Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Рахимов И. Х.
руководитель Департамента развития социально-гуманитарной сферы
Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС,
кандидат политологических наук

Можарова В. В.
ответственный секретарь Совета по взаимному признанию и
эквивалентности документов об образовании,
ученых степенях и званиях при Интеграционном комитете ЕврАзЭС


ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ПО ВЗАИМНОМУ ПРИЗНАНИЮ И ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ, УЧЕНЫХ СТЕПЕНЯХ И ЗВАНИЯХ ПРИ ИНТЕГРАЦИОННОМ КОМИТЕТЕ ЕврАзЭС

Формирование общего образовательного пространства - приоритетное направление социально-экономического развития государств - членов ЕврАзЭС, обеспечивающее их взаимодействие в экономической и гуманитарной областях с учетом возрастающей роли образования в жизни общества и необходимости обеспечения конкурентоспособности экономики.
Проекты международных документов, Соглашения, мероприятия, проводимые с целью формирования общего образовательного пространства, исходят и из необходимости обеспечить гражданам Сообщества свободную возможность получить качественное образование всех уровней на основе взаимно признаваемых норм.
Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, созданный в 1999 г., является основным органом по организации сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС в данной сфере. За 1999-2003 гг. им было с этой целью проведено восемь заседаний. Затем, из-за серьезных изменений в соответствующих структурах органов исполнительной власти в ряде государств Сообщества, Совет временно приостановил свою работу.
В Москве 28 апреля 2005 г. состоялось очередное IX заседание Совета, на котором было рассмотрено двадцать вопросов, имеющих актуальное значение для развития межгосударственной интеграции в сфере образования. К наиболее значимым из них относятся вопросы:

- о разработке проектов модельного Классификатора профессий, специальностей и квалификаций и Соглашения о его применении;
- о разработке стандартов нового поколения на основе макета образовательного стандарта высшего образования государств - членов Евразийского экономического сообщества;
- о проекте Соглашения о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах - членах ЕврАзЭС;
- о разработке Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании;
- о разработке проекта Соглашения о системе профессиональной ориентации, подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, а также высвобождаемых работников и незанятого населения;
- о разработке Рекомендаций по согласованию требований к учебным программам государств - членов ЕврАзЭС;
- о создании системы оценки соответствия учебной и учебно-методической литературы государственным образовательным стандартам.
Был обсужден ряд предложений Республики Беларусь в области образования, вызвавших оживленную дискуссию по разработке принципиально новой модели Классификатора профессий, специальностей и квалификаций, стандартов нового поколения на основе макета образовательного стандарта высшего образования государств - членов Евразийского экономического Сообщества, а также системы оценки соответствия учебной и учебно-методической литературы государственным образовательным стандартам.
Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС был представлен разработанный проект Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании, вызвавший дискуссию о соотношении актов национальных законодательств и актов ЕврАзЭС. Разработке указанного документа предшествовало проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательств в указанной сфере, в процессе которого были выявлены различия в трактовках понятия системы образования и его структуры.
Наиболее глубокие расхождения между государствами Сообщества проявляются в вопросах высшего и послевузовского образования (новых уровней высшего образования, необходимости или упразднения аспирантуры, упразднения ученой степени кандидата наук, в отношении включения в систему высшего образования рядом государств Сообщества образовательных учреждений среднего специального образования и других изменений).
Эти различия вызваны и тем, что нет пока еще необходимой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование общего образовательного пространства, и слабостью правовой базы.
Системы общего образования подверглись менее заметным изменениям, хотя и в этом уровне образования произошли изменения (появились гимназии, лицеи, колледжи и т. д.).
Разрабатываемые в МПА ЕврАзЭС "Основы законодательства ЕврАзЭС об образовании" предполагают:
- формирование единого (общего) образовательного пространства государств-членов ЕврАзЭС;
- академическую и профессиональную мобильность граждан в Сообществе;
- формирование единых подходов к вопросам государственной образовательной политики;
- унифицированный порядок осуществления контроля со стороны государственных органов за практикой обеспечения единых образовательных стандартов;
- эффективное функционирование организаций и учреждений дошкольного, общего среднего, профессионального и высшего образования;
- согласование процедур реализации международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, использования типовых проектов и иных правовых актов Сообщества в сфере образования.
Главной целью разрабатываемых Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании являются:
- определение единых принципов государственной политики в области образования и задач развития образования в государствах-членах ЕврАзЭС;
- установление согласованных уровней образования, продолжительности обучения на каждом уровне и основных типов образовательных учреждений с учетом особенностей национальных систем образования;
- установление единых основных положений в законодательствах об образовании, обеспечивающих академическую и профессиональную мобильность граждан в государствах Сообщества;
- определение общих положений о правовом статусе образовательных учреждений, обучающихся и работников образования;
- создание механизмов для установления эквивалентности и взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
- обеспечение свободного доступа всех категорий граждан, в первую очередь детей и молодежи, к образовательным учреждениям в любом из государств Сообщества.
Работа над Основами законодательства ЕврАзЭС об образовании предусматривает как совершенствование представленного проекта, так и подготовку предложений по унификации законодательных актов государств-членов ЕврАзЭС в конкретных сферах образования, в частности по вопросам признания и эквивалентности документов об образовании, в сфере образовательных услуг для лиц с ограниченными возможностями.
Инициативные разработки проектов межгосударственных документов по вопросам взаимного признания и эквивалентности документов об ученых степенях, в отношении системы аттестации научных работников, использования информационных технологий в обучении, развития дистанционного обучения были подготовлены казахстанской стороной.
Вместе с тем была приостановлена работа над проектом Соглашения о требованиях и порядке проведения государственной аттестации и аккредитации организаций образования из-за изменений, произошедших в системе образования у ряда из них.
Весьма важно, однако, что в деятельности Совета определилось новое направление, обусловленное потребностями формирующегося общего рынка труда: в области разработки вопросов занятости, подготовки квалифицированных рабочих кадров, формирования системы профессиональной ориентации и координации работы по дополнительному профессиональному обучению и профессиональной переподготовке.
Состав Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях обновлен на две трети. Председателем Совета единогласно был избран Гамарник Геннадий Николаевич, первый вице-министр образования и науки Республики Казахстан, профессор, доктор экономических наук, заместителем Председателя также единогласно переизбран Одинаев Хайдар Одинаевич, заместитель министра образования Республики Таджикистан, профессор, доктор технических наук.
Успешное возобновление работы Совета после вынужденного перерыва позволяет надеяться на достижение с его помощью новых успехов в развитии интеграции в образовании в рамках ЕврАзЭС, особенно в сфере профессионального образования, отвечающего потребностям формирования общего рынка труда Евразийского экономического сообщества.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия