Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Мокроносов А. Г.
профессор Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
доктор экономических наук

Денежкина К. Л.
аспирант Уральского государственного экономического университета (г. Екатеринбург),
сотрудник АО Управляющая компания Аэропорты регионов


Факторный анализ неавиационных доходов международного аэропорта Шереметьево
В статье показаны факторы развития аэропорта Шереметьево в период кризиса, которые могут снизить риски снижения выручки в нестабильное экономическое время. Рассмотрены способы выхода аэропорта Шереметьево из кризисной ситуации
Ключевые слова: предпринимательская деятельность аэропорта, неавиационные доходы, регрессионная модель, кризис экономики, аэропорт Шереметьево
УДК 33; ББК 65   Стр: 227 - 229

Современный аэропортовый бизнес интегрирован в сложные экономические отношения с внешней средой. Факторами, влияющими на развитие аэропорта, могут быть как внешние, так и внутренние. Большой потенциал в период кризиса у аэропорта имеет неавиационная деятельность, т.к. именно она не регламентируется тарифами ФАС.
Основные направления деятельности, которые влияют на доход аэропорта Шереметьево показаны на рис. 1.
Рис. 1. Виды предпринимательской деятельности аэропорта Шереметьево [2]

Следовательно, в рамках механизма формирования дохода аэропорта можно провести факторный анализ неавиационных доходов аэропорта Шереметьево.
Исходя из полученных данных годовой отчетности [5] определилась модель для проведения анализа факторов. Главными переменными в модели стали:
неавиационные доходы аэропорта Шереметьево;
площадь аэропорта Шереметьево;
расходы на рекламу аэропорта Шереметьево.
Исходный набор переменных обусловлен проверкой автокорреляции между показателями. Также по этим финансовым результатам и абсолютным значениям наблюдается устойчивый рост в течение 10 лет (рис. 1). Рост значений показывает, как влияние самого фактора, так и качественное управление данным направлением деятельности.
Динамика показателей аэропорта Шереметьево 2010–2020 гг.
Составлено авторами

Значимость показателей была определена именно в указанных значениях. Первичные данные для анализа указаны в табл. 1.

Таблица 1
Результаты деятельности аэропорта Шереметьево
ГодНеавиационные
доходы,
млн руб.
Площадь
аэропорта,
тыс. кв. м
Расходы
на рекламу
млн руб.
20101982436675150
20112883510068130
20123728510068125
20136733513068127
20146588516068145
20157300519068130
20169309522068156
201715382525068170
201817363528068180
201922388623593142
202024243581293146

Чтобы проследить влияние факторов при проведении исследования, были использованы данные за 10 лет. Результаты регрессионного анализа представлены в табл.2.

Таблица 2
Регрессионная статистика
Множественный R0,94
R-квадрат0,89
Нормированный R-квадрат0,86
Стандартная ошибка2907,14
Наблюдения11,00

Данная модель значима, т.к. показатели детерминации удовлетворяют значениям значимости показателей. По результатам исследования можно сформировать модель с коэффициентами регрессии. Соответственно, зависимость неавиационных доходов у аэропортов выглядит следующим образом (табл.3).

Таблица 3
Модель регресии факторов неавиационных доходов аэропорта Шереметьево
№ п/пАэропортМодель регрессииПоказатели регрессии
1ШереметьевоНеав.дох.=-91149,7+0,14*пло-щадь+194,7*расходы на рекламуПлощадь аэропорта
Расходы на рекламу

В период кризиса деятельность аэропорта подвержена сильным колебаниям. Для того, чтобы уменьшить риски и повысить свою эффективность и конкурентоспособность, аэропорт должен уделять внимание развитию неавиационной деятельности, а также руководствоваться рекомендациями ЦБ для организаций по выходу их кризиса.
Рекомендации ЦБ по выходу из кризиса для аэропорта предполагают распределять деятельность в определенных направлениях (рис. 2): Организация системы управления рисками и внутреннего контроля [4].
В политике в области управления рисками аэропорта и внутреннего контроля рекомендуется определить:
– наличие необходимых профильных знаний, профессионального опыта;
– соответствие требованиям профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для замещения соответствующих должностей в зависимости от вида деятельности, осуществляемого аэропорта.
Под политикой в области управления рисками и внутреннего контроля понимается верхнеуровневый документ в области управления рисками и внутреннего контроля. Наименование документа определяется аэропортом по его усмотрению с учетом подхода аэропорта к организации СУРиВК:
– применяемые подходы и методы управления рисками, в том числе к идентификации, классификации, оценке, приоритизации рисков, определению критериев существенности;
– порядок взаимодействия органов управления и работников аэропорта, сроки выполнения отдельных процедур в области управления рисками и внутреннего контроля;
– состав и порядок формирования отчетности в области управления рисками и внутреннего контроля;
– порядок проведения оценки эффективности управления рисками и внутреннего контроля;
– порядок определения риск-аппетита;
– при необходимости — подходы к управлению рисками, а также организации внутреннего контроля по отдельным бизнес-процессам, подразделениям, проектам, программам и т.п.;
– подходы к коммуникации и доведению информации до исполнительных органов и совета директоров аэропорта.
Управление рисками и внутренний контроль является непрерывным цикличным процессом. На горизонте календарного года процессы СУРиВК реализуются в рамках цикла корпоративного управления рисками и внутреннего контроля (далее — цикл СУРиВК) [8].
Цикл СУРиВК представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов, в рамках которых на периодической основе реализуются процессы.
Новые точки роста компании аэропорта представлены в сфере развития неавиационных доходов, а именно, исходя из исследования, особое значение оказывает на развитие неавиационных доходов площадь аэропорта и расходы на рекламу. При эффективном управлении данными направлениями:
Каждый новый квадратный метр позволит увеличивать неавиационные доходы аэропорта Шереметьево на 0,001%;
Увеличение расходов на рекламу позволит увеличивать неавиационные доходы на 2%.
Таким образом: управление аэропортом предполагает не только системный менеджмент в период кризиса, но и развитие новых направлений неавиационной деятельности. В нашем случае, эффективный менеджмент аэропорта Шереметьево позволит данному аэропорту повысить свои неавиационные доходы.
Рис. 2. Цикл СУРиВК для предприятий по выходу из кризиса


Список использованных источников:
1. 5 ключевых принципов создания экосистемы по версии McKinsey&Company // Интернет-источник: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/industries/financial%20services/our%20insights/how%20banks%20can%20use%20ecosystems%20to%20win%20in%20the%20sme%20market/how-banks-can-use-ecosystems-to-win-in-the-sme-market-vf.ashx. Дата обращения 10.02.2021.
2. Денежкина К.Л. Акселерация инновационных технологий в сфере аэропортовых услуг / К.Л. Денежкина, В.Б. Мельников // Акселерация инноваций — институты и технологии: Сборник статей научного делового форума / Под ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой. — Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. — С. 189–196.
3. Денежкина К.Л. Развитие предпринимательской деятельности аэропорта на основе экосистемного подхода / А.Г. Мокроносов, К.Л. Денежкина // Развитие предпринимательства: новые вызовы экономики: монография / Колл. авт. под науч. ред. Е.А. Разумовской: М-во науки и высшего образования РФ, Урал. отд-ние Вольного экон. о-ва России. Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та., 2020. — С.70–73.
4. Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 № ИН-06–28/143 «О рекомендациях по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах» // Интернет-источник: http://www.cbr.ru/statichtml/file/59420/20201001_in_06_28–143.pdf. Дата обращения: 10.02.2021.
5. Консолидированная бухгалтерская отчетность Шереметьево за 2010–2020 гг. // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.svo.aero/ru/about/investors/annual-accounts. Дата обращения: 25.01.2021.
6. Международная организация гражданской авиации. Руководство по экономике аэропортов, 2013. Дата обращения: 25.01.2021.
7. Немухина А. Авиапром заходит на посадку // Прямые инвестиции. — 2007. — № 7(63). — С. 44–45.
8. Процессы СУРиВК // Интернет-источник: https://www.interrao.ru/sustainable-development/risks/survic-processes. Дата обращения: 13.02.2021.
9. РБК эффект кризиса. Интернет-источник https://www.rbc.ru/economics/12/08/2020/5f32bc849a79475a2d8faf68. Дата обращения: 13.02.2021.
10. Стратегия данных: новые точки роста компании // Интернет-источник: https://pwcrussia.ru/surveys/index.php/177226?lang=ru. Дата обращения: 10.02.2021.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия