 442 (82,8%) из которых расположены именно на территории России [5].
На современном этапе развития действуют значительные ограничения на движение трансграничных капиталов. Например, в Республике Казахстан действует Закон от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», который предусматривает ограничение на долевое участие в банке для нерезидентов в размере 50% [6].
Данное ограничение распространяется и на Республике Беларусь. Таким образом, удерживая банковское сотрудничество, страны ЕАЭС тормозят и развитие инновационных процессов в рамках евразийской интеграции. При этом важно отметить, что наибольший объем финансирования потребностей реального сектора экономики в структуре финансового рынка ЕАЭС приносит именно банковский сектор.
В отношении фондового сегмента, согласно данным Департамента статистики ЕАЭС за 2019 год, оборот фондовых торгов практически полностью приходится на Россию.
Новые преимущества евразийского финансового рынка предоставят для стран — партнеров России возможность использовать имеющиеся ресурсы и инновационный потенциал для увеличения объемов торгов на бирже, что в перспективе повысит ее привлекательность среди мировых фондовых бирж.
На основе проведенного сравнительного анализа выявлены значительные различия по ключевым показателям финансовых рынков стран ЕАЭС, таких как интеграционные потенциалы стран-участниц. Но, несмотря на это, государства Союза обладают определенной степенью совместимости, что позволяет в перспективе говорить о повышении степени их готовности к интеграции в единый финансовый рынок [7].
Следовательно, для координации и стабилизации новшеств в финансовой сфере, связанных с модернизацией евразийского финансового рынка, банки и компании финансового сектора должны учитывать научно-технические и маркетинговые вопросы и принимать стратегические решения в перспективе и в повседневных процессах.
В условиях геополитической нестабильности развитие международных экономических отношений требует принципиально важной позиции взаимопонимания и прозрачности. В связи с этим, Евразийская экономическая комиссия осуществляет этапы по практической разработке гармонизации законодательства. Поэтому отдельного внимания требует разработка единого стратегического документа по дальнейшему развитию евразийского финансового рынка. На стадии внутригосударственного согласования также находятся Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках и Соглашение об обмене информацией.
Для управления валютными рисками принципиально иметь рациональный инструмент управления, который сможет обеспечить в расчетах в национальных валютах окончательность и безотзывность переводов, принимая во внимание высокую волатильность валют на евразийском финансовом пространстве.
Цифровые инновации положительно воздействуют на «инклюзивность финансового сектора». Вследствие этого, высокая степень доступности к различным видам финансовых услуг определяет их возросший спрос и является драйвером процесса совершенствования банковского сектора.
Переход населения на инновационные продукты позволит хранить сбережения в онлайн форматах и дистанционно открывать счета, т.к. уже сегодня набирают популярность запросы на онлайн-идентификацию.
Для того, чтобы гарантировать свободное перемещение капиталов на территории ЕАЭС, необходимо согласовать на уровне Союза принципы и стандарты интеграции и взаимодействия электронных финансовых систем с учетом международной практики. В свою очередь, они должны содержать политику безопасности и защиты персональных данных.
Необходимо вовлекать бизнес-структуры, а также частный сектор к созданию и совместной реализации инновационных финансовых продуктов и услуг. Поэтому следует разработать инструменты интегрирования для эффективного функционирования в проблемных сферах, диверсификации и получения синергизма.
Внедрение цифровых технологий в банковской сфере позволит повысить безопасность трансграничных электронных операций. Принятие всеобъемлющей гармонизированной законодательной базы по цифровой экономике, особенно в сфере международной электронной коммерции, позволит беспрепятственно осуществлять различные сделки на евразийском финансовом рынке.
Данные предложения имеют важные практические значения. Они, во-первых, задействуют все имеющиеся ресурсы для создания евразийского финансового пространства. Во-вторых, предоставляют возможность проанализировать потенциальные сценарии развития финансового рынка. В-третьих, позволяют выделить из них перспективные варианты и определить рычаги воздействия на них.
Деятельность многосторонних банков развития (МБР) в области цифровых технологий и ИКТ на евразийском пространстве также представляет интерес. МБР могут занимать важное место в цифровом диалоге ввиду международного характера их деятельности, финансовых возможностей и накопленного опыта реализации проектов совместно с правительствами и частными компаниями.
Более того, помимо кредитования, МБР могут предложить и другие инструменты для развития цифровой экономики стран-членов, в том числе техническое содействие или гранты.
Таким образом, единая цель развивать евразийский финансовый рынок в условиях цифровизации направлена на создание синергии финансового потенциала банковского сектора и бизнес-структур для совершенствования цифровой экономики.
Стремительное развитие цифровых технологий требуют практических действий государств-членов ЕАЭС для сохранения и укрепления своих позиций на евразийском финансовом рынке. Инновационная стратегия позволит трансформироваться евразийским странам в современную интеграционную модель финансовых отношений на принципах прозрачности и всеобщего доверия.


Список использованных источников:
1. Предложения по формированию цифрового пространства [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Documents/pdf. (дата обращения 27.04.2021)
2. Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets.pdf/ (дата обращения, 29.04.2021)
3. Филиппов Д.И. Роль инноваций в развитии финансового рынка // Глобальные рынки и финансовый менеджмент. Том 4. 2017. — №4 (октябрь-декабрь) / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
4. Okamoto T., Ohta K., «Universal Electronic Cash», in: Advances in Cryptography —Pro-ceedings of 11th Annual International Cryptology Conference on Advances in Cryptology — CRYPTO ‘91, (J. Feigenbaum, ed.), Springer-Verlag, Berlin, 1992.
5. Департамент статистики Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/Pages/default.aspx. (дата обращения 21.04.2021).
6. Годовой отчет Сбербанка в 2019 году // Сбербанк [URL]: https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/sberbank-ar19-rus.pdf (дата обращения 03.05.2021).
7. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты. [Электронный ресурс] URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf. 2019 г. (дата обращения, 25.03.2021).
8. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза и др. коллективная монография / Под науч. ред. Г.Л. Багиева, И.А. Максимцева. — Санкт-Петербург, 2017.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия