Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Пасечникова Л. В.
заведующий кафедрой менеджмента Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ
(на примере г. Орска)

Платные услуги с точки зрения совершенствования социального образа жизни позволяют увеличить свободное время населения и использовать его в зависимости от своих потребностей, а также создавать или улучшать жизненную среду [1]. Особое место среди платных услуг занимают бытовые услуги, составляющие большую часть расходов населения. Их социальную значимость трудно переоценить, и даже при минимальных среднедушевых доходах население вынуждено нести расходы, связанные с оплатой бытовых услуг.
Определим степень социальной значимости видов бытовых услуг для различных социальных (с точки зрения доходов) групп населения.
Это потребности:
- в ремонте и изготовлении обуви и одежды (в меньшей степени это касается изготовления модных изделий);
- в ремонте бытовой техники (холодильники, телевизоры);
- в ремонте и строительстве жилищ;
- в проведении траурных ритуалов;
- услуг парикмахерских, бань, прачечных, химчистки и т. д.
Для уточнения и более точного ранжирования бытовых услуг по степени значимости автором был проведен опрос населения. В опросе приняли участие 345 семей г. Орска, 25 семей г. Новотроицка, а также отдельные семьи в городах Медногорске и Гае. Выборка формировалась случайным образом. Объем выборки в городе Орске был определен по формуле:
В расчетах выборки численности мы опирались на вероятность 0,954, при которой t = 2. Дисперсия определялась по аналогии. Исходя из общепризнанного положения о том, что выборка возрастает при увеличении доли исследуемого признака в генеральной совокупности, мы воспользовались рекомендацией считать y равным 50% в случае, когда доля исследуемого признака неизвестна. Допустимая ошибка нами принята равной 5,4%. Объем генеральной совокупности N по городу Орску определен расчетным путем, исходя из численности населения 250 963 человека (по итогам переписи 2002 г.) и среднего состава семьи - четыре человека. Генеральная совокупность составила 62 740 семей. Подставив значения показателей в формулу, определили, что численность выборки для получения репрезентативных выводов должна быть не менее 341 семьи:
Орск является вторым по численности городом Оренбургской области и самым крупным в Восточном Оренбуржье. Города Новотроицк, Медногорск, Гай, Кувандык относятся к малым. Их численность не превышает 100 тыс. жителей.
В городах развита металлургическая промышленность, машиностроительное производство, пищевая и другие отрасли. Учитывая общие условия проживания (одинаковый жизненный уклад, занятость населения), результаты и выводы исследования выборочной совокупности были обобщены и распространены на весь регион Восточного Оренбуржья.
Объем выборки по итогам опроса семей г. Орска был поделен на две категории населения: низкодоходную (малообеспеченную) и высокодоходную. К первой отнесли себя 45,8% опрошенных семей, ко второй категории - 54,2 %. Заметим, что среди населения нет устойчивого подхода к оценке критерия "малообеспеченное население". На вопрос: "Относите ли Вы себя к низкодоходным (малообеспеченным) слоям населения?" положительный ответ давали как те семьи, у которых на члена семьи приходится до 1000 руб. в месяц, так и те, чьи доходы составляли до 5000 руб. на одного члена семьи. Нами в качестве критерия принят показатель прожиточного минимума. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, величина прожиточного минимума в регионе в среднем на душу населения в IV квартале 2003 г. составила 1856 руб. [2, с. 143].
Используя результаты опросов (см. табл. 1) и показатель прожиточного минимума по области, мы уточнили удельный вес малообеспеченных семей в г. Орске, который составил 34,8%, что соответствует официальным данным государственной статистики в целом по Оренбургской области.
Таблица 1
Структура населения г. Орска по уровню доходов на одного члена семьи, %
(по данным выборочного опроса, ноябрь 2004 г.)
В результате проведенного опроса были выявлены услуги, относимые населением к социально значимым. На рис. 1 представлена диаграмма оценки населением значимости отдельных видов бытовых услуг.
Рис. 1. Оценка социальной значимости видов бытовых услуг респондентами г. Орска (удельный вес населения, выделяющего услугу, %)
Наиболее значимыми услугами были названы парикмахерские и ремонт обуви. Эти виды услуг как социально значимые назвали 62% респондентов. Далее в порядке убывания отмечены услуги фотоателье и фото- и кино лабораторий - 50,5%, ремонт и строительство жилья - 46,9%, техобслуживание и ремонт транспортных средств - 40,5%, ремонт бытовых машин и приборов - 38,4%, ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры отметили 37,3% респондентов.
Однако перечень первоочередных услуг в различных доходных группах населения неодинаков. В табл. 2 представлен перечень бытовых услуг, наиболее востребованных и значимых для низкодоходных и отдельно для высокодоходных категорий населения. Если для малообеспеченных слоев наиболее важными являются услуги парикмахерских, ремонт обуви, бытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, транспортные услуги, то для респондентов высокодоходной категории - это ремонт и строительство жилья, обслуживание и ремонт транспортных средств, услуги парикмахерских, фотоателье, фото и кинолабораторий.
Таблица 2
Перечень наиболее значимых видов услуг для разных
по доходности категорий населения г. Орска
В табл. 3 представлен рейтинг важности различных видов бытовых услуг для отдельной семьи, который был рассчитан как средневзвешенная величина по результатам анкетного опроса.
Таблица 3
Средний рейтинг бытовых услуг по степени важности для семьи г. Орска
*Цифра "1" - наиболее важная услуга, "19" - наименее важная.

Как показало обследование, несмотря на высокую социальную значимость, не все услуги доступны потребителю. Причинами этого являются и недостатки в организации оказания услуг, и сложность экономической ситуации и др. Ряд причин объясняются отсутствием маркетингового подхода в организации предоставления услуг, культуры обслуживания, профессионализма исполнителей. Другие причины связаны с последствиями структурных изменений в экономике. Наиболее существенными, как выявило обследование, оказались следующие:
- высокий уровень цен на услуги (или несоответствие цен качеству). Имеет наибольшую значимость при отказе от потребления услуг по ремонту и строительству жилья, ремонту обуви, пошиву швейных изделий, парикмахерских услуг, химчистке и крашению одежды;
- отсутствие во многих районах города предприятий, предоставляющих услуги проката, пошива обуви, ремонта трикотажных изделий, прачечных, ремонта бытовых машин и приборов;
- неудобство территориального расположения предприятий негативно отражается на уровне потребления услуг по ремонту обуви, бытовых машин и приборов, услуг фотоателье, ремонту швейных, меховых и кожаных изделий;
- неудобный режим работы назван большинством респондентов в качестве главной причины, снижающей частоту потребления таких услуг, как прокат, парикмахерские, ремонт обуви;
- низкое качество обслуживания явилось причиной отказа от услуг по ремонту обуви, химической чистке, пошиву одежды, ремонту бытовых машин и приборов, бытовой радиоэлектронной аппаратуры, ремонту швейных изделий и мебели, парикмахерских услуг, проката.
В табл. 4 систематизированы причины, снижающие частоту пользования услугами. В каждой графе перечислены виды услуг, которые респонденты называли наиболее часто, указывая причину, ограничивающую или не позволяющую им пользоваться данным видом услуг. Под номером один указаны услуги, набравшие наибольшее количество голосов, и далее - по убывающей.
Для развития рынка бытовых услуг необходимы следующие условия: личный интерес индивида, свобода предпринимательства, конкуренция, свободное ценообразование, правовые и экономические гарантии [4].
Формирование и развитие рынка бытовых услуг зависит от таких факторов, как уровень профессиональной подготовки и квалификации работников, уровень развития техники и технологии, сырьевой потенциал, спрос на бытовые услуги, налоговый режим и уровень дотаций, а также фактора времени.
Среди многочисленных условий и факторов функционирования рынка бытовых услуг "личный интерес индивида" тождественен собственно спросу на ту или иную услугу. Нерешенность каких-либо вопросов, игнорирование мнения потенциальных клиентов, необоснованное завышение цен на услуги являются серьезным препятствием развитию весьма привлекательного бизнеса на рынке услуг.
Причины, сдерживающие потребление бытовых услуг населением г. Орска (по результатам обследования)
Таблица 5
Средние цены (тарифы) на отдельные виды услуг в Оренбургской области
(на конец года: рублей за один вид услуг)
Источник: Областной статистический ежегодник по Оренбургской области [2, с. 473-474].

Данные таблицы 5 подтверждают результаты опроса респондентов. Темпы роста цен на отдельные виды услуг за 2000-2004 гг. существенно превысили среднегодовые темпы инфляции (11%). Динамика цен на основные виды бытовых услуг - важнейший показатель, характеризующий уровень развития потребительского рынка в регионе.
Цена, оказывая влияние на платежеспособный спрос, воздействует на формирование структуры регионального рынка услуг. При этом цена сама подвержена влиянию различных факторов, среди которых уровень затрат предприятия, уровень платежеспособного спроса населения, объем производства товаров и услуг и их предложение на региональном рынке, инвестиционная активность и др.
Как показал опрос, структура потребления услуг населением г. Орска неустойчива, что в большой степени связано с уровнем цен. В табл. 6 систематизированы данные о том, как распределялись расходы средней городской семьи на оплату услуг в 2003-2004 гг. Заметен рост расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (с 31,11 до 32,97%), снижение расходов на оплату бытовых услуг (с 10,06 до 9,34%), рост расходов на услуги связи (с 8,8 до 9,3%), снижение расходов на услуги системы образования (с 9,86 до 8,99%). Расходы же на банковские услуги, охрану, привлечение специалистов увеличились.
Помимо ценового фактора, фактора качества необходимо обратить внимание и на ряд субъективных факторов, влияющих на потребление услуг, таких, как доброжелательность, активность, заинтересованность, гибкость персонала, индивидуальный подход к клиенту.
Таблица 6
Динамика структуры семейных расходов на оплату услуг в г. Орске за 2003-2004 гг.
Как показывают результаты исследования, сфера бытовых услуг г. Орска в настоящее время не соответствует потребностям потенциальных клиентов ни по структуре видов услуг, ни по количеству предприятий, ни по качеству услуг.
После развала государственной системы формирование новой системы бытовых услуг, отвечающей современным требованиям, идет очень медленно. Предприятия малого и среднего бизнеса, как основные в сфере бытовых услуг, нуждаются в государственной поддержке и государственном регулировании. Требуются государственные программы развития.
На вопрос о том, какие виды услуг развиты недостаточно или отсутствуют и в перспективе должны быть, респонденты г. Орска наиболее часто называли: ремонт и строительство жилья, медицинские услуги, высокоскоростной Интернет, пошив обуви, доставку продуктов на дом, культурно-развлекательные услуги, прокат бытовых приборов, пошив одежды, ремонт обуви, спортивные клубы, услуги бань и душевых и др.
Сфера бытовых услуг призвана обеспечить их доступность всем членам общества, независимо от уровня доходов, что связано с обеспечением социальной справедливости. Кроме того, сфера услуг в рыночной экономике обеспечивает реализацию важнейших прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации: права на охрану здоровья, на образование, на труд, благоустроенный быт и т. д.
Сфера услуг в г. Орске востребована, рынок платных услуг формируется активно, происходят структурные изменения под влиянием изменений спроса потребителей. Есть следующие предпосылки для формирования полноценного рынка.
Во-первых, имеется большое количество предприятий, которые (за исключением отдельных видов услуг) не занимают монопольного положения на потребительском рынке.
Во-вторых, существенная часть предприятий службы быта приобрела статус юридического лица, экономическую самостоятельность и, соответственно, ответственность за результаты своей деятельности.
В-третьих, накоплен определенный опыт работы с населением в условиях изменяющегося потребительского спроса.
В-четвертых, имеется значительный исторический опыт функционирования предприятий сферы услуг на рыночных принципах (кооперативные предприятия, индивидуальные предприниматели).
Сфера бытовых услуг - это особый, специфический рынок, развивающийся по своим законам. Это необходимо учитывать в целях обеспечения интересов как потребителей, так и производителей.


Литература
1. Колгушкина А.В. Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания на региональном и внутрифирменном уровне. М., 1997. С. 34.
2. Областной статистический ежегодник: Стат. Сб. /ТОФСГС по Оренбургской области. Оренбург, 2004.
3. Реброва Н.П. Маркетинговые исследования в формировании стратегий развития потребительских услуг. Новосибирск: Наука, 2004. С. 35.
4. Розанова Н.М. Экономическая теория рынков. М., 1998. С. 130.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия