Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Фахрутдинова Л. Р.
доцент Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат экономических наук,

Кашбразиев Р. В.
профессор кафедры международных экономических отношений
Казанского федерального университета,
доктор экономических наук


Развитие системы технического регулирования в странах ЕАЭС
В статье рассматривается становление технического регулирования как инструмента углубления евразийской интеграции. Под техническим регулированием понимается управление правоотношениями в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и услугам. Показано, что развитие и совершенствование технического регулирования в ЕАЭС является актуальным вопросом. Отмечено, что становление технического регулирования имеет долгую историю и объединяет профессионалов различных сфер деятельности из многих стран, что является важным для потребителей товаров и услуг во всем мире
Ключевые слова: технический регламент, стандарт, Евразийская экономическая комиссия, техническое регулирование
УДК 006; 339.92   Стр: 28 - 30

Техническое регулирование во всем мире имеет огромное значение, поскольку обеспечивает качество предоставляемых услуг и защиту потребителей на рынке. Развивается оно и в России, и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Техническое регулирование в законе Российской Федерации 2002 года «О техническом регулировании» рассматривается как управление правовыми отношениями в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и услугам [5]. Реформа системы технического регулирования в России началась с принятием закона «О техническом регулировании» и заканчивая формированием в рамках Евразийской экономической комиссии единых технических регламентов и системы межгосударственных стандартов. За этот период отмечены многочисленные изменения системы стандартизации в целом.
Особенностью совершенствования системы технического регулирования в ЕАЭС является относительная простота сложившихся взаимоотношений между странами, поскольку используются одинаковые технологии производства при одновременной невозможности полной интеграции государств — членов Союза в единое политическое пространство [4].
Сначала уточним термины. ЕАЭС создан с целью свободного перемещения товаров и услуг, поэтому развитие технического регулирования в ЕАЭС является актуальным вопросом.
Технический регламент Евразийского экономического союза — документ, принимаемый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к субъектам технического регулирования.
Технический регламент — единственный документ, устанавливающий обязательные требования к продукции и услугам.
Однако система технического регулирования переживает трансформацию по причине того, что в условиях роста Интернет-торговли, развития логистических систем, роста доступности цифровых технологий для рядовых потребителей — качество товара признается потребителем, т.е. стандарты качества продукции устанавливает не государство, а потребитель.
Отсюда — сложный процесс его становления и развития: Закон РФ о стандартизации (1993), Закон РФ О техническом регулировании (2002), Закон РФ о стандартизации (2015).
В связи с этим, технический регламент (с 2002 г.) — переход от директивной государственной стандартизации к децентрализованной системе технического регулирования, основанной на согласовании интересов бизнеса, власти и общества (все еще несовершенный инструмент, который используется в современных торговых «войнах»). Он может быть принят международным договором, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ и обязателен для применения и исполнения.
Технические регламенты Евразийского экономического союза приняты для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности (рис. 1).
Рис. 1. Сфера безопасности технических регламентов

Как видим на рисунке 1, сфера безопасности технических регламентов охватывает защиту жизни животных, кроме предотвращения прямых угроз животным, также вопросы предотвращения распространения инфекционных заболеваний. Что касается защиты жизни, здоровья растений, то речь идет об обеспечении профилактики болезней растений и защите территорий от распространения болезней растений. Предотвращение действий, вводящих потребителей в заблуждение, обеспечивается достоверной информацией о проданных товарах, работах и услугах, то есть посредством информирования и других подобных мер и действий.
Разработка, принятие, изменение и аннулирование технических регламентов Союза осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией.
Порядок разработки технических регламентов ЕАЭС был озвучен министром технического регулирования на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии 5 апреля 2012 г. [1]. В рамках заседания для принятия в Совет Евразийской экономической комиссии утверждены следующие технические регламенты:
– «О безопасности мебельной продукции»;
– «О безопасности маломерных судов»;
– «О безопасности отдельных видов специализированных пищевых продуктов, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания».
Нами рассмотрена важность применения нормативных документов по стандартизации в индустрии туризма (табл. 1, табл. 2).

Таблица 1
Систематизация нормативных документов в индустрии туризма и гостеприимства
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц»Устанавливает порядок классификации гостиниц
Приказ Росстандарта от 22 марта 2021 года № 381 «Об организации деятельности технического комитета по стандартизации «Туризм и сопутствующие услуги»»Выполняет функции постоянно действующего национального органа в межгосударственном техническом комитете (МТК) 199 «Туристская деятельность и услуги средств размещения»

С 1 января 2021 г. предприятия индустрии туризма стали действовать с учетом изменений, произошедших в законе о техническом регулировании — сейчас все без исключения гостиничные предприятия подлежат классификации. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» предполагает срок действия до 31 декабря 2026 г.
Согласно приведенному выше постановлению все, без исключения гостиничные предприятия подлежат классификации. Это относится не только к крупным гостиницам с числом номеров более 50, но и к совсем маленьким гостиницам с числом номеров менее 15.
На сегодняшний день подготовлена редакция документа с изменениями, но которые пока не вступили в силу.
С одной стороны, такие требования накладывают дополнительную нагрузку для производителей услуг, но с другой стороны, вышеуказанное Постановление защищает потребителя на рынке гостиничных услуг [3].

Таблица 2
Структура технического комитета по стандартизации «Туризм и сопутствующие услуги» (ТК 401)
Наименование технического комитета (подкомитета)Организация, на базе которой действует технический комитет (подкомитет)Соответствующие ТК (ПК, РГ) ИСО МЭК, МТК
ТК «Туризм и сопутствующие услуги»Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)ИСО/ТК 228 (участие с правом голосования)
ПК 01 «Активный туризм»Автономная некоммерческая организация Научно-информационный центр «Полярная инициатива»ИСО/ТК 228 (участие с правом голосования)
ПК 02 «Устойчивый туризм»Фонд развития профессиональных квалификаций Торгово-промышленной палаты Российской ФедерацииИСО/ТК 228 (участие с правом голосования)


Евразийская экономическая комиссия регулярно проводит заседания по вопросам технического регулирования. Так на собрании от 19 марта 2012 года был подписан приказ о назначении на должности директоров различных департаментов, в том числе было назначение и на должность директора департамента технического регулирования и аккредитации [1].
Обеспечение гарантий качества и безопасности продукции, поступающей на рынок Евразийского экономического союза, является одним из важнейших ориентиров. Особая роль отведена деятельности Совета руководителей государственных (национальных) органов по стандартизации государств ЕАЭС.
Стратегическими задачами развития евразийской интеграции в сфере технического регулирования являются устранение технических барьеров в торговле путем разработки единых требований к продукции и единых процедур оценки соответствия, совершенствование системы зашиты общего рынка от небезопасных товаров [2].
Особая проблема, стоящая перед странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), связана с формированием эффективной системы защиты союзного рынка от опасных продуктов, не соответствующих требованиям единых технических регламентов.
Следующим важным термином системы технического регулирования является стандартизация. Она выступает как один из важнейших механизмов реализации технических регламентов ЕАЭС. Страны Союза оценивают важность современных стандартов, ориентированных на достижение высокого уровня развития экономики, в том числе международных, без которых невозможно внедрение единых союзных технических регламентов.
Как отмечается в научных публикациях, стандарт является основным инструментом реализации технических регламентов [3]. Стандарты являются инструментом исполнения обязательных требований технических регламентов ЕАЭС. При этом стандарты не должны дублировать требования регламентов, а также противоречить им. Особую роль играет необходимость разработки межгосударственных стандартов на основе европейских или международных стандартов. Прямое применение идентичных стандартов позволяет в более короткие сроки внедрять стандарты на территории Российской Федерации и ЕАЭС, иметь единые требования к продукции и терминологии с европейскими странами. Кроме того, принятие таких стандартов делает более понятным конкурентную среду, позволяет выводить продукцию на внешние рынки.
Соотношение технических регламентов и стандартов следующее: каждый технический регламент в виде приложений включает перечни стандартов по требованиям к продукции и методам испытаний.
Представляется, что техническое регулирование в ЕАЭС не должно обеспечивать полной верификации подсистем государственного регулирования. Наднациональными должны стать технические регламенты, ориентированные на обеспечение безопасности продукта, а системы стандартизации и сертификации целесообразно сделать национальными. Главное — сформировать непротиворечивое представление об оценке качества.
Следует отметить, что развитие стандартизации имеет долгую историю, а техническое регулирование относительно новый инструмент для применения в России. Сфера стандартизации объединяет профессионалов различных сфер деятельности из многих стран. Это актуально также для потребителей товаров и услуг во всем мире. В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации ИСО (ISO). С тех пор на всех языках мира Международная организация по стандартизации носит сокращенное название ISO. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, кроме электроники и электрооборудования, которые входят в компетенцию специальной международной комиссии по электронике и электрооборудованию.
Основная цель международной стандартизации — взаимодействие для упрощения международной торговли, а также взаимопомощи и расширения сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической деятельности путем разработки и принятия на основе консенсуса международных стандартов.
Члены ИСО являются национальными организациями по стандартизации.
Гармонизация технических регламентов и стандартов — необходимое условие развертывания международной промышленной кооперации (МПК) с партнерами из ЕАЭС и др. региональных союзов.
Применение единых стандартов производства, стандартизированных деталей и комплектующих, а также унификация технологий приводят к получению эффекта от МПК, который является системным:
– обеспечение экономии средств за счет применения апробированных решений;
– передача знаний и инноваций, сокращение сроков внедрения новых технологий за счет применения уже разработанных и апробированных практик.
Ранее было отмечено, что сфера технического регулирования — одно из ключевых направлений деятельности Евразийской экономической комиссии. В рамках работы Евразийской экономической комиссии формируются Программы разработки межгосударственных стандартов. Применение стандартов на добровольной основе должно обеспечивать соблюдение требований технических регламентов.
Соответственно, применение межгосударственных стандартов для обеспечения требований технических регламентов Таможенного союза в настоящее время является приоритетным направлением развития стандартизации в странах Таможенного союза ЕАЭС.
ЕАЭС постоянно сотрудничает с органами по стандартизации и метрологии Беларуси, Казахстана и России. В рамках такого сотрудничества была организована программа обучения в сфере технического регулирования. Основными целями программы обучения являются информирование широкого круга специалистов, заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности о практике применения вступивших в силу технических регламентов Таможенного союза, а также обмен опытом в области новых нормативных документов.
Система стандартизации в ЕАЭС — гибкая система. Специфика национальных систем стандартизации и технического регулирования сохранится:
– наднациональными станут технические регламенты, ориентированные на обеспечение безопасности продукта;
– системы стандартизации и сертификации целесообразно сделать национальными.
Как уже было сказано, главное — сформировать непротиворечивое представление об оценке качества, а также качестве и конкурентности товара. Что касается эффектов от развития системы технического регулирования в странах ЕАЭС, в сфере товарного производства использование стандартных деталей и комплектующих, а также технологий способствует развитию международной производственной кооперации.
В сфере услуг — формирование и имплементация технических регламентов может способствовать становлению единого рынка услуг ЕАЭС, рынка рекреационных услуг и туристского рынка, что в свою очередь приведет к предоставлению качественных услуг потребителям в указанных сферах деятельности.


Статья поступила в редакцию 30.07.2022.

Список использованных источников:
1. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения 18.03.2022)
2. Национальная система аккредитации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fsa.gov.ru (дата обращения 18.03.2022)
3. Фахрутдинова Л.Р., Эйдельман Б.М., Найда А.М. Развитие системы стандартизации и сертификации в индустрии туризма России в современных условиях // Казанский экономический вестник. — 2021. — № 1. — С.10–15.
4. Капогузов Е.А., Чупин Р.И. Новые тренды институциональных изменений системы технического регулирования качества потребительских благ в ЕАЭС // Актуальные проблемы экономики и права. — 2021. — Т.15, № 2. — С. 235–248.
5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241 (Дата обращения 18.03.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия