Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Орлов С. Л.
профессор, главный научный сотрудник
Института региональной экономики и межбюджетных отношений
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук

Строев П. В.
директор Центра региональной экономики и межбюджетных отношений,
доцент департамента общественных финансов
Финансового университета при Правительстве России (г. Москва),
кандидат экономических наук


Новая реальность и новый путь для России
В статье рассматриваются важнейшие причины трансформационного перехода к новому мировому порядку, ведущая роль России в построении современной цивилизационной модели и основные отличительные черты, характерные для Российского государства на этапе восприятия геополитических реалий и создания современной национальной социально-экономической системы
Ключевые слова: геополитика, геоэкономика, новый мировой порядок, новый цивилизационный порядок, национальная экономическая модель развития, мировоззренческие приоритеты, новый тип управленческого мышления, национальные приоритеты
УДК 339.924; ББК 65.5   Стр: 64 - 66

В настоящее время в системе различных отечественных гражданских институтов и среди представителей различных мировоззренческих слоёв населения особое значение приобретает осмысление современной геополитической, складывающейся геоэкономической ситуации и определяющей роли России в формировании долгосрочного мирового тренда общественного развития. Причём активная фаза этого процесса для многих национальных государств будет продолжаться достаточно долго. Поэтому сейчас состояние глобального социума в определённом смысле можно характеризовать как «стоящее на распутье». В связи с этим, теоретической основой для разрешения современного общемирового дисбаланса и сопутствующих ему многочисленных вызовов и противоречий может быть новая парадигма осмысления важнейших направлений политического и социально-экономического развития мирового сообщества. Особое значение имеет оценка современных изменений и её влияние на формирование тренда долгосрочного развития. При этом за основу выводов должны быть поставлены не искусственно созданные, волюнтаристски сформированные и не объективные подходы, а имевшая место незыблемая историческая основа как фундамент жизненной парадигмы сосуществования народов. Именно о таком подходе с убедительной аргументацией идёт речь в известной статье В.В. Путина[1].
Нынешний этап международного развития отмечен не только постепенным формированием нового мирового, но и нового цивилизационного порядка, одно из важнейших мест в котором должна занять Россия. Это произойдёт не сразу, для достижения желаемого результата на практике потребуется определённое время и целая система преобразований в национальном сознании и обустройстве в отдельных государствах, однако необходимость подобной трансформации очевидна.
Для фундаментального базиса такого перехода «...уже сейчас можно представить т.н. триаду важнейших конкурентных преимуществ, эффективное использование которых обеспечит безусловный приоритет любой страны над подавляющим большинством государств и станет основой национальной безопасности на долгие годы:
– прорывные технологии, способствующие переходу к новому укладу жизни общества и постепенно изменяющие устоявшиеся приоритеты среды обитания;
– природные ресурсы и контролируемое экономическое пространство, всесторонне обеспечивающие материальную основу существования;
– развитый военный потенциал и соответствующие самым современным требованиям военные технологии.
С высокой степенью вероятности данная триада, прямо или косвенно, реально может определять вектор международных отношений на протяжении многих десятков лет. Сейчас Россия пытается соответствовать указанной парадигме, однако далеко не все свои преимущества использует с максимальной выгодой» [2].
Подобное представление о современном мире всерьёз не воспринималось мировыми лидерами, и развитие России по задумке т.н. коллективного Запада должно было происходить в разрезе упрощённой зарубежной геополитической парадигмы. Поэтому объективная потребность в реализации постепенного перехода к новому мировому порядку на основе принципов многополярности и возникла на основе поступательного возрастания национального самосознания и отхода от длительных, в значительной степени несвойственных и унизительных для России прерогатив и устоев в экономической и общественной жизни мирового сообщества. Возможно, впервые за последние три десятка лет многие в стране осознали, что понятие «суверенитет» — в политической, духовной, но ещё более в экономический сфере — можно полностью восстановить только сейчас.
В чём же заключаются важнейшие особенности современного перехода к новому мировому порядку, если рассматривать их по структуре основополагающих элементов? Думается, для России принципиально значимый ответ на внешние вызовы, определяющий вектор на преобразования в различных областях государственной и общественной деятельности, может быть представлен по следующим целевым направлениям:
В сфере геополитической и военной особое значение имеет обеспечение и защита национальных интересов, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, достигаемые в том числе за счёт:
– создания на паритетных основах прочного каркаса новой архитектуры безопасности между Россией и странами Запада;
– нераспространения ударных систем военно-политического блока НАТО вблизи восточных и северо-западных рубежей Российской Федерации;
– предоставления правовых гарантий по вопросам национальной безопасности, открыто заявленных мировому сообществу на протяжении 2021- начале 2022 гг., и в более ранний период;
– повышения политического уровня России среди большинства государств Азии, Африки, Центральной и Южной Америки;
– перехода на более тесное сотрудничество во всех областях, включая военно-техническое взаимодействие, с дружественными государствами и их межгосударственными объединениями;
– усиления политического влияния Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе и на пространстве СНГ;
– поиска возможных путей для повышения в обозримой перспективе уровня политического, дипломатического и иного взаимодействия с государствами Западной коалиции, в том числе с членами Европейского союза;
– постепенного выравнивания взаимоотношений с отдельными территориальными образованиями или представителями Украины как государства на политическом и дипломатическом уровнях, поиск взаимовыгодных направлений приложения усилий в иных направлениях деятельности.
В экономической сфере трансформация к новому мировому порядку может означать, главным образом, определение базовых основ новой национальной экономической модели развития как наиболее приоритетной для России и обеспечивающей:
– формирование, чёткое понимание и закрепление на законодательном уровне целей и задач принципиально новой экономической политики и модели хозяйствования для России;
– разработку важнейших приоритетов государственной экономической политики, доведение до населения, предпринимательского сообщества, органов регионального и муниципального управления целевых установок и важнейших отличительных особенностей российской экономической модели, в первую очередь, по вопросам социальной политики, собственности, ценообразования, защиты конкуренции, поддержки бизнеса и инфраструктурного обеспечения экономики;
– повышение эффективности использования национального экономического пространства как неотъемлемого источника ресурсного потенциала и социальных возможностей государства;
– обоснование и прогноз развития важнейших структурных изменений в экономике, в том числе в промышленной сфере и международных внешнеторговых приоритетах;
– максимально высокий уровень отечественного производства и обслуживания в отраслевых технологических цепочках промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспортно-логистического сектора и т.д. для повышения собственного участия в выпуске конечной продукции и добавленной стоимости;
– достижение в полной мере достаточного самообеспечения важнейшими продовольственными товарами и ресурсами, лекарственными препаратами и медикаментами;
– утверждение на правительственном уровне на период до 2024 года перечня наиболее значимых для промышленного производства видов продукции и технологического оснащения;
– обеспечение в ближайшей перспективе устранения значительных диспропорций между реальными денежными доходами населения и размерами экономики и на этой основе кардинальный разворот к снижению дифференциации и расслоения в обществе;
– формирование инвестиционного потенциала общественного хозяйства на основе разработки и внедрения новых механизмов финансовой обеспеченности экономики;
– применение наиболее перспективных, обоснованных и понятных для практической реализации элементов отечественного механизма хозяйствования, доступных для восприятия на всех уровнях управления и для бизнес-сообщества;
– ускоренное развитие высокотехнологичного промышленного и IT-сектора в различных областях и сферах общественной деятельности;
– перестройку ранее применяемой системы импортозамещения в направлении научно-технологического обеспечения, производства лекарственных препаратов и медикаментов;
– переформатирование ранее сложившихся межгосударственных и построение новых международных цепочек внутри национального экономического пространства в промышленном, строительном, транспортно-логистическом, аграрном, оптово-розничном и некоторых других секторах;
– переосмысление целей и грамотная постановка управленческих задач в период общемирового энергетического перехода, имея ввиду реализацию любых инициатив в этом направлении исключительно в интересах России;
– разработка новых подходов к экономической политике государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в основе которой должны быть новые взаимовыгодные и конкретные экономические предложения России как лидера данной международной организации, возрастание межгосударственной экономической интеграции и, таким образом, противодействие непредсказуемым геополитическим вызовам [3;4];
– создание развёрнутой государственной программы экономического сотрудничества с территориями Украины, ранее имевшими тесные кооперационные связи с российскими регионами и компаниями, для которых приоритеты взаимодействия с Россией до 2014 года достигали значительного уровня взаимодействия;
– поиск новых деловых партнёров, способных обеспечить длительное взаимовыгодное сотрудничество в условиях мировой политической и экономической нестабильности, с учётом приоритетов национальных интересов России;
– обоснованное ранжирование зарубежных компаний, ушедших со стабильно развивающегося российского рынка в начале 2022 г., и вновь начавших работу по истечении определённого времени, с целью формирования прочного, устойчивого экономического контингента коммерческих структур, способных принимать активное участие в хозяйственной деятельности в пределах территории национального пространства на постоянной основе в течение долгосрочного периода;
– переориентация приоритетов во внешнеэкономической деятельности на региональные рынки Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и отдельных государств Латинской Америки;
– всестороннее развитие внешнеэкономической деятельности, способствующее обеспечению национальных интересов, макроэкономической устойчивости и стратегической стабильности, в том числе посредством взаимодействия с дружественными государствами и использования ранее приобретённых ими деловых связей и контактов (КНР — страны Ближнего Востока и др.).
В духовной сфере и в системе подготовки кадров различного уровня кардинальные и наиболее значимые изменения в геополитической парадигме при переходе к новому мировому порядку для России означают:
– отказ от внедрения т.н. западных либеральных ценностей в их современной, неприемлемой для России практической интерпретации;
– переход к новому идеологическому фундаменту, основанному на национальных ценностях и новых мировоззренческих приоритетах, зарекомендовавших себя на протяжении длительного исторического периода;
– преобразования в сфере среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, постепенный и обоснованный возврат к подготовке кадров в высшей школе по системе «специалитет-аспирантура»;
– развитие новых форм дополнительного образования и переподготовки с целью ускоренной адаптации управленческих кадров к новым условиям хозяйствования;
– формирование нового типа управленческого мышления на основе приоритета национальных интересов и их реализации в новых политических и экономических условиях. Наиболее приемлемым для госслужащих всех уровней должна стать идея приверженности трём «П» — «порядочность, профессионализм, патриотизм»;
– всемерную популяризацию отечественных произведений в различных жанрах искусства и литературы, в том числе в театре, кино, музейных, выставочных учреждениях и др.;
– воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных традициях, объективно наиболее характерных для Российского государства и разъясняющих современные и ранее произошедшие события правдиво, непредвзято, в доступной форме;
– ускоренное развитие территориальных историко-культурных и туристско-образовательных комплексов с целью ознакомления населения с памятниками отечественного исторического наследия, повышения общеобразовательного уровня и формирования нового типа гражданских позиций в обществе. Историко-культурный (образовательный) или туристско-исторический кластер — наиболее приемлемая и во многом адаптированная форма практического внедрения подобных проектов, реализуемая региональными правительствами при поддержке Минкультуры России, Ростуризма и других ведомств.
Представленные выше и наиболее характерные отличительные черты принципиально изменившейся для России и дружественных государств геополитической парадигмы, отчётливо проявившейся на этапе формирования нового мирового порядка, вполне возможно, являются одной из целого ряда попыток в концептуальном плане сформулировать важнейшие требования, к которым поступательно способно приблизиться Российское государство. Именно под таким углом восприятия должны просматриваться национальные приоритеты будущего развития и стратегическая позиция России в новой реальности современного мира.


Статья выполнена за счёт бюджетных средств, предоставленных Финуниверситету для выполнения государственного заказа

Список использованных источников:
1. Путин В.В. Об историческом единстве русских и украинцев — [Электронный ресурс]: http//www.Kremlin.ru. Дата обращения: 12 июля 2021 года.
2. Орлов С. Стратегия для России в турбулентном мире // Мир перемен. — 2020. — № 1. — С.46.
3. Путин В.В. Выступление на I Евразийском экономическом форуме 26 мая 2022 года. — [Электронный ресурс]: http//www.Kremlin.ru;
4. Путин В.В. Выступление на заседании Высшего Евразийского экономического совета 27 мая 2022 года. — [Электронный ресурс]: http//www.Kremlin.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия