Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
(Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022)
Филькевич И. А.
профессор Московского государственного института международных отношений (МИД России)
и Московского педагогического государственного университета,
доктор экономических наук


Трансформация стратегических ориентиров евразийской интеграции в современных условиях
В статье рассматриваются приоритеты развития экономического сотрудничества в государствах-членах ЕАЭС, определяются методологические подходы к трансформации стратегических ориентиров евразийской интеграции в условиях санкционной политики. Оцениваются особенности интеграции в сфере реализации совместных. Оределены стратегические ориентиры евразийской интеграции в современных условиях ЕАЭС
Ключевые слова: ЕАЭС, евразийская интеграция, экономическое сотрудничество в ЕАЭС, экономические санкции, стратегические ориентиры ЕАЭС
УДК 339.924   Стр: 45 - 47

Необходимо отметить, что стремление к поиску новых форм экономической интеграции у государств постсоветского пространства появилось сразу после распада Советского Союза. При этом, уже в 1991 году было образовано СНГ, в последующие годы предпринимались неоднократные попытки формирования интеграционных объединений, которые бы могли обеспечить устойчивое развитие на основе взаимовыгодного экономического сотрудничества [2].
Созданный в 2015 году Евразийский экономический союз активно содействует повышению эффективности многостороннего сотрудничества государств-членов и развитию международного бизнеса даже в условиях санкционных мер, которые применяются в отношении России и Беларуси с 2014 года. Проводимая политика экономических санкций Запада направлена на ограничение развития внешних экономических связей и торгово-экономического сотрудничества в конкретных отраслях экономики.
Среди государств-членов ЕАЭС экономические санкции впервые были введены в отношении Республики Беларусь уже в 1995 году со стороны США. В период с 2006 по 2016 гг. в отношении республики применялись разнообразные экономические санкции со стороны США, ЕС и Канады. В отношении Российской Федерации Западные санкции связываются с войной на Донбассе, вхождением Крыма в состав России и т.п. [9].
При этом создание Евразийского экономического союза пришлось на период введения экономических санкций против России после присоединения Крыма, когда на Украине произошел государственный переворот и страна отказалась от ранее выбранного курса на евразийскую интеграцию.
Последствия санкций, введенных в 2014 году, оказали существенное влияние на экономику всех государств-членов ЕАЭС, поскольку из-за применения санкций против России и Беларуси трудности в экономическом развитии испытывали также Армения. Казахстан и Кыргызстан. Как показывают результаты проведенного исследования, только разработка совместных действий по преодолению кризисных процессов позволила государствам-членам ЕАЭС к 2018 году преодолеть кризисные явления в рамках евразийского экономического пространства [3].
Важно учитывать то обстоятельство, что в рамках евразийской интеграции страны стали проводить согласованную макроэкономическую политику, нацеленную на достижение экономических преимуществ от взаимной торговли товарами и услугами, перемещения трудовых ресурсов и капитала.
Новые экономические санкции против Российской Федерации и Республики Беларусь начали применяться в феврале 2022 года в связи с началом военной специальной операции.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован список недружественных стран, в которой вошли: Австралия, Великобритания, страны ЕС, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Сингапур, США, Тайвань, Украина, Черногория, Швейцария и Япония [7]. Недружественные страны разработали перечень санкционных мер, который постоянно дополняется новыми санкциями. В частности, Европейский союз принял уже шестой пакет санкций против России.
Как показало проведенное исследование, по нашему мнению, правомерно разделить все применяемые в отношении Российской Федерации санкции на следующие основные группы.
1. Финансовые ограничения.
2. Ограничения в отношении международного бизнеса.
3. Транспортные ограничения.
4. Неэкономические ограничения.
К числу основных финансовых ограничений следует отнести: ограничения против деятельности ряда российских банков и институтов развития, ограничения на покупку государственного долга РФ, ограничения на инвестиции в российские активы, ограничения на размещение депозитов россиян за рубежом, ограничительные меры против Банка России, отключение части банков от системы SWIFT и иные секторальные финансовые ограничения.
В виде ограничений в отношении международного бизнеса выступают: запрет импорта или экспорта отдельных товаров, отраслевые санкции против ОПК, авиапромышленности, нефтегазовой промышленности, космической отрасли, судостроения, ограничение импорта высокотехнологичной продукции и товаров двойного назначения, разрыв международного сотрудничества и деловых взаимоотношений, санкции против российских институтов развития и компаний и другие меры.
К числу важных транспортных ограничений можно отнести: запреты на транспортировку российских грузов, запрет на вхождения в российские порты, запрет на авиаперелеты и другие меры.
В качестве неэкономических ограничений стали применяться отмена и перенос спортивных и развлекательных мероприятий, ограничение на вещание российских каналов за рубежом, персональные санкции против российских граждан.
Евразийский экономический союз ощутил последствия санкций уже в феврале 2022 года. При этом уже в марте Евразийская экономическая комиссия выступила с инициативой создать специальную рабочую группу высокого уровня для разработки мер по стабилизации товарных, валютных и финансовых рынков государств-членов ЕАЭС.
Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию в марте разработала защитные меры во внешней торговле. При этом Россия установила разрешительный порядок вывоза за пределы территории РФ на территории государств-членов ЕАЭС: сельскохозяйственной техники и частей к ней, транспортных средств, их частей и комплектующих, ряда промышленной продукции, телекоммуникационного оборудования лабораторного, добычного, геологоразведочного, геофизического оборудования и частей к нему
Кроме того, по предложению руководства Европейской экономической комиссии разработаны правила по объединению евразийских рынков в период применения экономических санкций. В настоящее время данные правила насчитываю 33 мероприятия, включая создание новых логистических цепочек и диспетчеризации поставок экспорта и импорта вплоть до создания совместных операторов морских контейнерных линий, совместных логистических складов и распределительных центров на территории союза, с целью обхода транспортных ограничений, предусмотренных для российских производителей. Кроме того, расширяется практика использования национальных валют во взаимных расчетах между государствами-членами ЕАЭС.
В качестве трансформации стратегических ориентиров евразийской интеграции в период действия экономических санкций, на наш взгляд, правомерно предусмотреть следующие:
– реализацию политики импортозамещения;
– переход на расчеты в национальной валюте;
– развитие Евразийских технологических платформ;
– формирование новых подходов к экономическому партнерству;
– создание логистических цепочек, содействующих преодолению негативных последствий и другие.
Особое внимание нужно уделить развитию инновационного экономического сотрудничества на основе создания Евразийских технологических платформ. В целях реализации пункта 3 Решения Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. № 2 «Об утверждении Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ» в настоящее время сформировано 16 евразийских технологических платформ [5].
В настоящее время в рамках Союза определены ключевые направления формирования технологических платформ: медицинские и медицинские биотехнологии, фармация; информационно-коммуникационные технологии; фотоника; авиакосмические технологии; ядерные и радиационные технологии; энергетика; технологии транспорта; технологии металлургии и новые материалы; добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка; химия и нефтехимия; электроника и технологии машиностроения; экологическое развитие; промышленные технологии; сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии [6].
Создаваемые в настоящее время евразийские технологические платформы призваны обеспечить промышленное развитие наших стран и повышение их конкурентоспособности на мировом рынке. За счет концентрации интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов государств-членов ЕАЭС открываются новые возможности кооперации в рамках платформ предприятий, учебных заведений и общественных организаций, направленных на интенсификацию инновационного развития наших экономик [4].
В качестве трансформации стратегических ориентиров евразийской интеграции в период действия экономических санкций важно уделить особое внимание взаимодействию в рамках идеи Большого Евразийского партнерства, на основе достижения эффективного экономического сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС и китайской инициативой «Один пояс — один путь» [1].
Кроме того, следует предусмотреть создание и развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов ЕАЭС в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг». При этом совместные мероприятия позволят минимизировать логистические потери от вводимых санкций
В качестве трансформации стратегических ориентиров особое место должны занимать новые инициативы по стимулированию производств, создающих региональные производственно-технологические цепочки добавленной стоимости для развития кооперационных связей между предприятиями государств-членов ЕАЭС [8]. Причем в основе такого стратегического ориентира должны выступать совместные программы и высокотехнологичные проекты международной кооперации с привлечением международных институтов развития — Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития.
Проведенное исследование свидетельствуют о том, что в условиях современных глобальных вызовов экономически развитые государства начинают прибегать к новым методам конкурентной борьбы, в том числе на основе введения экономических санкций против торговых партнеров. Применение санкций против России и Беларуси носит масштабный характер и затрагивает около 50 стран. Трансформация стратегических ориентиров в рамках евразийской интеграции способна снизить негативные последствия от санкций для государств-членов Евразийского экономического союза и создать новые формы экономического партнерства на основе инновационного развития.


Статья поступила в редакцию 30.07.2022.

Список использованных источников:
1. Глобальная экономика: Северо-Восточная Азия как центр перемен: монография / Под общ. ред. Р.И. Хасбулатова [монография] — Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2022. — С. 179–180.
2. Интеграционные процессы в странах СНГ: тенденции, проблемы и перспективы: монография — М.: Финакадемия, 2008. — 288 с.
3. Международные экономические отношения: учебное пособие для студентов бакалавриата / И.Н. Платонова, О.Б. Пичков, Г.М. Костюнина [и др.] — Москва: МГИМО-Университет, 2021. — 399 с.
4. Новая парадигма развития международных экономических отношений: вызовы и перспективы для России: монография / Т.М. Исаченко, Л.С. Ревенко, И.Н. Платонова [и др.]; под общей редакцией и с предисловием Т.М. Исаченко, Л.С. Ревенко — Москва: МГИМО-Университет, 2022. — С. 325–405.
5. О формировании приоритетных евразийских технологических платформ [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 456047406 (дата обращения 27.02.2022)
6. Перечень направлений по формированию евразийских технологических платформ [Электронный ресурс]. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom (дата обращения 07.05.2022)
7. Правительство утвердило перечень недружественных России стран и территорий [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/ 44745/(дата обращения: 15.05.2022).
8. Филькевич И.А. Формирование общих рынков энергоресурсов ЕАЭС // Экономика. Бизнес. Банки. — 2021. — № 12 (62). — С. 8–16.
9. Connolly R. Russia’s Response to Sanctions: How Western Economic Statecraft is Reshaping Political Economy in Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://valdaiclub.com/files/21144/ (дата обращения: 01.06.2022)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия