Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Надточий Ю. Б.
доцент департамента менеджмента и инноваций
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Университета «Синергия» (г. Москва),
кандидат педагогических наук

Тимошкина Н. А.
доцент Московского педагогического государственного университета,
кандидат педагогических наук

Горелова Л. И.
старший преподаватель кафедры документоведения, истории государства и права
«МИРЭА — Российский технологический университет» (г. Москва)


Дистанционное и смешанное обучение как тренды цифровой трансформации образования
Одной из ключевых позиций в современной цифровой экономике является позиция трансформации образования. В рамках трансформации образования доступность и качество образования признаются приоритетными направлениями развития современного образования. В связи с этим все большую популярность приобретает дистанционное обучение (в том числе, онлайн-обучение) и смешанное обучение (комбинирование очной и дистанционной форм обучения). В статье рассматриваются особенности таких форм обучения, как дистанционное и смешанное, реализация которых способствует применению цифровых технологий в образовании (так называемой, цифровизации образования)
Ключевые слова: тренды образования, цифровизация образования, дистанционное обучение, онлайн- и офлайн-обучение, смешанное обучение, результаты опросов
УДК 378; 331.44; ББК 74.04   Стр: 180 - 184

Актуальность проблемы. Одним из ключевых трендов в современном образовании признается активное внедрение и применение цифровых технологий в образовании (так называемая, цифровизация образования). Выделяются и основные особенности современного образования — это глобализация и непрерывный процесс обучения (быстро устаревают полученные навыки, появляется множество новых профессий, которым в образовательных организациях начинают обучать еще до того, как профессия становится популярной).
В рамках цифровой трансформации современного образования можно обозначить три приоритетных направления развития образования [9]:
1) доступность образования на протяжении всей жизни;
2) достижение современного качества доступного образования (высшего и среднего профессионального);
3) профилактика и коррекция образовательной неуспешности.
Существует необходимость формирования эффективной системы дополнительного образования и стимулирования системы непрерывного образования взрослых, что требует соблюдения определенных условий для повышения качества образования [9]:
1) цифровая обеспеченность образовательных организаций, создание отечественной сети доступных технологий;
2) обеспечение образовательных организаций необходимой материально-технической базой;
3) создание условий (нормативных и организационных) для реализации образовательных программ;
4) предусмотрение/расширение законодательных возможностей в соответствии с существующими потребностями и совершенствование нормативной базы;
5) целевое финансирование программ повышения качества образовательных организаций и др.
Все вышеперечисленное позволяет сформулировать основные требования к современному образованию в условиях глобальной цифровизации (в том числе, и к его качеству):
1) постоянное обновление, актуализация образовательных стандартов, разработка новых методик, адаптация учебных материалов под потребности педагогов и учащихся;
2) развитие коммуникативных навыков, функциональной, информационной (IT-грамотности) и цифровой грамотности у педагогов и учащихся;
3) создание условий и обеспечение равного доступа к образованию для всех;
4) индивидуализация образования (персонифицированное преподавание, ориентация на потребности конкретного ученика);
5) тесная взаимосвязь науки и практики (педагогической, в том числе), обмен опытом, заимствование лучших педагогических практик;
6) повышение мотивации, как педагогов, так и учащихся.
В рамках трансформации современного образования с учетом направлений его [образования] развития и требований к качеству образования продолжает развиваться и совершенствоваться дистанционное обучение, а также получило активное развитие использование и внедрение смешанного обучения (комбинирование традиционного и инновационного подходов, т.е. очного и онлайн-обучения). В настоящее время выделяется очень много преимуществ такого обучения и описывается разнообразие форм занятий и применяемых образовательных технологий. В пользу смешанного обучения выступает тот факт, что не все умения и навыки можно передавать дистанционно, не все дисциплины можно освоить с помощью только дистанционного обучения.
Большое влияние на развитие этих двух форм обучения оказала пандемия коронавируса, которая способствовала вынужденному переходу образования в виртуальную среду.
Теоретические аспекты. Зачастую понятия «дистанционное обучение» и «онлайн-обучение» используются как взаимозаменяемые понятия. Но считается, что дистанционное обучение — это более широкое понятие, это обучение на расстоянии и не обязательно в режиме реального времени, а онлайн-обучение — это обучение при помощи интернет-соединения «здесь и сейчас» и рассматривается лишь как один из способов (форматов) дистанционного обучения.
На данный момент времени определений понятий «дистанционное обучение», «онлайн-обучение» и «смешанное обучение» существует множество. Приведем некоторые из них.
«Дистанционное обучение — это образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета (любой образовательной организации профессионального или высшего образования). Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: учебники и другие печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, двусторонние видеоконференции и др. Такое обучение обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся» [7].
В целом выделяется два формата дистанционного обучения:
1) синхронное дистанционное обучение (онлайн-обучение) — обучение в режиме реального времени, нахождение педагога и учащихся в одном онлайн-пространстве;
2) асинхронное дистанционное обучение — обучение без ограничений, связанных с местом и временем, отсутствуют прямые контакты педагога и учащегося.
Иногда онлайн-обучение понимается как обучение при помощи интернет-соединения в реальном времени: «онлайн-обучение — это образование, в рамках которого содержание и обучение обеспечивается с помощью Интернета» [12].
А смешанное обучение можно рассматривать как баланс синхронного и асинхронного обучения. Смешанное обучение определяется как:
1) формальная образовательная программа, в рамках которой учащийся (ученик, студент) обучается, хотя бы частично, интерактивным способом (виртуально), при наличии элемента управления обучающимся по времени, месту, способу и/или темпу; при этом учащийся хотя бы часть времени находится под присмотром в реальном месте вне дома (это сочетание традиционных занятий и обучения с помощью электронных технологий) [12];
2) образовательный подход, совмещающий обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с преподавателем и онлайн [6].
Значимым составляющим элементом смешанного обучения является то, что это обучение с обязательным участием педагога (преподавателя, учителя).
В настоящее время считается, что смешанная форма обучения практически не обладает недостатками, так как сочетает в себе преимущества как традиционной (очной), так и дистанционной форм обучения.
Однако можно выделить ряд трудностей, возникающих при реализации смешанного обучения в образовательных организациях. Например:
– недостаточная проработанность нормативной базы;
– большие затраты времени и ресурсов на разработку качественных электронных курсов;
– низкий уровень цифровой грамотности как преподавателей, так и студентов (отмечается, что уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека [13]);
– низкая мотивация студентов к получению образования с использованием таких форм обучения, как дистанционная и смешанная;
– низкая мотивация преподавателей к реализации этих форм обучения;
– большая учебная нагрузка (как у преподавателей, так и у студентов).
Среди основных преимуществ смешанной формы обучения отмечаются следующие:
– непрерывность обучения (обучаться, использовать учебно-методический материал можно в режиме 24/7);
– приобретение и развитие цифровых умений и навыков;
– постоянное интерактивное взаимодействие;
– личностно-ориентированный подход к учащимся (обучение, сочетающее в себе персонализированное (индивидуализированное) и компетентностно-ориентированное обучение);
– повышение уровня ответственности (за обучение и самообучение: за полученный результат и принятые решения);
– гибкость образовательной программы;
– разнообразие используемых способов коммуникации.
Обзор исследований. В сложившейся ситуации перехода на дистанционную форму обучения интерес представляют результаты массового опроса профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, проведенного в 2020 году Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС (опрошено 33987 преподавателей, или около 15% всей генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава). В ходе исследования выявлены и обозначены основные причины неприятия дистанционной формы обучения [8]: 87,8% опрошенных считают, что занятия по их учебным предметам лучше проводить в очном формате, 85,7% говорят о том, что у них сократилось количество свободного времени в связи с переходом на дистанционную форму обучения, 66% отрицательно относятся к работе в домашней обстановке и 34% ссылаются на отсутствие дома комфортной обстановки для проведения занятий.
Как было отмечено ранее, неординарная ситуация, которая возникла в связи с распространением коронавируса в мире, изменила соотношение форматов (форм) обучения. Так, например, в обзоре рынка образовательных технологий «Пульc EduTech» от Сберуниверситета говорится о том, что в настоящее время 57% компаний поддерживают такой формат обучения, как смешанное обучение, однако 54% признают очный формат обучения как один из лучших форматов для реализации наиболее значимых программ обучения (рис. 1) [10].
Рис. 1. Соотношение образовательных форматов обучения, (%)
Источник: по материалам отчета компании The Ken Blanchard Companies [4]

В связи с активным развитием онлайн-образования и идеей непрерывного образования рассмотрим результаты исследований, направленных на изучение аудитории образовательного контента. По представленным данным исследований рынка онлайн-образования в России (анкетирование более 1000 основателей онлайн-школ и создателей онлайн-курсов), онлайн-школы в основном создают контент для взрослой аудитории (42%), что отчасти подтверждает одну из выделяемых характеристик как дистанционного, так и смешанного обучения — это высокий уровень личной ответственности (рис. 2) [11].
С учетом того, что образовательный контент создается в основном для взрослой аудитории, для работающих людей с разными запросами, среди сегментов онлайн-образования на первом месте стоит обучение профессиональным навыкам (20%), на втором — развитие личных навыков (15%), и лишь 12% занимаются повышением квалификации и переподготовкой специалистов (рис. 3) [11].
Рис. 2. Результаты ответа на вопрос: «Для кого вы создаете образовательный контент?» [11]
Рис. 3. Результаты ответа на вопрос: «В каком сегменте онлайн-образования ваш проект?» [11]

Интерес представляет еще один опрос, проведенный компанией Bay View Analytics в 2021 году по изучению влияния ситуации пандемии на систему высшего американского образования. Было опрошено 1286 преподавателей и представителей руководства и 1469 студентов из 856 вузов США, Пуэрто-Рико и Колумбии. По результатам данного опроса видно, как изменилось отношение и студентов, и преподавателей к онлайн-обучению, и к смешанному обучению (рис. 4) [3, 5]: около половины и более опрошенных смотрят более оптимистично на данные форматы обучения в современной ситуации.
Рис. 4. Изменение отношения преподавателей и студентов к обучению в онлайн-формате: а) преподаватели, б) студенты
Источник: по материалам отчета компании Bay View Analytics [3]

В целом, в виде прогноза во всех исследованиях, посвященных изучению дистанционного и смешанного обучения, указывается на то, что эти два вида обучения будут только развиваться и совершенствоваться в условиях цифровой трансформации образования.
С целью выявления мнений людей относительно использования такой формы обучения как дистанционное обучение для получения образования и готовности получать качественное образование с помощью дистанционной и смешанной форм обучения, а также предпочтений между разными формами обучения был проведен ряд опросов: в 2019 году (еще до пандемии и массового перехода на дистанционную форму обучения) [1] и в 2021 году. Далее приведены только основные результаты опроса 2021 года.
Анализ мнений учащихся осуществлен в ходе интерпретации данных массового опроса студентов 1–4 курсов РТУ МИРЭА и Университета «Синергия» в формате онлайн-анкетирования (209 респондентов в возрасте от 17 до 25 лет, гендерный состав опрашиваемой группы: 63,6% — женщины, 36,4% — мужчины).
Один из вопросов анкеты касался выявления отношения опрашиваемых к дистанционной форме обучения. Здесь получился широкий разброс мнений, поэтому представим только ответы, которые набрали более 10% голосов (рис. 5).
Половина опрошенных (50,7%) говорят о том, что интереснее учиться, когда есть непосредственное общение при обучении (при получении знаний). Это способствует обмену различными мнениями, взаимообучению (обмену опытом), получению компетентной точки зрения со стороны преподавателя и т.д. Интерес при этом вызывает тот факт, что большинство людей сейчас не используют возможность непосредственного общения, они общаются с окружающими в основном, не отрываясь от своих смартфонов. Около половины (49,8%) респондентов указывают на то, что дистанционное обучение можно и нужно использовать только в совокупности с очным обучением, как дополнительную форму (по сути это и есть смешанное обучение). Мнения насчет того, какая форма удобнее получили практически равное количество голосов: 22% — удобнее очная форма обучения, 21% — дистанционная.
На вопрос относительно предпочтения дистанционной формы обучения традиционной форме полученные ответы распределились следующим образом (рис. 6). В настоящее время 45% респондентов предпочитают обучаться дистанционно, ими оценены преимущества данной формы обучения: удобный график обучения, комфортная обстановка, экономия времени на проезд и др. Для сравнения, в опросе 2019 года (опрошено 182 человека в возрасте от 16 до 68 лет): немного более половины участников опроса (53,8%) ответили отрицательно на данный вопрос, а предпочли бы такую форму обучения всего 19% [2].
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Ваше отношение к дистанционной форме обучения (к онлайн-обучению)?» (в % от числа опрошенных)
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Пошли бы вы учиться дистанционно?»

Ответы на вопрос «По какому направлению обучения хотели бы учиться онлайн?» показали широкий разброс мнений (экология, программирование, юриспруденция и др.), но в основном предпочитают дистанционно изучать иностранные языки и проходить курсы повышения квалификации.
А вот при выборе образовательных услуг, которые могут быть реализованы с помощью использования дистанционной формы обучения (рис. 7), большинство отметили такую услугу, как создание для студентов учебных курсов по некоторым дисциплинам (62%), далее повышение квалификации и переподготовка специалистов (56,3%), и 46,2% считают, что это должна быть довузовская подготовка.
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Какие образовательные услуги, по Вашему мнению, могут быть реализованы с использованием дистанционного обучения?» (в % от числа опрошенных)

При определении насколько эффективна дистанционная форма обучения (онлайн-обучение) мнения также разделились, но большинство выборов выпало на оценку «средняя эффективность» (42%), высокую эффективность отметили лишь 5,4%. Это подтверждает данные о том, что небольшой процент выбирает получение высшего образования (бакалавриат (13,9%) и магистратура (21,2%)) в дистанционном формате.
Вопрос относительно использования дистанционной формы обучения (как дополнительной формы к очной форме обучения, т.е. внедрение смешанного обучения) в образовательных организациях показал, что большинство (62,5%) склонны поддержать такую форму обучения (рис. 8).
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос об использовании дистанционной формы обучения как дополнительной формы к очной форме обучения

Ответы на данный вопрос показывают, что участники опроса предугадывают дальнейшее развитие и распространение смешанной формы обучения.
В итоге по-прежнему можно отметить существование двоякого мнения по поводу дистанционного обучения: часть людей признают и доверяют такой форме обучения, а часть отрицательно относится к получению образования таким способом. Поэтому часто значимым является вопрос о качестве дистанционного обучения.
С точки зрения преподавателя одним из плюсов, помимо экономии времени и бюджета (на проезд, на питание и др.), является такое преимущество как охват большой аудитории, большого количества людей. Это важно особенно при том, что одно из современных требований к преподавателю — это освоение медийного пространства (например, посредством широкого доступа к записям онлайн-лекций).
В ходе проведенного исследования выявлено отношение современных студентов и работающих людей к обсуждаемым формам обучения и готовность получать качественное образование с использованием этих форм обучения не только в образовательных организациях, но в различных компаниях, предоставляющих такую услугу (разрабатывающих и использующих образовательный контент).
Некоторое время назад большинство людей отказывалось от такой формы обучения, как дистанционная, считая, что у этой формы гораздо больше недостатков, чем преимуществ, и качество образования гораздо ниже, чем у очной (традиционной) формы обучения. Однако ситуация с пандемией коронавируса позволила выявить положительные характеристики не только дистанционной формы обучения и способствовала ее дальнейшему развитию, но и найти баланс между очной и дистанционной формами в виде смешанной формы обучения, которая сейчас активно исследуется, развивается и внедряется в образовательный процесс.
Таким образом, в качестве прогноза можно сказать следующее, что в ближайшем будущем и дистанционная форма (в том числе, онлайн-обучение), и смешанная форма обучения будут параллельно развиваться. В смешанной форме обучения исследования будут посвящены нахождению оптимального баланса офлайн и онлайн-обучения.


Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Фин­университета

Список использованных источников:
1. Nadtochiy Yu.B. Motivation for Distance Learning as A Factor Affecting the Quality of Education // Journal of Contemporary Issues in Business and Government. — 2021. — Vol. 27. — No. 3. — Pp. 10 — 17. DOI: 10.47750/cibg.2021.27.03.002.
2. Nadtochiy Yu.B. Sociocultural Factors Influencing the Quality of Distance Learning // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the 1st International Conference on Education: Current Issues and Digital Technologies (ICECIDT 2021). — 2021. — Vol. 555. — Pp. 8 — 16. https://doi.org/10.2991/assehr.k.210527.003.
3. Pandemic-Era Report Card // Bay View Analytics — URL: https://cengage.widen.net/view/pdf/sq4wmggt6e/pandemic-era-report-card.pdf?t.download=true&u=rhkluf (дата обращения: 02.07.2021).
4. The Ken Blanchard Companies «2021 Trends: Learning and Development in a COVID World». — URL: https://resources.kenblanchard.com/ebooks/2021-trends-report (дата обращения: 09.10.2021).
5. Американские студенты и преподаватели меняют свое отношение к обучению в онлайн-формате // Пульc EduTech. — 2021. — № 2 (17). — С. 13–15.
6. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. — М., 2016. — 279 с.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
8. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. — URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2603 (дата обращения: 18.08.2020).
9. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития: экспертный доклад / Я.И. Кузьминов, П.В. Орехин, П.Н. Нетреба; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 112 с.
10. Смешанное обучение после пандемии поддерживают 57% компаний // Пульc EduTech. — 2021. — № 1 (16). — С. 9–10.
11. Соловьев А., Дорофеева А., Сладкова О. Исследование «Барометр онлайн-образования». — URL: https://ed-barometer.ru/ (дата обращения: 16.03.2021).
12. Хорн М., Стейкер Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования. — Сан-Франциско, Калифорния: Jossey-Bass, 2015. — 343 с.
13. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 // Сайт Аналитического центра НАФИ. — URL: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/ (дата обращения: 17.03.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия