Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
АГРОЭКОНОМИКА
Аверьянова В. Ф.
зав. кафедрой государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного аграрного университета,
кандидат экономических наук, доцент


Конкурентоспособный потенциал сельских территорий и развитие продовольственного рынка
В статье анализируется конкурентоспособный потенциал сельских территорий, определяющий формирование эффективных систем управления комплексным развитием и их влияние на функционирование продовольственного рынка. Проведен анализ сельских территорий (районов) Ленинградской области по уровню конкурентоспособности и выявлены их устойчивые отличительные признаки. Предложен методический подход, позволяющий дифференцировать районы по однородным группам конкурентоспособности. Показана необходимость учета конкурентных возможностей сельских территорий при формировании гибких систем руководства на всех уровнях управления.
Ключевые слова: конкурентоспособный потенциал, продовольственный рынок, комплексное развитие сельских территорий, территориальное управление, дифференциация районов, Ленинградская область
ББК У9(2)320–82–21.0; У32(2)–96(2Р)   Стр: 208 - 210

Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития страны. Согласно Стратегии пространственного развития, приоритом Российской Федерации является опережающее развитие перспективных центров экономического роста, в том числе на сельских территориях, с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации, социальное обустройство территорий с низкой плотностью населения и недостаточным собственным потенциалом экономического роста [1].
Управление развитием сельских территорий представляет собой выполнение функций менеджмента и, в конечном счете, формирует уровень продовольственной обеспеченности. Состояние и темпы развития сельских территорий активно влияют на процессы формирования покупательского спроса и его удовлетворение. Любые территории, в том числе и сельские, формируют свой продовольственный рынок, изучение которого позволяет сделать процесс их развития более управляемым и экономичным. То есть, процессы купли-продажи и контакты множества продавцов и покупателей в значительной степени опосредованы и представляют собой сложную систему, требующую управления.
В исследованиях [2] отмечено, что, несмотря на трудности, связанные с развитием кризисных явлений в аграрной сфере, происходит становление аграрного рынка и его важнейшей составляющей — продовольственного рынка. Вместе с тем, процесс формирования агропродовольственной сферы в регионах носит пока непредсказуемый характер, да и сам развивающийся рынок заметно деформирован [2].
Любые территории формируют свой продовольственный рынок, изучение которого позволяет сделать процесс их развития более управляемым и экономичным. То есть, процессы купли-продажи и контакты множества продавцов и покупателей в значительной степени опосредованы и представляют собой сложную систему, требующую управления. Развитие отечественного продовольственного рынка все еще носит неустойчивый характер, что формирует значительные рыночные диспропорции и, прежде всего, на сельских территориях. Исследование особенностей развития сельских территорий и продовольственного рынка в настоящее время представляет собой сложный процесс, направленный на выработку эффективных управленческих решений и обеспечивающий минимизацию различного рода рисков, что в результате позволяет перейти к более регулируемой рыночной ситуации в целом.
Комплексное развитие сельских территорий — важнейшая стратегическая задача для каждого региона, поскольку обеспечивает достаточность и доступность продовольствия, что, в конечном счете, определяет социальную и политическую стабильность и создает условия для общего экономического развития. Продовольственный рынок является органической составляющей АПК, его аграрного рынка, уровень развития которого будет выше там, где эти части оптимально взаимосвязаны и функционируют развиваясь [2].
Необходимость изучения роли сельских территорий в обеспечении продовольственного рынка связана с тем, что они формируют рынок сырьевой продовольственной продукции и являютя базовым инструментом обеспечения рыночной динамики и удовлетворения потребительского спроса. Определение удельного веса своей продукции и поставок извне при изучении любых продовольственных рынков всегда необходимо, так как выявляет наиболее напряженные сегменты данных рынков, позволяет активизировать конкуренцию [2]. Дополнительную сложность при исследовании данного взаимодействия создает не только особенность сельскохозяйственного производства и конъюнктуры рынка конечной продукции, но и поиск эффективных методов в управлении развитием территорий.
Территориальная политика регионов России основывается на принципах снижения территориальных диспропорций и характеризуется ориентацией на эффективное использование природно-ресурсного потенциала и инновационного развития каждого муниципального образования. Проведение данной политики в меньшей степени распространяется на сельские территории, что и обуславливает определенные трудности в их развитии и обеспечении населения продуктами, которые можно производить в своих агроклиматических условиях.
В сельской местности большинства регионов страны все еще преобладают кризисные, а в отдельных случаях и деградирующие тенденции, в связи с этим, весьма малопродуктивным представляется выход из сложившейся ситуации только через бюджетные дотации и компенсации. Определенный эффект можно получить при активизации рыночных рычагов всего комплекса субъектов функционирующих в границах сельской территории и идти к выравниванию условий территориального развития, устранению ведомственной разобщенности в управлении комплексным развитием села.
В условиях обостряющейся экономической обстановки и социальной напряженности, характеризующихся колебаниями в общественных настроениях и значительной неопределенностью на отечественных и международных рынках, доминирующим фактором стабилизации ситуации становится повышение конкурентоспособности субъектов федерации и, прежде всего, сельских территорий.
Динамика российской экономики сопровождается усложнением экономических связей и ставит задачи выявления и оценки потенциала отечественных территорий, а также их места в формировании продовольственного рынка. При этом все, без исключения, и городские и сельские территории, в полной мере ощущают острейшие проблемы, связанные с необходимостью наращивания конкурентных преимуществ в своих границах. Определенную положительную роль здесь, безусловно, может сыграть инновационная реализация конкурентоспособных потенциалов территорий, через создание более эффективной системы территориального управления.
Сложная социально-экономическая ситуация в стране ориентирует на построение новых перспективных направлений, связанных с формированием качеств, которыми должна обладать современная экономика. Основные тренды определяются поиском новых форм пространственной организации и размещения базовых территориальных факторов, проявляющихся в интеграции и оптимальном сочетании ресурсов развития. В происходящих процессах акценты расставляются с ориентацией на качество жизни и, связанное с ним, развитие человеческого капитала. В итоге, целью региональной политики должно быть выявление и эффективное использование конкурентных возможностей и ресурсов путем построения институциональной среды, обеспечивающей поддержание позитивного «социального тонуса» жителей и делающей комфортным места обитания и занятие всеми видами деятельности на территориях проживания. При этом достижение максимального синергетического эффекта возможно только при условии интеграции предпринимательских сообществ, домохозяйств отдельных граждан, осуществляющих свою деятельность в границах соответствующих территорий.
Во все времена сельские территории являлись важнейшим ресурсом и потенциалом российской экономики не только ввиду большого размера занимаемых площадей, но и по выполняемым ими функциям. Но их огромная рассредоточенность, крайне неудовлетворительное развитие инфраструктуры, транспорта и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере на протяжении долгих лет. Это связано с хронической недооценкой экономических, географических, демографических и исторических особенностей субъектов и неумением оценивать их территориальные конкурентные возможности и преимущества, которые ориентируют на комплексный подход в решении данной проблемы.
Необходимо подчеркнуть, что конкурентоспособность, как фактор и механизм, имеет самое непосредственное влияние на уровень и качество жизнедеятельности всех субъектов, в том числе и территорий и отметить мнение А.В. Агибалова, что «муниципальный район может выбрать наиболее реалистичный путь развития, обозначить траектории устойчивого роста и приращения конкурентных преимуществ, а также мероприятия, способствующие улучшению сложившегося положения» [3]. Развитие конкурентоспособности территорий требует соответствующей диагностики такой сложной иерархической системы как конкурентоспособный потенциал.
Наши исследования позволяют утверждать, что важным фактором комплексного развития сельских территорий на данном этапе становится выявление их конкурентоспособного потенциала, который формируется и функционирует за счет гибкости руководства на всех уровнях управления, их творческой активности и способности принимать решения в условиях риска и неопределенности (рис. 1).
Рис. 1. Структурные элементы конкурентоспособного потенциала, обеспечивающего комплексное развитие сельских территорий

Следовательно, уровень конкурентоспособного потенциала территорий может и должен использоваться как для оценки стартовых ресурсных возможностей, так и стратегических перспектив территории. Его элементы по структурному набору, значимости и влиянию на конечные результаты комплексного развития территорий заметно отличаются силой и направлением воздействия и в связи с этим представляют значительные трудности при вычислении параметров.
Оценивать конкурентоспособность эксперты предлагают по разному, но рекомендации в основном относятся к хозяйствующим субъектам, их продукции и услугам. Заметно реже предпринимаются попытки определения конкурентоспособности больших формирований (корпораций, холдингов, отраслевых цепей и пр.) и практически не видно попыток по оценке конкурентоспособности конкретных территорий. Последнее, по нашему мнению, объясняется сложностями в определении и обосновании убедительной системы сопоставимых показателей для всей совокупности разнородных субъектов, функционирующих на территории. Здесь можно предложить несколько подходов. Можно диагностировать ситуацию через систему показателей, характеризующих достигнутый социально-экономический уровень. Но это будет очень грубая оценка, которая к тому же не позволяет решать проблемы комплексного развития (т.е. продуктивного взаимодействия отраслей, сфер, субъектов), поскольку в этом случае территория воспринимается как однородное формирование, где не видно конкурентных преимуществ и возможностей. Более продуктивным представляется оценка через определение совокупного конкурентного потенциала как суммы потенциалов функционирующих на территории секторов и сфер. В этом случае сложности будут заключаться только в методике вычисления результативного показателя по каждому сектору и приведения их в сопоставимый вид при суммировании. В связи с этим, для диагностики потенциала конкурентоспособности сельских территорий, в числе одного из весьма продуктивных методов предлагается использовать метод рейтинговой оценки основных показателей по элементам, которые должны ранжироваться и сводиться в соответствующие однородные группы по отдельным секторам (отраслевые субъекты, малый бизнес и др.).
Этот подход был апробирован на материалах Ленинградской области, включающей в себя 17 муниципальных районов (сельских территорий) с четко установленными границами.
Сделанные расчеты показали, что в регионе формируются сельские территории, имеющие устойчивые отличительные признаки, позволяющие дифференцировать районы по однородным группам конкурентоспособности (табл. 1):
• деградирующий потенциал (северо-восточные территории) — 83.9 балла;
• формирующийся потенциал (в основном центральные районы)– 54.7 балла;
• развивающийся потенциал (районы, тяготеющие к пригородной зоне) — 34.5 балла;
• устойчиво развивающийся потенциал (Всеволожский, Выборгский, Гатчинский и Ломоносовский районы) — 27,7 балла.
Дифференциация в уровне конкурентоспособности сельских территорий Ленинградской области весьма значительна, достигая в зонах превышения почти в 3 раза. И это, прежде всего, говорит о том, что общий подход здесь невозможен и что для каждой из групп необходимы свои управленческие схемы и решения по поводу развития конкурентного потенциала территорий и их стратегий на локальных и региональных рынках. Базовые направления, по которым сельские территории могут и должны наращивать конкурентные преимущества можно свести к следующему:
• специализация и концентрация во всех территориальных секторах;
• масштабная межхозяйственная кооперация (прежде всего, потребительская);
• развитие социально-экономического партнерства на всех уровнях;
• активизация инноваций;
• углубленная переработка сырья и ресурсов;
• формирование здоровой конкурентной среды и факторов повышения рыночной активности;
• формирование трудового потенциала, на основе стимулирования труда и трудовой мотивации.
При этом каждая сельская территория может и должна иметь свой набор стратегических и тактических мер, но представленные выше направления, по нашему мнению, являются целеполагающими.

Таблица 1
Группировка сельских территорий (районов) Ленинградской области по уровню конкурентоспособности (2020 г.)
Группы сельских районов по уровню потенциалаКоличество районов%Среднее значение элементов потенциала, баллыОбщая оценка в баллах
(ранг)*
отраслевые субъектымалый бизнеснекоммерческие организациисубъекты территориальных рынков
1Деградирующий потенциал529,518,126,322,117,483,9(4)
2Формирующийся потенциал423,510,714,316,313,454,7(3)
3Развивающийся потенциал423,56,312,211,64,434,5(2)
4Устойчиво-развивающийся потенциал423,54,89,110,03,827,7(1)
 Итого17100,0
* наименьшее значение показателей соответствует лучшей позиции

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в системе территориально-отраслевого управления, диагностика уровня развития конкурентоспособного потенциала сельских территорий во многих случаях, может рассматриваться как метод и инструмент, позволяющий экспериментировать и детализировать социально-экономические процессы в разрезе всех видов ресурсов и отслеживать влияние прогнозируемых параметров не только на всю систему в целом, но и на ее отдельные структурные элементы.
Решая конкретные проблемы развития структурных элементов конкурентоспособного потенциала, необходимо четкое согласование стратегии и тактики функционирования территориальных систем, поскольку, с одной стороны, текущий маневр управления имеющимися ресурсами зависит от их объема и структуры, а с другой стороны, они определяют возможности оперативного маневра, динамичность процессов развития.
В большей мере разбалансированность системы управления комплексным развитием сельских территорий связана с неверной оценкой их стартовых возможностей и отсюда низкой эффективностью внедренческого механизма. Надежной методологической основой здесь может явиться подход к управлению территориальным развитием с использованием системы увязанных показателей, которые не ориентированы только на параметры социального развития. Это позволяет разрабатывать более продуктивные сценарии комплексного развития сельских территорий с учетом вероятности их реализации.
По нашему мнению сбои в системе управления развитием сельских территорий во многом объясняются неверной оценкой их стартовых возможностей и отсюда низкой эффективностью внедренческого механизма. Надежной методологической основой здесь может явиться подход к управлению территориальным развитием с использованием системы сбалансированных показателей, которые не ориентированы только на параметры социального развития или аграрное производство. Это позволит разрабатывать более продуктивные сценарии комплексного развития субъектов с учетом большей вероятности их успешной реализации.
Совершенствование механизма и инструментов управления комплексным развитием сельских территорий региона позволяет осуществить тесную увязку производства сельскохозяйственной продукции и предложения продовольственных товаров с реальным платежеспособным спросом и тем самым оптимизировать продовольственный рынок.
Развитие продовольственного рынка в регионе и на межрегиональном уровне невозможно без повышения конкурентоспособности потенциала сельских территорий, который во многом зависит от эффективного управления по выстраиванию взаимодействия всех его элементов и в этой связи развитие системы продовольственных рынков открывает для всех субъектов продовольственной сферы принципиально новые возможности.


1. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ГАРАНТ (garant.ru) URL: https://base.garant.ru/72260516/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 09.01.2022).
2. Аверьянова В.Ф., Виноградова Т.Г., Подходы к формированию региональной системы продовольственной безопасности в контексте активизации процессов импортозамещения // Известия СПбГАУ. — 2015. — № 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-formirovaniyu-regionalnoy-sistemy-prodovolstvennoy-bezopasnosti-v-kontekste-aktivizatsii-protsessov-importozamescheniya (дата обращения: 23.01.2022).
3. Агибалов А.В. Сценарный подход к разработке стратегии развития сельских территорий / А.В. Агибалов, Л.А. Запорожцева, Ю.В. Ткачева // Вестник Воронежского государственного аграрного университета .— 2019 .— №3 .— URL: https://rucont.ru/efd/708444 (дата обращения: 21.01.2022)
4. Адуков Р.Х. О проекте стратегии устойчивого развития сельских территорий / Р.Х. Адуков, Р.А. Юсуфов // Формирование конкурентоспособной экономики АПК региона: теоретический и практический аспекты : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. — Алтайский дом печати, 2014. — С. 459–461.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия