Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Романов С. А.
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Республика Беларусь как важное зарубежное направление экономической деятельности российских транснациональных банков
В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки, с которыми столкнутся российские транснациональные банки (ТНБ) и их дочерние структуры при развитии своей деятельности на территории Республики Беларусь. В том числе проведён анализ деятельности российских ТНБ в республике в период 2020 года и первой половины 2021 года, рассмотрены факторы, повлиявшие на результат деятельности банков в указанный период. Дана классификация положительных и негативных факторов, которые сопутствуют осуществлению российскими ТНБ деятельности на территории республики. Обоснована необходимость поиска российскими ТНБ новых рынков в качестве ответа на угрозы и риски, возникающие по причине введения против России экономических санкций. Доказана привлекательность рынка Республики Беларусь для дальнейшего проникновения на него российских ТНБ
Ключевые слова: Республика Беларусь, транснациональные банки, российские транснациональные банки, экономические санкции, методы противостояния экономическим санкциям, Союзное государство, политический кризис в Республике Беларусь
УДК 330   Стр: 114 - 118

В 2010-е годы российская банковская система столкнулась с новыми вызовами и угрозами. Среди них следует выделить экономические санкции со стороны США и некоторых других стран из числа их союзников, последствия мирового экономического кризиса 2008 года, расширение конкуренции на международной арене в связи с активной цифровизацией на рынке банковских услуг. В 2020 году к перечисленным проблемам добавились также последствия пандемии вируса COVID-19, которая оказала негативное воздействие как на мировую экономику в целом, так и на экономики отдельных стран.
Менеджмент российских банков столкнулся с необходимостью поиска качественно новых решений для противодействия указанным угрозам. В особенности это касалось российских транснациональных банков (ТНБ). В настоящей статье под таковыми понимаются банки, головные офисы которых расположены на территории РФ и которые имеют сеть представительств, а также дочерние организации на территории иностранных государств. Их финансовые показатели напрямую зависят от множества факторов, сопутствующих осуществлению деятельности на международной арене. При этом необходимо учитывать, что, когда речь идёт о деятельности банков на внутреннем рынке, их менеджмент изначально имеет больше возможностей и путей для купирования угроз и влияния на экономические факторы. Это достигается за счёт лоббизма, учёта инсайдерской информации при разработке стратегии, способности руководителей понимать и анализировать глубинные экономические и политические тенденции в стране. Тем не менее, когда говорится о деятельности ТНБ за рубежом, следует понимать, что возможности их менеджмента влиять на сопутствующие факторы сильно ограничены, а в некоторых случаях отсутствуют совсем.
Одной из особенностей тех угроз и рисков, причины которых находятся вне границ внутреннего рынка страны, является их сложная прогнозируемость. Это обстоятельство хорошо видно на примере экономических санкций. Официальной причиной первых из них, которые были введены США и их союзниками против России летом 2014 года, стала катастрофа пассажирского лайнера Boeing-777 на Донбассе, следовавшего из Нидерландов в Малайзию. Согласно утверждениям украинских и американских правящих кругов, лайнер был сбит местными ополченцами из тяжёлого оружия, ввезённого на Донбасс из России. Каких-либо прямых фактов, однозначно указавших бы на вину российского руководства и подтверждавших подобные заявления, американской стороной так и не было предоставлено. Между тем, президент России В. Путин, министр иностранных дел С. Лавров и другие российские первые лица неоднократно заявляли о том, что данные обвинения голословны и не соответствуют действительности. Последующие экономические санкции против России также вводились под разными надуманными предлогами. Как заявил С. Лавров, санкции представляют из себя инструмент недобросовестной конкуренции, к которому прибегают некоторые страны, когда их руководство надеется получить некие экономические или политические выгоды [1]. Также санкции можно назвать методом внедрения США системы однополярного мирового устройства [2].
Истинная суть экономических санкций, обозначенная С. Лавровым, порождает ещё одну угрозу — угрозу нестабильности. Это означает, что риск введения новых санкций будет актуален длительное время. При этом они могут быть практически любого вида и введены в любой момент, что существенно затрудняет оценку исходящих от них угроз.
В данных условиях менеджмент российских ТНБ должен, в первую очередь, разработать такие механизмы, которые позволят купировать угрозу нестабильности и, как следствие, максимально снизить риск ущерба от будущих экономических санкций. Одним из таких механизмов может стать поиск новых рынков и развитие деятельности на тех рынках, освоение которых уже началось. Примером рынка, относящегося ко второй категории, является рынок Республики Беларусь.
Банковская система Республики Беларусь представляет из себя традиционную двухуровневую систему. На верхнем уровне находится Национальный банк, а на втором уровне — банки и небанковские кредитно-финансовые организации (НКФО). По состоянию на июнь 2021 года в республике было зарегистрировано в общей сложности 27 банков и НКФО [3]. В их число входят несколько представительств иностранных банков, а также банки, контролируемые иностранным капиталом.
По состоянию на март 2021 года на территории Республики Беларусь имели представительства два банка из России – АО «ЮниКредит Банк» и АО «Российский сельскохозяйственный банк». При этом первый нельзя назвать в полной мере российским банком, поскольку он принадлежит итальянской транснациональной компании UniCredit Group. Также на территории республики действует несколько дочерних организаций российских ТНБ – ОАО «БПС-Сбербанк», совместное белорусско-российское ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «Альфа-Банк», ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)». Следует подчеркнуть, что указанные банки можно с полным правом назвать одной из основ функционирования белорусской банковской системы. Об этом, в частности, говорит тот факт, что двое из них, ОАО «БПС-Сбербанк» и ОАО «Белгазпромбанк», относятся к первой группе значимости банков и НКФО, состав которой определяется Национальным банком [3].
Стоит отметить, что вход указанных банков на белорусский рынок осуществлялся по-разному. Так, например, ЗАО «Альфа-Банк» появилось в 2008 году в результате покупки консорциумом «Альфа-Групп» 88% акций белорусского ЗАО «Банк международной торговли и инвестиций». ОАО «Белгазпромбанк» было создано в 1997 году после покупки нефтегазовой компанией «Газпром» белорусского ОАО «Олимп». ОАО «БПС-Сбербанк» существует с 2009 года, когда руководство «Сбербанка» выкупило 93,27% акций белорусского ОАО «БПС-Банк».
Деятельности российских ТНБ и их дочерних структур на территории Республики Беларусь, несомненно, способствует ряд благоприятных факторов. Данные факторы можно разделить на три группы — политические, экономические и социокультурные. Тем не менее, такое деление будет в большой степени условным, поскольку зачастую одни и те же особенности белорусского банковского рынка можно отнести и к политическим, и к экономическим факторам.
После распада СССР правящие круги Республики Беларусь, в отличие от руководства некоторых других бывших советских республик, взяли курс на сближение с Россией. 8 декабря 1999 года между двумя государствами был подписан Договор о создании Союзного государства, который подразумевал поэтапное создание единого экономического, политического, военного и культурного пространства. В последующие годы интеграционные процессы в рамках указанного договора развивались с разной интенсивностью, однако в 2019–2020 годах произошло их убыстрение, чему в том числе способствовал политический кризис в Республике Беларусь. По состоянию на весну 2021 года, согласно заявлению министра иностранных дел республики В. Макея, лишь 2 из 28 дорожных карт углубления экономической интеграции оставались несогласованными [4].
Одной из особенностей Союзного государства является то, что его структура основана одновременно на принципах построения как федеративного государства, так и международной организации [5]. Это означает, что после выполнения всех имеющихся договорённостей белорусская экономика не будет поглощена российской. Напротив, речь будет идти о создании общего экономического пространства, в которое будут интегрированы экономики обеих стран. Данный процесс, несомненно, будет сопровождаться трансформацией как российской, так и белорусской экономик. Следовательно, говорить о том, что российские ТНБ и их дочерние структуры получат возможность действовать на территории Республики Беларусь в условиях, идентичных современному российскому банковскому рынку, не приходится. Тем не менее, следует подчеркнуть, что развитие банковского рынка Союзного государства будет основано на единой законодательной базе и, следовательно, будет проходить однородно. На практике данное обстоятельство будет означать, что руководству российских ТНБ и их дочерних структур не придётся тратить дополнительные средства на разработку качественно новых стратегий для ведения деятельности на территории Республики Беларусь. То же самое можно сказать и о противостоянии рискам и угрозам.
По мнению экономистов, в частности заместителя председателя правления белорусского ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «ЕРИП» Натальи Штевниной, одним из последствий интеграции российской и белорусской экономик станет то, что банки обеих стран смогут беспрепятственно обмениваться клиентами [6]. В свою очередь, данное обстоятельство даст заметный положительный эффект за счёт синергии.
Наконец, ещё одним важным преимуществом, которым активно пользуются российские ТНБ и их дочерние структуры на рынке Республики Беларусь, является языковая политика местного руководства. Согласно белорусской конституции, на территории страны имеют статус государственных два языка — русский и белорусский. По данным переписи населения, состоявшейся в республике в 2019 году, русский язык назвали родным 42,3% граждан. Однако фактически он распространён намного шире — лишь 28,5% граждан используют в быту белорусский язык, хотя родным он является для 54,1% [7]. Эти данные позволяют говорить о русском языке как языке межнационального общения на территории Республики Беларусь. В свою очередь, это обстоятельство позволяет российским ТНБ и их дочерним структурам при осуществлении деятельности на территории республики в большинстве случаев избегать дополнительных затрат, вызванных необходимостью перевода бумажной и электронной документации на белорусский язык.
Вместе с тем, деятельность российских ТНБ на территории Республики Беларусь сопряжена с рядом специфических рисков. Их также можно разделить на три группы: экономические, политические и социокультурные.
Экономические и политические риски, сопутствующие деятельности российских банков на белорусском рынке, как было отмечено выше, тесно связаны между собой и зачастую имеют одинаковые причины. Это утверждение можно проиллюстрировать на примере экономических санкций. По состоянию на 2021 год западные страны, включая США и ряд европейских государств, вводили санкции против Республики Беларусь несколько раз. Официальной причиной, как и в случае с санкциями в отношении России, были действия белорусского руководства. В частности, самым первым санкциям в отношении Республики Беларусь, введённым в 2004 году, предшествовали слова американского сенатора Дж. Маккейна о том, что США будут добиваться ухода А. Лукашенко с поста президента республики. Вскоре, после данного заявления, США официально обвинили руководство белорусского ЗАО «АКБ Инфобанк» в создании коррупционных схем, целью которых была поддержка президента Ирака Саддама Хусейна. Данные обвинения были отвергнуты как руководством данного банка, так и Национальным Банком Республики Беларусь, какие-либо доказательства им американская сторона так и не привела. В октябре 2004 года президент США Дж. Буш-младший подписал так называемый «Акт о демократии в Белоруссии», в котором официально говорилось о том, что американское руководство будет оказывать на республику давление до тех пор, пока Лукашенко остаётся у власти [8].
Начиная с этого момента руководство США как продлевало действующие санкции против Республики Беларусь, так и вводило новые. Каждый раз они объяснялись какими-либо формальными причинами. Новый виток санкционного давления начался в 2020 году, после того как 8 августа 2020 года Лукашенко в очередной раз выиграл президентские выборы. В этот день в Минске и ряде других городов республики начались массовые беспорядки с участием несогласных с официальными итогами выборов. Большая их часть была подавлена с применением силы, из-за чего некоторые страны, включая США и их союзников, заявили о массовых нарушениях прав человека в республике. Многие аналитики отмечали, что послевыборный политический кризис стал следствием попытки США осуществить в Республике Беларусь так называемую «цветную революцию» [9]. По её итогам предполагалось заменить действующее белорусское руководство на лиц, которые стали бы проводить политику, отвечающую геополитическим интересам США. Экономические санкции, таким образом, стали ответом американского руководства на провал первоначального замысла и попыткой подорвать стабильность в республике путём создания искусственного экономического кризиса.
Дочерние структуры российских банков, действующие на территории Республики Беларусь становились мишенью санкций в отношении республики очень редко. Тем не менее, такое случалось. В частности, в 2018 году санкции были введены против ОАО «Банк БелВЭБ». Их причиной стал тот факт, что данный банк сотрудничал с рядом российских компаний, против которых ранее также были введены санкции [10].
Тем не менее, руководству российских банков следует быть готовым к тому, что новые санкции, введённые США и их союзниками против Республики Беларусь, могут также коснуться и непосредственно российских компаний, осуществляющих деятельность на её рынке. Идея о том, что в нарушениях прав человека, по словам официальных американских представителей, имеющих место в республике, виновато также российское руководство, политически и экономически поддерживающее Лукашенко, не нова. Её озвучивали ведущие американские аналитики, влияющие на принятие президентом США политических решений. В частности, речь идёт о Дэвиде Крамере, который весной 2021 года прямо призвал ввести санкции против России за поддержку действующего белорусского руководства.
Политический кризис в Республике Беларусь, случившийся в 2020 году, является наглядным примером того, что экономические и политические риски, сопутствующие деятельности российских ТНБ и их дочерних структур в республике, необходимо рассматривать совместно. Действия участников массовых протестов изначально имели политический характер, их требования были, главным образом, политическими. Тем не менее, массовые протесты привели к целому ряду проблем в белорусской экономике, в том числе в банковском секторе.
В первые недели после президентских выборов многие граждане Республики Беларусь начали активно выводить денежные средства из банков, причём это в равной степени относилось ко вкладам в белорусских рублях и в иностранной валюте. Американское рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечало, что в течение августа из белорусских банков было выведено вплоть до 6% всех депозитов. Данное обстоятельство потребовало от менеджмента банков немедленного реагирования. Руководители российских ТНБ и их дочерних структур в большинстве своём отреагировали повышением ставок по краткосрочным депозитам. Некоторые банки, например, ОАО «БПС-Сбербанк», ЗАО «Альфа-Банк» и ОАО «Банк БелВЭБ», подняли ставки по данному виду депозитов до 17%. Некоторые местные банки также прибегли к аналогичным мерам. В частности, банк «Решение» и ЗАО «РРБ-Банк», повысили ставки по коротким безотзывным депозитам до 20% и более. При этом следует отметить, что речь идёт исключительно о банках, не играющих существенной роли на белорусском рынке, тогда как крупные местные игроки, например, ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк», сохранили ставки на прежнем уровне [11].
Угрозы экономического характера, с которыми столкнулись российские банки в Республике Беларусь после начавшегося в стране политического кризиса, были вызваны не только действиями протестующих и простых граждан, которые в страхе перед происходящим принимали быстрые решения, например, по возвращению вложенных денежных средств. В некоторых случаях деятельность банков сталкивалась с рисками и проблемами из-за действий белорусского руководства. В частности, во время самых крупных акций протеста местные силовые структуры временно отключали доступ к сети Интернет в Минске и других городах республики. По этой причине клиенты многих банков были на некоторое время лишены возможности пользоваться их онлайн-услугами. В свою очередь, банки понесли убытки из-за сокращения количества клиентов, а также из-за невозможности использовать в полной мере свои онлайн-ресурсы.
Политические решения действующего руководства Республики Беларусь также следует рассматривать как одну из угроз, которые стоят перед российскими банками, осуществляющими деятельность на местном рынке. Несмотря на то, что общий политический курс республиканского руководства в настоящий момент привержен интеграционным процессам, время от времени А. Лукашенко совершал действия, которые можно было расценить как недружественные, как по отношению к России в целом, так и к некоторым российским организациям, в частности.
Примером данной угрозы служит ситуация с ОАО «Белгазпромбанк», сложившаяся с банком летом 2020 года. 11 июня 2020 года в его офисах прошли обыски, причиной которых стало уголовное дело о незаконном выведении со счетов «Белгазпромбанка» в Латвию более 430 млн долларов. 18 июня был задержан Виктор Бабарико, который до 12 мая 2020 года занимал должность председателя правления банка. Впоследствии он был отправлен под арест, по состоянию на июнь 2021 года продолжал оставаться в СИЗО. Многие аналитики указывали, что истинной причиной преследования Бабарико стало его намерение составить конкуренцию А. Лукашенко на выборах президента Республики Беларусь в 2020 году, тогда как материалы уголовного дела были сфабрикованы. Отмечалось также, что преследование Бабарико было проявлением выбранной А. Лукашенко стратегии многовекторности. В данном случае смысл происходящего следует рассматривать как попытку белорусского руководства пресечь применение Россией инструментов «мягкой силы» в отношении республики, одним из которых как раз и являлось ОАО «Белгазпромбанк». Подтверждением данной версии служат, в частности, слова Ивана Тертеля, белорусского военного деятеля, занявшего в сентябре 2020 года пост председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, о том, что за Бабарико стояли некие силы, которые намеревались с его помощью повлиять на итоги президентских выборов в республике [12]. Вместе с тем, следует отметить, что существует и другая точка зрения, согласно которой Бабарико действительно занимался противоправной деятельностью, и его участие в выборах было основано на желании легализовать незаконно полученный доход, а не составить реальную конкуренцию действующему президенту.
В некоторой степени события 2020–2021 годов в Республике Беларусь можно назвать положительным явлением для российских ТНБ и их дочерних структур, поскольку те получили возможность в относительно сжатые временные рамки столкнуться на практике сразу с несколькими угрозами и приобрести бесценный опыт противодействия им. Данное обстоятельство может быть крайне полезным для руководства банков в будущем, поскольку очевидно, что санкционное давление, равно как и попытки создать в республике новый политический кризис в ближайшие несколько лет будут оставаться одними из главных факторов, определяющих любую экономическую деятельность на её территории.
На основе данных финансовой отчётности за апрель 2021 года, продемонстрированных на рисунке, можно сделать вывод о том, что российские банки в целом не понесли большого урона из-за указанных событий [13]. В частности, активы ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь)» выросли на 19,3%. Это стало лучшим результатом среди всех российских банков и их дочерних структур, действующих на территории республики, и вторым результатом среди всех банков и НКФО, представленных на местном рынке. По указанному показателю ЗАО «Банк ВТБ (Беларусь) уступило только белорусскому ЗАО «Абсолютбанк». Активы других дочерних структур российских банков, ЗАО «Альфа-Банк» и ОАО «Банк БелВЭБ», тоже показали стабильный рост и увеличились соответственно на 0,34% и 1,33%. Однако, имелись и примеры отрицательного роста. Так, активы ОАО «БПС-Сбербанк» уменьшились на 3,49%. Один из наиболее худших результатов среди всех участников белорусского банковского рынка показало белорусско-российское ОАО «Белгазпромбанк», активы которого уменьшились на 5,59%. Тем не менее, это стало следствием не столько событий политического кризиса в республике, начавшегося в августе 2020 года, сколько атаки на руководство банка со стороны президента А. Лукашенко, произошедшей несколькими неделями ранее.
На основании изложенной информации можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь, безусловно, является одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития деятельности российских ТНБ и их дочерних структур. В пользу данного утверждения говорят, как имеющийся положительный опыт присутствия российских банков на белорусском рынке, так и стоящие перед ними новые возможности, появившиеся как результат развития интеграции в рамках Союзного государства. Дополнительными преимуществами можно назвать политический курс белорусского руководства, направленный на сближение с Россией, территориальную близость республики к России, а также статус русского языка в ней как второго государственного.
При этом необходимо помнить о рисках, сопутствующих деятельности банков на белорусском рынке. Основными из них для банков станут риск введения новых экономических санкций, как против белорусских компаний, так и против иностранных, действующих на её рынке, риск повторения политического кризиса в стране и, как следствие, возникновения экономической нестабильности, а также риск необдуманных действий белорусского руководства, могущих привести к кризису в двусторонних отношениях. В настоящий момент менеджмент российских банков имеет представление о том, как противостоять указанным рискам.
Рис. 1. Рейтинг банков Республики Беларусь по изменению активов за I квартал 2021 года [13]


Список использованных источников:
1. Заявление МИД РФ об экономических санкциях [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РИА Новости». 2019. 9 февраля URL: https://ria.ru/20190209/1550632698.html (дата обращения: 20.06.2021).
2. Милосердов В.В. Однополярный мир: один центр власти, силы и принятия решений [Электронный ресурс] // Сайт академика РАСХН Владимира Милосердова. URL: http://vladimir.miloserdov.name/articles/page-53.html (дата обращения: 22.06.2021).
3. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] // URL: https://www.nbrb.by (дата обращения: 28.06.2021).
4. Посол России оценил интеграционные процессы Москвы и Минска [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Регнум». 2021. 10 июня URL: https://regnum.ru/news/polit/3293626.html (дата обращения: 27.06.2021)
5. Куракина С.И. Союзное государство Беларуси и России: конституционно-правовое исследование: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Саранск, 2007. — 31 с.
6. Беларусь и Россия интегрируют системы идентификации [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Плас журнал». 2019. 14 августа URL: https://plusworld.ru/daily/tehnologii/belarus-i-rossiya-integriruyut-sistemy-identifikatsii/ (дата обращения: 28.06.2021).
7. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] // URL: https://www.belstat.gov.by/ (дата обращения: 24.06.2021).
8. Свирко Ю., Сборов А. За многолетний вклад в дело Саддама [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Коммерсантъ». 2004. 26 августа URL: https://www.kommersant.ru/doc/500578 (дата обращения: 24.06.2021).
9. Обозреватель NI объяснил, почему провалилась цветная революция в Белоруссии [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Russia Today». 2020. 22 ноября URL: https://russian.rt.com/inotv/2020–11–22/Obozrevatel-NI-obyasnil-pochemu-provalilas (23.06.2021).
10. Под санкции США против Ирана попал зарегистрированный в России банк [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Ведомости». 2018. 5 ноября URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2018/11/05/785598-zaregistrirovannii-v-rossii-bank (дата обращения: 27.06.2021).
11. Кошкина Ю. «Дочки» российских банков в Белоруссии резко подняли ставки по вкладам [Электронный ресурс] // Интернет-издание РБК. 2020. 10 сентября URL: https://www.rbc.ru/finances/10/09/2020/5f58fb9f9a7947075fef6ada (дата обращения: 13.06.2021).
12. Минск заподозрил «больших начальников в Газпроме» в противоправной деятельности [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Интерфакс». 2020. 18 июня URL: https://www.interfax.ru/world/713785 (дата обращения: 28.06.2021).
13. Кто «потолстел» и кто «похудел»: свежий рейтинг банков Беларуси по величине и динамике активов [Электронный ресурс] // Интернет-издание Infobank.by. 2021. 23 апреля URL: https://infobank.by/infolinebigview/kto-potolstel-i-kto-poxudel-svezhij-rejting-bankov-belarusi-po-velichine-i-dinamike-aktivov (дата обращения: 24.06.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия