Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
АГРОЭКОНОМИКА
Севрюкова Г. А.
директор Курского филиала Орловской региональной
академии государственной службы,
кандидат социологических наук


ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В систему безопасности традиционно включают 14-16 подсистем, каждая из которых оказывает определенное влияние на безопасность на международном и национальном уровне.
На одно из приоритетных мест следует при этом поставить продовольственную безопасность. Продовольственная проблема была и остается проблемой даже без катастроф. В целом в мире с населением более 6 млрд человек, 800 млн хронически недоедают, а 220 млн детей в возрасте до 5 лет живут при постоянном недостатке белков и углеводов. За последние годы произошло заметное изменение и в географическом размещении нуждающегося населения. Если раньше наибольшая концентрация его была в странах Восточной Азии, то в настоящее время беднейшее население концентрируется в странах Африки (южнее Сахары), в ряде стран Южной Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Эта статистика относится к периоду резкого возрастания объемов производства продовольствия в Китае, фактически решившем свою продовольственную проблему. Несколько улучшается ситуация и в Индии. Этого не скажешь о странах СНГ, где отмечается спад сельскохозяйственного производства и происходит интенсивная деградация агроэкономики.
Особые проблемы перед странами СНГ встают при их присоединении к ВТО.
Данные торгово-промышленной палаты РФ, например, свидетельствуют, что к работе по нормам и правилам ВТО готовы лишь 10% российских предприятий.
Снижение или полная отмена пошлин на ряд товаров, расширение доступа зарубежных компаний на российский рынок, отказ от государственной финансовой поддержки экспорта агропродовольственной продукции, дотирование сельского хозяйства в соответствии с нормами ВТО, поэтапное сокращение субсидирования ряда отраслей, отказ от экспортных пошлин и упрощение операций в торговле, насыщенной техническими барьерами, высокий уровень аграрного протекционизма в зарубежных странах в виде поддержки своего агарного производства и экспорта - все это требует эффективных мер защиты аграрной сферы страны от продовольственной интервенции на основе оптимизации регулирования экспортно-импортных операций.
При вступлении в ВТО Россия и другие страны СНГ должны будут фактически отменить все субсидии и меры поддержки своим товаропроизводителям и открыть широкий доступ зарубежным товарам и фирмам на внутрироссийский рынок. При этом зарубежные фирмы будут иметь право участвовать в конкурсах и торгах, проводимых в рамках государственного заказа на всей территории России, будут скупать сырьевые ресурсы, без участия отечественной банковской и страховой системы, которые также могут быть поглощены соответствующими зарубежными структурами. Примером могут служить Киргизия и Грузия, вступившие в ВТО. В этих странах отмечается снижение инвестиций и уровня жизни населения. Такой результат можно было бы предвидеть, поскольку почти вся товарная продукция стран СНГ на высоко конкурентные мировые рынки, насыщенные более качественными и дешевыми товарами, не проходит.
Для решения данной проблемы необходимо сформировать единое экономическое пространство в рамках СНГ, в котором легче достигнуть оптимизации соотношения в системе "производство - ресурсообеспечение - потребление". Это подтверждается опытом Евросоюза, для которого характерно, что и при глобализации мирохозяйственных связей он остается относительно обособленной структурой.
На постсоветском пространстве необходим, прежде всего, единый продовольственный рынок, обеспечивающий всем странам СНГ, входящим в единое экономическое пространство, достижение надежной продовольственной безопасности. Но для этого потребуется соответствующая концентрация капиталов в транснациональных корпорациях.
Следует особо отметить, что решение проблемы продовольственной безопасности и какого-то отдельно взятого региона страны не осуществимо без учета его экономического взаимодействия с другими территориальными формированиями. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем больше возникает задач различной степени сложности. Например, на уровне районного или областного административного формирования приходится решать в основном задачи, связанные с повышением устойчивости развития агропредприятий и определенной самообеспеченностью сельскохозяйственной продукцией. На уровне же страны главной задачей становится межрегиональная оптимизация в сфере обмена продовольственными товарами и корректирование издержек их производства с учетом конкретных условий каждого региона, выработка такой агарной политики, которая способствовала бы оптимизации размещения сельскохозяйственного производства в регионах и за пределами страны.
В СНГ этому способствуют принятое еще в марте 1998 г. Соглашение об общем аграрном рынке государств-участников СНГ и утвержденная в январе 1999 г. Программа научно-технического сотрудничества по фундаментальным и приоритетным прикладным направлениям исследований в сфере общего агарного рынка государств-участников СНГ на период до 2000 г.
Однако формированию единого аграрного рынка, в который входит продовольственный рынок, единой межгосударственной системы продовольственной безопасности препятствует целый ряд нерешенных проблем: 1) отсутствие единых законодательно-нормативных актов, которое ведет к возникновению барьеров в торговле продовольственными товарами; 2) отсутствие надлежащей рыночной инфраструктуры, особенно оптовых продовольственных рынков, и соответствующей системы финансово-кредитного обеспечения; 3) низкое качество отдельных видов агропродукции; 4) слабое развитие в СНГ интеграционных процессов на уровне АПК.
Преодоление этих препятствий межгосударственному сотрудничеству в системе продовольственной безопасности возможно за счет комплекса следующих мер:
- принятие и реализации решений о создании единого информационно-нормативно-правового поля, позволяющего обеспечить устойчивость отношений в рамках зоны экономического взаимодействия АПК отдельных стран СНГ;
- развития интеграционных, в том числе инвестиционно-инновационных процессов на межгосударственном уровне, включая сферы АПК;
- создания межрегиональных оптовых продовольственных рынков (МОПР) и надежной системы страхования коммерческих операций.
Особое значение будет иметь система оптовых продовольственных рынков как совокупность таких рынков различного территориального уровня (от межгосударственных до районных).
При формировании данной системы следует учитывать:
- особенности социально-экономического развития регионов, существующую базу АПК и сложившуюся систему товародвижения;
- необходимость разработки и принятия соответствующих законодательно-правовых актов и правил торговли на оптовых продовольственных рынках;
- необходимость подготовки и переподготовки соответствующих кадров работников и управленцев;
- особую роль организационно-экономического обоснования формирования и развития оптовых продовольственных рынков;
- необходимость в совершенствовании механизма привлечения инвестиций для формирования инфраструктуры в сфере действующих и вновь создаваемых объектов оптовой торговли - в целях обслуживания крупных городов;
- значение структурно-институциональных преобразований в сфере оптового и розничного звеньев продовольственного рынка и в АПК;
- необходимость системы агромониторинга и информационного обеспечения;
- роль эффективного механизма государственного регулирования процесса формирования регионального продовольственного рынка, особенно его оптового звена, и их адаптации;
- значение сети оптовых продовольственных рынков внутри административных территорий отдельных регионов для обслуживания всех городов с одновременным качественным улучшением инфраструктуры и комплекса оказываемых услуг;
- необходимость создания в каждой области минимум двух оптовых рынков по продовольственным товарам и материально-техническим средствам для сельскохозяйственного производства (при условии соблюдения соответствующих нормативных требований по их территориальному размещению);
- значение гибкого механизма государственного регулирования развития системы оптовых продовольственных рынков, реагирующего не только на временные изменения конъюнктуры, но и на общее состояние рыночных отношений;
- необходимость в создании такой структуры управления в системе оптовых продовольственных рынков, которая учитывала бы интересы всех территориальных уровней (районов, областей, государств).


Литература
1. Гринберг В.С. О "либеральной модернизации" и перспективах российской экономики // Российский экономический журнал. 2004. N 3.
2. Клюкач В. Агробизнес России и присоединение к ВТО // АПК: экономика, управление. 2002. N 2.
3. Пустуев А.Л., Чашин В.К., Езерский Е.Н. Проблемы Российского АПК при вступлении страны в ВТО: макроэкономический и региональный аспект // Проблемы современной экономики. 2004. N 1/2.
4. Семенов А.А. Вступление России в ВТО и продовольственная безопасность. М.: "Энциклопедия Российских деревень", ВИАПИ. 2000.
5. Ткач А. Продовольственная безопасность и пути ее расширения // АПК: экономика, управление. 2001. N 1.
6. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А.Олейникова. Изд-во "Экзамен". 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия