Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Федорчук К. Д.
аспирант кафедры экономики инноваций экономического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Риски использования облачных технологий в малом бизнесе в Российской Федерации
Современной тенденцией на международном и российском рынках является цифровизация бизнеса, которая относится к категории инновации. Для экономии ресурсов предприятия малого и среднего бизнеса (МСП) вынуждены пользоваться облачными решениями, но их использование создает определенные риски для бизнеса. В статье рассмотрены основные риски, с которыми сталкиваются субъекты (МСП) при использовании облачных технологий
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, цифровизация, облачные решения, риски малого бизнеса, кибербезопасность, инновации, информационная безопасность
ББК З988.02я73–1   Стр: 87 - 89

В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства являются важным элементом в развитии экономики РФ. Малый и средний бизнес занимает значительную долю среди всех предприятий. По данным исследования 2021 года лаборатории «СберДанные» — около 25,6% от общего количества населения трудоустроено на предприятиях малого и среднего бизнеса и участвует в формировании ВВП.
Ежегодно рост предприятий МСП составлял около 10%, однако пандемия COVID-19 оказала негативные последствия. Так, в 2021 г., по сравнению с 2019 г., число субъектов МСП сократилось на 521572 ед. или на 8,44%, сообщается в исследовании ЕМИСС от 2021 года. Основными видами деятельности субъектов МСП являются торговля и оказание услуг. Среди всех участников экономических отношений именно субъекты МСП являются самым уязвимым звеном, т.к. не обладают достаточным количеством ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и информационных) для обеспечения стабильного функционирования. Следует отметить, что, несмотря на ограниченное количество ресурсов, субъекты МСП должны соответствовать современным тенденциям во всех областях своей деятельности с целью поддержания конкурентоспособности на рынке.
Сегодня сложно представить деятельность организации без использования цифровых технологий. Прежде всего, это обусловлено гибкостью, мобильностью и высокой эффективностью, предоставляемыми цифровыми сервисами. Изменилась и деловая сфера, появились электронные справочные, в том числе справочно-правовые системы, системы электронного документооборота, программное обеспечение, обеспечивающее облегчение бухгалтерского учета, логистики и так далее. Конечно, важно упомянуть и о так называемых облачных сервисах или сервисах, использующих облачные технологии.
Чтобы дать комплексный и подробный, а главное, корректный анализ, необходимо начать с определения. Согласно определению, используемому в ГОСТ SO/IEC 17788–2016 «облачные вычисления — парадигма для предоставления возможности сетевого доступа к масштабируемому и эластичному пулу общих физических или виртуальных ресурсов с предоставлением самообслуживания и администрированием по требованию».
Объем международного рынка «облаков» растет очень быстро. Так, в 2009 году, рынок публичных облачных вычислений составил 17 млрд долл., а к 2014 году достиг 175 млрд долл. Согласно прогнозам по рынку в РФ, в 2020 году спрос на гибридные облака возрастет на 30% [5]. По данным исследования бизнес-портала «TAdviser», среди отечественных компаний более 50% респондентов отметили проникновение облачных технологий в классический бизнес и IT-приложения. Более 40% респондентов используют облака для работы, платежных сервисов [4]. Более 41%, согласно тем же данным, видят риски информационной безопасности.
Для того, чтобы говорить о рисках, стоит сказать о причинах выбора бизнесом облачных сервисов для оптимизации процессов. Первая причина заключается в уникальности некоторых сервисов. Иногда даже большие компании, не говоря уже о малом бизнесе, не могут создать сами для себя удобную для работы часть сетевой инфраструктуры и ее приходится арендовать в виде облачного сервиса. Это не плюс, это вынужденная мера. Например, малые предприятия зачастую не имеют технических возможностей для самостоятельного создания видеохостинга по типу «Youtube» или рекламной службы по типу «Google Ads» или «Yandex Direct». Каждый подобный сервис под силу создать одной — двум компаниям в мире.
В качестве второй причины выбора бизнесом облачных сервисов является простота использования подобных сервисов, а также простота и дешевизна тестирования этих сервисов в рамках встраивания в бизнес-процессы.
Третьей причиной, отражающей преимущества использования облачных сервисов, является доступность. Доступность сервиса — невероятно важный фактор, который должен учитываться любым бизнесом, сильно полагающимся на электронные технологии. Если сервис недоступен, то бизнес в лучшем случае простаивает или работает очень медленно, в худшем — несет огромные финансовые потери. Облачные сервисы могут дать некоторые гарантии надежности, и если вы корпоративный клиент, то при качестве сервиса, хуже заявленного, сервис в оговоренном порядке компенсирует причиненные неудобства.
В качестве дополнительных преимуществ использования облачных технологий можно привести: высокую скорость работы, стабильность качества сервиса, предсказуемость издержек на пользование, высокое качество административных инструментов, скорость масштабирования сервиса.
Рассмотрев преимущества работы бизнеса с облачными сервисами, стоит отметить, что выбор правильной инновационной технологии выводит бизнес на новую высоту, в то же время при появлении новых ошибок, перед бизнесом возникают дополнтельные проблемы. Каждая новейшая технология поставляется с багажом некоторых преимуществ и недостатков. Точно так же и облачные сервисы имеют свою долю трудностей, несмотря на то, что они являются основной сильной стороной некоторых крупнейших бизнес-отраслей.
Первым и достаточно очевидным риском использования облачных технологий является их безопасность. Согласно отчета Check Point 2020 Cloud Security Report, 75% опрошенных компаний сильно или даже очень сильно обеспокоены безопасностью облака. Возможно, малый бизнес не будет тратить на безопасность настолько много средств, как это делают крупные организации (а это около 27% всего бюджета), но при развитии этого бизнеса затраты на работу с облаком и безопасность будут увеличиваться. Такой большой процент обеспокоенных безопасностью облака связан как минимум с количеством и масштабом взломов облачных хранилищ, например, банков. В результате взлома американского банка Capital One в 2019 году пострадали данные более 100 миллионов американцев и 6 миллионов канадцев.
Опасения потери, утечки или изменения данных занимают первое место среди всех остальных. Это связано с вероятностью случайного раскрытия данных, т.к. сейчас облачные технологии подразумевают возможность работы из любого места любого человека, у которого есть доступ. Банальная ситуация — работник предприятия оставил свой терминал доступа не выключенным или не заблокированным, что автоматически дает доступ ко всем данным злоумышленнику, который получит физический доступ к терминалу.
Малый бизнес не станет развивать свою собственную облачную систему серверов, а будет пользоваться услугами стороннего сервиса. Хотя облачные сервисы предоставляют различные меры безопасности, все же ответственность чаще всего является совместной, как и развитие модели доступа и безопасности для каждого предприятия. Это означает, что безопасность малого бизнеса зависит от надежности и квалифицированности нанятого IT специалиста, надежности сервиса и соблюдения сотрудниками, имеющими доступ к облаку всех требований к безопасности. Учитывая, что традиционные инструменты безопасности не адаптированы в общем случае к работе с облаком, IT сотруднику придется либо придумывать что-то свое, либо использовать то, что создано опять же другими людьми, а это снова угроза безопасности.
Второй риск, связанный с облачными сервисами — это риск доступности, которую может предоставить сервис. Если лучшее, что может предоставить сервис это 1% или 0.1%, или 0.01% даунтайма (отношения времени недоступности сервиса к времени доступности), то этот показатель очень сложно увеличить. Либо вы обращаетесь к нескольким сервисам, чем значительно увеличиваете свои накладные расходы, либо принимаете существующие условия работы. Но для некоторых видов бизнеса второй вариант становится принципиально невозможным. Например, для 0.01% даунтайма — это 52 минуты в год. Если работа сервиса связана с жизнями людей, например, сервис представляет собой базу учета важных препаратов в небольшой частной клинике, то вы не можете позволить себе рисковать тем, что когда-либо система отключится на 40–50 минут, и вы не сможете найти жизненно важные лекарства. И это при том, что даунтайм 0.01% — это более чем высокий показатель.
Третий риск связан с возможностью изменения условий работы сервиса или его закрытия. Первое может повлечь за собой косвенные (увеличение задержек в работе) или прямые издержки (увеличение стоимости сервиса с тем же качеством). Второе может в принципе разрушить всю налаженную систему, а быстрый переход на новый сервис со старыми данными может оказаться дороже, чем наладка сервиса с нуля без переноса данных.
Из не обозначенных ранее проблем стоит выделить проблему обучения персонала. Относительно небольшую команду малого предприятия достаточно просто переучить или провести лекции по основам кибербезопасности, но это не гарантирует добросовестного отношения и прохождения этого обучения. Например, в июле 2021 года CSA выпустило руководство по моделированию облачных угроз, которое предоставляет руководителям и командам по безопасности рекомендации по моделированию угроз для облачных приложений, их сервисов и решений, связанных с безопасностью. В руководстве представлены карты моделирования облачных угроз (угрозы, уязвимости, активы и средства контроля) и эталонная модель, которую организации могут использовать для создания своей собственной модели облачных угроз. Эта модель позволяет компаниям усовершенствовать свои процессы управления рисками и улучшить общую программу кибербезопасности [6].
Основными темами для обучения должны быть темы фишинга и мошенничества по электронной почте, т.к., скорее всего, именно это станет основным методом общения сотрудников между собой и коммуникаций с клиентами, борьба с лишним и вредоносным ПО, которое может получить доступ к облачному хранилищу, правильное использование и хранение ключей и паролей доступа, безопасное использование сети Интернет, физическая защита терминалов доступа к общему облаку.
Многие считают главным недостатком облачных сервисов большую степень зависимости от поставщиков услуг, так называемый vendor lock-in. В настоящее время на рынке общедоступных облачных сервисов доминируют всего несколько поставщиков облачных услуг, а именно: Microsoft Azure, Google Cloud Platform, IBM Cloud и Amazon Web Services. На российском рынке к ним добавляются: Yandex, MTS, Mail.ru, Selectel. И для IТ-руководителей предприятий, и для IТ-аналитиков это создает серьезную проблему — зависимость от поставщика услуг. В ответ на тенденции внедрения мультиоблачных пространств некоторые организации все чаще будут требовать более простой способ переноса рабочих нагрузок, приложений и данных между поставщиками облачных услуг, без штрафных санкций.
Некоторые из экспертов рекомендовали до того, как организации внедрили конкретный облачный сервис, подумать о том, насколько легко будет перенести их рабочие нагрузки в другое облако, если этого потребуют будущие обстоятельства. Для малого бизнеса зависимость от поставщика облачных сервисов является наиболее острой. Потенциальные расходы на переезд в другое облако слишком велики. Поэтому компании малого бизнеса будут скорее мириться с недостатками услуг от данного поставщика.
В последнем случае многие организации, имеющие гибридные облачные среды, сообщают о недостатках облачных сервисов, в областях связанных с обеспечением совместной работы локальных инструментов и приложений облачного сервиса. Интеграция устаревшей системы и новых облачных приложений требует времени, ресурсов и навыков. Но многие организации считают, что преимущества облачных сервисов всё же перевешивают все потенциальные недостатки облачных вычислений. Для малого бизнеса данная проблема будет актуальна только по мере роста компании.
Еще один риск, вытекающий из риска зависимости от поставщика, который будет более актуален для государственного сектора и его мелких подрядчиков — санкции, из-за которых, например, зарубежные облачные сервисы не смогут работать в стране, в которой у пользователя бизнес, либо блокировка таких сервисов властями самой страны за какие-то нарушения со стороны сервиса. Стоит отметить, что санкции и блокировки бывают абсолютно внезапны.
Следующий риск скорее актуален либо для компаний, которые уже выросли из малого бизнеса, либо для специфических сервисов типа площадок для продажи различных товаров. Это кража интеллектуальной собственности компанией-сервисом. В практике все чаще встречаются случаи, когда крупные онлайн — магазины воровали наиболее успешные дизайны одежды у локальных производителей, слегка переделывали, и выпускали под собственным брендом, продвигая «свой» продукт рекламой и показывая его в выдаче выше, чем оригинал.
Таким образом, делать ставку на облачные информационные технологии, не представляя себе их перспектив, было бы легкомысленно. Уже известно, что рынок облачных технологий является одним из самых активно развивающихся в IT-сфере. Это автоматически означает снижение стоимости подобных услуг и совершенствование технического и программного обеспечения в самом ближайшем будущем. Безопасность и эффективность облачных технологий стали практически общепризнанными, уже идет проработка юридических аспектов работы облачных систем и создание новых экономических моделей использования IT-услуг [2].
В мировой практике тенденция к переходу бизнеса на облачные технологии уже сложилась. Многие российские организации в погоне за стопроцентным контролем над информацией (как они сами полагают) стремятся держать ценные ресурсы строго при себе. Однако практика показывает, что инфраструктура «облака» стабильнее и безопаснее по сравнению с инфраструктурами заказчиков. Это объясняется более высокими затратами и уровнем знаний, которые требуются для создания надежных дата-центров.
Облачные технологии предоставляют предприятиям малого бизнеса возможность повышения эффективности своей работы, при этом сэкономив на создании собственной инфраструктуры с нуля. Кроме того, безопаснее и надежнее использовать проверенные сервисы зарекомендовавших себя на рынке поставщиков облачных услуг.
Стоит особенно подчеркнуть риски использования бизнесом облачных технологий, вызывающие наиболее острые проблемы для функционирования предприятия. В их числе потенциальная утечка данных, недобросовестное отношение сотрудников к безопасности и правилам кибербезопасности, слишком сильная зависимость от конкретного ПО и поставщика без возможности модификаций и изменений, проблема излишней автоматизации и неправильный выбор поставщика облачных технологий, который может привести к снижению эффективности работы компании на долгий срок. Предпринимателям просто необходимо учитывать эти риски, прибегая к облачным сервисам, и продумывать стратегию решения возможных проблем заблаговременно.


Список используемых источников:
1. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
2. Гурбанмырадов Г.Б., Аманов Т.Я., Бяшимов Б.Б. Как облачные технологии помогают малому и среднему бизнесу экономить // Интернаука. — 2020. — №35(164). — С. 10–13.
3. Фомин А.А., Фомина М.А. Цифровизация и облачные технологии: деньги на ветер или конкурентное преимущество для малого бизнеса // Московский экономический журнал. — 2020. — № 9. — С. 29.
4. Бикбаева Г.Г. Особенности цифровизации в малом и среднем бизнесе // Научно-Исследовательский Центр «Science Discovery». — 2021. — №4. — С. 160–166.
5. Панасенко М.В. Облачные технологии — будущая основа деятельности мсп // Аллея науки. — 2020. — Т.1. — №5(44). — С. 1002–1005.
6. Соболев А.Ю. Современное состояние и перспективы развития облачных технологий в России: https://scientificmagazine.ru/images/ PDF/2017/18/sovremennoe.pdf
7. Отчет Check Point 2020 Cloud Security Report https://pages.checkpoint.com/2020-cloud-security-report.html#

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия