Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Очилова Х. Ф.
доцент кафедры туризма и сервиса
Ташкентского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Абдувохидов А. М.
профессор кафедры туризма и сервиса
Ташкентского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Халимова Ф. Н.
старший преподаватель кафедры туризма и сервиса
Ташкентского государственного экономического университета


Проблемы развития цифровой экономики в Узбекистане
В данной статье обоснована необходимость перехода экономики республики к цифровизации, а также обеспечение экономического развития предприятий с использованием информационных и инновационных технологий. Авторы статьи утверждает, что в современных условиях руководителям сложно контролировать деятельность своего предприятия без цифровых технологий, которые способствуют также наблюдению за действиями конкурентов, существующими технологическими нововведениями. Показано, что использование инновационных инструментов облегчает процесс контроля и повышает эффективность работы предприятия
Ключевые слова: цифровая экономика, электронное правительство, Узбекистан, информационные технологии, цифровизация
ББК У39(0)я431   Стр: 154 - 156

В настоящее время в Республике Узбекистан вопросы ускорения темпов экономического роста на основе активного внедрения и использования различных информационных и инновационных технологий становятся особенно актуальными. В современных условиях, чтобы выдержать конкуренцию с иностранными предприятиями, отечественные предприятия должны внедрять в практику своей деятельности современные информационные технологии с целью получения оперативной информации, анализировать ее и принимать соответствующие решения.
В Республике Узбекистан 2020 год был назван Президентом Ш.М. Мирзиёевым «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики», принята соответствующая программа развития государства, которая подразумевает формирование информационно-технологических устройств, обеспечивающих эффективное управление государством вышеизложенных задач. В будущем запланировано создание программы «Цифровой Узбекистан-2030», в конечном итоге в этой сфере будет осуществляться совершенствование проектов системы «Электронное правительство» и процессов внедрения информационно-инновационных технологий в государственных предприятиях, а также их активное применение в практической деятельности.
Исходя из вышесказанного, наиболее важным конкурентным преимуществом предприятий становится использование современных платформы электронной коммерции, платформ электронных площадок продаж, которые отвечают современным средствам последнего поколения, в том числе программному обеспечению на основе искусственного интеллекта.
В целом, платформы для электронного документооборота, включая этапы создания и защиты документа, могут значительно сократить расходы, особенно неизбежные издержки на оформление документов. В то же время, система отчетности по задачам исполнителей может быть радикально изменена, что исключает дублирование отчетов и процессы ввода данных в разные отчеты.
Важным преимуществом цифровой экономики является ускорение процессов управления и производства, что значительно сокращает сроки создания продукта и выхода его на рынок, принятия решений с высокой степенью риска.
Еще одним преимуществом внедрения современных информационно-инновационных технологий является постоянное обучение персонала за счет ускорения и упрощения всего процесса обучения. В этом случае регулирование деятельности персонала выходит на другой уровень качества, так как информационные системы и технологии нового поколения позволяют одновременно обновлять и совершенствовать всю систему управления предприятием, учитывая все возможные факторы и особенности.
Однако, несмотря на многие преимущества, современные информационные системы и технологии медленно развиваются и внедряются в местные предприятия, очевидно из-за дороговизны стоимости этих информационно- инновационных технологий.
В настоящее время электронное правительство находится на стадии публикации информации (publishing) и пока еще не перешло на стадии интерактивности (interactivity), завершения транзакций (completing transactions) и доставки (delivery), т.е. государственные органы только начинают публиковать информацию о своей деятельности через собственные сайты в сети Интернет. Использование Интернет протекает преимущественно односторонне, т.е. Интернет в основном используется для получения информации из сети.
С целью управления реализацией мероприятий электронного правительства сформирован Центр развития системы «Электронное правительство» и Центр обеспечения информационной безопасности, который должен обеспечить единый технологический подход и информационную безопасность платформы «Электронное правительство».
Итогом принятых мер по совершенствованию интерактивных государственных услуг, послужили следующие мероприятия и их результаты [2]:
• Все субъекты бизнеса сдают налоговую и статистическую отчетность через данную систему, а также оформляют таможенные декларации в электронном виде;
• Свыше 48 тыс. исковых заявлений и ходатайств поданы в арбитражные суды также в электронном виде и получены на них результаты и решения суда;
• Количество участников рынка, пользующихся ключами электронной цифровой подписи, также превысило 1,4 млн ед.;
• Единая система бухгалтерской отчетности обслуживает более 25 тыс. бюджетных организаций, имеющих более 186 тыс. лицевых счетов;
• Организована площадка для осуществления государственных электронных закупок, что позволило сэкономить более 60,0 млрд сумов;
• Число государственных информационных ресурсов достигло 296 единиц.
Согласно данным Международного союза электросвязи, проводящим постоянный мониторинг достижений стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий, Республика Узбекистан находится на 95 месте рейтинга из 176 стран. Как видно, Узбекистан значительно улучшил свои показатели и с 2010 по 2017 гг. поднялся в рейтинге на 17–20 позиций.

Таблица 1
Индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира в 2017 г. [3]
МестоСтранаИндекс
1Исландия8.98
2Южная Корея8.85
3Швейцария8.74
10Япония8.43
11Швеция8.41
12Германия8.39
45Россия7.07
52Казахстан6.79
94Панама4.91
95Узбекистан4.90
109Кыргызстан4.37

На наш взгляд, основной причиной низких темпов разработки и внедрения информационных систем и технологий в Узбекистане является высокая стоимость приобретения и установления этих технологий, необходимость постоянно совершенствовать и обновлять эти системы, обеспечение безопасности информации и защиты от несанкционированного доступа, что требует постоянных и крупных финансовых вложений.
Все информационные системы подвержены высокому риску хищения, либо «личными хакерами», крупными структурами, в том числе многонациональными конкурирующими компаниями, либо специализированными службами и другими структурами, которые ищут информацию о компании.
Человеческий фактор играет решающую роль в этой ситуации. В современном мире окончательное решение по-прежнему принимает человек, поэтому, несмотря на существование самых современных информационных систем, всегда существует риск принятия неправильных или недостаточных решений из-за отказа или преднамеренного действия / бездействия «первых» людей. Часто сотрудники, отвечающие за безопасность данных компании и доступ к IP в целом, не уделяют достаточно внимания этой проблеме.
Одной из самых серьезных угроз информационной системе предприятий являются незаконные действия правоохранительных органов при расследовании уголовных дел. В то же время, любые документы, содержащие важную информацию о деятельности предприятия, без объяснения причин, могут быть конфискованы, в том числе компьютеры. Эти действия часто приводят к повреждению или разрушению информационно-инновационной системы.
Как можно выйти из создавшегося положения, когда компании, с одной стороны, для выигрыша в конкурентной борьбе и ускорения своего развития, должны внедрять дорогостоящие информационные системы, а с другой — всегда подвержены риску полного краха в случае уничтожения, хищения или искажения электронных данных.
Самым оптимальным выходом из создавшейся ситуации является постоянное обновление компьютерной техники и программного обеспечения, не позволяющего злоумышленникам свободно проникать в информационные системы предприятий, копировать и уничтожать данные.
Можно сделать вывод, что отечественные предприятия серьезно обеспокоены безопасностью своих данных, в том числе финансовых и экономических, потому что нелегальное программное обеспечение всегда было источником информационной безопасности. Это создает дополнительные риски.
Кроме того, нужны цифровые знания и передовые информационные технологии, чтобы добиться прогресса. Это позволит следовать кратчайшим путем продвижения, так как сегодня информационные технологии проникают во все отрасли экономики и мирового сообщества.
Хорошо известно, что для формирования цифровой экономики требуются необходимая инфраструктура, дополнительные финансовые и трудовые ресурсы. Цифровые технологии не только улучшают качество продуктов и услуг, но и снижают затраты. Поэтому активный переход к цифровой экономике будет одним из главных приоритетов развития Республики Узбекистан на ближайшие 5 лет.
Трудно представить себе экономическое развитие Узбекистана в условиях глобализации мировой экономики и технологического развития без быстрого роста цифровой экономики. Например, по прогнозам консалтинговой компании Accenture, в 2022 году до четверти мирового ВВП будет приходиться на цифровой сектор. Не удивительно, что 2019 год негласно ознаменовал начало эпохи технологических гигантов, когда 7 компаний технологического сектора прочно закрепились в списке 10 самых дорогих компаний. Стимулирование цифровой экономики, однако, потребует устранения барьеров, препятствующих цифровизации и цифровой торговле.
Следует отметить, что проблемы развития цифровой экономики в Узбекистане схожи с общими проблемами, с которыми сталкиваются развивающиеся страны.
Одной из основных проблем является слабая телекоммуникационная инфраструктура и связь. Из-за низких инвестиций в ИКТ (2,8% от общего объема инвестиций в 2017 году) плотность базовых станций в республике остается очень низкой (1 базовая станция на 1600 жителей). Напротив, одна такая башня обслуживает потребности в ИКТ 643 жителей в Казахстане и 235 в России. Это приводит к тому, что плохой интернет и мобильные услуги замедляют рост цифровой экономики и увеличивают цифровой разрыв. По сравнению со средним показателем по СНГ, в 2019 году средняя скорость Интернета в Узбекистане была примерно вдвое ниже.
Другой проблемой, связанной с внедрением цифровой экономики в Узбекистане, является отсутствие цифровых навыков, что может стать серьезным препятствием на пути перехода на цифровые технологии. Узбекистан, как одна из немногих развивающихся стран, имеет абсолютный уровень грамотности взрослого населения (100% в 2016 году) по сравнению с другими странами со схожим уровнем ВВП на душу населения (например, Лаосская Народно-Демократическая Республика — 84,66% в 2015 году). С другой стороны, в развивающихся странах, несмотря на высокий уровень грамотности взрослых, цифровая грамотность остается на более низком уровне. Это может объясняться низким уровнем использования и распространения ИКТ в школах. Это подтверждается и тенденциями на рынке труда — согласно недавнему исследованию, оценивающему недостаток навыков на узбекском рынке труда, 68% опрошенных компаний в качестве одной из основных причин найма новых кандидатов назвали важность навыков работы с ИТ и компьютерами.
В связи со слабой цифровой инфраструктурой и отсутствием цифровых навыков в стране, оборот цифровой торговли в Узбекистане развивается более медленными темпами. Например, в постановлении Президента Республики Узбекистан отмечается недостаточный уровень развития интернет-торговли и торговых площадок в стране.
Несмотря на существующие платежные системы («Клик», «Пейми», «М-банк», «Хумо», «Осон» и т.д.), которые позволяют осуществлять онлайн-платежи за мобильную связь, Интернет, государственные услуги, налоги и сборы, только 46% владельцев счетов в 2018 году осуществили или получили цифровые платежи.
Тем не менее, за последние 13 лет значительно увеличилась сумма среднего платежа через терминал на карту — с 207 тыс. сумов до 2,7 млн сумов. В 2018 году общая сумма платежей через терминал составила 53 триллиона сумов. Несмотря на то, что в 2005 году Оли Мажлисом был принят «Закон об электронной цифровой подписи», который стал основой легальных интернет-транзакций, отсутствие регулирования по-прежнему является основным барьером на пути развития электронной торговли в Узбекистане. В настоящее время на сайте размещен законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «Об электронной торговле», который вводит усовершенствованное регулирование в сфере электронной торговли, разработанное для обсуждения проектов нормативных правовых актов. В 2017 году Узбекистан начал свой путь к системе «электронного правительства» с разработки веб-портала государственных услуг. В 2018 году было предложено 127 онлайн сервисов от различных государственных органов, а количество обращений достигло 3,2 млн С 2019 года получение государственных услуг в режиме онлайн обходится на 10% дешевле.
Индекс электронного правительства ООН отражает то, как страна использует информационные технологии для обеспечения доступа и интеграции своего населения. В 2018 году показатели по Узбекистану были практически равны средним показателям по СНГ и превышали средние мировые показатели. Из 193 стран в рейтинге Узбекистан занимает 81 место.
Третьей проблемой цифровизации экономики страны является завышение стоимости Интернета, недостаточное покрытие и низкая международная пропускная способность Интернета, что является следствием монополизированной телекоммуникационной отрасли. Рыночная форма телекоммуникационной отрасли в развивающихся странах часто является олигопольной или даже монопольной. В Узбекистане и остальных странах СНГ телекоммуникационная отрасль в основном ограничивается одной ведущей компанией, обладающей особыми полномочиями и ресурсами. Важным шагом на пути к цифровой экономике станет отмена государственной монополии на международные «шлюзы». Либерализация телекоммуникационной отрасли позволит Узбекистану обеспечить своих граждан безопасными и доступными по цене интернет-услугами и шире пользоваться преимуществами цифровой экономики.
Доля цифровой экономики в ВВП Узбекистана составляет 2,2%. При этом, в среднем оптимальным показателем считается 7–8%, например, в Великобритании — 12,4%, Южной Корее — 8%, Китае — 6,9%, Индии — 5,6%, в то же время в России — 2,8%, Казахстане — 3,9%. Согласно проекту Концепции развития системы «электронного правительства» Республики Узбекистан, к 2025 году планируется увеличить долю услуг ИКТ в ВВП до 5,0%, а к 2030 году — до 10%.
Развитие цифровой экономики напрямую связано с уровнем развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), который обычно оценивается по следующим показателям: доля цифровой экономики в ВВП; размер инвестиций в сектор ИКТ; скорость Интернета, степень охвата территории страны и ее доступность для использования населением; развитие электронной торговли; обеспечение организаций специалистами в области ИКТ.
Однако динамика привлечения инвестиций в этот сектор оставляет желать лучшего, хотя и есть некоторые подвижки. В первом полугодии 2019 года инвестиции в сектор «Информация и связь» удвоились по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Однако в 2018 году этот показатель снизился почти в 2 раза по сравнению с 2017 годом — с 1,9 до 0,9 трлн сумов. Показатель доли инвестиций в «информацию и связь» в общем объеме инвестиций в 2018 году также снизился более чем в 3 раза по сравнению с 2017 годом, а в первом полугодии 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, он почти не изменился и составил 1,3%.
Рост доли цифровой экономики, связанный с развитием сектора ИКТ и его внедрением в экономические отношения между поставщиками и потребителями товаров и услуг, напрямую зависит от наличия в стране соответствующей инфраструктуры и внедрения в экономические процессы передовых технологий, связанных с Интернетом [3]. Важным фактором при оценке развития инфраструктуры является скорость Интернета и его доступность, в том числе с точки зрения цены, для потребителей. Несмотря на вышеупомянутые довольно умеренные инвестиции в сектор ИКТ, ряд очень важных показателей развития этого сектора были очень позитивными в последние годы.
Так, если до 2018 года пропускная способность международной сети передачи данных увеличивалась ежегодно не более чем в два раза (в 2015 году — 16,07, в 2016 году — 25,7 и в 2017 году — 64,2 Гбит/с), то в 2018 году она увеличилась в 10 раз — со 120 до 1200 Гбит/с. В то же время, стоимость тарифов на услуги Интернет для провайдеров в 2018 г. также была снижена почти в 10 раз — с $ 91.5 до $10.11 за 1 Мбит/с, а в 2019 г. составила $ 8.5. Для сравнения, в 2013 г. этот показатель составлял 422,27 долл. за 1 Мбит/с. Однако, следует отметить, что средняя цена услуги Интернет в мире составляет $3–4 за 1 Мбит/сек.
Положительная динамика роста прослеживается и по другим характеристикам. Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в 2018 г. составила 24,5 тыс. км и увеличилась почти в 2 раза по сравнению с 2013 г., когда она составляла 12,7 тыс. км. Инфраструктура сети мобильной связи динамично развивается, а количество базовых станций мобильной связи достигло в настоящее время 22178 (в 2017 г. их количество составляло 18194). Количество абонентов мобильной связи в 2018 году составило 22,8 млн и с 2015 года увеличилось на 2,7 млн человек, в то время как количество интернет-пользователей достигло 20 млн человек, в 2017 году этот показатель составил 14,7 млн человек.
В стране существуют внешние и внутренние барьеры на пути цифровизации. Внешние барьеры связаны с условиями развития цифровых технологий: нестабильной экономической ситуацией в стране, недостаточным развитием инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, неподготовленностью поставщиков и потребителей к использованию цифровых технологий. К внутренним относятся недостаточные бюджеты, которые компании могут выделять на цифровые проекты, высокая стоимость этих проектов, а также высокие затраты на эксплуатацию систем.


Список использованных источников:
1. Государственная программа Республики Узбекистан на 2020 год «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». https://review.uz › post › -gosprogramm-2020 (дата обращения: 5.11.2021).
2. http://mcfr.uz/ru/online/news/3296/ (дата обращения: 15.11.2021).
3. https://gtmarket.ru/rat (дата обращения: 15.11.2021).
4. ings/ict-development-index/ict-development-index-info (дата обращения: 2.12.2021).
5. Очилова Х.Ф., Жалолиддинова Х. Информационные технологии — важный источник развития гостиничного бизнеса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 8 (34). — С. 271–275.
6. https://kommersant.uz/tsifrovaya-ekonomika-uzbekistana/ (дата обращения: 3.12.2021).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия