Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Попов А. И.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук

Якшибаева Г. В.
докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Регулирование движения рабочей силы как условие стабильного развития социально-трудовых отношений в ЕАЭС
В статье исследуется развитие новых социально-трудовых отношений в ЕАЭС в условиях санкций и глобального тренда высокотехнологичного производства, в увязке с регулированием миграционного движения рабочей силы. Рассматривается роль социального партнерства, при котором формирование новых социально-трудовых отношений, обеспечивающее равноправное сотрудничество, оптимальный баланс и реализацию основных интересов наемных работников, работодателей и государства позволит стратегически развивать интеграционное пространство и, вместе с тем, решить исключительно важную задачу самодостаточного экономического развития членов-участников ЕАЭС
Ключевые слова: ЕАЭС, регулирование миграции, движение рабочей силы, социально-трудовые отношения, социальное партнерство, санкции
УДК 331.5   Стр: 19 - 22

В условиях мировой экономической нестабильности, вызванной политическими, экономическими и демографическими проблемами, России чрезвычайно важно развивать и укреплять многогранные внешнеэкономические отношения с другими странами. Предназначение и функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) состоит в обеспечении повышения конкурентоспособности экономик, кооперации сил, мобилизации ресурсов и стабильного развития интеграционного пространства. Процветание союза во многом будет зависеть и от согласованной политики союза, проводимой в сфере социально-трудовых отношений с целью улучшения качества, производительности трудовой деятельности и повышения уровня жизни населения всех членов-участниц союза. В условиях экономической (санкционной) войны против России это обстоятельство чрезвычайно актуально.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.). Понятие социально-трудовые отношения более многогранное, так как отражает не только юридические, но и социально-экономические и психологические аспекты трудового процесса.
В системе понятий и категорий в научной экономической литературе социально-трудовые отношения (СТО) занимают особое место, что обусловлено тем, что в центре таких отношений располагается человеческий фактор, роль которого в развитии высокотехнологичной экономики в условиях глобализации и интеграции имеет приоритетное значение. Следовательно, работникам, работодателям и другим непосредственным участникам социально-трудовых отношений принципиально важным является создание благоприятных условий (экономических, институциональных, законодательно-правовых, психологических и др.) для производительной трудовой деятельности и укрепления интеграционного пространства, что сегодня является крайне актуальной задачей для Евразийского экономического союза.
Теоретические основы управления трудом заложены были еще А. Смитом, Д. Рикардо, К. Марксом, Дж. Миллем и др. Отечественные теоретико-методологические исследования связаны с такими именами, как Н.А. Волгина, Т.И. Заславская, Р.П. Колосова, А.Э. Котляр, В.Д. Роик, А.И. Попов и др. В научной литературе сложились два подхода к исследованию социально-трудовых отношений: первый — обусловлен сделкой купли-продажи рабочей силы, выполнением контрактов о найме, второй — связан с положениями классической школы и политэкономией, суть которого заключается в том, что отношения охватывают не только трудовой процесс, но и аспекты качества жизни вообще, подчеркивая роль и значение трудового человека в системе общественного производства [1]. Социально-трудовые отношения исследуются более шире и глубже, начиная с профессиональной ориентации, трудовой деятельности и заканчивая пенсионным периодом человека. Большое значение при этом придается государственному планированию, политике занятости, социальной и пенсионной обеспеченности, правовому регулированию и выполнению трудового законодательства и др.
Второй подход, более многоаспектный и представляет фундаментальную теоретико-методологическую базу для исследования регулирования социально-трудовых отношений. Поэтому мы в своей работе будем придерживаться второго подхода, который для становления и развития новых социально-трудовых отношений Евразийского экономического союза является более реальным и адекватным.
Важная роль при построении новых социально-трудовых отношений в ЕАЭС должна отводится регулированию движения рабочей силы (трудовая миграция), которое сегодня становится глобальным фактором и при конструктивном подходе может стать ключевой предпосылкой стабильного развития социально-трудовых отношений и воссоздания полноценной экономики всех членов-участников ЕАЭС [2].
Политика либерализации внешнеэкономической деятельности сыграла для российской экономики негативную роль — привязала к внешним центрам развития по товарным группам (импорту) и капиталу, обусловила неустойчивость валюты, обвалы, отмыв и отток капитала, труда, деградацию экономической структуры в направлении сырьевых и низкоконкурентных сервисных секторов. Недостаток капитала у резидентов давал возможность нерезидентам скупать лакомые куски российской промышленности и выгодные виды деятельности, размещая отверточные производства, привязывая страну к импорту технологий, при простаивающей собственной патентно-технологической базе [3]. Необходим акцент на потребности внутреннего российского рынка, для чего нужна политика замыкания производственных цепочек от сырья до продукта, учитывая региональную специфику размещения видов деятельности [4].
Сегодня в России сохраняется зависимость в станкостроении до 70–80%, в области тяжёлого машиностроения — до 60–80% по разным направлениям, в лёгкой промышленности доходит до 90% по отдельным видам производства, в электронной промышленности — до 40%.[5].
Таким образом, речь идет не просто о рыночной конкурентоспособности России, а о борьбе с США по всем направлениям: экономики, обороны, политики, права, культуры. Сравнительный анализ способности к выживанию противостоящих друг другу мировых лидеров — США и России показывает, что слабым звеном США являются природные ресурсы, энергетика. Россия же существенно отстает по численности населения, почему так важно участие ее в ЕАЭС, который с наблюдателями достигает 235 миллионов человек. Укрепляет демографическую безопасность России и миграция из стран СНГ [6].
В ЕАЭС сформировались довольно четкие взаимодействующие и взаимобусловленные мигрантские потоки, выраженные в том, что для большинства республик ЕАЭС (Армения, Киргизия, Казахстан) трудовая миграция является действенным фактором экономического развития и сохранения социальной стабильности. Странами реципиентами в ЕАЭС являются Россия и Казахстан, где некоторые отрасли экономики зависимы от иностранной рабочей силы (строительство, сельское хозяйство, сфера услуг, торговля, транспорт и др.), образуя, так называемые, «мигрантские ниши», которые сегментируют рынок труда [7].
Драйвером интенсификации движения рабочей силы внутри ЕАЭС и функционирования единого рынка труда стало введение механизмов регулирования в сфере трудовой миграции на основе раздела XXVI Трудовая миграция в Договоре о Евразийском экономическом союзе (подписанный в г. Астане 29.05.2014), вследствие чего евразийская миграционная система достигла значимых результатов в своем развитии. К последним относятся:
– трудящимся государств-членов ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
– в государстве трудоустройства признаются документы об образовании без проведения процедур признания этих документов (исключение — педагогическая, юридическая, медицинская, фармацевтическая виды деятельности);
– срок временного пребывания определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора;
– социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и принимаюшего граждан государства;
– соглашение о пенсионном обеспечении (принято в 2019 г.).
Важнейшую роль при этом играет историческое прошлое, прочные политические, экономические и культурные связи, когда участники-члены Союза длительное время функционировали в составе СССР и, разумеется, хорошо владели русским языком, считавшимся в недалеком прошлом, языком межнационального общения. В настоящее время именно наличие и знание великого русского языка благоприятствует активному взаимодействию трудовой миграции с государствами ЕАЭС.
Рассмотрим динамику движения рабочей силы въехавших в страну- участницу союза с целью осуществления трудовой деятельности (см. табл.1). Из таблицы 1 видно, что за период с 2017 по 2021 гг. во всех государствах заметно активизировалось передвижение трудоспособного населения для трудоустройства между участниками-членами ЕАЭС. Динамика численности трудящихся во всех странах без исключения имеет тенденцию к росту, где лидером въезда является Россия, за ней следует — Казахстан, далее Беларусь, Кыргызстан и на пятом месте — Армения. Если в Российскую Федерацию в 2017 г. въехало из стран союза 821 965 чел., то к 2021 г. приток увеличился на 142 179 чел., и составил 964 144 чел.

Таблица 1
Численность трудящихся, въехавших в страну ЕАЭС для осуществления трудовой деятельности с 2017 по 2021 гг., чел.
  20172021Итого
Республика Армения
(государство въезда)
Беларусь164864
Казахстан4067108
Киргизия279
Россия235732905647

Республика Беларусь
(государство въезда)
Армения400397797
Казахстан313599912
Киргизия57226283
Россия245367419194
Республика Казахстан
(государство въезда)
Армения302226765698
Беларусь100713362343
Киргизия150658087214
Россия46503015834808
Кыргызская Республика
(государство въезда)
Армения
Беларусь
Казахстан
Россия
Российская Федерация
(государство въезда)
Армения232247210460442707
Беларусь124633163530288163
Казахстан88202136325224527
Киргизия376883453829830712
Источник: составлено авторами по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), официальный сайт http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/Pages/statistical_data.aspx

Постулатом является тесная связь миграционного климата с регулированием трудовой миграции, как совокупности условий, предназначенных для создания условий привлечения или, наоборот, сдерживания притока трудовых ресурсов на уровне государства, ее территориальных подразделений. Как правило, передвижение трудового мигранта во многом зависит от получаемой выгоды по месту прибытия, на которую он рассчитывает, устроившись на новую работу. То есть, прежде чем совершать действия потенциальный работник-мигрант все взвешивает, издержки и доходы, и только после этого осуществляет миграционное движение. Процесс принятия решения представлен на рис. 1.
Рис. 1. Принятие решения о миграции

Кривая MN — это график чистого дохода работника в его родной стране, кривая MRGH –график чистого дохода работника, принявшего решение о переезде. Принимая решение о миграции в момент T0, работник сравнивает потери, которые он понесет в связи с переездом, сменой работы (площадь фигуры EGR), и выгоды, представленные площадью EHN. Рациональный трудовой мигрант выберет ту страну, для которой будет максимум (EHN – EGR) [8].



где PVNBi — приведенная стоимость денежной выгоды от переезда в страну
T0 — год переезда из родной страны в страну i;
TR — год прекращения работы (выхода на пенсию);
Bit — доходы в стране i в году t;
B0t — доходы в родной стране в году t;
r — индивидуальная ставка дисконтирования;
Ci — прямые издержки переезда в страну i.

Анализ формулы и графического изображения позволяет сделать вывод, что принятие решения о миграции в ту или иную страну зависит в основном от трех факторов: условий занятости в стране происхождения и в стране назначения, издержек переезда и получаемого дохода. Следовательно, создание хороших рабочих мест с относительно высокой заработной платой и благоприятными условиями будут основой для привлечения работников извне.
Практика показывает, что в настоящее время успешное регулирование движения рабочей силы, развитие социально-трудовых отношений в мире во многом зависит от социального партнерства, включающего в себя наемных работников, работодателей и государство [9]. Именно благодаря социальному партнерству обеспечивается равноправное сотрудничество наемных работников, работодателей и государственных органов, в результате чего достигается оптимальный баланс и реализация их основных интересов.
В основу отношений социального партнерства ЕАЭС должны быть заложены следующие принципы Международной организации труда (МОТ):
– все люди независимо от расы, пола, веры имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, устойчивости в экономике и равных возможностей;
– нищета в любом месте — угроза всеобщего благосостояния;
– всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости;
– не предоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда является препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся;
– полная занятость и повышение жизненного уровня.
Следовательно, социальное партнерство, как особый тип социально-трудовых отношений в ЕАЭС, должен ориентироваться на принципы МОТ, высшего структурного звена общемирового механизма системы социального партнерства, где национальные социальные партнеры ЕАЭС всех уровней — надгосударственный, государственный, региональный, отраслевой и производственный должны определить свои принципы деятельности и строго следовать им.
Успех экономического развития России во многом зависит от эффективности модели управления в условиях санкционной войны и разработки системы планирования на наднациональном уровне. Повышение роли государства не означает, как предлагают, перехода к директивным, командным методам управления, хотя в экстренных ситуациях они возможны. Речь должна идти о прогнозировании тенденций народно-хозяйственного развития, государственном маркетинге (обеспечение предприятий стратегической информацией), планировании и организации производства общественных благ соответствующего объема, структуры и качества, разработки и реализации совместно с крупными корпорациями, ассоциациями предпринимателей, потребителей и с профсоюзами ограниченного числа целевых программ, реализующих выявленные макроприоритеты и стимулирующих инвестиции, активной финансовой, налоговой и таможенной политики. Нам надо в принципе усилить роль государства, но сделать это так, как делается в США и других развитых странах, где рынок существенно огосударствлен, жестко контролируется через федеральное и региональное законодательство, государственные заказы, инвестиции и целевые кредиты [6].
Санкционная война поставила в повестку дня задачу возрождения самодостаточной экономики, которая не зависела бы от внешнего рынка и была технологически передовой, обеспечивающей военную и информационную безопасность страны [11]. Достижение технологического прорыва и возрождение самодостаточной экономики в ЕАЭС обусловлено применением новых общесистемных инструментов для развития промышленного потенциала, где приоритетными отраслями являются: машиностроение, станкостроение, электростроение, авиа-, авто-, агро и др. в сопровождении соответствующей инфраструктуры и межотраслевой кооперации. При этом важное значение имеет подготовка качественных специалистов инженерно-технического направления и финансовой поддержки научных исследований и опытно-конструкторских работ.
Важным элементом развития социально-трудовых отношений в ЕАЭС является сбалансирование интересов участников в условиях встраивания в глобальный тренд высокотехнологичного производства [10]. Такие виды работ, как дистанционный труд, телеработа, гибкая, нестандартная занятость, фрилансер и др. сегодня становятся мировым трендом, что, безусловно, требует гибкости контрактов, нестандартных режимов работы и эластичности. Необходимо уделить особое внимание развитию современных цифровых технологий и платформ, создающих новые рабочие виртуальные места, нейро-сетевые взаимодействия, гибкие нестандартные формы занятости в интеграционном пространстве. В связи с этим, в ЕАЭС необходимо создавать современные институты и формы управления гибкими социально-трудовыми отношениями в сфере дистанционного труда, разработки концепции управления новыми формами социально-трудовых отношений.
Очевидно, теоретико-методологические аспекты исследования социально-трудовых отношений в ЕАЭС в условиях перехода к высокотехнологичному обществу нуждаются в дополнительных исследованиях, основанных на экономико-математических расчетах по выявлению тенденций и особенностей миграционного процесса и обустройства на местах прибытия, устройства на работу и осуществления трудовой деятельности работников, разработке модели регулирования социально-трудовых отношений, с обоснованием изменений, происходящих в каждой экономической системе, начиная с микро-, макро и заканчивая мега-уровнями.


Статья поступила в редакцию 30.07.2022.

Список использованных источников:
1. Янченко Е.В. Управление развитием социально-трудовых отношений: теоретико-методические основы // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2014. — № 1 (25).
2. Якшибаева Г.В. К вопросу о разработке модели регулирования трудовой миграции в ЕАЭС // Проблемы современной экономики. — 2021. — № 3(79).
3. Сухарев О.С. Экономическая атака на Россию и политика противодействия // Экономические стратегии. — 2022. — № 2 (182).
4. Чичканов В.П., Сухарев О.С. Экономическая война против России: методы проведения и противодействие // Научный вестник ОПК России. — 2022. — № 1.
5. Чичканов В.П., Сухарев О.С. Импортозамещение: перспективные решения // Научный вестник ОПК России. — 2022. — № 2.
6. Кротов М.И. Россия и Евразийский экономический союз в условиях глобального экономического противостояния // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 2.
7. Якшибаева Г.В. Теоретические аспекты и тенденции развития экономической интеграции в ЕАЭС // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2021. — № 5.
8. Колосницына М.Г., Суворова И.К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. — 2005. — № 4.
9. Пилипенко И.В. Переход к рыночной экономике и структурные реформы в государствах-членах Евразийского экономического союза / Под ред. И.В. Пилипенко. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2019 — 976 с.
10. Попов А.И., Якшибаева Г.В. Перспективы встраивания трудовой миграции в стратегию высокотехнологичного развития экономики России // Известия СПбГЭУ. — 2021. — № 1(127). — С. 74–84.
11. https://reosh.ru/valentin-katasonov-neobxodimo-vklyuchit-kogda-to-krasnyj-svet-utechke-mozgov-iz-rossii.html
12. Kaufman B.E. The Origins and Evolution of the Field of Industrial Relations in the United States. NY.: Cornell University Press. ILR Press, 1993. 276 р.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия