Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Карпова С. В.
зав. экспериментальной лабораторией нейротехнологии в управлении,
профессор департамента логистики и маркетинга
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор


Особенности создания государственных и корпоративных программ в области повышения качества жизни населения
В статье рассмотрены вопросы системной поддержки повышения качества жизни населения на примере внедрения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) в современных условиях. Показано, что при разработке государственными и корпоративными структурами мероприятий по созданию своих комплексных программ развития реализация принципов ЗОЖ должна осуществл‑яться через их соблюдение в повседневной жизни. Представлен перечень мероприятий по созданию государственных и корпоративных программ системной поддержки в области повышения качества жизни населения, который позволяет осуществить взаимосвязь государства и бизнеса при решении этих задач
Ключевые слова: государственные и корпоративные программы, качество жизни населения, принципы здорового образа жизни (ЗОЖ), здоровье, продолжительность жизни
УДК 658.71; ББК 65.41   Стр: 73 - 76

В последние годы, в контексте смены идеологических акцентов в политике федеральной российской власти и общемировой политической конъюнктуры, вопросы системной поддержки в области повышения качества жизни населения на примере внедрения принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) становятся особенно актуальными. Представленный перечень мероприятий по созданию государственных и корпоративных программ системной поддержки в области повышения качества жизни населения позволяет осуществить взаимосвязь государства и бизнеса с населением. Все это определило тему исследования данной статьи.
В условиях смены идеологических акцентов в политике федеральной российской власти и общемировой политической конъюнктуры, под влиянием политических и социально-экономических трансформаций исторические приоритеты российской власти прошли путь от радикального либерализма до умеренного патриотизма и «почвенного» консерватизма [1]. Поэтому, на наш взгляд, на государственном и корпоративном уровне должны реализовываться программы системной поддержки в области повышения качества жизни населения, включающие перечень мероприятий, направленных на внедрение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) и их соблюдения в повседневной жизни населения через улучшение здоровья населения и повышение продолжительности жизни в современных условиях.
Если рассматривать поэтапность социально-экономической трансформации российского общества, то можно выделить:
1) модернизация России в постсоветский период (1991–1996 гг.), связанная с преодолением советского прошлого под новые задачи реформирования – средства массовой информации (СМИ) занимали либерально-реформаторскую позицию;
2) период поиска основ новой отечественной государственности (после президентских выборов 1996 г.) сопровождавшийся резким разочарованием в «западническом» пути развития и либеральных ценностях – от государственной власти и СМИ потребовались новые идеологические подходы с опорой на национальные традиции;
3) новый этап постсоветской государственности, связанный со стабилизацией и консолидацией российского общества (приход к власти В.В. Путина и его команды) – государственная власть и СМИ сделали ставку на укрепление государственных основ, борьбу с сепаратизмом и экстремизмом, формирование в России современного мощного и эффективного государства, развитие институтов гражданского общества. Новая государственная власть пообещала наладить «социальные лифты», начать работу с молодым поколением, вывести страну в мировые лидеры. Обострение отношений между Россией и Западом в 2007–2008 и 2014–2022 гг., прежде всего, из-за агрессивной политики западных партнеров на постсоветском пространстве, что подтолкнуло Россию к проведению жесткого курса, направленного на защиту национальных интересов страны.
Задачи на этих этапах социально-экономической трансформации российского общества ставились не только перед профильными министерствами и ведомствами, но и перед профильными СМИ.
Важное значение при оценке актуальности данного исследования, обусловлено тем, что в условиях глобальных угроз (в их числе – пандемия Covid-19, финансовые кризисы, экономические санкции и т.п.) перед современным социальным государством встают задачи предотвращения экспонентного снижения качества жизни населения при ограниченности бюджетных ресурсов, турбулентности банковской сферы, кризиса отраслей экономики, малого и среднего бизнеса [2].
Таким образом, современные геополитические реалии требуют от государственных властей и корпоративных структур, с одной стороны, проведения мобилизационной социально-экономической политики, с другой – консолидации общества на началах государственного патриотизма и общероссийской идентичности.
Реализация на практике созданных государственных и корпоративных программ в области повышения качества жизни населения подразумевает необходимость поэтапного решения следующих мероприятий:
1. Формирование рабочих групп, взаимодействующих с общественностью, целью которых выступает разработка мероприятий в области повышения качества жизни населения, а также их мониторинг и оценка фактических результатов.
Рабочие группы по формированию государственной программы должны включать:
– кураторов государственных программ;
– руководителей государственных программ;
– администраторов государственных программ;
– представителей общественно значимых некоммерческих организаций, различных ассоциаций и социальных служб и др.
– представителей общественности.
Рабочие группы по формированию корпоративных программ должны включать:
– представителей HR-отделов организаций;
– медицинские службы;
– профсоюзные организации (представителей трудовых коллективов организаций);
– представителей значимых корпоративных структур: ОАО «РЖД»; АО «Полюс»; ПАО «НК «Роснефть»; АО «Лукойл»; ПАО «Акрон»; ПАО «Русал»; ПАО «Татнефть»; АО «Электрохимический завод»; ПАО «Интер РАО»; АО «СУЭК» и др.
– представителей общественно значимых некоммерческих организаций, различных ассоциаций и социальных служб и др.
2. Создание государственных и корпоративных программ, позволяющих увеличить качество жизни населения:
– проведение анализа текущей ситуации (параметров здоровья населения, производственных факторов, потребностей населения) и выявление приоритетных направлений, которые должны быть обусловлены решением проблем качества жизни населения;
– оценка имеющихся ресурсов, которые необходимы для практической реализации государственных и корпоративных программ: информационных, трудовых, материальных, финансовых и организационных ресурсов;
– разработка перечня мероприятий, результаты которых должны быть не только конечными, но и промежуточными с целью понимания эффективности созданных государственных и корпоративных программ.
3. Утверждение государственных и корпоративных программ, позволяющих увеличить качество жизни населения в современных условиях.
4. Выявление взаимосвязи созданных государственных и корпоративных программ с уже реализуемыми программами.
5. Реализация на практике государственных и корпоративных программ, позволяющих увеличить качество жизни населения.
В целом создание государственных и корпоративных программ системной поддержки в области повышения качества жизни населения обусловлены определенным сходством, а именно формированием рабочих групп, созданием содержания программ, их утверждением и реализацией на практике. При этом перед реализацией комплексных государственных программ системной поддержки населения в области повышения качества жизни необходимо обозначить их названия, поскольку это официальные нормативные документы, а также выявить взаимосвязь созданных государственных программ с уже реализуемыми государственными программами.
Комплексные государственные программы системной поддержки населения в области повышения качества жизни за счет применения на практике принципов ЗОЖ обусловлены следующими целями:
 Определение факторов риска, влияющих на повышение качества жизни населения.
 Реализация государственных программ, трансформирующих поведение населения.
 Реализация просветительских (образовательных, пропагандистских, культурно-этических) программ, позволяющих увеличить значимость социально-экономических факторов, влияющих на повышение качества жизни населения.
 Реализация государственных программ на разных уровнях, трансформирующих экономическую и социально-культурную среду в РФ и за ее пределами.
Комплексные государственные программы системной поддержки в области повышения качества жизни населения должны формироваться на разных уровнях государственной поддержки: федеральном, региональном и муниципальном; включать перечень социально-экономических, культурно-этических, информационных мероприятий, которые нацелены на здоровое питание, комплексное медицинское обслуживание, внедрение принципов ЗОЖ, повышение продолжительности жизни, улучшение здоровья различных групп граждан с учетом создания системы ухода за пожилыми людьми и пенсионерами, в частности, через создание системы сбалансированного социального обслуживания и оказания необходимой медицинской помощи не только в стационарных условиях, но и в домашней обстановке и др.
Рабочая группа по разработке государственных программ в области повышения качества жизни населения на разных уровнях государственной поддержки должна включать в себя основных ответственных лиц:
1. Куратор государственной программы на уровне Правительства РФ.
2. Руководитель государственной программы.
3. Администратор государственной программы.
Создаваемые государственные программы системной поддержки населения в области здорового образа жизни должны затрагивать проблемы соблюдения его в повседневной жизни через улучшение здоровья населения и повышения продолжительности жизни в современных условиях.
В последнее десятилетие принципы ЗОЖ признаны одними из приоритетных факторов, влияющих на качество жизни человека. Если говорить об общем понятии «здоровый образ жизни», то под ним понимается такой образ жизни, который помогает сохранить и улучшить не только здоровье человека, но и обеспечить его благополучие.
По данным проведенного в 2012 г. мегаанализа, 15 международных исследований (более 500 тыс. человек), более половины преждевременных смертей были вызваны факторами нездорового образа жизни, такими как плохое питание, малоподвижный образ жизни, ожирение, чрезмерное употребление алкоголя и курение [3].
Так, по данным Росстата, совокупная доля граждан России, которые ведут здоровый образ жизни, в 2019 г. составила 12,0%, а в 2020 г. уже – 9,1% (в Москве – 8,8 и 6,7%, соответственно) [4]. Идет снижение данного показателя, что усугубила пандемия Covid-19. Для исправления этой ситуации необходимо на государственном уровне создавать условия для реализации здорового образа жизни и активизировать усилия по пропаганде ЗОЖ среди населения разных возрастов.
В рамках создаваемых государственных программ системной медицинской поддержки и повышения продолжительности жизни населения необходимо придерживаться определенного перечня мероприятий (табл. 1).

Таблица 1
Перечень мероприятий системной медицинской поддержки населения в государственных программах
№ п/пМероприятияПримечание
1.Развитие мобильной медицинской службы на территории всех субъектов РФ. 
2.Организация и проведение профилактических осмотров.общая диспансеризация населения трудоспособного и нетрудоспособного возраста с учетом определения у них наследственных, хронических и патологических заболеваний, оказывающих негативное влияние на общее качество жизни в конкретном регионе и стране в целом
3.Реализация программ вакцинации от ключевых инфекций.вакцинации от гриппа и ОРВ, коронавирусной, пневмококковой и менингококковой инфекции, и т.п.
4.Реализация государственных программ, способствующих повышению продолжительности жизни населения. 
5.Реализация государственных программ, способствующих профилактике потребления населением алкогольных напитков и табачных изделий. 
6.Реализация государственных программ, стимулирующих население к соблюдению принципов здорового питания. 
7.Реализация государственных программ, мотивирующих население к физической активности дома, на отдыхе, на рабочем месте; к занятиям спортом. 
8.Реализация государственных программ, способствующих сохранению психоэмоционального благополучия населения. 
Источник: Составлено автором

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 60% качества жизни человека связано со здоровьем и зависит от образа его жизни. Например, Правительством РФ установлены «особенности» выполнения базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) в экстраординарных условиях распространения и борьбы с Covid-19; выделяются из резервного фонда бюджетные ассигнования на субсидии бюджетам субъектов РФ, в том числе на стимулирующие выплаты.
Таким образом, создание и реализация разнообразных государственных программ системной поддержки населения в области повышения качества жизни в условиях глобальных угроз будет способствовать предотвращению экспонентного снижения качества жизни населения. Значительный блок государственных мер по социально-экономической стабилизации направлен в настоящее время на поддержку населения России и субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Кроме комплексных государственных программ системной поддержки в области повышения качества жизни населения важное значение имеют корпоративные программы, которые должны быть разработаны разнообразными российскими организациями крупного бизнеса и МСП различных отраслей и сфер деятельности.
Корпоративные программы системной поддержки в области повышения качества жизни населения за счет применения на практике принципов ЗОЖ обусловлены следующими целями:
1. Определение факторов риска, влияющих на повышение качества жизни населения.
2. Реализация корпоративных программ, трансформирующих поведение населения.
3. Реализация образовательных программ, позволяющих увеличить значимость социально-экономических факторов, влияющих на повышение качества жизни населения.
4. Реализация программ, трансформирующих корпоративную производственную и социально-культурную среду.
Для того чтобы мотивировать население к повышению качества жизни за счет применения на практике принципов ЗОЖ через их постоянное соблюдение и улучшение здоровья, необходимо создать систему корпоративных программ по таким направлениям, как:
1. Профилактика потребления населением алкогольных напитков и табачных изделий.
2. Соблюдение населением принципов здорового питания.
3. Увеличение физической активности населения.
4. Сохранение психоэмоционального благополучия населения.
Первое направление корпоративных программ «Профилактика потребления населением алкогольных напитков и табачных изделий» подразумевает реализацию на практике следующего перечня мероприятий:
1. Организация и проведение тестирования населения на предмет потребления алкогольных напитков и табачных изделий.
2. Осуществление в СМИ информационно-консультационной поддержки населению по риск-факторам потребления алкогольных напитков и табачных изделий.
3. Проведение различных мероприятий по вопросам негативных последствий потребления алкогольных напитков и табачных изделий и др.
Второе направление корпоративных программ «Соблюдение населением принципов здорового питания» подразумевает реализацию на практике перечня мероприятий:
1. Обеспечение населения питьевой водой.
2. Организация и соблюдение режима питания в рамках принципов ЗОЖ.
3. Осуществление мероприятий, способствующих предоставлению гражданам услуг по здоровому питанию.
4. Наличие возможности выбора необходимых продуктов для обеспечения соблюдения принципов ЗОЖ на всех корпоративных площадках.
5. Использование инструментов стимулирования людей к нормализации своего внешнего вида (внешности, фигуры и поведенческих атрибутов, др.).
6. Реализация информационно-просветительской работы с точки зрения нормализации питания (состав, режим, процедура и т.п.).
7. Разработка мероприятий, позволяющих распространять на рабочем месте в коллективе опыта приверженности принципам ЗОЖ (приготовление диетических блюд, участие в конкурсах и викторинах по питанию, других кулинарных мероприятиях).
8. Проведение информационно-просветительской работы в области распространения принципов рационального питания и борьбы с ожирением.
9. Осуществление групповых занятий, направленных на определение ошибок в области соблюдения принципов ЗОЖ в области питания и др.
Третье направление корпоративных программ «Увеличение физической активности населения» подразумевает реализацию на практике перечня мероприятий:
1. Предоставление возможности гражданам посещения объектов физической культуры и спорта, созданных или арендуемых корпоративными структурами.
2. Организация и осуществление массовых спортивных мероприятий, а также возможность принятия индивидуального участия в игровых видах физической культуры и спорта.
3. Организация мероприятий физической культуры и спорта в корпоративных структурах, нацеленных на реализацию физкульт-брейков во время всего трудового дня и др.
Четвертое направление корпоративных программ «Сохранение психоэмоционального благополучия населения» подразумевает реализацию на практике перечня мероприятий:
1. Обучение граждан (очное или дистанционно) для получения знаний, умений и навыков, дающих возможность управлять своими эмоциями; практического использования методов профилактики психоэмоционального выгорания и депрессии и методик когнитивной психотерапии с точки зрения предупреждения или преодоления накопившегося на рабочем месте стресса.
2. Обучение руководящего состава корпоративных структур в области управления производительностью труда, сохранения психоэмоционального благополучия в трудовом коллективе, в частности, мероприятия по внедрению положительной модели лидерства в коллективе.
3. Обучение граждан профилактическим основам оказания психотерапевтической помощи индивидам, страдающим аддиктивными, психотическими расстройствами, депрессивными состояниями, обладающими дивиантным и агрессивным поведением и др.
Таким образом, при создании корпоративных программ системной поддержки в области повышения качества жизни населения для каждого из вышеперечисленных четырех основных направлений в исследовании представлен перечень конкретных мероприятий, способствующих улучшению здоровья населения, повышению продолжительности жизни, внедрению принципов ЗОЖ и их соблюдению в повседневной жизни.
Общие мероприятия по созданию государственной и корпоративных программ системной поддержки населения в области повышения качества жизни обусловлены определенным сходством, а именно формированием рабочей группы, созданием содержания программы, его утверждением и реализацией на практике. Все это станет основой для создания универсальной для России модели реагирования на глобальные и национальные кризисные ситуации.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что ЗОЖ зависит от раннего принятия жизненных ценностей и привычек и оказывает влияние на состояние здоровья в более зрелом возрасте, что подтверждает необходимость пропаганды ЗОЖ среди разных слоев населения. Поэтому элементами государственной политики должно стать создание условий для реализации здорового образа жизни и активизировать усилия по применению разнообразных мероприятий по информированию о благоприятной роли ЗОЖ во влиянии на повышение качества жизни среди разных слоев. Так, президентом РФ В.В. Путиным было инициировано положение по развитию инфраструктуры для реализации ЗОЖ, которое стало ключевым элементом в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [5]. Например, формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи являются одними из элементов «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [6]. Важно привлекать молодежь, прежде всего студентов вузов, к участию в международных проектах в области ЗОЖ, например, к глобальному проекту Healthy Campus (Здоровый кампус) Международной федерации университетского спорта (FISU), стартовавшем в мае 2020 года, миссия которого состоит в популяризации ценностей ЗОЖ в студенческой среде.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что в настоящее время в России формируются принципиально новые по инфраструктуре, организационному подходу, целеполаганию механизмы функционирования органов государственной власти, взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, противостоящих рискам, угрозам и опасностям, поднимая степень доверия населения к органам власти на разных уровнях. Применение комплексных и эффективных мероприятий по системной поддержке населения в области повышения качества жизни должны снять или уменьшить обострившиеся в современных условиях проблемы социально-экономического, институционального и правового характера. В этом случае Россия сможет преодолеть существующие проблемы в демографическом, экологическом, финансово-экономическом и социально-культурном развитии, сохранив и преумножив человеческий капитал страны.


Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету в 2022 году.

Список использованных источников:
1. Шатилов А.Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации по формированию исторических представлений студенческой молодежи в постсоветский период // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 15.
2. Галас М.Л. Государственно-политические меры Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития в период борьбы с Covid-19 с учетом повышения качества жизни населения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 82.
3. Loef M., Walach H. The combined effects of healthy lifestyle behaviors on all cause mortality: a systematic review and meta-analysis. Prev Med. 2012; 55(3): 163-70.
4. Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 14.07.2022).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: https://docs.cntd.ru/document/566430492 (дата обращения: 21.07.2022).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» - URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 21.07.2022).

Сноски 
1 «Почвенники» – это условно выделенное идеологическое крыло коммунистической партии, отстаивавшее идею «русского» социализма и построения государства на основе превалирования русских ценностей // Осинина Д.Д. Формирование суверенных властных систем в «молодых» центральноазиатских республиках в период 1991–2000 годах // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Том 11. №3. С. 89.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия