Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сангадиева И. Г.
доцент кафедры экономики института
менеджмента и социальных технологий
Сибирского государственного
аэрокосмического университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ С ОСОБЫМИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
(на примере Республики Бурятии)

Инвестиционная политика на региональном уровне находится в стадии становления и не основывается на сколько-нибудь научно обоснованном подходе, который уравнивал бы интересы Федерации и территорий. Стратегия федеральной инвестиционной поддержки за годы рыночных реформ не претерпела значительных изменений, распределение ограниченных средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования капитальных вложений, основана не на региональных приоритетах, а скорее на отраслевых или политических, в результате чего еще больше усугубляется дифференциация российских регионов с точки зрения инвестиционной ситуации. Устранение территориальных диспропорций - одно из важных условий эффективной хозяйственной деятельности регионов.
Концепция региональной инвестиционной политики может быть положена в основу новой модели развития региона, адекватной переходной экономике. Осуществление инвестиционной деятельности в настоящее время в основном связано с социально-экономическим развитием региона. В то же время повышение инвестиционной активности определяет развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижения социального благосостояния населения.
В социально-экономическом отношении регион не может рассматриваться как механическое соединение множества хозяйственных единиц и различных отраслей хозяйства. По мере углубления специализации производства происходит усложнение внутренних и внешних связей, усиливается кооперация на базе территориального разделения труда. Эти процессы постепенно превращают хозяйство в сложный многоотраслевой комплекс, отдельные составляющие которого непрерывно взаимодействуют между собой. Одновременно возрастает значимость обеспечения задач общегосударственного характера. Это требует создания дополнительных обслуживающих производств, в первую очередь производственной и социальной инфраструктуры, комплексного развития регионов, применения дифференцированных подходов к стимулированию экономической и инвестиционной активности и оказанию государственной поддержки.
С развитием федерализма в России регион стал полноправным субъектом экономических отношений. Очень важно в связи с этим определить приоритеты и специфику функционирования региональных экономических систем, заложить основы, способствующие возрастанию роли инвестиционной политики, обуславливающей их социально-экономическое развитие.
С этой целью необходимо определить стратегию развития региона, которая будет способствовать выявлению факторов развития, сравнительных преимуществ и специфики регионального образования. Для этого можно применить критерии, используемые при стратификации региона в рыночном пространстве. Это природно-климатические условия, целостность воспроизводственной базы, уровень развития и территориально-отраслевая организация производительных сил, степень завершенности производственно-энергетических циклов, уровень инфраструктурного обеспечения, торгово-коммерческий потенциал, развитость новых форм хозяйствования.
Формирование эффективной инвестиционной политики напрямую зависит от уровня развитости региона, и наоборот. В состав критериев и показателей уровня развития региона можно включить три уровня сопоставлений. Первый уровень - это сравнение характеристик региона с так называемыми "пороговыми пределами", т. е. минимальным из допустимых показателей. Второй уровень позволяет сравнивать регион с относительно передовыми регионами страны и мира. И третья группа показателей - прогнозные, охватывающие стратегический потенциал развития региона. Эти сравнения по трем блокам, характеризующим инвестиционную активность, в настоящее время оказываются не в пользу России и регионов.
Проблема осуществления инвестиционных вложений связана с проблемой развития региональных социально-экономических систем, которая предполагает удовлетворение потребностей ее элементов, возникающих по мере и в ходе накопления социально-экономического потенциала.
Воспроизводственные функции региональных социально-экономических систем зависят от их территориально-производственного потенциала. В крупных региональных социально-экономических системах постоянно развиваются практически все компоненты производства, совершенствуются системы расселения, стираются некоторые грани в уровне и качестве жизни, развиваются интеграционные связи промышленного и сельскохозяйственного производств, социальные процессы и явления, оказывающие существенное влияние на эффективность производства. Связи между сферами производства и потребления приобретают большие масштабы, сложность и динамизм, практическую направленность и неразрывность. Таким образом, взаимосвязанность и взаимообусловленность охватывают буквально все стороны развития региона, что означает переход от изолированных друг от друга территориально-производственных сочетаний к новой, более развитой, сложной и совершенной форме - развитию региональной социально-экономической системы.
Региональные социально-экономические системы, функционирующие на огромной территории нашей страны, имеют значительные различия в характере воспроизводства и в подходах к их изучению. Прежде всего, это неодинаковые природные условия и природные ресурсы, социально-демографический и производственный потенциал, особенности структуры производства и расселения. Кроме того, одни региональные социально-экономические системы административно оформлены, а другие нет. Благодаря наличию административного оформления и соответствующего административного (законодательного и исполнительного) аппарата, статистических органов, учреждений институциональной инфраструктуры эти объекты можно считать наиболее подготовленными к изучению достигнутого уровня, проблем и предпосылок дальнейшего социально-экономического развития.
Важным направлением исследования является определение инвестиционной политики и потенциала региона, возможностей дальнейшего развития и специфики воспроизводства. По мнению ряда экономистов, развитие социально-экономической системы находится в зависимости от развития субъекта ее хозяйственных связей и накопления потенциала производительности [1, 3, 4]. Большое значение имеют исторические, экономические и прочие региональные условия, в которых осуществляется процесс воспроизводства. Они способствуют созданию эффективной региональной экономики, наращиванию инвестиционного потенциала.
При исследовании региональных различий воспроизводства необходимо учитывать:
- многообразие отношений, в которые реально включается регион. Эти отношения обусловлены многоуровневыми социально-экономическими связями - транснациональными, государственными, республиканскими и др., а также объективно складывающиеся условия формирования региональных экономических систем. Это региональная организация инвестиционной деятельности, реализация условий самовоспроизводства и саморазвития хозяйствующих субъектов, предприятий разных форм собственности.
Оценка социально-экономических условий региона позволяет определить возможности экономического роста, существующие различия воспроизводства, степень влияния инвестиционного потенциала на экономическое развитие.
Регион представляет собой открытую воспроизводственную социально-экономическую систему, которая не может быть полностью самостоятельной и независимой в решении вопроса воспроизводства капитала и инвестиционной деятельности. Региональные особенности, связанные с природно-климатическими условиями и социально-экономическими характеристиками, образуют основу инвестиционной политики.
В целях повышения эффективности региональной инвестиционной политики усилия федеральных органов должны быть сконцентрированы на наиболее важных направлениях структурных преобразований. Центр определяет основные позиции инвестиционной и структурной политики, общие нормы (федеральные налоги, условия льготного кредитования, субсидирование и т.п.), оставляя субъектам Федерации право вносить в них согласованные дополнения и уточнения с учетом особенностей территорий, темпов рыночных преобразований. Такое разграничение функций призвано обеспечить целевое использование инвестиционных ресурсов и контроль за достижением заданных результатов.
При регулировании соотношений инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровне важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих потребность в нем. Федеральное бюджетное субсидирование, льготное кредитование инвестиционных программ через государственные заказы и другие подобного рода меры призваны обеспечивать регулирование инвестиционной деятельности, а не просто восполнять нехватку собственных средств для осуществления капитальных вложений.
Опыт работы в регионах позволяет сформулировать общие подходы к инвестиционной политике в любом регионе страны.
Во-первых, необходимость разработки единой концепции инвестиционной политики региона. Процессу формирования инвестиционной политики региона должен предшествовать выбор базовой стратегии развития хозяйственного комплекса региона и его структурной перестройки. Инвестиционная политика в регионе, наряду с другими важнейшими составляющими экономической политики региона (реформированием экономической среды, проведением организационных и структурных преобразований и др.), должна служить средством обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития региона, детализированной в четко определенной и фиксированной системе приоритетов и конкретизированной по этапам достижения целевых установок. Это придаст инвестиционной политике региона структурно-инвестиционную направленность, определит ее место в качестве "обеспечивающей" составляющей стратегии его социально-экономического развития.
Во-вторых, мониторинг и анализ экономической и инвестиционной деятельности в регионе. Нестабильность экономического и финансового положения в условиях переходной экономики и соответствующие ей изменения в выборе приоритетов развития и определения инвестиционных возможностей и механизмов инвестирования требуют постоянного отслеживания и анализа экономической и инвестиционной ситуации в регионе, выявления тенденций и направлений развития, исследования негативных тенденций и диспропорций.
Основными направлениями инвестиционной политики субъектов Российской Федерации являются:
- создание благоприятного инвестиционного климата, дальнейшее развитие законодательства, регулирующего инвестиционный процесс, направленного в первую очередь на обеспечение серьезных гарантий вложений, управление инвестиционными рисками;
- формирование инвестиционного потенциала и расширение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников инвестирования;
- развитие институциональной финансово-инвестиционной инфраструктуры и региональных рынков инвестиционных ресурсов;
- повышение эффективности инвестиций с точки зрения регионального развития.
Региональные особенности субъектов Федерации влияют на инвестиционную политику. За последние годы выросло число регионов, принявших свои законы для активизации инвестиционного процесса, например в Республике Бурятия приняты законы: "Об инвестиционном налоговом кредите", "О стимулировании иностранных инвестиций", "О внесении изменений и дополнений в закон РБ о стимулировании привлечения иностранных инвестиций в экономику РБ", "Об инвестиционной деятельности в Республике Бурятия".
Возможности развития каждого региона могут быть определены двумя способами. Первый, более сложный, заключается в дифференциации регионов в зависимости от состояния их экспортного потенциала (природно-ресурсного, производственного, рекреационного), конкуренции, финансово-кредитной системы, рынка труда, состояния других элементов, характеризующих регион как элемент экономики России. Для этого потребуется разработка системы показателей, позволяющих оценить экономический потенциал каждого региона. Итогом такой работы может стать создание бизнес-карты, т. е. документа, открывающего для инвесторов наиболее привлекательные сферы и территории для вложения капитала.
Другой способ оценки возможностей региона предполагает создание регионального банка инвестиционных проектов. В этом направлении работает созданная при республиканском Правительстве Дирекция федеральной программы Республики Бурятия. Основными направлениями ее деятельности являются формирование и дальнейшая разработка федеральных региональных программ на базе отбора целевых проектов для инвестирования. Правительством Республики Бурятия создана экспертная комиссия, определяющая приоритеты развития региона на перспективу и осуществляющая выбор основных проектов, достойных финансирования. С 2000 г. Правительство Республики Бурятия работает на основе инвестиционной программы, включающей в себя перечень всех проектов инвестиционного направления, намеченных к реализации в течение следующего года.
Данные о динамике годовых объемов инвестиций в Республике Бурятия показывают некоторый рост объемов капиталовложений, начиная с 1998 г. В 2003 г. объем инвестиций в основной капитал вырос более чем в 1,5 раза к уровню 1998 г. (в сопоставимых ценах).
Основными формами государственной инвестиционной деятельности были: прямые инвестиции; компенсации процентных ставок по кредитам коммерческих банков; господдержка депрессивных поселков и градообразующих предприятий; реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства; финансирование НИОКР.
В целом за последние годы в инвестиционной сфере республики наблюдался ряд позитивных тенденций. В первую очередь приостановлены темпы спада объемов инвестиций и наметился их рост. В 2003 г. по темпам роста инвестиций в основной капитал республика опережала среднероссийский показатель на 16,3%.
Кроме того, увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие угольной, деревообрабатывающей и легкой промышленности, возрос удельный вес инвестиций на развитие транспорта, связи. Анализ структуры инвестиций показывает сокращение инвестиций в предприятия государственной собственности и их рост в предприятия частной собственности. Главным источником инвестиций в основной капитал в последние годы были собственные средства предприятий. В 2002 г. они составили 52,8%, в 2003 - 67,3%.
Для формирования инвестиционной стратегии в регионе необходимо выявить причины, препятствующие инвестиционной активности. Здесь можно выделить как объективные, так и субъективные факторы.
Во-первых, следует отметить низкий рейтинг региона с позиций инвестиционной привлекательности, рассчитанный Минэкономразвития Республики Бурятия (68-е место из 89 субъектов Российской Федерации). Это связано с тем, что регион является депрессивным (высока доля дотаций в бюджете республики), а также с глубоким социально-экономическим кризисом. Невысокая инвестиционная привлекательность региона связана и с недостаточно развитой информационной базой, раскрывающей потенциал республики.
Во-вторых, не способствует развитию экономики республики постоянно сокращающийся объем инвестиций из федерального бюджета. Слабая законодательно-правовая база не позволяет создать эффективную систему государственных гарантий и страхования привлекаемого капитала.
В-третьих, неразвитость в регионе кредитно-денежных институтов и фондового рынка. Это, в свою очередь, обусловлено низким платежным спросом населения. Необоснованно высока налоговая нагрузка на реальный сектор, что сужает инвестиционное поле и не способствует повышению эффективности экономики региона.
В-четвертых, "Байкальский фактор". Более половины территории республики входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера установлены Центральная и Буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их более низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов. С введением в действие Закона "Об охране озера Байкал" и решения ЮНЕСКО о придании Байкалу статуса "Участка мирового наследия", экологическая составляющая совокупных затрат возрастает.
Исходя из вышесказаного, можно сделать вывод, что рынок инвестиционных ресурсов Республики Бурятия используется всего на 15-20%. Активизации инвестиционного процесса могло бы способствовать принятие законодательных документов, регулирующих лизинговую деятельность, земельные отношения, использование природных ресурсов, определение перечня объектов месторождений, право пользования которыми может быть передано на условиях раздела продукции, а также создание и развитие на территории республики свободных таможенных зон.
Для стимулирования инвестиционной деятельности Правительство Республики Бурятия проделало определенную работу:
- была проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий перед бюджетом и налоговыми органами, а также процедуры банкротства нежизнеспособных предприятий;
- для обеспечения равных условий конкуренции проводилась политика, способствующая эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию.
- проведена работа по созданию рычагов налогового и организационно-экономического стимулирования банков для инвестирования реального сектора экономики;
- благодаря развитию лизинговой деятельности хозяйства республики получили возможность существенно сократить размер единовременных годовых инвестиций в производство, отказавшись от дорогостоящих коммерческих кредитов. Высвободившиеся средства сельхозпредприятия смогли направить на другие хозяйственные цели.
Таким образом, основные направления инвестиционной политики в Республике Бурятия, заключаются:
- в стимулировании накоплений и создании благоприятного климата для инвестиций посредством проведения налоговой реформы, изменений в амортизационной политике, развитии правовой поддержки инвесторов;
- в содействии повышению эффективности инвестиций;
- в увеличении объемов государственных инвестиций в социально-ориентированные жизнеобеспечивающие объекты и направления.
В распоряжении администрации каждого региона имеется целый ряд экономических и административных регуляторов, на основе которых строится региональная инвестиционная политика. Это: льготный режим осуществления инвестиционной деятельности в приоритетных сферах экономики; предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона; конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы региона и обеспечение их участия в федеральных целевых программах; конкурсное размещение регионального заказа на предприятиях региона и содействие в получении государственных, в том числе оборонных заказов; смешанное государственно-частное финансирование быстро окупаемых и высокоэффективных проектов; инвестиционная направленность бюджетной политики и эффективное использование средств бюджетного инвестирования.
Как показывает практика, по многим из перечисленных направлений в республике ведется работа, однако важно воздействовать не столько на сам процесс инвестирования, сколько на формирование условий, вызывающих потребность в инвестициях.
Ключевым направлением активизации инвестиционной деятельности региона является ориентация инвестиций на объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития и структурной перестройки хозяйственного комплекса региона. К сожалению, из-за отсутствия сколько-нибудь обозначенной концепции долгосрочного развития регионов возможности решения этих вопросов очень ограничены, а средств хватает лишь на поддержание важнейших систем жизнеобеспечения территорий.
В Республике Бурятия анализ принятых нормативно-законодательных документов по инвестиционной деятельности показывает, что формирование инвестиционной политики происходит без учета структурного аспекта. При отсутствии долгосрочной стратегии развития действующие экономические регуляторы инвестиционной политики республики ориентированы на общий приток инвестиций, без их структурной дифференциации и отраслевого регулирования. Нет структурной направленности привлечения инвестиций и в Федеральной программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 1996-2005 гг. Первоочередные проекты Программы были отобраны преимущественно по критериям эффективности проектов.
Одной из главных задач реализации инвестиционной политики является разработка экономических и административных регуляторов, находящихся в пределах компетенции или возможностей администрации региона. Необходимым условием структурной перестройки и экономического роста является наращивание объема инвестиций и повышение их эффективности. Главная трудность экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и в неспособности частных инвесторов компенсировать нехватку средств. Вложения в реальный сектор из-за большого риска непривлекательны как для отечественного банковского капитала, так и иностранных инвесторов. Что касается государственной инвестиционной политики, то ее основная слабость обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели.


Литература
1. Агалов В.К., Хомкалов Г.В., Цыренова Е.Д. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. СПб.: Издательство СПб ГУЭФ, 2000.
2. Бухвальд Е.М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994.
3. Гусева К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах // Инвестиции в России. 1997. N 5.
4. Клоцворг Ф., Кушникова И. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование // Экономист. 1997. N 12.
5. Кураков Л.П., Мухетдинова Н.М., Сергеенков В.Н. Инвестиционная политика в современных условиях. М.: Республика, 1996.
6. Об итогах работы Правительства Республики Бурятия в 1998-2001 годах. Улан-Удэ, 2002.
7. Бурятия в цифрах: Статистический сборник. Улан-Удэ, 2000.
8. Федеральная программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 1996-2000 годы. Улан-Удэ, 1995.
9. Целевая программа перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию на 2002-2010 гг. Москва-Улан-Удэ, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия