Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Зинчик Н. С.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Кадырова О. В.
доцент кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Драйверы роста инвестиционной активности нересурсных секторов экономики региона Арктики
Статья посвящена проблемам развития Арктической зоны РФ. Рассматриваются конкретные инструменты поддержки бизнеса в этом регионе. Дан анализ факторов, которые определяют региональный потенциал. Дана оценка готовности регионов к социально-экономическим преобразованиям (уровень экономической зрелости населения, наличие инструментов государственной поддержки, правовая защищенность бизнеса и пр.). Дана характеристика текущего состояния экономики основных регионов Арктики, а также сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности. При подготовке инвестиционных проектов по строительству объектов переработки отходов в арктическом регионе выявлены узкие места. Сделан вывод о том, что для европейского Севера существуют большие перспективы развития территорий за счет активизации несырьевого сектора экономики
Ключевые слова: инвестиционная активность, Арктика, ресурсные секторы экономики, Архангельская обл., Мурманская обл., Республика Карелия, Ямало-Ненецкий АО
ББК У03(2Р1)74   Стр: 136 - 139

Развитие Арктики входит в перечень приоритетных направлений развития экономики страны на ближайший период. Ведётся активная работа по совершенствованию арктической законодательной базы. В 2020–2021 годах утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике [1], Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [2], утверждён единый план по их реализации, приняты государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [3] и федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [4].
Учитывая сформировавшееся пристальное внимание к развитию Арктической зоны РФ, авторы в своем исследовании, направленном на выявление не ресурсных секторов экономики с позиций инвестиционной активности, провели анализ статистических, социально-экономических показателей и показателей инновационной активности и выделили одно из перспективных направлений — ликвидацию накопленного ущерба через развитие циркулярной экономики в регионах Арктики.
За последние два года сформированы конкретные инструменты поддержки бизнеса, в частности, запущены десятки инвестиционных проектов через работу региональных центров оказания услуг «Мой бизнес», функционирующих в большинстве случаев совместно с региональными бизнес-инкубаторами. С 2020 года в Арктике реализовываются 338 инвестиционных проекта общей стоимостью 1,1 трлн рублей и вложено порядка 94 млрд рублей государственной поддержки, что позволяет создать 28 тыс. рабочих мест [7].
Также с 2020 г. стала функционировать крупнейшая в мире особая экономическая зона в Арктике (5 млн квадратных километров), которая формирует перечень преференций для ведения бизнеса. Первоначально условием резидентства являлось вложение инвестиций более 1 млн руб., а также регистрация юридического лица на территории регионов Арктики. Однако 20 октября 2021 года вышло распоряжение правительства Российской Федерации № 2956-р о том, что по определенным видам деятельности данное требование убирается. Дополнительный набор преференций предусмотрен для организаций, чья экономическая деятельность не связана с добычей полезных ископаемых. Предполагается, что преференции будут способствовать более активному развитию малого и среднего бизнеса в ближайшие годы.
На данный момент резидентами Арктики стали 272 субъекта хозяйственной деятельности. Заявлено, что они осуществили инвестиции в объеме 319,685 млрд руб. и создали 11 648 рабочих мест. По факту анализ резидентов показывает, что в последний период активно привлекаются индивидуальные предприниматели, чьи сферы деятельности связаны с ремонтом машин и оборудования, с предоставлением финансовых услуг и консалтингом, с управлением недвижимостью, с торговлей строительными и лесоматериалами, с фитнес индустрией и т.д. Акцент резидентства связан со сферами деятельности, которые не являются по сути инновационно-ориентированными, но позволяют развиваться региону. Следует также отметить, что изначально применение механизма создания особых экономических зон нацелено на развитие экспортно-ориентированного потенциала региона, что на текущий момент времени не полностью соответствует действительности.
С 1 августа 2021 года стартовала программа «Гектар в Арктике», которой могут воспользоваться жители любого региона России. По ней существует возможность оформить на пять лет участок для ведения хозяйственной деятельности. Для повышения научно-технологического потенциала региона идет активное создание научно-образовательных центров (НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», НОЦ «Север: территория устойчивого развития» и пр.).
Только в 2021 году были организованы и проведены несколько крупномасштабных форумов и конференций, посвященных проблематике развития Арктики. В декабре 2021 г. в Санкт-Петербурге завершилась деловая программа XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» [10]. Проблематика форума была направлена на поиск идей в области развития цифровых технологий в Арктике, инноваций для реализации ресурсного потенциала, привлечения инвестиций в особую экономическую зону, развития северного морского пути, экологии. Если рассматривать экономическую тематику форума, то в основе стоял вопрос развития нефтегазового сектора, рыбного промысла, арктического горного дела, формирования энергетических комплексов, что отражает нацеленность на крупный бизнес, на сырьевой сектор экономики.
В 2022 году пройдет VI Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основная цель данных мероприятий — кооперация и сотрудничество бизнеса, привлечение инвестиций, обсуждение существующих барьеров развития. В рамках председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах только в Санкт-Петербурге планируется провести 16 мероприятий международного уровня. В частности, министерскую сессию Арктического совета, конференцию министров науки стран Арктического совета, конференцию по инвестициям и торговле в Арктике, а также конференцию по адаптации к изменению климата в Арктике.
Высокий интерес и обсуждение данной тематики не гарантируют эффективность рассматриваемых мероприятий. Необходимо определить, достаточно ли предпринятых мер для импульсного развития региона. Существует ли методологическая основа социально-экономического моделирования развития регионов Арктики. Насколько существующие подходы отвечают требованиям инвесторов, бизнес сообщества и жителям регионов.
Для развития арктических территорий и роста их инвестиционной привлекательности необходимо сочетание ряда факторов, которые определяют региональный потенциал.
Необходимо исходить из оценки ресурсного потенциала:
– природно-ресурсного;
– экономико-географического;
– социально-инфраструктурного;
– демографического потенциала;
– научно-инновационного;
– материально-технического;
– бюджетного;
– инвестиционного;
– экспортно-импортного.
Также необходимо оценивать готовность регионов к социально-экономическим преобразованиям (уровень экономической зрелости населения, наличие инструментов государственной поддержки, правовая защищенность бизнеса и пр.).
Особенностью арктических территорий является не только климатическая специфика и богатая природно-ресурсная база, которая всегда являлась стимулом к развитию северных территорий, но также пространственная удаленность агломераций населения, не превышающих 300 тыс. чел. Можно отметить обособленность населенных пунктов, ограниченное количество субъектов хозяйственной деятельности, функционирующих в них и существенное логистическое плечо доставки при выстраивании кооперационных взаимоотношений с предприятиями других регионов или иных агломераций собственного региона.
Также следует отметить высокую неоднородность агломераций арктического региона по уровню развития инфраструктуры. В российской Арктике на данный момент выделяют 275 населенных пунктов. Согласно инвестиционному порталу арктической зоны, 185 населенных пунктов были причислены к опорным и по ним должна формироваться комплексная программа социально-экономического развития [7].
С позиции оценки социально-инфраструктурного потенциала в рамках исследования определим текущее состояние экономики основных регионов Арктики. Согласно ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» в состав сухопутных территорий Арктической зоны входят территории (части территорий):
– Мурманской области;
– Ненецкого автономного округа;
– Чукотского автономного округа;
– Ямало-Ненецкого автономного округа;
– Республики Коми;
– Республики Саха;
– Красноярского края;
– Архангельской области;
– Республики Карелии.
Для развития несырьевого сектора экономики одним из основных вопросов становится транспортная инфраструктура, так как любое промышленное производство предполагает, что необходим рынок сбыта, не ограничивающийся малой агломерацией.
В данном контексте регионы можно разделить на две группы. Первая предполагает наличие транспортной доступности (автомагистрали и железной дороги), вторая ограничена возможностью перевозки грузов только через северный морской путь или авиасообщением.
В первую группу можно отнести такие регионы европейского Севера, как: Архангельская обл., Мурманская обл., Республика Карелия, часть Ямало-Ненецкого АО. В данных регионах налажено транспортное взаимодействие с регионами Российской Федерации и бизнес не испытывает существенные сложности при сбыте продукции.
Есть достаточно крупные города, такие как Норильск (Красноярский край), Воркута (Республика Коми), с которыми нет сухопутного сообщения (только «зимники», которые невозможно рассматривать как часть логистической системы региона). На Ямале при этом к категории «зимников» относится 9 тыс. км. дорог. Что касается железнодорожного транспорта, то в Якутии плотность железных дорог ниже средней по России в 25 раз, в Ямало-Ненецком автономном округе — в 8,3 раза, в Красноярском крае — в 5,6 раз [7]. На данный момент рассматривается возможность создания Трансарктической магистрали, но такие долгосрочные проекты не могут учитываться потенциальными инвесторами в настоящий момент времени.
Таким образом, можно сделать следующий вывод — для европейского Севера существуют большие перспективы развития территорий за счет активизации несырьевого сектора экономики, так как хоть и существует большое «логистическое плечо» доставки продукции, но все же транспортные расходы и время доставки не будут являться критическими показателями ведения бизнеса. Следует отметить близость европейских партнеров, наличие ресурсной базы (от обильной аквакультуры до горно-обогатительного кластера). Также в последнее время растет туристический потенциал.
Для прочих регионов Арктики качественные перспективы развития несырьевого сектора экономики, в первую очередь, должны быть нацелены на внутренний рынок потребления (если речь идет о производстве продукции). Для малого и среднего бизнеса канал сбыта через северный морской путь или авиационным сообщением зачастую является экономически нецелесообразным.
Следующим вопросом инвестиционной привлекательности региона является наличие требуемых трудовых ресурсов, то есть уровень демографического потенциала. Первоначально рассмотрим регионы европейского Севера. Один из наиболее активно развивающихся регионов, Республика Карелия, с 2019 по 2020 год показывает убыль населения в 5 тыс. чел. В вопросах миграции также наблюдается отрицательная динамика. Численность населения Архангельской области за январь-февраль 2020 года сократилась на 9,4 тыс. человек, или на 0,1%. На сокращение численности в наибольшей степени повлияла естественная убыль населения, доля которой в общей убыли составила 77%. Население Мурманской области сократилось с 2019 по 2020 г. на 8,5 тыс. чел., а всего за последнее десятилетие убыль населения составила 6,8%. Отрицательная динамика наблюдается во всех возрастных группах, как в числе трудоспособного и старше трудоспособного населения, так и в возрасте моложе трудоспособного. Для бизнеса данные показатели свидетельствуют о негативной динамике развития рынка труда [8].
Если рассматривать прочие территории Арктики, то по Республике Коми убыль населения за 2020 год составила 6,8 тыс. чел., по Красноярскому краю 10,3 тыс. чел. При этом, в Республике Саха наблюдается прирост 9,9 тыс. чел., в Ямало-Ненецком АО — прирост 2,5 тыс. чел. В определенной степени положительную динамику по последним представленным регионам связывают с опережением темпа роста денежных доходов населения над темпом роста цен. Также положительные результаты достигнуты при реализации национального проекта «Демография» в данных регионах, и за счет качественных мер социальной поддержки населения.
Для несырьевого сектора экономики следует определить перспективы научно-инновационного потенциала.
Рассмотрим территории европейского Севера. В Республике Карелия созданы объекты инновационной инфраструктуры. В г. Петрозаводске создана Корпорация развития Республики Карелия, в ее структуре функционирует бизнес-инкубатор, центр оказания услуг «Мой бизнес», Фонд венчурных инвестиций. В прочих субъектах республики Карелия не отмечается профильных структур по поддержке инновационно-активного бизнеса. Проведенный анализ реализуемых в рамках Корпорации развития проектов показал следующие данные. Готовых и реализованных проектов на конец 2021 года по видам деятельности:
1. Переработка отходов — 1 проект.
2. Промышленность — 1 проект.
3. Производство строительных материалов — 1 проект.
4. Туризм — 4 проекта.
Поиск инвесторов ведется по 40 готовым инвестиционным проектам в следующих направлениях:
– сельскохозяйственная деятельность;
– создание животноводческих комплексов;
– рекреационные зоны;
– этнографический музей;
– придорожный центр;
– отраслевые проекты (ферма мидий, реконструкция горнолыжных комплексов, переработка рыбной продукции, автодром) [9].
Активность бизнес-инкубатора в средствах массовой информации и на официальных порталах заканчивается 2018 годом.
Также в республике создан Центр кластерного развития Республики Карелия. По итогам 2021 года отчет составлен по работе только туристического кластера, в который вошли 8 региональных компаний. Таким образом, можно констатировать достаточно низкий уровень реального привлечения инвестиций через созданные структуры.
В Мурманской области также созданы кластеры при Центре кластерного развития:
– туристско-рекреационный;
– кластер северного дизайна;
– производственно-пищевой.
Создан Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор, Центр поддержки предпринимательства Мурманской области, Фонд развития малого предпринимательства Мурманской области, Центр поддержки экспорта Мурманской области.
В Архангельской области функционирует Инновационный центр, Агентство регионального развития, Центр поддержки предпринимательства. Резидентами являются 45 компаний.
При этом оценка общего уровня инновационной активности регионов показывает следующие данные. Обратимся к информации об использовании объектов интеллектуальной собственности (табл.1). По многим позициям Республика Карелия показывает значительно более высокие показатели.

Таблица 1
Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности за 2020 год [8]
Республика КарелияМурманская областьАрхангельская область
Изобретения — 62
Полезные модели — 45
Промышленные образцы — 5
Ноу-хау — 19
Программы для ЭВМ — 42
Базы данных — 134
Изобретения — 5
Полезные модели — 3
Промышленные образцы — нет
Ноу-хау — нет
Программы для ЭВМ — 39
Базы данных — 25
Изобретения — 16
Полезные модели — 7
Промышленные образцы — нет
Ноу-хау — 2
Программы для ЭВМ — 48
Базы данных — 8

Но при этом в целом по уровню инновационной активности наблюдаются следующие показатели [8]:
• Республика Карелия — 7;
• Мурманская область — 9,4;
• Архангельская область — 4,4.
Следует отметить, что средний показатель по Северо-Западному Федеральному Округу за 2020 год 10,8.
Передовые производственные технологии за 2018 г.
• Республика Карелия — 7;
• Мурманская область — отсутствуют;
• Архангельская область — 6.
Для сравнения рассмотрим прочие субъекты СЗФО за 2018 г. Всего 184, в том числе:
• г. Санкт-Петербург — 104;
• Ленинградская обл. — 14;
• Новгородская обл. — 30.
Таким образом, северные регионы показывают существенное отставание, несмотря на то, что по сравнению с прочими регионами Арктики находятся в более предпочтительном географическом расположении для развития бизнеса.
Уровень инновационной активности Республики Саха — 8,6 и показывает динамику роста (за исключением 2019 года). По Красноярскому краю показатель 6,7. По всей Республике Коми в перечень инновационно-активных компаний попали 30 организаций. Один из худших показателей наблюдается у Ненецкого автономного округа.
Стабильной динамики инновационного развития нет ни у одного региона Арктики. Однако, как потенциал дальнейшего развития, следует выделить наличие образовательных и научных центров, которые могут стать активными участниками процесса. Сильная дифференциация регионов должна учитываться при разработке дальнейших подходов по развитию научно-инновационного потенциала территорий.
С позиции материально-технического потенциала следует рассматривать перспективные направления, которые до настоящего момента времени не были развиты в регионе. В повестке на ближайший период можно выделить направление чистой Арктики, вопросы ликвидации накопленного ущерба. Данная сфера деятельности поддерживает основы создания и развития циркулярной экономики, является залогом формирования качественных условий для поддержки уровня жизни населения агломераций. Также данный вид деятельности перспективен для отдаленных, обособленных территорий региона Арктики, так как ресурсом является источник собственного потребления, переработка может вестись в регионе присутствия, а продукт — вторичные материальные ресурсы, также могут применяться на уровне конкретной агломерации.
В последние годы велась активная работа по созданию условий для переработки отходов не только в Арктике, но и по все России, однако инвесторы крайне тяжело заходят в данную сферу деятельности. Предлагается рассмотреть основные причины и выделить те сферы поддержки, которые необходимы в данной области.
При подготовке инвестиционных проектов по строительству объектов переработки отходов в арктическом регионе выявлены следующие узкие места.
1. Отсутствие открытых источников данных о морфологическом составе отходов в зависимости от конкретной территории размещения. Именно качественный состав отходов определяет для потенциальных инвесторов состав, качество, пропорции, степень загрязнения получаемых вторичных материальных ресурсов (ВМР). Именно ВМР является продукцией такого рода предприятий. Отсутствие информации создает неопределенность ведения бизнеса. В каждом регионе морфологический состав отходов может существенно варьироваться в зависимости от специфики промышленного сектора. Цифровые решения активно внедряются в области отслеживания перемещения отходов, доставки их до зон хранения, но не формируют требуемого представления об объекте. Инвестор со своей стороны имеет также ограничения в проведении собственной экспертизы в связи с отсутствием юридических полномочий для этого [5].
2. На данный момент недостаточно проработаны вопросы технологического перевооружения предприятий под использование вторичных материальных ресурсов. Рассмотрим типовую ситуацию, что в регионе переработка отходов не ведется, следовательно, ни одно предприятие региона не имеет постоянный канал поставки вторичных материальных ресурсов и на данный момент их применение не заложено в текущие технологические особенности производства. Потенциальный инвестор готов вкладывать финансовые ресурсы в бизнес только при условии гарантированного сбыта продукции. В данном случае — это ВМР, которые обязательно должны потребляться внутри региона присутствия из-за большого логистического плеча доставки до других регионов и отсутствия экономической целесообразности данных действий в связи с низкой добавленной стоимостью продукта. Без единой государственной системы сбора и обработки информации о требуемых объемах ВМР, которые в текущий момент времени готовы потреблять предприятия региона, выстроить действительно качественную систему переработки отходов не представляется возможным.
3. Сфера переработки отходов производства и потребления, как основа циркулярной экономики, не поддерживается населением региона и строительство любого объекта в данной области встречает негативную реакцию местного населения. Без внедрения цифровых решений, отражающих реальную обстановку, невозможно переломить стереотипы поведения. В средствах массовой информации должны регулярно отражаться данные о достигнутом уровне сортировки отходов. Также любой объект должен позиционироваться как чистый для региона, что по нему в открытом доступе будут собираться и в режиме онлайн предоставляться данные об уровне выбросов веществ в воздух или в сточные воды. При этом следует оцифровывать информацию по текущей экологической опасности от наличия полигонов, чтобы данные поступали в сравнении с текущим состоянием экологии в регионе.
На данный момент времени существуют высокотехнологичные решения по переработке и утилизации отходов производства и потребления, от пиролиза, гидролиза и сбраживания, компостирования, до СВЧ-термолиза, которые применяются в мировой практике. Однако их внедрение капиталоемкое, оно должно быть обосновано, требует формирования полного круга заинтересованных сторон. Необходимы гарантии долгосрочного взаимодействия объектов, гарантии потребления ресурсов в регионе, информационная и технологическая поддержка всех принимаемых решений [6].
Развитие данного направления соответствует целям муниципальных программ развития регионов, так как нацелено на повышение качества жизни, обеспечивает новые рабочие места, сокращает количество отходов, идущих под захоронение, повышает экологическую безопасность. Работа по выстраиванию системы должна вестись с привлечением всех слоев местного населения, от школьного возраста (путем создания соответствующих обучающих программ), до возрастного населения (изменение поведенческих привычек которого одна из самых сложных задач). Повышенная ответственность бизнеса в данном вопросе может сформировать новое качественное движение по экологизации региона, чтобы то, что производится внутри зоны Арктики, потребляется в нем, также в нем перерабатывалось и вторично применялось.
Отсюда формируется вопрос бюджетного потенциала регионов, их готовности вкладывать бюджетные средства в проекты государственно-частного партнерства, в новые сферы деятельности, как основные (например, переработка отходов производства и потребления), так и поддерживающие в виде информационных цифровых систем.


Список использованных источников:
1. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» // http://kremlin.ru/acts/bank/45255
2. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972
3. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381261/
4. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/
5. Зинчик Н.С. Социально-экономическое развитие региона на основе управления отраслью по обращению с отходами // Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека: сборник докладов Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК- 2019) / Институт нового индустриального развития имени С.Ю. Витте. — СПб, 2019. — С. 306–312.
6. Управление региональным развитием в части использования вторичных материальных ресурсов / А.Г. Бездудная, В.Г. Венгерцев, Н.С. Зинчик [и др.]. — СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — 85 с. — ISBN 978–5–7310–4406–6.
7. Инвестиционный портал арктической зоны России [Электронный ресурс] — режим доступа: https://arctic-russia.ru/
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Демография [Электронный ресурс] — режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781
9. Официальный сайт Корпорации развития Республики Карелия [Электронный ресурс] — режим доступа: https://kr-rk.ru/proekty
10. Официальный сайт XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» [Электронный ресурс] — режим доступа: https://www.forumarctic.com/conf2021/agenda/agenda/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия