Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (79), 2021
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Малинина Е. С.
старший преподаватель кафедры экономики и управления
Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск) Минздрава России

Шеломенцев А. Г.
заведующий отделом исследования региональных социально-экономических систем
Института экономики УрО РАН (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук


Методический подход к экономической оценке влияния потерь здоровья населения на социально-экономическое развитие регионов
Статья посвящена проблеме оценки эффективности действующей государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации». Проанализированы существующая система оценки эффективности государственных программ развития здравоохранения. С учетом выявленных недостатков предлагается методический подход к экономической оценке влияния потерь здоровья населения на социально-экономическое развитие региона, состоящий из двух этапов. Первый этап заключается в экономической оценке воздействия потерь здоровья населения на социально-экономическое развитие региона. Второй этап предназначен для обоснования предлагаемых мероприятий по снижению потерь здоровья населения
Ключевые слова: государственные программы, здоровье населения, экономическая оценка потерь здоровья населения, факторы здоровья, социально-экономическое развитие регионов, здравоохранение
УДК 332.14; ББК 65.050.22   Стр: 135 - 138

Экономическая составляющая в государственных программах является одним из обязательных требований, предъявляемых к разработке и реализации этих документов. Она включает в себя информацию о финансовом обеспечении реализации программы, расходах бюджетов разных уровней, а также внебюджетных фондов и других источников, обоснование необходимых финансовых ресурсов, и обязательно оценку степени влияния выделяемых финансов на достижение целей. Кроме того, обязательным является оценка эффективности государственных программ, которая должна осуществляться на основе специально разработанных методических рекомендаций.
Государственная программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» относится к пилотным государственным программам и имеет свою структуру и требования по финансовому обеспечению реализации программ [1]. Финансовое обеспечение заключается, во-первых, в ранжировании проектов, претендующих на включение в программу, для чего разработана и утверждена соответствующая модель. На основе критериев ценности и реализуемости проектов осуществляется выстраивание программ по приоритетности. На основе результатов ранжирования распределяются бюджетные ассигнования бюджетов и внебюджетных фондов. Во-вторых, производится оценка эффективности государственной программы, для чего также была разработана соответствующая методика. Оценка эффективности осуществляется путем определения степени достижения целей, степени соответствия запланированному уровню затрат и использования средств бюджета [2]. В каждом субъекте РФ также разработан свой нормативный документ, согласно которому происходит разработка, реализация и оценка эффективности государственных программ регионального значения. Однако, по своему содержанию, они не отличаются от федерального документа.
Следует отметить, что ни на стадии ранжирования, ни на стадии оценки эффективности не предусмотрена экономическая оценка обоснованности распределения денежных средств ни между подпрограммами, ни между мероприятиями, включенными в ту или иную подпрограмму. Данная особенность характерна как для федеральных правил, так и региональных порядков.
Так, например, в разработанной Д.И. Шмаковым модели экономического обоснования программ развития здравоохранения [3], содержится два основных этапа. Первый этап заключается в оценке медико-демографической ситуации, который подразумевает оценку экономического ущерба в результате медико-демографических процессов и прогнозную оценку экономического ущерба по существующим тенденциям. Второй этап — это оценка экономической эффективности планируемых мероприятий по развитию здравоохранения, который включает прогнозную оценку экономической отдачи от повышения уровня здоровья и оценку объемов инвестиций, необходимых для повышения уровня здоровья. По замыслу автора, данная модель призвана решать две задачи — это оценка объема необходимых инвестиций для повышения уровня здоровья и обоснование размера дотаций регионам. Однако, в данной модели отсутствует прогнозная оценка состояния здоровья. Тем самым не представляется возможным включить в программу развития здравоохранения те подпрограммы и мероприятия, которые будут отражать специфику региона.
В связи с этим авторами статьи разработана модель экономической оценки влияния потерь здоровья населения регионов на их социально-экономическое развитие, которая смещает акценты на прогноз будущего состояния человеческого капитала с учетом факторов, влияющих на состояние здоровья и рациональное распределение имеющихся ограниченных ресурсов. По сути, модель состоит из двух этапов. Первый этап заключается в экономической оценке воздействия потерь здоровья населения на социально-экономическое развитие региона (рис.1). Второй этап предназначен для обоснования предлагаемых мероприятий по снижению потерь здоровья населения.
Рис.1. Алгоритм экономической оценки воздействия потерь здоровья населения на социально-экономическое развитие региона

Оценка состояния здоровья населения всегда начинается с определения показателей, по которым будет производиться оценка, и сбора необходимой информации. Как правило, для оценки состояния здоровья используют следующие группы показателей: медико-демографические, заболеваемость, инвалидность и физическое здоровье. Основными источниками этих данных являются статистические данные государственных и ведомственных учреждений, а также электронные базы данных внебюджетных фондов. Для использования были отобраны следующие интенсивные показатели, поскольку именно они позволяют в большей степени учитывать региональную специфику:
– группа медико-демографических показателей: общий коэффициент смертности, коэффициент смертности в трудоспособном возрасте;
– группа показателей, характеризующих заболеваемость: первичная заболеваемость, заболеваемость по классам болезней;
– группа показателей, характеризующих инвалидность: первичная инвалидность.

Сбор и анализ статистических данных должен осуществляться за достаточно длительный период времени с тем, чтобы можно было осуществить прогноз будущего состояния здоровья. Анализ собранной статистической информации может производиться с помощью построения простых и сложных динамических рядов и характеризоваться коэффициентами динамики: абсолютным приростом (убылью), темпами прироста или убывания, темпами роста или снижения. Таким образом, динамические ряды и рассчитанные коэффициенты динамики позволят получить информацию о происходящих изменениях в состоянии здоровья населения в регионах.
Однако, с практической точки зрения, особый интерес имеет использование динамических рядов для определения тенденций развития состояния здоровья, что позволит спрогнозировать изменения в будущем, а значит наметить и своевременно принять управленческие решения по предотвращению потерь, сохранению или улучшению здоровья граждан.
Состояние здоровья человека зависит от различных факторов, которые обуславливают его изменение. Изучение и оценка воздействия этих факторов на здоровье позволит повысить степень эффективности предлагаемых мероприятий, в первую очередь, в государственных программах развития здравоохранения. В научной литературе можно встретить несколько подходов к классификации факторов формирования здоровья. Однако, определение самих факторов и их отнесение к той или иной группе является предметом дискуссий и обсуждений. В данной методике предлагается использовать подход, подразделяющий факторы на экзогенные и эндогенные, сосредоточив внимание на внешних факторах. Следовательно, в первую очередь, при принятии управленческих решений по экономическому обоснованию государственной программы необходимо уделять внимание таким факторам как образ жизни, социально-экономические условия, система здравоохранения. Выбор конкретных показателей, характеризующих экзогенные факторы, должен соответствовать ряду требований: целесообразности, адекватности, достоверности, опираться на имеющиеся данные:
Для экономической оценки потерь здоровья населения за основу предлагается взять Методологию расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденной приказом Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минфина России, Росстата от 10.04.2012 г № 192/323н/45н/113 [4]. В данной методике можно оценить ущерб (недопроизведенный ВВП) в следствие заболеваемости, инвалидизации и смертности, т.е. всех потерь здоровья. Также стоит учесть, что все виды потерь рассчитываются по различным дифференцирующим признакам: пол, возраст, группа инвалидности, причина смерти, причина нетрудоспособности и т.п. Кроме того, для расчета используются показатели, по которым уже ведется статистический учет и потому не требуется дополнительного поиска данных. Однако, поскольку данный инструментарий позволяет рассчитать только ущерб, то его предлагается дополнить группой показателей, с помощью которых можно оценить потери в целом, например, показателями, характеризующими прямые медицинские, немедицинские и прочие затраты. Данная методика позволяет рассчитать прямые и косвенные затраты по каждой из составляющей потерь здоровья: заболеваемости, смертности и инвалидизации населения.
Использование такой методики экономической оценки потерь здоровья, с одной стороны, сопряжено со сбором значительного количества статистических данных и затрат времени, однако, с другой стороны, позволяет более полно учесть все экономические потери на уровне региона. Предлагаемый методический подход позволяет выявлять наиболее проблемные зоны в региональной системе здравоохранения, а значит более рационально и обоснованно распределять ограниченные финансовые средства.
Произведя экономическую оценку потерь здоровья населения региона и обозначив проблемные зоны в сохранности человеческого капитала, необходимо сформулировать рекомендации по снижению потерь здоровья населения. Определенную помощь в этом процессе может оказать разработка стандартизированного подхода для оценки обоснованности предлагаемых мероприятий по снижению потерь здоровья населения (рис.2).
Определение взаимосвязи между показателями состояния здоровья и индикаторами социально-экономического развития региона, можно осуществить посредством корреляционного анализа. Использование корреляционного анализа, выявление силы тесноты связи позволяет изучить связь между признаками (факторами) и определить возможность ее практического применения, сопоставлять количественные оценки силы связи при различных условиях.
Рис. 2. Алгоритм проведения оценки мероприятий по снижению потерь здоровья населения региона

Обнаружив взаимосвязи между исследуемыми показателями и определив по коэффициентам факторы, имеющие силу связи в интервале от умеренной до высокой, переходим к следующему этапу экономического обоснования — анализу существующих нормативно-правовых актов, а именно документов федерального и регионального значения в сфере здравоохранения. Анализ нормативных документов в сфере здравоохранения необходим для определения соответствия целям, задачам, проблемам и потребностям конкретного региона.
Далее деятельность органов власти для повышения эффективности государственных программ здравоохранения продолжается в направлении оценки воздействия, перечисленных факторов, влияющих на состояние здоровья и потерь здоровья населения региона. Показатели, характеризующие систему здравоохранения, социально-экономическое положение и образ жизни, исследуются в большинстве случаев путем статистического обследования. Для анализа и оценки этих индикаторов целесообразнее собирать данные не менее, чем за 5–10 лет. Инструментами статистического обследования являются сбор и группировка данных, расчет темпов прироста и построение линии трендов. Часть данных возможно собрать и исследовать лишь посредством социологического обследования, опроса потребителей медицинских услуг. Кроме того, только через выборочное анкетирование жителей региона можно получить информацию об образе их жизни и сделать вывод о происходящих положительных или отрицательных изменениях в этой сфере. Результаты анализа факторов, влияющих на состояние здоровья, должны, помимо прочего, лечь в основу разрабатываемых мероприятий, и учитываться при распределении средств.
Затем производится расчет и оценка потерь здоровья населения регионов по алгоритму, описанному выше. По итогам расчетов можно определить, какие потери здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидизация) наносят наибольший ущерб экономике каждого конкретного региона. Кроме того, методика расчета потерь такова, что позволяет оценить потери по каждому виду потерь с учетом причин этих потерь. Все это позволит более точно установить проблемные зоны в состоянии здоровья населения и системе здравоохранения региона, и сформулировать конкретные и адресные мероприятия для их снижения и, по возможности, устранения.
Наряду с разработкой мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия факторов, влияющих на здоровье, и потерь здоровья населения, в целях предупреждения возможных будущих проблем, связанных со здоровьем населения, необходимо также включать в государственные программы по здравоохранению мероприятия по профилактике потерь. Возможные будущие потери можно спрогнозировать исходя из построенных ранее трендов состояния здоровья и факторов, влияющих на него.
Четвертый и заключительный этап алгоритма заключается в проведении действий по обоснованию рекомендаций по снижению потерь здоровья населения в регионах. Реализация данного этапа направлена не только на формулировку мероприятий, направленных на поддержание здоровья населения и решение проблем сферы здравоохранения, которые были выявлены на момент разработки и утверждения государственной программы. Поскольку государственные программы являются инструментом стратегического планирования, органам государственной власти необходимо иметь представление и о будущих возможных негативных тенденциях в сфере здравоохранения с тем, чтобы формулировать в программах направления на упреждение этих проблем, и, соответственно, снижение экономической нагрузки. Кроме того, очень важно убедиться в том, что уже реализуемые мероприятия действительно способствуют снижению потерь здоровья. Поэтому пересматривать и актуализировать государственные программы по развитию здравоохранения необходимо ежегодно. С этой целью предлагается использовать такие инструменты как прогнозирование потерь здоровья населения, оценку результатов реализации мероприятий через влияние на социально-экономическое развитие региона и оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Прогнозирование потерь здоровья населения в регионах осуществляется посредством построения динамических рядов и трендов для определения тенденций потерь здоровья. Далее проводится оценка результатов уже реализованных мероприятий через влияние на социально-экономическое развитие региона. Каждое мероприятие в государственной программе должно способствовать разрешению какой-либо проблемы в целом или ее части, достижению целевых показателей и, следовательно, улучшению состояния здоровья населения, а значит и способствовать социально-экономическому развитию региона. Соответственно необходимо установить и оценить, как изменившиеся показатели состояния здоровья повлияли на социально-экономические показатели. Осуществить эту процедуру можно также посредством корреляционного анализа. Завершающий этап — это оценка эффективности предложенных рекомендаций. Обращает на себя внимание тот факт, что оценка эффективности использования средств в Методике оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [5] осуществляется по двум показателям — это степень реализации мероприятий и степень соответствия запланированному уровню расходов средств, т.е. оценить рациональность распределения средств по мероприятиям подпрограмм и между самими подпрограммами не представляется возможным. В условиях ограниченности, а зачастую и дефицитов региональных бюджетов, оценка рациональности распределения средств представляется нам весьма необходимой. Поэтому в перечень составляющих оценки эффективности необходимо добавить оценку степени рациональности распределения средств по мероприятиям и подпрограммам. Под рациональностью будем понимать — насколько выделенные средства для реализации конкретного мероприятия способствуют достижению целевого показателя. Однако, для определения рациональности в государственной программе должна прослеживаться четкая взаимосвязь между мероприятием, количеством средств и планируемым целевым индикатором. Внедрение в схему оценки эффективности реализации государственных программ критерия рациональности предъявляет повышенные требования к качеству разрабатываемых государственных программ, а, следовательно, и к самим разработчикам.
Предлагаемый алгоритм позволит, по нашему мнению, не только оценить мероприятия по снижению потерь здоровья населения, но и будет способствовать принятию более оптимальных управленческих решений по распределению ограниченных финансовых средств. Разработанная методика предназначена для использования в качестве инструмента по обоснованию отдельных положений государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на основе экономической оценки потерь здоровья населения.

Таблица 1
Показатели, характеризующие факторы, влияющие на состояние здоровья
Образ жизниСоциально-экономические
условия
Система здравоохранения
Полнота охвата населения медицинскими осмотрами
Полнота охвата населения диспансерным наблюдением
Эффективность диспансеризации
Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями
Число туристских организаций и баз отдыха
Численность населения, занимающихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях, по группам
Обеспеченность питьевой водой
Число санаториев-профилакториев
Стационарные организации социального обслуживания
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ
Сброс загрязненных сточных вод
Качественные показатели (социологический опрос)
ВРП на душу населения, численность населения, естественный прирост, среднегодовая численность занятых в экономике, потребительские расходы в среднем на душу населения, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли, реальные располагаемые денежные доходы, ожидаемая продолжительность жизни, численность безработных, миграционный прирост, среднесписочная численность работников малых предприятий, индекс ДжиниОбеспеченность врачебными кадрами
Обеспеченность медицинскими работниками
Обеспеченность населения больничными койками
Обеспеченность населения стационарной помощью
Мощность амбулаторно-поликлинических организаций
Расходы бюджетов
Поступление и расходование средств ТФОМС
Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемые в рамках гарантий
Инвестиции в основной капитал
Объем платных услуг населению
Удовлетворенность населения качеством предоставляемой медицинский помощи


Список использованных источников:
1. О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 1242 (с изм. и доп. от 16.04.2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/436792240 (дата обращения: 20.11.2019).
2. Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Приказ министерства здравоохранения РФ от 10.11.2017 г. № 905. URL: http://docs.cntd.ru/document/555730002 (дата обращения: 21.11.2019).
3. Шмаков Д.И. Оценка экономического ущерба от потерь здоровья населения в России и ее регионах: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»: автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. — Москва, 2004. — 24 с.
4. Об утверждении Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики от 10 апреля 2012 г. № 192/323н/45н/113. URL: http://docs.cntd.ru/document/902344829 (дата обращения: 20.11.2019).
5. Об утверждении методики оценки эффективности государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.11.2017 г. № 905. URL: http://docs.cntd.ru/document/555730002 (дата обращения: 12.02.2019).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия