Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (13/14), 2005
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Борисов Ю. Ф.
доцент Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова,
кандидат экономических наук


ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

I
На территории Руси феодальная экономика существовала почти тысячу лет (с IX в. до второй половины XIX в.). Денежное же обращение возникло много раньше. Многочисленные клады римских и арабских монет I-III вв. свидетельствуют о довольно широком распространении на восточноевропейской территории денежного обращения уже в тот период. К XI в.относится появление первых русских чеканных монет.
Однако феодальная раздробленность снижала значение товарно-денежных отношений в русских княжествах, и на протяжении второй половины XII в. и в XIII в. чеканка монеты фактически не производилась. Население довольствовалось при очень ограниченном товарообмене главным образом кожанами деньгами, которые начали выходить из употребления только к концу XIV в.
Чеканкой монет первоначально занимались частные лица. Их отношения с государством (князем) ограничивались платежом в казну определенной пошлины. Только в конце XVI в. чеканка монет стала делом государства. Этот период и открывает процесс зарождения национальной кредитно-денежной политики.
С началом чеканки денег государством начинает развиваться новая функция денег - сеньоражная, обеспечивающая получение государством эмиссионной прибыли. На долгие последующие годы содержание денежно-кредитной политики фактически ограничивалось этой единственной функцией.
К XVII в. в России сформировался единый национальный рынок, и в связи с обесценением медных денег в конце XVII в. их место занимают серебряные деньги.
Важные преобразования в монетной системе осуществил Петр I. Указом 1700 г. он ввел в обращение разменную медную монету. Одновременно в большом количестве стали чеканиться серебряные деньги, выпуск которых был прекращен после денежного кризиса 1663 г. С 1701 г. в России начинают чеканить золотые монеты. Преемники Петра также широко пользовались "монетной регалией" для пополнения казны.
В декабре 1768 г. был издан манифест о выпуске бумажных ассигнаций, и с 1 января 1769 г. в Петербурге и Москве начали функционировать банки для обмена ассигнаций. При Екатерине II в России появляются бумажные деньги как "альтернатива" медным, серебряным и золотым монетам.
В 1817 г. был произведен последний выпуск ассигнаций, и в царствование Николая I (1825-1855 гг.) осуществляется целый ряд мер по упорядочению денежного обращения. Реформа 1839 г. предусматривала создание новой денежной системы с выпуском "кредитных билетов", беспрепятственно обмениваемых на металлические деньги.
В этот период завершается в основном и процесс формирования банковской системы России, представленной следующей схемой (рис. 1).
В XVIII в. начинает формироваться банковская система, хотя и позже, чем в Западной Европе. Тем самым начало формироваться рыночное предложение денег. Однако к 1860 г. все основные банки России являлись государственными (рис. 1), а собственно центральный банк страны (Государственный банк) появился лишь в 1860 г. Именно с созданием центрального банка начинается история полноценной денежно-кредитной политики России.
В XIX в. Россия побила все рекорды по длительности и непрерывности существования неупорядоченной бумажно-денежной системы. Периоды военной и послевоенной инфляции, когда печатный станок использовался непосредственно для финансирования войны, сменялись относительно спокойной хронической инфляцией. У правительства не хватало ни экономических возможностей, ни решимости для перехода к твердой валюте.
Организация банковской системы оказалось довольно затяжным процессом. В течение 1864-1868 гг. было организовано 6 акционерных банков, в следующие четыре года (1869-1873 гг.) - 33. Лишь к 1875 г. число обществ взаимного кредита достигло 84, городских банков - 235. Однако после кризиса 1873 г. и особенно после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. банки вошли в полосу длительной депрессии. В 1875 г. произошел первый банковский крах. Началась быстрая деградация системы городских общественных банков.
Последняя четверть XIX в. характеризовалась всеобщим стремлением промышленных стран к использованию золотой валюты. В 1890-х гг. вслед за мировыми экономическими лидерами золотой монометаллизм ввели Россия, Австро-Венгрия, Япония и Аргентина. К началу XX в. золотая валюта утвердилась в большинстве стран мира.
При проведении денежной реформы в России на Государственный банк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет. Банк превратился в центральное эмиссионное учреждение. Вместе с тем его эмиссионные операции еще не служили источником для образования кредитных ресурсов.
Вообще деятельность Государственного банка дореволюционной России была своеобразной. В отличие от классических центральных эмиссионных банков, сосредоточив в своих руках эмиссионное дело и возглавив всю кредитную систему, он сохранял за собой функции крупнейшего коммерческого банка. По масштабам коммерческой деятельности Государственный банк превосходил любой русский коммерческий банк. При общей дороговизне кредита в России, по сравнению с более богатыми капиталистическими странами, ставки Государственного банка были ниже ставок частных банков.
Что касается его эмиссионных функций, то следует отметить, что кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертификатами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банковского кредита. Он обеспечивался огромным золотым запасом в подвалах Государственного банка.
Банковско-кредитная система России к моменту октябрьского переворота 1917 г. состояла из: Государственного банка, 50 акционерных коммерческих банков, свыше 1 тыс. обществ взаимного кредита и свыше 300 городских общественных банков, занимавшихся краткосрочным кредитованием торговли и промышленности; Государственного Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков, 10 частных акционерных земельных банков и нескольких десятков городских и губернских кредитных обществ, составлявших систему учреждений ипотечного кредита; а также большого количества сберегательных товариществ и кредитных товариществ во главе с Московским Народным банком, земских касс мелкого кредита и пр.
Эта система выглядела следующим образом (рис. 2).
После октября 1917 г. все частные акционерные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком, преобразованным в Народный банк РСФСР.
В 1920 г. один из вдохновителей политики военного коммунизма Ю. Ларин оценивал состояние денежного хозяйства страны и перспективы его развития следующим образом: "Постоянное умирание денег нарастает по мере роста организованности советского хозяйства... Деньги как единое мерило ценности не существуют вовсе. Деньги как средство обращения могут быть упразднены уже в значительной степени... Деньги как средство платежа окончат свое существование... И то и другое находится в пределах нашего предвидения и практически разрешится в ближайшие же годы. А тогда деньги потеряют свое значение, как сокровище, и останутся только тем, что они есть в действительности: цветной бумагой"1 .
После периода "военного коммунизма" в октябре 1921 г. вновь учреждается Государственный банк, которому передаются банковские операции и кассовые функции Наркомфина. На Госбанк было возложено: кредитование крупной промышленности, кооперации, частных предприятий; прием и выдача денежных вкладов; покупка и продажа иностранных ценных бумаг, девиз и драгоценных металлов. 1 октября 1922 г. Госбанку предоставили право выпускать в обращение банковские билеты (червонцы), допущенные к котировке на бирже. В феврале 1924 г. был начат выпуск в обращение государственных казначейских билетов и разменной серебряной и медной монеты.
С 1 октября 1925 г. произошло слияние кассового аппарата Наркомфина и Государственного банка. С этого момента на территории СССР фактически и был создан единый эмиссионный аппарат, на который было возложено не только осуществление эмиссии денег, но и регулирование денежного обращения.
Банковская система в 1925-1931 гг. имела следующий вид (рис. 3).
С созданием системы специализированных банков была полностью завершена перестройка кредитной системы на плановых началах и разграничены функции краткосрочного и долгосрочного кредитования.
Кредитная реформа 1930-1931 гг. сопровождалась дальнейшим "урегулированием" денежного обращения. Сосредоточение в Госбанке почти всего платежного оборота страны, связанное с расширением безналичных расчетов и обязательным хранением государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями всех свободных денежных средств на счетах в Госбанке, создавало условия для планирования денежного обращения. Хозрасчетным организациям было запрещено рассчитываться между собой наличными деньгами. Это резко сократило сферу их обращения.
Развитие денежного обращения в годы довоенных пятилеток происходило под влиянием резких изменений в макроэкономических пропорциях, нарушавших воспроизводственный процесс и денежное обращение. Карточная система распределения лишь в некоторой степени препятствовала падению покупательной силы рубля.
В 1941-1945 гг. неизбежным следствием войны явилось образование крупного излишка денег, создававшего серьезную угрозу для денежного обращения.
Лишь с 1954 г. в результате значительного роста физического объема розничного товарооборота и относительно небольшого снижения цен темпы объема товарооборота стали опережать темпы роста выплаты заработной платы. В 1956-1960 гг. относительное сокращение денежной массы в обращении по сравнению с ростом наличного оборота привело к заметному ускорению оборота наличных денег.
Тем не менее на протяжении длительного времени, начиная в основном с седьмой пятилетки, продажа товаров населению и оказание платных услуг заметно отставали от роста денежных доходов. В результате в 1971-1985 гг. количество денег в обращении возросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в 2 раза. За тот же период сумма вкладов в сберкассах увеличилась в 4,7 раза2 . К началу 1990-х гг. проведение рыночных реформ стало насущной необходимостью.
В первые годы перестройки, однако, кредит окончательно утратил роль стимулятора экономического развития, размылись границы, отделяющие кредит от безвозмездного финансирования. Все это привело к перенасыщению каналов денежного оборота избыточными платежными средствами и существенно осложнило денежное обращение. Плановые методы работы системы Госбанка и Стройбанка пришли в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями.
В отличие от подавляющего большинства экономически развитых стран процесс денежной эмиссии в ходе перестройки был децентрализован. Все без исключения государственные специализированные банки СССР стали обладать эмиссионной функцией, так как сами создавали кредитные ресурсы (денежные средства на расчетных счетах своей клиентуры) в процессе кредитования экономики.
Уже к концу 1989 г. - через 2 года после банковской реформы, проведенной 1 января 1988 г., стало очевидно, что положение в области кредитной политики ухудшилось, поскольку процесс накапливания денег идет быстрее, чем в предыдущей пятилетке (в 1981-1985 гг.), что деньги по-прежнему выполняют в хозяйственном механизме лишь пассивную учетную роль.
При этом расстройство денежного обращения было не просто наследием прежней административной системы, но и результатом грубейших просчетов в экономической политике 1985-1991 гг. В итоге кризисные явления в области денежного обращения поставили его на грань катастрофы. Возникла необходимость в использовании на практике монетаристской концепции.

II
Денежно-кредитная (монетарная) политика с 1970-х гг. является главным средством экономического регулирования, а монетаризм, пришедший на смену кейнсианству, - официальной экономической доктриной индустриальных стран. С 90-х гг. адептом этой политики стали Россия и большинство бывших союзных республик СССР и государств Центральной Европы.
Еще 20 лет назад отечественным политэкономам монетаризм представлялся чем-то чуждым и даже враждебным. При этом экономисты не утруждали себя тем, чтобы ознакомиться с данным течением в экономической мысли подробно и добросовестно. Несколько десятков обличительных статей, 2-3 монографии, написанных в духе "критического анализа" по монетаристской, а скорее, по "околомонетаристской" проблематике, оставляли читателя в неведении относительно сути этого нового течения. Может быть, поэтому в начале 90-х гг. монетаризм был воспринят у нас механически и однобоко.
Вместе с тем, при исследовании проблем монетаризма как теории, а также как стратегии и политики, России не повезло больше, чем многим другим странам, поскольку монетаризм как экономическая политика обретает характерные свои черты только с усилением позиций центральных банков - "главных штабов" денежно-кредитной политики. В России центральный банк, как уже отмечалось, возник лишь в 1860 г., - много позже, чем в Англии или США, и прекратил свое существование как институт рыночной экономики в 1917 г. В советский период Центральный банк СССР к подлинной кредитно-денежной политике не имел ни малейшего отношения. В начале 90-х гг. он только начал возрождаться в качестве главного ее института.
"Финансовая стабилизация", вылившаяся в тотальную неплатежеспособность предприятий и государственного бюджета, пришла в острое противоречие с требованиями сохранения и хозяйственной, и социальной стабильности в стране. Политика денежного "сжатия", в принципе не способная решить задачи экономики переходного периода, автоматически привела к глобальному платежному кризису. Предприятия останавливались из-за неплатежей и из-за неплатежеспособности государства.
Сдерживание спроса, либерализация цен и их сближение с мировыми не остановили инфляции. Цены и издержки продолжают расти, передаваясь по технологическим цепочкам. Отрасли экономики, помимо сырьевых, не выдерживают конкуренции с зарубежными товаропроизводителями и вынуждены свертывать или прекращать производство.
Исторически процесс развития в России денежно-кредитной политики в сравнении со странами Западной Европы можно представить в следующем виде.
Сравнительная оценка свидетельствует, что с созданием национальной валюты Россия задержалась примерно на два столетия, коммерческих банков - примерно на 250 лет. Центральный банк в России появился примерно на два века позже, чем в Англии и Швеции, на 70 лет позже, чем в США, на 60 лет позже, чем во Франции. На протяжении 70 с лишним лет в XX в. рынок денег и ценных бумаг в России был фактически уничтожен, банковская система деградировала.
В связи с этим Россия может решать вставшие перед нею задачи только при активном и последовательном государственном вмешательстве в сферу денежно-кредитной политики. Самостоятельно денежное обращение в России, на наш взгляд, не способно выйти из существующей в российской экономике ситуации. Только рыночными силами не может быть обеспечено соответствующее развитие монетаристских подходов при стратегических решениях.


1 Ларин Ю. Деньги //Экономическая жизнь. 1920. N 250 (7 ноября ).
2 См.: Марголин Н.С. Вопросы современного состояния денежного обращения //Деньги и кредит. 1988. N 12. С. 9.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия